Почему всё не так?

Вот скоро мне исполнится 60 лет, я перёйду в категорию пенсионеров по возрасту. Это дает мне право максимально пользоваться социальными льготами, что вызывает определённую радость и грусть. Но, ничего не поделаешь – это объективная реальность, говоря языком юриспруденции, приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Иначе говоря, в жизни пришел период, когда ты идешь не на базар, а с базара. Наверно, в начале или в середине 90х годов прошлого столетия в отечественном законодательстве был введён термин «дожитие», который вызвал шквал критики.

Вообще надо сказать, что наша жизнь, начиная с середины прошлого века, начала крениться в сторону определённого хаоса и непредсказуемости, которые затронули не только общественные, но и природные процессы. Так сегодня можно с большой долей точно предсказать, что день окончится ночью, после ночи, вне всякого сомнения, наступит утро и взойдет солнце. Вот все остальное можно прогнозировать с определённой долей вероятности. Так погода, несмотря на имеющуюся технику, предсказывают очень примерно, при этом добавляя термин «вероятно», там может быть дождь, ветер, снег и т.д.

Если взглянуть на проблему погоды во вселенском масштабе, то можно наблюдать невероятные процессы. Кроме того, с неба падают метеориты, слава богу, что обходится без жертв. Иначе говоря, климат меняется просто на глазах. Вот у наших предков был, если можно так выразиться, порядок: зимы были холодные, летом было жарко. Все было более-менее понятно и предсказуемо, так погоду можно было определить по приметам.

Климат был устойчивым, я, вспоминая свое детство, могу точно сказать, что у нас в Сибири лето было жарким, а зима холодная. Сейчас этого не скажешь. Уже много лет зима, не поймешь какая, и лето прохладное.

Сегодня существует великое множество мнений относительно того, каков механизм происхождения необратимых природных процессов. Если вдаваться в подробности происхождения данных явлений, необходимо отметить, что одна часть исследователей считает их происхождение объективными процессами, другая субъективными. Однозначно ответить сложно, поскольку то и другое недостаточно изучено. Вообщем, от чего и как пока не очень понятно.

Ну, а что касается общественных процессов, которые имеют место быть в сегодняшних социальных реалиях, то здесь, как сказал бы один из героев классического советского художественного фильма: «форменное безобразие».

Это безобразие стало бешеными темпами развиваться после распада СССР, когда мы все стали свободными и независимыми, когда общество было поражено синдромом золотого тельца. С точки зрения криминологической философии, хотя такой научной специальности нет, я сам себе придумал такую отрасль научных познаний, но, тем не менее, мы живём в демократическом государстве, и мне хочется поделиться своими рассуждениями с позиции данной отрасли знаний как рядовому обывателю.

И так, для рядового обывателя сфера общественных отношений носит приземлённый потребительский характер. Главное, чтобы была возможность работать и получать приемлемую зарплату, иметь гарантированную медицинскую помощь, получать образовательные и социальные услуги. Кроме того иметь свой угол, то есть желательно собственное или, на худой конец, арендуемое жилье.

Как было отмечено выше, относительно золотого тельца, то все социально-нравственные нормы или, как сейчас принято говорить скрепы, из общественного сознания были просто вытравлены, фигурально выражаясь, по одному мановению волшебной палочки. Внутреннее самосознание личности было направлено на получение денег. При этом из внутреннего сознания исчезло понятие труда, как основного элемента социально-полезной человеческой деятельности. Основой для подражания жизненных аспектов стал запад и Соединённые Штаты Америки, где было и есть всё свободно, просто, достойно и демократично. Ну, и, конечно, практически все завидовали уровню жизни граждан Европы и других стран с развитой демократией.

Вполне очевидно, что любая смена общественно-экономической формации, с точки зрения марксистко-ленинской философии, всегда обусловлена противоречиями в обществе, которые заканчиваются государственными переворотами. Одним из последствий смены правящих элит, является рост преступности – это объективная реальность, от которой никуда не деться.

После развала СССР на смену партийной элиты КПСС, пришли элита, которая представляла приспособленцев то есть, ранее бывших частью предыдущей элиты, представителей криминалитета, а также людей, оказавшиеся в нужное время и в нужном месте. Благополучно разделив между собой всю государственную собственность при помощи института бандитской приватизации, данные элиты стали диктовать и проповедовать свои социальные нормы, основанные на всё том же золотом тельце.

Главной и магистральной мотивацией данных норм было – наличие денег, позволяющих вести роскошно-разгульный образ жизни. При этом понятие «зарабатывать» эти деньги было исключено. На смену понятию «зарабатывать» пришло другое понятие «достать бабло». Вот и пустилась немалая часть общества «во все тяжкие»: как-то доставать деньги.

В полнее предсказуемо и объективно, что на фоне таких социальных явлений как: безработица, невыплата заработной платы, отрицания ранее действовавших социальных норм, наркомании, алкоголизма и проституции, резко увеличилась преступность не только в количественных, но и в качественных показателях.

Вспоминая свою жизнь в тот период, могу сказать, что всё было поставлено с головы на ноги: цены по гайдаровской реформе выпустили в свободное плавание. Раньше проезд в общественном транспорте стоил шесть копеек, а после отпуска цен стало две тысячи. С учетом того, что за шесть тысяч можно было в СССР купить машину Жигули. У меня до сих пор в памяти зарплата в миллионах, которую я приносил в наволочке от подушки.

По телевизору показывали красочную и яркую рекламу, все каналы крутили зарубежные «мыльные оперы». Всё время проводились конкурсы красоты, начиная муниципальными и, кончая федеральными уровнями. Потом появились конкуры маленьких красавиц и красавцев.

Между тем всё растаскивалось и разворовывалось по винтикам и шпунтикам. Потом после бандитской приватизации появись сказочно богатые люди, которые стали хозяевами мира сего. Ну, и соответственно, они стали объектами для подражания. При этом учителя, врачи и другие категории бюджетной сферы месяцами не получали зарплату.

Таким образом, можно констатировать, что всё было не так, как бы хотелось, то есть благополучной и сытой жизни, как на западе не получилось.

После лихих девяностых, как сейчас принято говорить, страна стала помаленьку-потихоньку выходить из этого коллапса. Так зарплаты трудящимся народным массам перестали задерживать, государством были приняты меры по сокращению преступных проявлений, общество ощутило стабильность. Всё благодаря укреплению и централизации управленческой системы. Ведь в период вышеупомянутого коллапса был парад суверенитов, когда центральная власть говорила субъектам России: «…берите суверенитета сколько хотите». На ту пору центральная власть обязала все регионы страны привести свою законодательную базу в соответствие с Конституцией страны. Со стороны федеральных законодательных и исполнительных ветвей властей усилился контроль над деятельностью региональных и муниципальных органов.

Однако следует отметить, что помощь государства в большей степени была направлена пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны, участникам боевых действий, как наиболее незащищённым социальным группам. Ну, а основной части граждан, не являющейся бизнесменами и нефтяниками, пришлось балансировать на грани выживания. При этом государственная помощь оказывалась, но она была незначительной, потому, что цены постоянно росли.

Конечно, такой объём государственной помощи вызывал значительные недовольства у наибольшей части населения, поскольку не давал зримых плюсов. Нет сомнений в том, что кроме внутренних, субъективных проблем, не позволяющих значительно улучшить качество жизни населения, таких как: низкая исполнительская дисциплина властных структур, бюрократия, наличие ошибок в текущем, среднесрочном и стратегическом прогнозировании. Были и объективные причины, я имею в виду мировой финансовый и экономический кризис 2007-2008 г. г.

Но, тем не менее, в обществе появилась определённая вера в стабильность и в то, что жизнь, хоть и помаленьку, но, всё-таки улучшается. Хотя, до Европейского уровня ещё было как-то далековато, с учетом того, что кризис и у них скорректировал жизнь в худшую сторону. При этом по оценкам ряда ведущих отечественных экономистов, Россия более «мягко» преодолела кризисные явления, хотя, на мой взгляд, такое утверждение носит дискуссионный характер.

Между тем, начиная с 2012 года, государственная политика в части повышения качества государственных услуг гражданам стала более понятной и предсказуемой. Так стабильно стали индексироваться пенсионные и другие социальные выплаты, постоянно совершенствуются электронные государственные услуги. Ну, и, конечно, несомненным плюсом стала понятна государственная социальная политика, в части реализации обеспечения конституционных прав граждан на здравоохранение, образование, обеспечение жильем, получение социальных льгот.

Но, тем не менее, как мне представляется, что нынешняя точка благосостояния в обществе, продолжает оставаться не на должном уровне. При этом необходимо ещё раз подчеркнуть, что государством в части повышения жизненного уровня граждан сделано немало. Просто хочется поделиться своим мнением, об имеющихся проблемах, с точки зрения рядового обывателя. Так, давайте начнём со здравоохранения, нет сомнений, что есть позитивные аспекты: открытие высокотехнологичных профильных центров, повышение уровня санаторно-курортного лечения, расширение сети региональных хосписов. Проведение капитальных и косметических ремонтов в помещениях муниципальных больниц и поликлиник, создание возможностей записи к врачу при помощи электронных коммуникационных систем и др.

Между тем в данной области имеют место быть «узкие мета», которые могли бы не только улучшить, но и коренным образом изменить медицинские услуги населению. Так в качестве первоочередных шагов необходимо:

  1. Создание автоматизированной программы, которая позволяет врачу выписать рецепт, на препараты, которые находятся в наличии. Для этого при каждой поликлинике иметь аптечный киоск. Я имею в виду, что сейчас, чтобы попасть к врачу, необходимо просидеть в очереди, потом нужно пройти и отметить номер льготы рецепта и зарегистрировать его, потом пройти в аптеку. Но, порой такого препарата в аптеке просто нет. При этом причин косой десяток: не заказали, ещё не определен поставщик или не поступил препарат. Я веду к тому, что пришёл посетитель, выписал доктор рецепт и на выходе пациент получил пакетик с необходимыми лекарствами, если нет льгот, тогда за плату.

  2. На протяжении двух лет, я предлагаю органам федеральной исполнительной власти, я имею в виду министерство здравоохранения избавиться от медкарт посетителей. Кстати говоря, они достаточно часто теряются, когда приходишь на приём, в регистратуре их не могут найти. Потом начинается «хождения по мукам», то ли врач не передал или где-то на сверку забрали и многое другое. Как правило, всё заканчивается выдачей нового вкладыша, который при удачном поиске присоединят к карте.

По моему глубокому убеждению, необходимо немедленно отказаться от бумажного варианта медицинской карты и поменять её на электронный портативный носитель, который должен находиться на руках у пациента. Иначе говоря, на каждого пациента, начиная с его рождения, заводится медкарта в регистратуре поликлиники по месту регистрации или фактического проживания. При каждом приеме доктор заносит в электронную карту показания состояния здоровья ребёнка, его анализы, рекомендации родителю по уходу и необходимые медикаменты или витамины и т.д. После чего ставит свою электронную подпись дату и копирует на съёмный электронный носитель, который передает матери ребёнка. Данная электронная медкарта сопровождает ребёнка до самой старости. Это эффективно с точки зрения следующих аспектов: исключается возможность потери, до минимума исключает возможность изменять показания (подчистка, замена листов и т.д.). Кроме того позволяет проследить состояние здоровья человека от рождения и до самой смерти. Об этом говорил Горбачёв М.С ещё в 1986 году.

  1. Существенным шагом оказания медуслуг населению, было бы создание возможности повышения конкуренции между учреждениями государственной и частной медициной. Дело в том, что сейчас частные медучреждения присутствуют на рынке оказания своих услуг, но их не очень много и цены, для большинства населения малодоступны. Для создания здоровой конкуренции, как мне представляется, необходимо на региональном уровне заключить рамочные соглашения с городами-побратимымами. Вот, к примеру, г. Красноярск имеет в побратимах г. Хэйхэ в Китайской Народной Республике, где развита традиционная китайская медицина. Почему бы не заключить договор об открытии таких государственных или частных медицинских центров в Красноярске. Строго говоря, они имеют место быть, однако из-за бюрократических припонов, их очень и очень мало. Кроме того, тому же Красноярску можно заключить соглашение с г. Улан-Удэ, где имеет место быть тибетская медицина. Вот, почему бы не создать условия для открытия филиалов. Мне представляется, что данные шаги избавят от очередей муниципальные поликлиники и увеличат налоговую базу Красноярска.

Не менее труднорешаемой в государственной социальной политике, является жилищно-коммунальная проблема. В качестве основных аспектов, как мне представляется, следует выделить: снос аварийного и ветхого жилья, вопросы ипотечного кредитования, оказание и оплата коммунальных услуг.

Анализ статистических показателей позволяет сделать вывод о том, значительной части людей купить жилье не представляется возможным, вследствие высоких цен. Поэтому приходиться брать ипотечный кредит под высокие проценты. Но подобное решение влечет риск. Конечно, если гражданин работает в муниципальных или государственных структурах, тогда есть уверенность, что зарплата и работа будет стабильной и кредит можно выплатить. Кроме того, сейчас получает всё большее развитие строительство муниципального жилья для врачей, учителей, работников дошкольных учреждений. Гораздо сложнее обстоит дело, когда работаешь на частную структуру, там хозяин диктует свои правила игры и нет уверенности в том, что тебя завтра не уволят. Иначе говоря: наша фирма в ваших услугах больше не нуждается. Как-бы, вроде, всё не так плохо, но получается, что нехорошо.

Не совсем удачно продвигаются дела, связанные со сносом ветхого и аварийного жилья. Здесь, как говориться, впереди Планеты всей двигается наша первопрестольная, там сейчас не только с аварийным и ветхим жильём разобрались, но и преступили к сносу, так называемых, «хрущёвок». Слава богу, денег хватает, чего нельзя сказать о других городах. Так, даже в крупных городах, где население составляет более миллиона человек, ещё много домов, которые раньше были бараками. Много жилых помещений, которые ранее предполагались для временного пользования.

Не просто решаются вопросы ипотечного кредитования, здесь вообще парадоксальная ситуация. Так с одной стороны: банки готовы круглые сутки предоставлять ипотечные кредит всем и сколько угодно. Кроме того банки предлагают разнообразные условия кредита, где один лучше другого. Это очень замечательно, когда есть такая здоровая конкуренция. Но, с другой стороны такая чрезмерная конкуренция уже привела к тому, что процент невозврата клиентами банков уже достиг просто астрономических показателей.

В этой связи мне хочется высказаться в отношении того, что у нас в России сложился несколько необычный аспект общественного сознании. Я имею в виду разумные пределы действий субъектов. Вот, к примеру с теми же кредитами. Сейчас банков развелось, как грибов после дождя, и каждый старается заполучить больше людей, желающих взять кредит. Я это могу продемонстрировать на собственном примере. Так у меня во всех социальных сетях в интерфейсах куча выгоднейших предложений, связанных с получением кредита на самых выгодных условиях, в один клик. Всё остальное сделают вежливые менеджеры: они выберут наиболее подходящий вариант кредита, подготовят необходимые документы и по моему желанию доставят мне кредитную карту домой или на работу. Короче говоря, всё для меня – любимого.

Кроме того мне на сотовый телефон еженедельно, а то и чаще, приходят СМС с тестом о том, что кредитным отделом банка одобрен мне кредит в сумме 100 000 рублей для оформления необходимо приехать в офис банка, чтобы подписать необходимые документы и получить персональную карточку. Короче говоря, сервис не навязчив и по высшему разряду. Вполне очевидно, что желающих молодых людей для получения кредитов немало. Только после получения отдавать кредит со ставкой 12% или чуть-чуть меньше или больше получается далеко не у всех. Причин может быть много, но все они (причины эти) связаны с потерей источника дохода, то есть потерей работы по разным причинам, а устроиться на другую работу с более-менее приличным заработком, позволяющим гасить кредитную задолженность, не получается. Далее сценарий стандартен: банки, поняв, что от должников ничего не получишь, передают свои права по взысканию пени и долга коллекторским агентствам, которые всеми дозволенными недозволенными средствами и методами стараются её (задолженность) получить.

Притчей во языцех уже не одно десятилетие, остается проблема оказания жилищных услуг. Нет сомнений в том, что эта проблема сложная, многоаспектная и труднорешаемая. Не будет преувеличением сказать, что в данной сфере социальная государственная политика была менее всего эффективна. Кстати на это обращал внимание и наш Президент. Вот, если рассматривать платы за коммунальные услуги, то, как-бы, помягче выразиться, ну, вообщем, нет слов – одни слюни. Так согласно девствующему законодательству в многоквартирных домах имеет место быть имущество общедомовое и индивидуальное. К общедомовому относится: лифт, чердак, крыша, общий коридор и т.д. К индивидуальному имуществу относится всё то, что в квартире.

Нынешняя законодательная государственная политика направлена на формирование общественного сознания на то, что общее и индивидуальное – это взаимозависимые категории, которые представляют единую составляющую многоквартирных домов. Согласно последним статистическим данным, более 70% процентов нашего населения проживает в квартирах многоэтажек. Конечно, дома разные по многим параметрам, соответственно, и цена за уплату предоставляемых услуг отличается.

Однако повсеместно происходит парадоксальная ситуация. Вне зависимости от износа домов, их индивидуальных составляющих, квартирная плата за тепло, водоснабжение, газ и электроэнергию оплата на одном на одном уровне. Сейчас средства массовой информации изобилуют примерами, когда жилье, которое трудно зазвать таковым: дом деревянный, построенный ещё во время войны, все удобства отдельно и во дворе, вода из кранов течёт через раз, свет гаснет, потому, что электропроводка не выдерживает нагрузки, стены сыпятся. Однако цены по оплате жилищных услуг такие же, как в новом доме. Кроме того, управляющие компании, пользуясь бесконтрольностью со стороны контролирующих органов, устанавливают такие тарифы, которые напоминают какие-то фантастические цифры. Кстати, на это неоднократно обращал внимание Глава государства, только, после его начальственного рыка, начали наводить порядок. В этой сфере ещё много предстоит пересмотреть сточки зрения законодательной бабы практики её применения, а также проанализировать механизм оказания услуг ресурсоснабжающих организаций и жилищно-коммунальных комплексов, а также управляющих компаний.

Для повышения эффективности деятельности структур в сфере жилищных отношений, как мне представляется, необходимо:

  1. В каждом многоквартирном доме необходимо в вести институт управляющих домами, которые должны быть подчинены органам местного самоуправления.

  2. Кроме того в каждом квартале, микрорайоне целесообразно создание представительств отраслевых управлений муниципальных органов. Я предполагаю, что нужно в каждом квартале или жилом микрорайоне мегаполиса иметь филиал или участок управлений (отделов) жилищно-коммунального хозяйства, озеленения, социального обеспечения и т.д. Для того чтобы управдомы могли быстро и результативно реагировать на возникшие проблемные вопросы. Вот, к примеру, произошел сбой вывоза мусор из многоквартирного дома, управляющий домом приходит и сообщает об этом специалисту отдела горхозяйства, который решает данную проблему. Ведь, он, как представитель исполнительной власти муниципального уровня, гораздо быстрее повлияет на ситуацию, чем управдом.

Имеют место быть недостатки в системе образования, оказания государственных услуг, строительства дорог, пенсионного обеспечения, оказание помощи наиболее незащищённым социальным группам и многих других областях, которые определяют уровень и качество жизни граждан нашей страны. Не вызывает сомнений, что органы представительной и одновременно законодательной власти достаточно определённо и чётко себе это представляют. Сенаторы и депутаты создают и принимают необходимые нормативные документы. Субъекты исполнительной власти наглядно и вполне убедительно демонстрируют реализацию мер по улучшению качества жизни людей. Но, тем не менее, значительная часть обывателей не ощущает весомых и очевидных плюсов. Конечно, в рамках одной статьи невозможно обозначить и проанализировать все аспекты, определяющие качество жизни людей, я выбрал только наиболее доминирующие аспекты, касающиеся лично меня. Да, я и не ставил перед собой такой цели.

По моему глубокому убеждению, жизнь людей в нашей стране, в том и моя числе, была бы гораздо лучше если бы:

  1. Престали меньше говорить много красивых и умных речей, а стали больше делать. Я имею в виду уже набивших оскомину практически из года повторяющиеся фразы: модернизация, диверсификация экономики и оптимизация экономичных процессов к современным рыночным условиям. Для этого открыли около двух десятков свободных экономических зон, на которые возлагались большые надежды, однако эффект не достиг желаемого успеха.

  2. Много умных речей о сокращении численности государственного аппарата и сокращают, но потом снова добавляют, получается «водоворот воды в природе».

  3. Властьпридержащие больше и постоянно общались с народом и имели страх перед людьми за результаты своей деятельности. Я имею в виду предстоящую прямую линию Президента со страной, уже есть предварительный анализ потупивших писем и у меня нет сомнений в том, что их львиная доля будет касаться жалоб на деятельность региональных и муниципальных органов власти. При этом наверняка будет много примеров на бездействие чиновников муниципального и регионального уровней.

Я ни на йоту не сомневаюсь, что если после очередной прямой линии, в результате глубокой и объективной проверки нашли подтверждение изложенные в жалобах факты, виновных лиц освободили от работы по мотивам профнепригодности. Тогда у чиновника появится страх за свое место. У меня нет сомнений в том, что наличие страха затем формирует уважение. Ведь не зря говорят «побойся бога». Потом господам чиновникам из категорий «А», «Б», надо придавать больше внимание поступившим письмам и жалобам. Я к тому, что пишешь и пишешь, а результат нулевой. Просто получаешь стандартный ответ, в котором написано, письмо перенаправлено в компетентные службы и ждите ответа «как соловей лета». Ответ приходит от компетентного чиновника, но вопрос не решается из-за отсутствия финансирования, когда оно появится неизвестно. Но при появлении финансовых возможностей обязательно будут выделены деньги. Короче говоря, не в этой жизни, но в следующей обязательно.


Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *