Учитель учеников, учитель учителей.

Памяти Заслуженному учителю школы  РСФСР,
Отличнику народного просвещения  РСФСР,
Заслуженному педагогу Красноярского края,
Почётному гражданину г. Канска, Красноярского края,
Кавалеру ордена Трудового Красного Знамени
Киму Ариону Григорьевичу посвящается.

 

Каждый человек, рождённый в нашем отечестве, на определенном жизненном этапе был связан с обучающим процессом. Иначе говоря, чему-то и как-то учился. Сколько бы ни прошло времени, а все равно человек возвращается к воспоминаниям о школе, о своем первом учителе, о первом уроке, о тех знаниях, которые получены в школе.

Люди моего поколения, родившиеся в середине 50Х  годов прошлого столетия, большую часть жизни провели в СССР, поэтому мы учились по советской образовательной программе, кстати сказать, достаточно эффективной, позволяющей решать задачи, связанные с получением необходимых знаний, навыков и умений, а также формирований  нравственных личностных качеств социалистического общества.

Судьба распорядилась так, что мои родители связали свою жизнь с учительской деятельностью, поэтому трудности и прелести педагогической деятельности мне достаточно хорошо известны.

Уже, будучи на пенсии, отец написал воспоминания о трудной, но благородной профессии учителя. Вот, что он пишет «Учитель! Древнейшая и благороднейшая профессия во всем мире. При любой цивилизации, при любой системе власти, образе жизни человеческого общества, учитель всегда занимался своим благородным делом. Он осуществлял связь времени и поколений аккумулировал и передавал молодежи, новому поколению огромные знания, умения, традиции, выработанные человечеством за все время своего существования. Одним словом, то, что мы называем ёмким словом духовность».

К данной оценке роли и деятельности учителя, конечно, не поспоришь, как минимум, по двум причинам. Ну, во-первых,  потребность в учительской профессии актуальна во все времена, во-вторых, педагог является одним из основных звеньев, формирующих  нравственную составляющую общества.

Но, тем не менее, формы и методы советской педагогики не свободны от критики. Так острые и злободневные вопросы, касающиеся исторического развития нашей страны, были просто «пострижены идеологической парикмахерской» под идеализацию социалистической                                 общественно-экономической формации. На пример вопросы культа личности Сталина, данная тема была просто закрыта для обсуждения в школьной программе. В учебниках истории было только несколько фраз о том, что И.В. Сталин проводил ошибочный курс. Он, глубоко заблуждался, полагая, что с развитием социалистического общества, классовая борьба будет развиваться. Такое чуждое марксистко-ленинскому духу суждение получило резкую критику в решениях 22 съезда КПСС. Но это решение не было достоянием широкой огласки, а пользоваться им могли только коммунисты соответствующего уровня и лица, занимающееся научной деятельностью. Мы также знали из курса отечественной истории о том, что из пяти первых маршалов Советского Союза осталось два.

Рассуждая о значимости образовательной школы в СССР, я согласен с мнением о том, что в школе шел непрерывный процесс обновления и совершенствования, однако бюрократические шпильки создавали возможности  для застоя. Но, не смотря на это, шёл непрерывный процесс обновления (Курсив мой) Из воспоминаний Кима А.Г. (Записки бывшего директора) Канск 1996 с. 40-41.

Таким образом советская школа с поставленной задачей, связанной с обучением и воспитанием подрастающего поколения справлялась, с учётом потребностей общества того периода.

Но, очень жаль, что прошедшие геополитические изменения у нас в стране, одномоментно уничтожили весь наработанный десятилетиями образовательный опыт  советской школы.

Вполне очевидно, что этому способствовали объективные причины, которые преодолеть не представлялось возможным вообще. Потому, что, начиная с апреля 1985 года, страна погрузилась в такой водоворот перемен, который смыл все успехи и достижения, всей страны за почти 80ти летний период советской истории. В результате получилось, то, что под сомнением оказалось само существование самого могучего государства на Земле.

Иначе просто и быть не могло, потому, что маховик перестройки смёл все социальные, экономические и нравственные ценности общества. Так уж повелось в нашем отечестве: мы должны все до основания разрушить, а затем начать строить счастливое и светлое будущие, методами путем проб и ошибок, принося в жертву много людских судеб, ради светлого завтра, не осознавая того, что жизнь человеку дается один раз.

Учителя образовательных  школ в этот перестроечный период так же оказались в кризисном положении, если не сказать больше. В нашей памяти очень чётко сохранилась картина социального бедствия учителей, когда ими проделывались многокилометровые марши протестов, в связи с годами не выплачиваемой зарплаты. При этом региональная и местная власти были бессильны, а федеральная власть готова была лечь на рельсы.

Много учителей ушло из профессии, одни стали «челноками», другие индивидуальными предпринимателями, некоторые пошли работать в органы власти. В школе в основном оставались те, кому некуда было уйти и пенсионеры.

В этой связи, мне вспоминается беседа с проректором пединститута, который, с долей большой долей обиды и иронии, мне говорил, что с каждым годом количество абитуриентов увеличатся, но желающих работать по профессии сокращается. Наших выпускников можно встретить в магазине, на вещевом или продуктовом рынке, в транспортных предприятиях, торговых фирмах. Короче говоря, где угодно, но только не в школах.

Конечно, сегодня даже в страшном сне не может присниться такое, что учитель с сорокапятилетним стажем педагогической деятельности, бывший директор школы и заведующий городским отделом образования, после выхода на пенсию, был вынужден подметать улицы. Потому что размера пенсии хватало только для того, чтобы заплатить за услуги ЖКХ. Иначе говоря, учителей постигла та же участь, как и большинство                              народа  – униженных и оскорблённых.

Тогда, поддавшись эйфории свободы и демократии, подогреваемой финансовой помощью из, так называемого, центра прав и свобод человека, общество погрузилось состояние вседозволенности, хамства и хаоса, на фоне криминальной приватизации несколькими группами людей, которые сумели оказаться в нужный момент в определённом месте. Практически в одночасье все то, что десятилетиями создавалось трудом и стараниями всего народа, оказалось в руках  нескольких кланов.

В общеобразовательных школах тогда стали появляться новые методики преподавания, появилось множество школьных учебников, при этом, так сказать, не самого лучшего качества. Кроме того централизованное обеспечение школ учебниками исчезло из-за отсутствия финансирования, поэтому родители должны были приобретать учебную литературу самостоятельно. Но и это еще не все «прелести» нововведений, так до начала учебного года родители, должны были согласовать с педагом-предметником какой учебник необходимо купить ребёнку. Ну, а, учетом того, что тогда учителя менялись, следовательно, необходимо было покупать и новые учебники.

Естественно, ни о каком-нибудь более или менее уровне знаний у учеников говорить не приходилось. Вот сейчас вспоминая то время, я могу смело сказать, что, то поколение, которое обучалась в общеобразовательных школах, начиная с 1990 по 2000 годы, заслуживает того, чтобы каждому обучавшемуся был поставлен памятник при жизни. Во-первых, потому, что они не имели такие учебники, что не каждый взрослый не мог понять, о чем там пишут. Во-вторых, учителя толком не знали чему и как учить.

Переход страны к новым социально-экономическим отношениям (кстати, они до настоящего времени остаются несовершенными и напоминают  рыночные законы не очень совершенного среднеазиатского базара), заставили педагогическое сообщество и образовательную систему искать новые подходы, предполагающие наиболее эффективные методики, способные противостоять негативным факторам повседневной жизни.

За годы после развала СССР со стороны государства было принято немало практических шагов по формированию нового облика образовательной школы. Прежде всего, по укреплению учебно-материальной базы и повышению зарплаты педагогическому составу, что существенным образом позволило образовательную систему приблизить к предъявляемым требованиям в обучении и воспитании детей.

Общеизвестно, что главными составляющими в обеспечении образовательной деятельности, следует считать, во-первых,                            материально-техническое обеспечение школ, во-вторых, подготовку кадров.

Рассуждая о подготовке будущих педагогов для работы в общеобразовательных школах, можно отметить в качестве положительного аспекта, больше количество бюджетных мест в педагогических ВУЗах по сравнению с другими профильными высшими учебными заведениями. Данное положение вполне оправдано и объяснимо тем, что некомплект учителей практически всех профилей продолжает оставаться достаточно высоким. Даже в мегаполисах в среднем  некомплект колеблится от десяти до пятнадцати процентов, что заставляет значительное количество педагогов работать не только на полторы, но и на две ставки.

На первый взгляд создается парадоксальная ситуация. Так с одной стороны педагогические высшие учебные заведения выпускают количество молодых специалистов вполне достаточное количество, чтобы закрыть вакансии в школах за два-три года. Ну, а, с другой стороны, чем больше выходит из институтов и университетов молодых учителей, тем больше становится вакансий в школах.

Данный парадокс вполне объясним, во-первых, такое значительное количество бюджетных мест привлекательно для детей, родители которых не имеют возможности обучать своих детей на договорной (платной) основе. Во-вторых, на некоторых  факультетах, сравнительно легко обучаться, например на историческом, психологическом или географическом факультетах, туда конкурс получается больше. Кроме этого социальные реалии нынешнего момента успешности в жизни определяются наличием диплома высшего профессионального образования, неважно какого. Как говорил один известный отечественный сатирик… «Лишь-бы было». Сегодня можно повсеместно встретить такое рассуждение «Работать можно кем угодно, лишь-бы был диплом».

Вот и работают сейчас в супермаркетах и просто магазинах продавцами-консультантами дипломированные литераторы, психологи и географы и т.д.

Такое положение свидетельствует о небольшой привлекательности профессии учителя, что в полной мере объяснимо. Ведь, никто сегодня не хочет работать жить и работать ради светлого призрачного будущего с сомнительными и призрачными перспективами, например, как, было у наших родителей, ради строительства коммунизма.

Конечно, со стороны государства сегодня делается ряд существенных шагов, направленных на повышение социальной защищенности тружеников педагогического труда: повышение зарплаты, льготное выделение жилья молодым специалистам в сельской местности, а также ряд других мер, необходимых для повышения социальной престижности педагогической профессии.

Говоря о системе подготовки учителей, нельзя не обойти вниманием аспект, связанный с материальным обеспечением студентов. Об этом говорят уже несколько лет и пытаются увеличить стипендию, но её размер ничтожно маленький, что просто несерьёзно даже  обсуждать.

Общеизвестно, что экономические отношения вне зависимости от моральных, идеологических или политических состояний в обществе, остаются базовыми. Как говориться, сколько не говори халва, халва, а в роту от этого слаще не станет. Вот и зарабатывают будущие педагоги кто как сможет. Так юноши подрабатывают сторожами или охранниками, а девушки официантами или менеджерами по распространению косметики. Но, с большим сожалением надо отметить, что наибольшее количество студентов педагогических университетов занято в сфере, так называемого, коммерческого секса. Как-бы такое прискорбно не звучало, но данное явление имеет место быть. Об этом пишут газеты и журналы, данную тему обсуждают по радио и телевидению, кроме того об этом свидетельствует оперативная статистика  органов полиции.

Конечно, этому явлению есть как, объективные так, и субъективные причины, поэтому какого-то однозначного ответа, что является главным, а что второстепенным дать непросто. Тем более что нынешний период общественного состояния нашего общества не формирует социальный заказ на формирование моральных и нравственных  качеств личности. Сегодня в приоритете гламур, деньги и креативность, что, конечно, само по себе неплохо, только плохо, что практически не дается пояснений почему, главное так быстро такое достигается. Правда, в откровенных разговорах отечественные звёзды шоу бизнеса рассказывают «как там было, всего того».

Здравый смысл подсказывает, и это доказала многовековая практика человеческого бытия, что учитель – это не только инструмент передачи знаний, навыков и умений своим ученикам, но и носитель морали и позитивных социально-нравственных устоев, которые необходимо вкладывать при формировании подрастающего поколения.

В этой связи мне вспоминается пример из моего жизненного опыта. Так, наверно, было это в 1970 или 1971 году, мне было шестнадцать, а моему другу Мише семнадцать лет. В летние каникулы Миша подрабатывал. Поскольку, он был в неполной семье, его воспитывала  одна мама, которая работала ткачихой на хлопчатобумажном комбинате. Конечно, зарплата была очень высокая, а ему, как и всем хотелось одеться в джинсы. Кроме того в то время большим дефицитом, так как, отечественная промышленность их не выпускала.

По сложившейся практике в тот период не было ничего зазорного в том, чтобы старшеклассники зарабатывали деньги в летние каникулы. С одной стороны такое считалось – это считалось трудовым воспитанием, а с другой стороны — это была материальная помощь родителям.

Но, описываемый мной случай, не вписывался в ту социальную практику. Дело в том Миша с пятого класса увлёкся музыкой, он любил и хорошо играл на ударных инструментах. Мы вместе мечтали стать юристами, чтобы бороться с несправедливостью и злом. Кстати, я не изменил мечте и воплотил её в жизнь, а он стал театральным режиссёром, мы об этом недавно вспоминали.

Город Канск не очень большой, поэтому практически каждый человек был знакомым знакомого или родственником. Тут сложилась такая ситуация, что в одном из ресторанов, а их в городе всего два или три, в оркестр, а тогда в таких заведениях была только живая музыка, понадобился ударник.  Миша среди музыкального городского сообщества пользовался определённым авторитетом, не смотря на молодость, поэтому его и пригласили.

Наверно, все бы прошло гладко, если бы, в один прекрасный летний вечер, не появись в этом ресторане молодая наша учительница химии. Здесь переплелись сразу два  неприятных обстоятельства, во-первых, само появление учительницы, во-вторых, Миша не надел очки, чтобы наблюдать за теми, кто сидит в зале. Может быть, если бы он увидел, то как-то нашел бы оптимальное решение, но поскольку он был близоруким юношей, данное появление для него осталось не замеченным. Он обнаружил «данный неопрятный факт», когда было уже поздно. (Пить Боржоми, когда почки отказали).

Далее события получили стремительное развитие. Так эта новость за сутки распространилась среди педагогической общественности города, а потом и района. С учетом того, что мы учились в школе-интернате, которая находилась на хорошем счету не только в городе, но и в масштабах края. Кроме того директором данного учебного заведения был Ким Арион Григорьевич, человек достаточно широко известный, не только среди учительской общественности, но и среди партийно-советской номенклатуры,  соответственно, это событие вызвало много неоднозначных оценок, но с точки зрения толкования официальных социально-идеологических параметров имело отрицательную оценку.

Во-первых, сарафанное радио работало по принципу испорченного телефона. Каждый раз данный факт обрастал различными дополнениями и подробностями такими как: Миша исполнял музыкальный заказ от столика, где сидела учительница, она сама пригласила его в ресторан, они вместе выпивали и т.д. и т.п. Во-вторых, на ту пору не очень было принято видеть часто учителей в ресторанах, в основном посещение этих заведений была прерогатива торговых работников, «которые занимались обманом честных тружеников, а потом прожигали жизнь». Учителя, конечно, посещали кафе и рестораны, но в основном, по праздникам или по другим значимым поводам. Тогда было твёрдо устоявшееся мнение, среди педагогического сообщества о том, что учитель должен проводить свое свободное время только с пользой для развития своего творческого потенциала. Иначе говоря, совершать путешествия, и изучать методическую или художественную литературу, что быть постоянно на соответствующем интеллектуальном и культурном уровне, то есть нечего шляться по ресторанам.

Но, прошло лето, и начался учебный год, данный факт был вынесен на обсуждение комитета ВЛКСМ школ. Я был членом комитета, поэтому, все подробности у меня в память остались. Конечно, когда мы с ним этот факт недавно вспоминали, который он напрочь забыл, мы сильно много смеялись, но тогда нам было не до смеха.

В то время слово «ресторан» у нас в школе воспринималось как, что-то далекое и для нас недостигаемое, потому что официальная пропаганда подавала подобные увеселительные заведения как неприемлемые для комсомольцев. Тогда в почёте был спорт, участие в общественной жизни коллектива  и другие виды социальной активности.

Сразу после ознакомления со случившимся, был заслушан комсомолец Михаил, который признал факт работы в оркестре ресторана, но сведения о том, что употреблял спиртные напитки, и видел, там учителя химии категорически отвергал.

Далее он пояснял, что у него одна мама, которая работает на ХБК ткачихой, у неё не очень хорошее здоровье, поэтому она мало получает. Для того, чтобы оказать материальную помощь семье, пришлось устроиться на временную работу. Тем более что режим работы был очень удобный: с 19 до 23 часов, при этом оплата была достаточно приличной, около130 рублей, что по тем деньгам была немалой суммой. С учётом того, что ставка начинающего учителя составляла 90 рублей.

Зря, конечно, он сказал про заработок – это осложнило, я бы сказал, серьёзно усугубило, и без того, непростую ситуацию. Так, выступающие просто были возмущены таким поведением члена ВЛКСМ, который позорит высокое комсомольское звание. Далее шли стандартные выражения по поводу того, что каждый комсомолец, как представитель передового отряда советской молодежи, должен быть примером для остальных. Правда, кто такие были остальные  не очень понятно потому, что в конце 10 класса в славные ряды ВЛКСМ принимали всех без исключения. Это я уже понял спустя много лет, что остальные были учащиеся ГПТУ и осуждённые ВТК и другие категории молодых людей с признаками социально-отклоняющегося (девиантного) поведения.

Соответственно, большинство членов комитета выступали с осуждением подобного поступка комсомольца Михаила. Так в выступлениях говорилось о том, что не такое и трудное материальное положение в семье, потому, что Миша ни в чем не нуждается. Есть и хуже положение у других, которые не имеют родителей, они помогают родителям в хозяйстве, приводили примеры тех, кто помогал родителям в работе в уборке урожая. Много приводилось примеров из собственной жизни, той части комсомольцев, которые добросовестно трудились на хлопчатобумажном комбинате помощниками ткачей и  ремонтно-механическом заводе помощниками автослесарей.  Вообщем, все сводилось к тому, что комсомолец  виновен и заслуживает наказания.

Понимая сложившуюся ситуацию, я решил выступить в защиту в защиту своего товарища. Поскольку я сильно хотел работать в милиции под влиянием книг и кинофильмов. Кроме того я посещал встречи с работниками милиции, прокуратуры и суда, поэтому самые общие представления в юриспруденции у меня сформировались. Так я стал говорить о том, что много того, что здесь говорили неправильно, потому что не доказано, а много просто выдуманного, потом ничего противоправного Миша не совершил, просто хотел честно заработать денег, а не украсть.

Конечно, я ясно и чётко понимал, что мое выступление не впишется в общий контекст того, что уже говорилось. Кроме того, я понимал, что мне как сыну директора, придётся еще и отвечать перед отцом и матерью за свои такие неординарные высказывания, но, по моему ещё юношескому              убеждению — это было необходимо: во-первых, защитить товарища,                  во-вторых, открыто высказать свое собственное мнение, что было составной частью моего комсомольского сознания.

Всё, собственно, так и произошло, как я и предполагал. Кто и как передал информацию моим родителям, я не так и не узнал, наверно, не один, а несколько человек и в разных интерпретациях.  Буквально на следующий день со мной состоялся разговор, который напоминал монолог на повышенных тонах, где мне было чётко указано на ряд существенных обстоятельств, касающихся моего поступка в связке с родителями, то есть с внешним (объективным) фактором, а также обстоятельств, касающихся моего внутреннего (субъективного) фактора.

Относительно первого фактора мне было сказано, что, вообще, данный вопрос  никакого отношения ко мне не имел,  а, если я решился на такой поступок, то необходимо было предварительно посоветоваться.  И, вообще, было не понятно, почему без согласования с педагогическим советом, данный вопрос вынесли на обсуждение детей. В вязи с тем, что администрация школы решила не афишировать данный факт, поскольку общей позиции не было выработано. Ну, а что касается субъективного аспекта, то здесь всё было ясно. Во-первых, узкая направленность мышления, как у некоторых милиционеров, с примитивным мышлением. Во-вторых, в силу отсутствия необходимой зрелости из-за возрастных аспектов. Кстати об этом же мне сказала и учительница химии. При этом добавила, что мне надо больше бы обращать внимание на учёбу,  частности на химию, чтобы не списывать у соседей по парте решение заданий. Потом ёще добавила, что с возрастом, я буду относиться к этому в другом ракурсе.

Потом, она перевелась в другую школу, потому что сменила место жительства. По прошествии, наверно, лет десяти, будучи человеком, вполне взрослым, я случайно встретился с ней на улице. Мы говорили о сложившихся судьбах моих одноклассников, а потом я вспомнил о том неприятном случае и извинился, правда, она сказала, что не помнит. Возможно, так и было, но потом, когда мы стали прощаться, она сказала, что я упорный и добился своего, так как, стал юристом, а родители не хотели.

Вечером об этой встрече я разговаривал с отцом, он сказал, что я правильно поступил, потом добавил, что тот случай был весьма неприятным для него в частности, как руководителя и для школы в целом. Оказывается кому-то, видимо, было выгодно распространять и обсуждать этот случай, каждый раз добавлять «пикантные подробности». Кроме того, среди музыкантов стали жалеть Мишу как хорошего парня, а эту «бездушную учительницу» обвинять в том, что по её вине Мишина мама серьезно заболела. Отец ещё сказал, что как старший товарищ, он ей дал совет лучше воздержаться от посещения ресторанов в городе. Понятно, что жизнь, есть жизнь, поэтому такие заведения посещать в других городах в период отпуска, при этом напомнив о том, коммунистической морали.

Конечно, если рассматривать данный факт с позиций нынешних социальных реалий, то ничего из ряда, вон выходящего, не усматривается. Сейчас никто на такое даже не обратил на это внимание, даже представители, так называемой жёлтой прессы.

Сегодня жизненная практика богата более «горячими фактами».                         Например, когда из-за недостаточно привлекательной зарплаты, некоторые учителя в свободное от работы время подрабатывают в стрип-клубах.  Да,  собственно, о чём говорить, когда этим занимаются ученицы в пятнадцать лет. Ведь бизнес, все-таки прибыльный и зарплата намного выше, чем у представителей других профессий.

Однако, лично у меня есть уверенность в том, что все равно грядут более лучшие времена для учителей и для образовательной системы в целом. Ведь уже сегодня видно, что одним из приоритетных направлений деятельности как законодательной, так и исполнительной власти, становится забота об учителе. Так приняты меры по повышению зарплат учителям и другим категориям образовательных учреждений, выдаются финансовые средства педагогам, желающим работать в сельской местности.

Подготовлен новый проект закона «Об образовании», правда, он еще требует дополнительного обсуждения и дальнейшей доработки. Но, сегодня нет сомнений в том, что он уже  в текущем году будет обязательно принят.

Конечно, реализация всех намеченных программных мер, естественно  потребует определённого времени, потому что разрушить все можно быстро, а создать или выстроить новое требуется значительное количество времени, которое может длиться годами и даже десятилетиями.

Я не помню когда, в одном разговоре мне отец сказал:                     «Учитель – это, по большому счёту, не только профессия, но и призвание. Я горжусь тем, что судьба подарила мне возможность работать в образовательной системе, когда наша профессия имела высокую социальную значимость. Учитель, особенно в селе или небольшом населённом пункте был носителем и проводником социальных и культурных ценностей. За советом к учителю приходили не только дети, но и взрослые. За мои пятьдесят лет работы учительской работы, мои бывшие ученики стали друзьями – вот, что является результатом педагогической деятельности».

Будем верить, что учитель вновь будет уважаемым и значимым для общества человеком, главное, чтобы для этого создавались условия, тогда и будет больше желающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *