Муниципальная власть: размышления и предложения

Объективной реальностью жизнедеятельности каждого человека, как личности,  являются его отношения с субъектами властных структур.  Прежде всего, граждане сталкиваются  с органами местного самоуправления, так как, муниципальная власть призвана решать каждодневные проблемы граждан. Если рассматривать отечественный опыт, то отсчет местного самоуправления, по мнению большинства историков и правоведов, можно начинать с Ивана IV. общественная самодеятельность на уровне местных структур, вплоть до XVI века, не была нормирована законом и фактически развивалась на основе народного обычая, сложившихся традиций.

На тот исторический период представителями княжеской власти был наместники — кормленщики. Он собирали подати, совершал имущественные сделки, закрепляли исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимались вопросами благосостояния населения на вверенной территории.

Однако в связи с малой эффективностью этих наместников заменили   повсеместным учреждением земских властей. Так  в уездах и волостях, где не было помещичьего землевладения, черносошные и дворцовые крестьяне и посадские люди получили право выбирать «излюбленных голов» (старост) и «лучших людей» — земских судей, целовальников. Делопроизводство вел выборный земский дьяк. В своей работе они опирались на выборных от крестьянской общины — сотских, десятских, пятидесятских.

Таким образом, от назначаемых представителей местной власти перешли к выборным чиновникам, что, несомненно, способствовало повышению эффективности деятельности власти на местах.

В период петровских времён в городах России учреждались земские избы с выборными бурмистрами (подчинялись ратуше, а не воеводе). На бургомистров возлагалось управление  всякими расправными делами между посадскими и торговыми, управляли казенными сборами и градскими повинностями и т. д.

Кроме того в развитии городского самоуправления была сделана попытка расширить круг деятельности учреждений самоуправления. Так они не только отвечали за сбор податей, осуществляли полицейский надзор, но и были обязаны заниматься социальной сферой, в частности развитием народного образования.

Особенностью петровской эпохи было то, что органы местного самоуправления были отделены от судов. Иначе говоря,  суды стали независимы от местной администрации.

Значительные изменения в муниципальной власти произошли при Екатерине II. Так выборы в Общую городскую думу проходили один раз в три года. Председательствовал в Общей городской думе городской голова. При голосовании гласные от каждого разряда имели только один голос, поэтому не играло никакой роли то, что число гласных от разных разрядов различно.

Однако, по мнению историков и правоведов наиболее значительные реформаторские преобразования были осуществлены в начале 60-х г. XIX в., когда вскоре после отмены крепостного права Александр II подписал указ правительствующему Сенату о введении в действие с 1 января 1864 года Положения о земских учреждениях. Земские учреждения уезда включали земское собрание и земскую управу с состоявшими при них учреждениями. Земские учреждения уезда включали земское собрание и земскую управу с состоявшими при них учреждениями, что способствовало более широкой легитимности. Конечно, быть чиновниками в органах местного самоуправления могли только представители определённых сословий.

После Октябрьской революции 1917 года в стране сложилась такая система власти, по которой все представительные органы (сверху донизу) входили в единую систему государственной власти. Это изменило существовавшие до революции представления о местном самоуправлении как самоуправлении населения. Иными словами, местное самоуправление в виде Советов народных депутатов фактически стало представлять  низовое звено единого государственного аппарата.

Поскольку ваш покорный слуга жил при советской власти, могу сказать, что система местного самоуправления в СССР, в том числе и в Российской Федерации в 80-е гг. XX века характеризовалась следующим образом. Местные Советы должны были руководить на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждать планы экономического и социального развития и местный бюджет; осуществлять руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивать соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействовать укреплению обороноспособности страны. Говоря иначе, Исполкомы местных советов депутатов трудящихся имели только обязанности и номинальные права. В значительной степени для трудящихся из числа рабочих и колхозников, а также трудовой интеллигенции было просто почётной обязанностью.

Рассуждая о роли власти, вообще, в том числе и властных структурах муниципального уровня, с учётом самобытности отечественного общественного сознания, смело можно высказаться о том, что на всем протяжении исторического развития люди верили в Бога, как высшую и всемогущую силу и  Царя-батюшку как главного божественного наместника на Земле. Но у нас страна большая, можно сказать бескрайняя до Бога было высоко, а, до царя далеко. Вот и местная власть, в лице чинуш, в основном заботилась о себе любимой. Ну а дела служебные чиновниками выполнялись по мере наличия  времени, желания и настроения. Ведь, недаром существует уже много веков поговорка: «Главное занять чиновнику доходное место, а потом переместиться на более доходную должность». С тех пор в нашей стране, власть живет и развивается по одним законам, а общество по другим.

Конечно, среди представителей власти были люди долга и глубоко порядочные, но, к сожалению, это штучный товар, а основная масса людей властьпридержащих не испытывает сильного рвения служить народу. Вот при советской власти власть должна была работать ради народа и во имя народа. Это не переставала повторять официальная пропаганда. Тогда официальная идеологическая линия была направлена на то, что советский человек должен работать во имя Родины не покладая рук: «Сперва думай о Родине, а потом о себе». Это слова из популярной песни того времени.

К сожалению, такое было в большей степени теоретически, а реальная жизнь проходила и развивалась по другим несколько противоположным законам. Так для простого обывателя жизнь в тот период была спокойной и предсказуемой, все, что можно было запрещено, что было разрешено, было просто декларациями. Разрешалось свободно высказывать свое мнение, но только в рамках идеологической направленности, то есть только, что написано в учебниках и научной литературе о классовой борьбе угнетённых народов. В магазинах, согласно официальным источникам всего было много, но только были некоторые перебои с товарами первой необходимости, однако эти срывы носили несистемный характер. Ну, а на самом деле в магазинах был жесточайший дефицит, единственное, что не составляло дефицита – это наличие продавцов с не очень вежливым, мягко выражаясь, обслуживанием.

Заводов и фабрик было великое множество, все время не хватало рабочих. Товары народного потребления были не очень потребного вида. Например, обувь была не очень привлекательная, поэтому ориентировались на финскую или кому повезёт, на итальянскую. Одежда была исключительно однообразная, которая напоминала форменные мундиры для военнослужащих. Тогда все гонялись за джинсами и итальянскими, французскими рубашками. В конце прошлого столетия в СССР были модны дублёнки, но отечественные образцы были тяжёлыми и имели грубую отделку. Тогда предпочитали итальянские, они были легче и вид у них был привлекательнее.

Что касается повседневного питания, то все крутились, тогда такое словечко было очень употребляемым. В том понимании крутиться означало изворачиваться, выкручиваться, уметь заводить связи с нужными людьми. К категории, этих нужных людей относились продавцы, работники продовольственных и промышленных торгов, заведующими продовольственными промышленными складами, товароведы. Об этом говорил Великий Райкин А.И. в одной из своих миниатюр.

Но, тем не менее, противоправные действия коммунистических чиновников, в сравнении нынешних, постперестроечных, ни в какое сравнение не идут. При советской власти злоупотребления партсовработников по своему размаху выглядят детскими шалостями в сравнение нынешними коррупционерами. Не смотря на то, что товарищи партийные функционеры КПСС, министры и другие чиновники жили как при коммунизме, но рамки, в определённом смысле, старались соблюдать. Так все изобилие товаров первой необходимости, а также предметы роскоши и ведение чересчур свободного образа жизни, напоминающего современные бордели и тусовки, проходили только в местах специально для этого отведённых, таковыми являлись спецдачи, спецсанатории. Золотая молодежь, тогда называли отпрысков высокопоставленных лиц, расслаблялись по заграницам. При этом они делись своими шалостями преимущественно в своем кругу. Для нас, простых смертных, подобного рода информация поступала по сарафанному радио. В основном от обслуживающего персонала.

Относительно местной власти в лице депутатов местных советов трудящихся, а также руководителей отделов и управлений исполкомов городского и районного звена, следует сказать, что хорошо жили работники, где была сфера распределения. Как было указано выше, «уважаемыми людьми были продавец, товаровед, директор магазина, начальник базы, директор гор(рай)промторга. Ну а депутаты, как представители законодательного органа власти, имели почётную обязанность сидеть на сессиях и единодушно за всё голосовать. Правда, у них была привилегия, связанная с бесплатным проездом всех видах общественного транспорта, за исключением такси.

Тогда было правилом хорошего тона для каждого депутата простым, понятным и доступным языком разъяснять руководящую и направляющую роль КПСС в жизни советского общества, применительно к местным условиям. Правда, рассказывали всё в цифрах, связанных с выполнением государственного плана, при этом показывались показатели прироста, но жизнь от этого лучше не становилась: как был дефицит так, он и оставался, но всех убеждали, что будет лучше. Всех призывали к сознательности и выполнению и перевыполнению плановых заданий. Я помню, что дело доходило до абсурда, когда ругали начальников милиции за невыполнения плановых показателей по раскрываемости преступлений. Тогда было много приписок, чтобы не испортить отчётность.

Конечно, произошедшие геополитические изменения, постигшие нашу страну,  в конце прошлого столетия, для кого-то, к сожалению, а, для кого-то к счастью, разрушили социальные, экономические и морально-нравственные нормы. Всех охватил пьянящий воздух свободы, что на самом деле предполагала вседозволенность. На всех углах кричали о реформе и демократии, страна погрузилась в хаос и разруху. Все считали себя независимыми и свободными.

Однако пространство ни природное, ни общественное не предполагает пустоты. Так на смену существовавших ранее социальных норм в общественное сознание пришло желание наживы. Иначе говоря, в общественном сознании прочно поселился «Золотой телец». Все стремились к достойной жизни, при этом, не собираясь трудиться ради этой достойной жизни. Нужно было просто найти денег, а каким образом – это не имело значения.

Ну, а поскольку представители власти, в том числе и местной, являются элитой общества, эти представители, вместо того, чтобы работать на благо Родины и народа стали работать на себя, а также своих близких и дальних  родственников и друзей. Так в органы исполнительной власти стали назначаться жены, сыновья, дочери, братья, племянники  и т.д. При этом хищения средств налогоплательщиков расхищались гораздо выше уровня инфляции. Много имущества в форме недвижимости у чиновников стало появляться за границей. Так называемые откаты достигли немыслимых размеров, кроме того хищения в виде всевозможных приписок, завышений объёмов выполненных работ, мошенничеств стали для чиновников всех уровней в порядке вещей, чуть ли ни правилом хорошего тона.

Что касается господ депутатов, которые при советской власти именовались слугами народа, они при проведении своих предвыборных кампаний обещают своим избирателям много хорошего и невозможного, вплоть до того, что смогут достать Луну с неба. Но, только после выборов их «сердешных» невидно, они погружаются в рутину формализма и решения каких-то мало понятных для избирателей вопросов.

Вполне очевидно в эпоху поклонения Его Велиству рублю господам властьпридержащим не до мирских забот, касающихся повседневных нужд избирателей. У большинства депутатов и чиновников после избрания и назначения на должности три цели: первая — улучшить свое материальное состояние и помочь родственникам, вторая  — угодить начальству, чтобы не слететь с должности, третья – остаться в должности на следующий срок.

Ну, все остальное, касаемо выполнения непосредственных должностных обязанностей как-нибудь, пройдет, забудется или рассосется само собой. Главное, чтобы начальник был доволен, а для этого нужно демонстрировать не квалификацию, а личную услужливость и преданность.

В сегодняшних социальных реалиях, еще убеждаешься в том, что всё новое – это хорошо забытое старое. Так на данный момент практически по всем СМИ говорят о необходимости повышения ответственности всех представителей власти, о том, чтобы каждый исполнял свои обязанности добросовестно, а также постоянно повышал свою квалификацию. Происходят ротации руководства и специалистов, все говорят о повышении качества предоставления гражданам государственных услуг.

Однако, на самом деле, с точки зрения рядового обывателя, можно утвердительно сказать, что особых изменений не наблюдается. Руководители при обращениях такое признают, говоря о проблемах нехватки кадров и сбои, связанные с чисто техническим характером, но, тем не менее, утвердительно заверяют, что всё будет исправлено в самое ближайшее время, правда, конкретных сроков не называют. Вот, в этой связи, исходя из собственного жизненного опыта, я не перестаю удивляться тому, что в каждом ответе на мои письма, где обозначается проблема, любой начальник всегда меня благодарит за активную гражданскую позицию. Потом соглашается и обещает принять меры, дальше пишет о своем, что пока нет возможностей по реализации высказанных мной предложений, несмотря на их актуальность. Но таких ответов, от всего количества направленных мною писем, составляет около 20%, остальная часть осталась без ответа или прислан ответ, что мое письмо перенаправлено по принадлежности, после изучения, мне обязательно ответят.

С учетом моего жизненного опыта, а также имеющейся мировой практики функционирования органов местного самоуправления, полагаю, что для повышения деятельности муниципальной власти нам необходимо.

Во-первых, создание оценочных критериев деятельности местных депутатов и чиновников, направленных на реальные и конкретные действия по улучшению качества жизни граждан. Для эффективного общественного контроля над ними следует создать действенные рычаги воздействия.

Во-вторых, функции районных администраций разделить на три уровня: сектор, участок и квартал. С учетом конфигурации данной системы, по моему мнению, целесообразно организовать деятельность муниципальных органов исполнительной власти по линейно-территориальному признаку. Так структура районной администрации предполагает наличие таких структурных подразделений как-то: управления, жилищно-коммунального хозяйства, недвижимости и земельных отношений, по предоставлению мер социальной поддержки семьям с детьми, социальной защиты населения, по вопросам спорта, культуры и молодежной политики и так далее. Для граждан, проживающих в другом конце района не очень удобно потому, что сложно добираться. Кроме того создаются очереди так, как, желающих накапливаются со всего района.  Мне думается, что данные управления должны иметь одноименные отделы в секторах, чтобы дать возможность гражданам, прежде всего инвалидам и престарелым, а также другим категориям людей, входящих в группы наиболее незащищенных групп населения. Кроме того специалисты отделов будут более предметно знать категорию обслуживаемых граждан обслуживаемого сектора.

На уровне участков должны быть отделы по социальным  вопросам, по работе с общественностью  благоустройству и озеленению. Кроме того на данном уровне необходимо более конкретно проводить работу по взаимодействию  управляющими жилищными компаниями и товариществами собственников жилья.

И, наконец, на третьем уровне необходимы квартальные, в обязанности которых должно входить повседневный мониторинг и оперативное вмешательство по вопросам вывоза бытовых отходов с установленных мест, постоянное взаимодействие с председателями советов многоквартирных домов, а также с владельцами или учредителями торговых точек (ларьков, магазинов).

Конечно, нет никаких сомнений, что реализация вышеперечисленных предложений – это не одномоментный акт, но, тем не менее, я думаю, что их реализация, во-первых,  повысит эффективность функционирования исполнительной власти а, во-вторых, существенно повысит доверие к деятельности чиновников в целом.

 


Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.

Муниципальная власть: размышления и предложения: 2 комментария

  1. Привет! Но этот закон всё-таки дополнительный шаг по совершенствованию нормативно-правовой базы работы нижнего органа власти – самого близкого к людям.

    1. Я тоже так думаю, только с трудом себе представляю, что данный шаг будет сделан обозримом будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *