Социальный контроль не фактор устойчивости отечественной политической системы.

Политическая система эффективна только тогда, когда
она защищает интересы наибольшей части общества.

Если обратиться электронной справочной литературе, на пример Викепедедии, то понятие политической системы рассматривается: во-первых, как, часть  единой нормативно-ценностной в основе совокупности отношений политических субъектов, связанных с осуществлением функций правительством.   Во-вторых, как, комплексный конституционно-правовой институт, представляющий совокупность норм, которые устанавливают конституционно-правовой статус государства, политических партий и общественных религиозных организаций и регулируют их взаимоотношения. В-третьих, как, совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Здесь нужно отметить, что в современной России одновременно реформируются политическая система и система управления, и, конечно, формируется гражданское общество, которое постоянно перестраивается, в связи с этим совершенствуется государственный аппарат.

С точки зрения рядового обывателя, не обременённого грузом политических взглядов и амбиций, наиболее важным и интересным представляется политическая система, в аспекте деятельности правительства как государственного аппарата, полагаю, что функционирование правительственных структур необходимо рассматривать в аспекте оказания наиболее необходимых    социально-правовых услуг гражданам. Таких как, трудоустройство, оказание услуг в сфере медицины, торговли, образования и др.

Общеизвестно, что любая деятельность, вне зависимости от вида или направления нуждается в контроле, который выступает одним из основных и значимых  факторов не только для эффективного функционирования органов, прежде всего исполнительной власти, но, и индикатором благосостояния общества в целом.

Обращаясь к толкованию понятия контроль с точки зрения юриспруденции, в частности с позиции теоретических постулатов административного права, можно дать следующие определение данного понятия. Так контроль — одна из основных функций системы управления. Реализация данной функции осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней.

Исходя из этого общего определения, давайте разберемся, кто в нашем Отечестве кто за кем и как наблюдает.

Виды контроля.

Еще со студенческих времён при изучении дисциплины «Административное право и деятельность», я запомнил, что контроль  разделяется следующие виды: государственный, партийный, народный и ведомственный, при этом последний считался наиболее неэффективным. Нам профессора поясняли, что ведомственный контроль — это просто фикция так как, ни один здравомыслящий руководитель не будет копать под себя яму. При этом демонстрировали массу примеров из практики, правда, больше было из предприятий торговли и общепита. Потому, что тогда было время дефицита, а потом всеобщего и тотального дефицита. Почти каждый преподаватель приводил примеры как республиканские и областные торговые управления, осуществляя проверки в райгорторгах, занимались откровенным сокрытием недостатков, чтобы не выносить сор из избы. Только благодаря вмешательству милиции и прокуратуры это удавалось выявить и доводить данные факты до суда.

Государственный контроль: законы и субъекты.

Нынешние социально-правовые реалии согласно Федеральному законодательству, возлагают функцию госконтроля  на Счетную палату РФ, как орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом. На Счетную палату РФ возлагаются задачи:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Кроме того контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются:

1) на государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды;

2) на органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества.

На деятельность негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата РФ контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

Счетная палата РФ ежеквартально представляет Федеральному Собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.

Еще Счетная палата осуществляет контроль за:

1) управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

2) законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;

3) эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

4) предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Счетная палата РФ контролирует формирование и эффективность использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за поступлениями в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом и управления объектами федеральной собственности.

На данный орган возложено еще ряд других контрольных функций, которые имеют важное значение. Ну, а наряду с этим Счетной палатой РФ созданы и функционируют аналогичные по решаемым задачам и выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах РФ. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ.

Законодательные и одновременно представительные органы местного самоуправления имеют свои счетные палаты, которые осуществляют контроль за использованием бюджетных средств органов исполнительной власти.

Стало быть, государственный контроль за государственными деньгами находится в руках Счетной палаты РФ, которая опосредовано, оказывает влияние на счетные палаты Субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления.

Конечно, государственный контроль не ограничивается деятельностью только Счетной палаты, в более широком понимании данный вид контроля охватывает и других субъектов, а также  и систему правоохранительных органов. Но, с учетом выбранного нами формата рассмотрения данной проблемы, мы не будем на этом останавливаться.  Ну, а насколько реалистично такое законодательное закрепление функционирование Счетной палаты как главного субъекта госконтроля в нынешних социальных реалиях, мы рассмотрим выше.

 

 

Ведомственный контроль: законы и субъекты.

Под ведомственным контролем, с учетом анализа данного понятия в отечественной литературе, по нашему мнению, следует понимать: контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы права, проводимый органами исполнительной государственной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области в подведомственных им организациях.

С учётом того, что наш Законодатель, осуществляя правовую политику, не очень стремиться к тому, чтобы все нормативные акты имели фактор прямого действия, то подавляющие большинство нормативных актов сопровождается инструкциями, которое еще, как правило, сопровождаются приказами и методическими рекомендациями по их применению.

Наиболее значимым для трудоспособной части общества считаются трудовые отношения. Данный вид общественных отношений возложен на Федеральную инспекцию труда, которая является централизованной системой государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Инспекция состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов по надзору и контролю в трудовой сфере (государственных инспекций труда в субъектах РФ).

Согласно нормативно-правовой базы на данный орган возлагаются задачи:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условий труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих пункты трудового права.

Федеральная трудовая инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами реализует следующие основные полномочия:

осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды;

осуществляет контроль и надзор за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и к безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и др. организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту РФ и в Правительство РФ.

Правовое регулирование трудовых отношений в таком формате носит чисто номинальный характер, по нашему мнению необходимы кардинальные изменения, о которые мы рассмотрим выше в рамках данной статьи.

Имеет существенное значение для граждан общественные отношения, связанные с образованием. Контроль за образовательной деятельностью, согласно нормативной базы на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. Данная структура наделена следующими функциями:

— сбор заявок от субъектов Российской Федерации на участие в проведении ГИА в новой форме обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии (ТЭК);

— организация работ по подготовке экзаменационных материалов и направление их в субъекты Российской Федерации;

—  научно-методическое и информационное обеспечение ГИА;

— контроль за проведением ГИА, в том числе в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок соблюдения установленного порядка организации и проведения ГИА в субъектах Российской Федерации;

— осуществление иных полномочий в рамках существующего законодательства.

Особое место для всех категорий граждан в организации ведомственного контроля отводится Федеральной службе по надзору в сфере защиты   прав потребителей  и благополучия человека.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

федеральный государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

федеральный контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

федеральный контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

федеральный контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

 

 

 

регистрирует:

впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

организует деятельность системы государственной                       санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Правовое закрепление деятельности в области контроля потребительских услуг, не способствует эффективной защиты граждан от недобросовестных субъектов, оказывающих услуги на потребительском рынке. Подробно мы проанализируем это выше.

Основной общественно-социальной ценностью для каждого гражданина вне зависимости места, которое он занимает на социальной лестнице, считается здоровье.

Исполнением контроля за данной деятельностью возложено на Федеральную службу  надзора в сфере здравоохранения. Исполнение государственной функции по осуществлению контроля за проведением доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения (далее — государственная функция) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее — Росздравнадзор) и ее территориальными органами (далее — Управления Росздравнадзора).

В этих целях Росздравнадзор проводит следующие мероприятия:

1) плановые и внеплановые проверки юридических лиц, осуществляющих организацию проведения и проведение доклинических исследований и клинических исследований;

2) получение и анализ сведений, предоставляемых Управлениями Росздравнадзора, о результатах плановых и внеплановых проверок юридических лиц, осуществляющих организацию проведения и проведение доклинических исследований и клинических исследований.

Управлениями Росздравнадзора осуществляются плановые и внеплановые проверки юридических лиц, осуществляющих организацию проведения и проведение доклинических исследований и клинических исследований.

И, наконец, как я себе представляю, не на последнем месте в обществе в целом и для каждого гражданина в частности,  стоит проблема комфортного и безопасного передвижения.

Осуществление контроля безопасности на автомобильном, водном, авиационном, железнодорожном, а также речном и морском транспорте  возложено на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

К основным задачам функциям данного ведомства можно отнести:

  1. Реализацию юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации мер по обеспечению безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
  2. Соблюдение субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере гражданской авиации:

а) правил использования транспортных средств Российской                                              Федерации;

б) норм, правил и процедур в области безопасности;

в) правил организации технического обслуживания;

г) правил обеспечения обслуживания;

д) правил подготовки персонала;

              е) правил перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;

             ж) правил обязательной сертификации и аккредитации транспортных средств регистрации прав и сделок с ними, выдачи разрешений, а также свидетельств персоналу.

Такие виды социального контроля,  деятельность его субъектов и правовое регулирование, даже в таком усеченном виде, на наш взгляд, не нацелены на реализацию задач, направленных на облуживание потребностей общества, прежде всего рядовых обывателей. Основные проблемы определяются рядом причин.

Начнем с государственного контроля как было отмечено выше Счётная  палата как главный субъект осуществляет организацию и контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению. Определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности. Оценивает обоснованность доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Проводит финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом. Осуществляет контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях. Представляет Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Рассуждая с позиции обывателя, можно сказать, что все правильно расписано. Однако мне представляется, что эффективность от реализации данных законодательных положений незначительная. Потому что реализация этих задач нужна, прежде всего, самой системе и ни коем образом не влияет на повышение качества жизни простых граждан.

Вот Степашин Сергей Вадимович, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, отчитываясь перед Президентом, докладывает, что во время проводимых плановых проверок, возглавляемым им ведомством, выявляются нарушения связанные с хищением бюджетных средств не только десятками, но и сотнями миллионов, а иногда миллиардами рублей.  Президент предлагает передавать материалы в правоохранительные органы, чтобы были приняты меры по всей строгости закона.

В этой связи, у меня, рядового обывателя возникает вопрос: неужели Степашин С.В., к стати доктор юридических наук, сам об этом не догадывается. Потом он сам отметил, что проверка проводилась совместно с Генеральной прокуратурой РФ. Здесь возможно причина в том, что телевидение в новостном формате не все транслирует, много остается за кадром, чего нам рядовым гражданам знать не следует.

Конечно, Счетная палата Российской Федерации, проводит необходимую работу по реализации прописанных выше задач, сомнений это не вызывает. Но, по нашему мнению, такое законодательное закрепление задач главного контролирующего органа не соответствует сегодняшним жизненным реалиям.

Аугментация в пользу сказанного следующая: данная концепция контроля предполагает выявление хищений и других нарушений бюджетной дисциплины путем экспертиз и анализа обоснованности проводимых затрат. В результате получается, что уже хищения совершены, деньги перечислены, а пока начинается процедура привлечения к ответственности, виновные благополучно убегают за границу. Примеров тому в практике не мало.

По нашему мнению необходимо изменить законодательную концепцию контроля. Во-первых, контроль должен носить преимущественно текущий характер. На практике должно выглядеть таким образом: с момента поступления денежных средств органу, который должен производить освоение финансовых средств, Счетная палата должна приступать к контрольным функциям. Надзор должен охватывать, проведение тендера, выбор подрядчика, а затем проведение контрольных мероприятий проверки объемов выполненных работ.

В этой связи, как нам представляется, в целях повышения эффективности данного контроля, необходимо создание института общественного инициативных групп, которые бы совместно с государственными представителями контролирующих структур проверяли бы порядок и правильность расходования бюджетных средств. На пример по федеральной или по региональной программе выделены средства на строительство жилого дома или нескольких домов для работников бюджетной сферы (учителя, врачи и т.д. и т.п.). Списки очередей многие администрации уже сейчас выкладывают в отрытом доступе на своих сайтах в Интернете, конечно, такое дело очень полезное и его нужно распространить повсеместно.

После проведения тендера, администрация должна объять подрядчика и определить список очередников, которые будут заселяться. Дальше потенциальным заселенцам необходимо выбрать инициативную группу, которая будет осуществлять контроль выполнения графика работ подрядчиком. При этом администрация должна информировать инициативную группу об объемах финансирования строительства объекта.

Не должны оставаться пассивными наблюдателями и наши уважаемые народные избранники всех уровней, начиная с федерального и кончая муниципальным. По каким программам и сколько выделяется финансовых средств, они осведомлены достаточно подробно, потому что обсуждают и принимают бюджет. Им бы не мешало бы вникать в процесс расходования бюджетных денег и осуществлять постоянный контроль, чтобы не допускать хищений. Правда, они сейчас больше дискутируют, что тоже не обходимо, но хотелось, чтобы они сами самостоятельно проводили проверки бюджетных трат, а не присоединялись в качестве участников тех проверок, которые проводит Счётные палаты.

Нам представляется, что такие законодательные изменения не только существенным образом будут способствовать не выявлению хищений, но их предотвращению. Кроме того при таком непрерывном текущем контроле  повысится доверие к власти, а сейчас практически нет доверия у граждан, ну, и, конечно, инициативные группы как ячейки гражданского общества создадут реальные условия рядовых граждан принимать участие в управлении государством.

Рассуждая о ведомственном контроле необходимо высказать следующие. Начнем с трудовых отношений, так как мы отметили выше Федеральная трудовая инспекция, которая согласно нормативному  регулированию обеспечивает: соблюдение и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условий труда. Соблюдение работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Обеспечением работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Доведением до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих пункты трудового права.

Федеральная трудовая инспекция реализует следующие основные полномочия: осуществлять надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных. Анализировать обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан. Осуществлять рассмотрение дел об административных правонарушениях. Направлять информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды. Осуществлять контроль и надзор по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве. Обобщать практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию. Анализировать состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно. Принимать необходимые меры по привлечению экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и к безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников.

Такое законодательное закрепление по контролю за трудовыми отношениями предполагает просто формальность. Исходя из своего жизненного опыта, могу констатировать, что все проверки проводятся формально по бумагам, а бумага, как говориться, стерпит все. Так проверки по жалобам и заявлениям граждан о фактах нарушения трудового законодательства, практически не находят подтверждения, по причине их правильного заполнения. Даже в рамках своего ближайшего социального окружения, я могу привести много примеров, когда в частных охранных предприятиях люди работают сутками, а перерывы между сменами составляю не 42 часа, как предусмотрено законодательством, а 12 часов. Кроме того часть зарплаты выплачивается в конвертах, а проводимые проверки Инспекцией по труду данных нарушений не фиксируют.

Аналогичные нарушения, практически повсеместно, имеют место быть и в торговых павильонах, там вообще официальная зарплата едва, едва доходит до прожиточного минимума. Народ возмущается, но мириться, потому, что выхода нет, сейчас остро стоит проблема трудоустройства. В делах торговых у продавцов много проблем: принудительные отправки в неоплаченный отпуск, работа без выходных, отсутствие нормальных условий на рабочих местах.

Конечно, эти нарушения обусловлены не  только недостатками контроля трудовых отношений. Конечно, проблема шире и носит                                   социально-экономический характер, но те не менее, мы считаем, что нужно внести поправки в законодательство.

Прежде всего, проверки должны иметь комплексный системный характер. Специалисты инспекции должны при проводимых мероприятиях обращать внимания не только на документы, но в обязательном порядке проводить опросы работников предприятия на предмет характера и режима работы. Сегодня много так называемой двойной бухгалтерии, когда  работают по одним графикам, а для отчета и проверок предоставляют другие. При проверках можно и нужно выявлять двойную зарплату, но для этого необходимы квалифицированные специалисты в области бухучета, для этого нужна соответствующая подготовка.

Кроме того, это очень актуально при проверке жалоб, следует не просто формально проводить проверку, чтобы скорее отчитаться, а проверять качественно, для этого в инструкции необходимо закрепить обязанности специалистов после получения жалобы, в обязательном порядке провести его подробный опрос и письменно зафиксировать обстоятельства нарушения, на которое он жалуется. При этом необходимо учесть все нюансы, исключающие возможности парализации производственной деятельности проверяемого субъекта.

По нашему мнению такой подход будет способствовать сокращению нарушений в сфере трудовой деятельности.

Рассматривая общественные отношения, связанные с образовательной деятельностью поделимся следующими соображениями.

Как было сказано выше контроль за данной деятельностью, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Данная структура наделена следующими функциями: сбором заявок от субъектов Российской Федерации на участие в проведении ГИА в новой форме обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии (ТЭК). Организацией работ по подготовке экзаменационных материалов и направление их в субъекты Российской Федерации. Научно-методическим и информационным обеспечением ГИА.    Контролем за проведением ГИА, в том числе в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок соблюдения установленного порядка организации и проведения ГИА в субъектах Российской Федерации. Осуществлением иных полномочий в рамках существующего законодательства.

Все перечисленное, конечно, замечательно, только, как нам представляется, не хватает важного компонента – отсутствует контроль по соблюдению прав и законных интересов главных участников образовательного процесса, имеется в виду учителей и педагогов из числа профессорско-преподавательского состава.

Я имею в виду то, что руководители образовательных учреждений, без относительности к тому какое образование: общее или профессиональное, наделены таким объёмом полномочий, который делает их (сердешных), просто местечковыми князьками. Анализ практики моего жизненного опыта позволяет высказать мнение, что сейчас директора, ректора образовательных учреждений рассматривают гимназии, школы, училища, техникумы, институты, университеты как свою личную вотчину. Сейчас стало в порядке вещей назначать своих родственников на руководящие посты, где меньше работы, зарплата выше за счет стимулирующих, надбавок. Нет никаких проблем при увеличении зарплаты своим любимчикам или любовницам.

Иначе говоря, можно делать все, что не запрещено, а при таком объеме полномочий можно сделать немало, чтобы улучшить жизнь кому-нибудь, кто нравится, тем более, почему тогда не сделать приятное хорошему человеку. А кто профессионально и с душой работает и ещё постоянно чем-то не доволен, того надо «пресануть». Не получится, значит уволить, основания для этого всегда можно найти.

Я считаю вполне правомерным сбор заявок от субъектов Российской Федерации на участие в проведении государственной итоговой аттестации, а также проведение выездных (инспекционных) и камеральных проверок.

Но, по нашему мнению, в настоящий период необходимо остриё законодательного поля переместить на проблемы, связанные с вопросами контроля деятельности образовательных учреждений в области методического и организационного обеспечения, определяемые государственным образовательным стандартом. Ведь, сегодня сплошь и рядом государственные, а особенно частные субъекты, осуществляющее образовательные услуги, без всякого методического обеспечения и получения соответствующих разрешений, открывают подготовку по новым специальностям, вытребованным рынком труда. Как правило, делается все наспех, а преподаватель, которому данная дисциплина включается в учебную нагрузку, вынужден выкручиваться, насколько у него хватает ловкости. Как показывает практика,  подготовка методического обеспечения, внезапно появившейся, учебной дисциплины, оплата не полагается. Причины придумываются разные, плоть до бальных.

Оказание образовательных услуг для общества, является, конечно, немало важным фактором, тем не менее, существенное место занимает контроль в сфере защиты   прав потребителей  и благополучия человека.

Как было отмечено выше, данный вид контроля осуществляет Роспотребнадзор. На данную структуру возложено осуществление контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Имеется в виду: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства. Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Федеральный контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке, а также за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий.

Кроме этого на Роспотребнадзор возложено ещё ряд важных функций, на которых подробно оставались выше. Здесь необходимо сделать ремарку о том, что у нас нет принципиальных возражений по вопросам такого законодательного закрепления контроля за данным видом услуг.

Однако, рассматривая данную проблему с точки зрения рядового обывателя, считаю целесообразным дополнить правовую базу следующими положениями. Так необходимо юридически закрепить институт внештатных инспекторов  Роспотребнадзора, для того чтобы оперативно реагировать на нарушения, допускаемые, прежде всего в сфере торговли, а также в других сферах деятельности, которые находятся в юрисдикции данного контрольного органа. Думается, что это будет эффективно способствовать повышению качества продуктов пинания и товаров первой необходимости, приобретаемые, особенно в сомнительных торговых точках.

Анализируя правовое регулирование функционирования в области контроля за нашим здоровьем, то Росздравнадзор осуществляет следующие: проводит плановые и внеплановые проверки юридических лиц, осуществляющих организацию проведения и проведение доклинических исследований и клинических исследований. Осуществляет получение и анализ сведений, предоставляемых о результатах плановых и внеплановых проверок юридических лиц, осуществляющих организацию проведения и проведение доклинических исследований и клинических исследований.

С точки зрения законодательной техники тут, как мне представляется, придраться особо не к чему. Можно сказать – просто песня. А, вот, с позиции нынешней социальной реальности, такого не скажешь. Так насколько можно судить по материалам СМИ  Росздравнадзор проводит внезапные проверки государственных и частных учреждений, оказывающих медицинские услуги, и оформляют документы, фиксирующие выявленные нарушения. Нет сомнений и в том, что и другие вышеперечисленные функции данным субъектом выполняются, но, насколько это происходит с точки рения качества, остается неизвестным.  Наше мнение сложилось из анализа электронных и печатных средств массовой информации о том, практически ни одно уголовное дело не удалось довести до суда вопросам ошибок врачей. Говоря проще, своих не сдают.

В связи с этим, по нашему мнению, необходимо законодательно закрепить необходимость внесения при проверках медуслуг представителей независимых  субъектов, осуществляющих контроль в области здравоохранения, таковыми могут быть общественные медицинские сообщества и специалисты в области медицины из других государств. Порядок и механизм их привлечения должен быть закреплен в ведомственном нормативном акте. Было не лишне в каждом учреждении размещать информацию о том, как обратиться с жалобой или предложением в контролирующий орган.

Особую озабоченность вызывает надзор за соблюдением правил использования транспортных средств, особенно автомобильного транспорта. Анализ практики деятельности позволяет высказать мнение о том, что проверка водителей автобусов, особенно у частных предпринимателей, осуществляется из рук вон плохо. Есть примеры, когда на линию выпускаются водители, находящиеся в средней степени алкогольного опьянения на городские маршруты.

В связи с этим по нашему мнению, необходимо создавать специальную структуру, которая была бы ориентирована только на постоянный надзор за соблюдением  безопасности на городском автоэлекротранспорте.

В заключение остановимся на правовых проблемах, связанных с осуществлением контроля безопасности на автомобильном, водном, авиационном, железнодорожном, а также речном и морском транспорте.  Выше было отмечено, данную функцию осуществляет на Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

В данном аспекте данное ведомство надзирает за: реализацией юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации мер по обеспечению.

Кроме того контролирует безопасность функционирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также правила использования транспортных средств и организации технического обслуживания,  обеспечения обслуживания; подготовки персонала Российской Федерации перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты обязательной сертификации. Аккредитации транспортных средств регистрации прав и сделок с ними, выдачи разрешений, а также свидетельств персоналу.

Нет сомнений, что такое законодательное закрепление направлено на обеспечение безопасности граждан в период их нахождения в транспортных средствах. Конечно, контроль за правилами эксплуатации транспортных средств необходим, только, как показывает практика, транспортные средства далеко не всегда соответствуют нормам и стандартам, да стандарты нуждаются в серьезных изменениях.

Однако, если смотреть, что назовется со стороны, то можно смело  сказать о том, как все формально. Ведь еще совсем недавно затонул теплоход «Булгария», сколько людей заплатили за эту преступную халатность собственными жизнями. А сколько было шуму и негодований, только ленивый не высказывал своих возмущений по поводу несоблюдения правил безопасности на речном транспорте. На уровне первых лиц государства выдавались устные и письменные указания во проверки всего речного пассажирского транспорта. Все указания были выполнили, наверно, все без исключения компетентные органы отчитались по всем инстанциям.

Ну, получилось все как всегда. Не так давно один из центральных телеканалов показал, что теплоходы провели определённую работу: кое где выложили спасательные жилеты, которые не сразу найдешь, но они есть. На всех теплоходах появились свежевыкрашенные шлюпки. Но, возможно ли их быстро спустить на воду, остается сомнением. Никто не тестировал, да и зачем, сделано для проверяющих. Короче говоря, все по Черномырдину.

Таким образом, подводя итоги сказанному, можно констатировать, что социальный контроль во всех его проявлениях не соответствует нынешним социально – правовым реалиям, потому, что законодательное закрепление деятельности субъектов направлено на проведение формальных действий для отчётов перед вышестоящими структурами.

Конечно, я затронул не виды ведомственного контроля и не всех субъектов, которые реализуют надзорные функции, потому, что в рамках одной статьи достаточно проблематично в полном объеме рассмотреть такую широкую тему. За пределами рассмотрения остались технический, тепловой, природный и другие виды надзора. Ну, а с другой стороны, по нашему мнению, назрела необходимость данную проблему в научном плане, с позиции таких отраслей знаний как, экономика, юриспруденция, психология и др.

Я пытался заострить внимание на наиболее значимых проблемах контроля безопасности, важных для рядового обывателя, с которыми можно столкнуться в процессе ежедневного общения.

В связи с этим данную проблему нужно решать уже сейчас, прежде всего изменив саму идеологию законодательного закрепления контролирующих органов. Для этого не только нужно применять карательную политику, но и создавать конструктивные условия для исполнения предъявляемых требований.

Главное это не отчеты   о том кто и сколько проверил учреждений, предприятий и организаций. Главное сколько всего субъектов, нанимающихся тем или иным видом деятельности, сколько уже проверено и приведено все в соответствие требованиям безопасности, согласно стандарту, который не устарел и соответствует современным требованиям, с учетом мирового опыта.

Необходимо, чтобы законодательная база не имела общих и «туманных» формулировок. Законы должны быть прямого действия, где необходимо определить уровни опасности, на пример зелёный, желтый и красный. Для того чтобы при меньшей опасности выносить предупреждения, при среднем уровне выдавать предписание о немедленном приостановлении деятельности, до исправления выявленных недостатках. Ну, а при высшем уроне опасности надо решать опрос в судебном порядке о лишении лицензии на определённый срок.


Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *