Господа полиционеры

 

В полиции честные люди работать не смогут,
их система просто уничтожит или выдавит

 Вот уже прошло больше года, как  мы попрощались с милицией, насколько наша жизнь стала комфортней и безопасней сказать сложно потому, что прошло, не слишком много времени, чтобы делать какие – то, даже самые общие, выводы. Но, тем не менее, в данное время имело место быть резонансное событие, которое потрясло общественность. Так Следственное управление СКР по Республике Татарстан возбудило уголовное дело против казанских полицейских по фактам превышения должностных полномочий и умышленному причинению тяжкого вреда здоровью, совершенному с издевательством над потерпевшим.

При этом СУ СКР по РТ сообщило, что  10 марта скорая помощь доставила из отдела полиции № 9 «Дальний» в больницу 52-летнего жителя Казани с серьезными повреждениями живота. Его сразу прооперировали и перевели в реанимацию. Как полагает следствие, за день до этого мужчину доставили в полицию за «мелкое хулиганство».

По данным МВД по РТ, 9 марта полицейские задержали пьяного мужчину и доставили его в ОП «Дальний», позже выяснилось, что задержанный был неоднократно судим.

 

К вечеру он пожаловался на боли в животе, к нему вызвали скорую медицинскую помощь. Врач осмотрел задержанного и сделал обезболивающий укол. Ехать в больницу мужчина отказался. Однако на следующий день ему стало хуже и его срочно госпитализировали с диагнозом «разрыв прямой кишки». После операции мужчина скончался.

12 марта в шесть часов утра глава министерства Асгат Сафаров провел экстренное совещание по факту ЧП и отстранил от выполнения служебных обязанностей начальника отдела полиции «Дальний» полковника полиции Сергея Ефремова, который в настоящее время уволен по приказу Министра внутренних дел РФ. Заместитель начальника ОУР ОП «Дальний» старшего лейтенанта полиции Алмаз Василов и еще несколько сотрудников привлечены к строгой дисциплинарной ответственности. В дисциплинарном порядке наказаны и ряд руководителей УМВД России по Казани, все они предупреждены о неполном служебном соответствии. Это самое строгое дисциплинарное взыскание, за ним следует увольнение.

Глава МВД страны отреагировал на данное событие достаточно резко и эмоционально. Он в частности отметил, что ответственность за противоправное поведение коллег несут и те, кто равнодушен к происходящему.

Кроме того, он заявил, что коллективы органов внутренних дел несут солидарную ответственность за правонарушения, которые допускают работающие в них полицейские. В том смысле, что сами сотрудники не должны быть равнодушными к происходящему. Нельзя, чтобы они думали, что от каждого из них ничего не зависит. Ведь только с их согласия происходят подобные вопиющие безобразия.

Понятно, что подобные случаи есть и в других регионах. Так  23 февраля 2012 года в г. Ачинске Красноярского края в отделе полиции умер задержанный, а 28 января также при невыясненных обстоятельствах в помещении отдела полиции № 5 МУ МВД России «Красноярское» погиб                24-летний Антон Шаферов. Список подобных случаев можно продолжать и дальше.

Говоря о предотвращении подобных инцидентов, глава МВД констатировал, что в настоящее время полиция старается выбирать из всех граждан, претендующих на работу в ее рядах, лучших, однако сотрудник МВД, отвечающий всем запросам общества, в одночасье не появится.

В связи с этим министр считает, что ведомству предстоит еще много работать над повышением профессионализма и правовой культуры личного состава, а также внедрением форм и методов отбора кандидатов, способных по моральным, нравственным и деловым качествам трудиться в условиях огромных психологических и физических перегрузок.

Кроме того, министр призвал подчиненных видеть в членах общественного совета при МВД «не назойливых контролеров, а заинтересованных в наведении порядка неравнодушных граждан». По его мнению, общественные проверки должны сыграть важную роль в профилактике правонарушений среди личного состава полиции.

Конечно, данные случаи не единичны, просто казанский входит из категорию из ряда вон выходящих, и скрыть его не представилось возможным, благодаря возможностям социальных медиа. В былые времена  подобного рода факты могли не придавать огласке широкой общественности. Ну, слава Богу, в нынешнее время при помощи Интернета подобное скрыть практически невозможно.

Вообще, оценивая реформу, с точки зрения рядового обывателя, можно, без всякого преувеличения, сказать, что федеральный министр внутренних дел, генерал армии Р.Г. Нургалиев рассматривает социальную действительность, в частности реформу милиции в полицию, с позиции позы «лотоса».

Давайте начнём с того как все начиналось, а все пошло с того, что еще пока действующий Президент  Медведев в конце 2010 года преступил к реформированию органов внутренних дел. Идея, конечно, позитивная и была продиктована жизненной необходимостью, потому, что милиция практических не выполняла своих социальных функций по обеспечению правопорядка и защите законопослушных граждан от посягательств криминального элемента.

Полагаю, что следует считать абсолютно правомерным создание новой правой базы, касающейся деятельности полиции, как нового правоохранительного органа, который был представлен для всенародного обсуждения. В процессе данного обсуждения было много внесено поправок и дополнений.

Главная цель реформы предполагает создание принципиально нового правоохранительного органа, который будет наиболее эффективно защищать конституционные права граждан. Иначе говоря, граждане должны чувствовать себя в безопасности, в не зависимости от их место нахождения.

Если рассматривать деятельность полиции, с точки зрения жизненной составляющей, то, как мне представляется необходимо отметить ряд позитивных факторов.  Во – первых, значительное повышение зарплаты сотрудникам полиции, особенно младшего и среднего начальствующего состава (от рядового до капитана). Ну, а, что касается старшего и высшего начсостава, то они, находясь в милиции, получали приличное денежное содержание за счет стимулирующих надбавок. Конечно, категория офицеров от майора до генерала армии стала получать больше, но не намного.

В этой связи, мне вспоминается встреча с молодыми офицерами, которые были просто «шокированы» таким количеством денег и даже не могли представить, куда их можно потратить.

Во – вторых, в качестве положительного фактора следует отметить удобство новой формы, правда, она выдана в небольших количествах, но те, кто её получил, говорят, что материал легче и не мнётся. Правда, опытные сотрудники, проработавшие длительный период времени                                               в патрульно-постовой службе, с кем мне приходилось общаться, высказывали критические замечания, связанные с покроем и отсутствием удобных карманов.

Но, будем считать данные мнения не окончательным, с учетом того, когда Глава правительства РФ и избранный Президент РФ Путин В.В. находился с рабочей поездке в Барнауле, и молодые девушки — офицеры полиции, при встрече с ним отметили явные преимущества новой форменной одежды работника полиции. Ну, дай Бог, чтобы так и было.

Ну вот, как мне представляется, и всё положительное, что удалось достигнуть при данной реформе. Конечно, если рассмотреть все сделанное за год с точки зрения руководителя ведомства, несомненно, можно много найти положительных аспектов. На пример проведение аттестации всего личного состава, сокращение второстепенных служб, которые непосредственно не осуществляют борьбу с преступностью. Кроме того была проведена большая работа по привлечению общественных представителей за деятельностью органов внутренних дел.

Однако, по мнению министра Нургалиева Р.Г., основной причиной сбоев работы полиции, в том числе и выявленных безобразий, подобных казанскому, происходит по вине нерадивых руководителей и рядовых работников.

В связи с этим министр считает, что необходимо внедрение новых форм и методов отбора кандидатов, способных выполнять свои должностные обязанности в условиях постоянной стрессов,  на протяжении всей профессиональной деятельности.

Мне представляется, что, даже за немыслимо высокую зарплату никто в полицию работать не пойдёт, где их будут находить, для меня, наверно, и для любого здравомыслящего человека, покажется просто абсурдом.

Вполне понятно, что этот абсурд министр озвучивает, на мой взгляд, по двум причинам. Во — первых, проведённая аттестация проходила в очень короткие сроки и без привлечения представителей общественности, несмотря на, то, что это было заявлено. Ну, и, как следствие, в большинстве случаев аттестовали тех, кто имел деньги, а так же любимчики и любимицы начальников, кто не смог, тот не прошел. Во – вторых, хоть и Медведев Д.А. не однократно заявлял, что реформа милиции не является ребредингом, то есть сменой вывески, потому, что реформа нацелена на полное преобразование всей системы органов внутренних дел, способной обеспечить безопасность в обществе. Граждане должны быть уверены в том, что в любой точки страны их защитит полиция.

Однако все эти многообещающие пожелания не нашли своего отражения в реальной жизненной практике. Здесь мне вспоминаются годы моей молодости, когда я был курсантом школы милиции. Преподаватели, пришедшие с практики, всегда нас нацеливали на то, чтобы мы всегда помнили: «теория и книги одно, а практическая работа дело совсем другое». На наши пытливые вопросы «почему и как» отвечали, что каждый практический случай в книгах не опишешь.

Вот, с учетом сказанного, по нашему мнению, можно сказать, что реформы, как таковой, нет есть только смена названия и форменной одежды, а также повышение денежного довольствия сотрудникам.  По причине того, что не сделано самого главного – перестройки системы полицейского ведомства на рельсы защиты конституционных прав и законных интересов граждан России.

Ну, как можно защищать права и свободы граждан, когда оценочные критерии деятельности органов внутренних дел не изменились: как требовали повышать раскрываемость, так и требуют. Вот и бьются господа полицейские за количество раскрытых преступлений. При этом неважно совершил человек преступление или нет – главное, чтобы оно было раскрыто. Ну, а главным условием раскрытия любого преступления, является признание в его совершении.

Таким образом, сама система провоцирует сотрудников заниматься «успешным раскрытием преступлений». Заметим, что и бытность еще советской милиции, данный показатель являлся одним из основных показателей работы отделов внутренних дел. Наше поколение помнит, мощные разносы начальников отделов милиции на всех уровнях райкомов КПСС и исполкомов советов депутатов трудящихся.

В связи с этим, мне трудно представить проведение профилактической работы с личным составом по недопущению противоправных действий, связанных с таким «раскрытием преступлений». Вполне очевидно, что сотрудники, которые не будут придерживаться данного направления, а выполнять свои должностные обязанности, согласно требованиям закона, будут «просто выплеснуты из системы». Надо сказать, что уже таких примеров немало.

На практике «гонка за палками» выглядит следующим образом. Так наиболее часто встречающимися преступлениями являются кражи, наибольший всплеск данных преступлений происходит в весенне-летний период, когда люди начинают выезжать на свои садово-огородные участки. Приезжая на свои загородные фазенды, граждане обнаруживают пропажи инвентаря, посуды, и других личных вещей. Далеко не все принимают решения обратиться в полицию, потому, что твёрдо уверены никакой помощи не будет. Но, те, кто решил обраться попадают в дежурную часть отдела полиции.

В этой связи, мне хочется опять вспомнить факт из своего жизненного опыта, когда, уже далеком, 1977 году, я учился в школе милиции, и по административному праву была тема «Организация работы дежурных частей городских и районных отделов внутренних дел». Лекционный курс нам читала нам дама в звании капитана милиции приятной внешности. Она, начиная лекцию, всегда отмечала, что дежурная часть – это зеркало советской милиции, потому, что гражданин, в лице сотрудников дежурной части, представляют всю милицию, которая поможет ему в трудную минуту. Правда, за весь курс она много называла «зеркал» этой самой милиции, но к этому мы ниже вернёмся.

А, сейчас продолжим про дежурную часть, войдя в дежурную часть, гражданин должен подойти к окошечку, где сидит за пультом связи офицер или прапорщик ну, это не так уж и важно, важно то, что у них на лице просматривается настороженность.

Сотрудник дежурной части выясняет вопрос, по которому желает обраться заявитель, затем начинает задавать наводящие вопросы уточняющего характера: почему вы решили, что вашу дачу обокрали, вы внимательно посмотрели вокруг, вполне возможно, что кто-то из родственников был на даче, затем предлагают обратиться к своему участковому уполномоченному в опорный пункт. Так поступают сотрудники, имеющие определённыё опыт работы. Молодые сотрудники созваниваются с работниками уголовного розыска и отправляют гражданина   к ним в кабинет.

Такая тактика поведения сотрудников дежурной части объясняется тем, чтобы «выпихнуть» посетителя в другое место, дабы не оказаться «крайним». Вот, вспоминая свою практику, я попал, что называется «под большую стирку». Я не был штатным работником дежурной части, меня поставили дежурить, в связи с тем, что штатный помощник дежурного находился в отпуске. В дежурную часть обратился гражданин о совершении кражи из его автомобиля, я составил протокол устного заявления, потому, что заявитель не мог написать сам заявления, по причине отсутствия очков. Составив протокол, я доложил дежурному и вызвал дежурного оперативника из уголовного розыска, который вместе с заявителем направился к месту преступления, для того, чтобы осмотреть автомобиль. Кража была совершена путем вскрытия металлической линейкой фоторточки левого переднего стекла. Об этом по радиостанции мне сообщил оперативник.

Затем, согласно инструкции, я зарегистрировал заявление в книге учета преступлений. Вот за эту, так сказать, «оплошность» меня склоняли ни один день и ни одну неделю. Мне высказали много всего такого, что я на всю оставшуюся жизнь понял, что «теория от практики существенно отличается».

Суть моего «прокола» заключалось в том, что был конец квартала, а я своими действиями снизил показатели раскрываемости. Мне не прямым текстом было сказано, что, во-первых, без разрешения дежурного нельзя «лазить в «книгу учета преступлений», хотя в инструкции об этом не было таких предписаний. Во-вторых, не надо корчить из себя много знающего. Потому, что, сделав запись в данной книге, я отрубил все пути отхода, а, если этого мной не было сделано, тогда бы дежурный передал это заявление в уголовный розыск, там еще просмотрели и «замяли», в крайнем случае, это заявление можно было, на худой конец, зарегистрировать в «Журнале учета происшествий».

Если бы события развивались по другому сценарию: заявитель пошел бы к участковому, то результат мог иметь два варианта. Первый вариант участкового можно дождаться и передать заявление – это наиболее удачный исход. Второй вариант хуже: участкового можно не дождаться, потому, что его нет вообще или он занят по другим делам или в командировке. Можно передать заявление старшему участковому, но его пока нет, но должен быть, к сожалению, никто точно не знает.

К сожалению, в сегодняшних жизненных реалиях на практике роль участковых находится ниже уровня городской канализации, хотя там и машины и машины выделяют, но их бросают, куда только можно и работать на участке физически нет временени. Даже телеканал НТВ уже второй сериал показывает про участковых, там комментарий, что оперативника разжаловали до участкового. А, ведь раньше в кинематографе старались поднять престижность участковых инспекторов советской милиции. Мы воспитывались на таких кинофильмах как, «Анискин» или «Самый последний день». А на лекциях, нам говорили, что участковый                 инспектор – это зеркало всей милиции. Но, сейчас другие социальные реалии, которые диктуют  приоритеты.

Однако вернёмся к нашей теме. Мы рассмотрели проблему непосредственного обращения граждан в полиции. Но, к большому сожалению, в силу сложившихся обстоятельств, многие граждане не могут сами обратиться в полицию за помощью. В частности при совершении тяжких или особо тяжких преступлений, где они становятся потерпевшими, и в ряде иных случаев. Здесь достаточно сложно принять меры по укрытию совершенных преступлений. Так при убийствах, разбойных нападениях, с целью захвата имущества, тяжких телесных повреждениях кроме полиции задействуется служба скорой медицинской помощи, выезжает следователь следственного комитета. Короче говоря, преступление на лицо и по нему надо работать.

 

Как правило, активная оперативно-розыскная работа ведется в течение первой недели, затем активная фаза проходит, там появляются новые преступления, и, с учетом наличия версий, а также поступающей информации, по уголовному делу выполняются дежурные текущие следственно-оперативные мероприятия.

Но раскрывать их необходимо, чтобы раскрытых было больше чем в аналогичный период прошлого года. Об этом постоянно напоминает руководство отдела полиции и руководство структурных подразделений как, следственных так и оперативно-розыскных.

Здесь необходимо отметить важную деталь. Так, несмотря на единый критерий оценки деятельности полиции в целом – раскрытие преступлений, для данных подразделений показатели разные. Для уголовного розыска основным критерием является раскрытие преступлений, то есть главное заполучить карточку на раскрытое преступление, она будет заполнена, когда будет вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

После этого дальнейшее действия уголовного розыска, предполагающие оперативное сопровождение расследуемого преступления, носят второстепенный (прилагательный) характер. Поэтому оперуполномоченный сильно «не напрягается» старается относиться формально. Хотя этого он не имеет права делать, ну, если начальники не давят, значит не надо. Тем более, накопилось много других не раскрытых преступлений.

Для следственных подразделений главным показателем является количество расследованных дел, которые направлены в суд. Здесь сложнее, потому, что следственные действия строго регламентированы законом, при их совершении никакое творчество не допускается. Кроме того, чтобы уголовное дело попало в суд, необходимо утверждение прокурором обвинительного заключения. Это непростое дело, так, как, у прокуроров свои оценочные критерии, которые не стыкуются со следственными.

Здесь выигрывает тот, у кого налажены контакты с заместителем прокурора, который курирует данное направление работы. С учётом индивидуальных личностных особенностей и пристрастий эти отношения и выстраиваются.

Ну, а, если их нет, то, как говориться, не повезет, тогда просят дать время до завтра, чтобы исправиться, и не портить отчетность, которую уже направили в вышестоящий орган здесь идут в ход те средства, которые удастся подобрать. Параллельно оперативники активно «колют» ранее неоднократно судимого гражданина, которому предъявлено обвинение по уголовному делу,  на то, чтобы взял на себя то, чего не совершал. Стараются на «покойничков» списать все, что можно. Здесь практика наработала немало приемов способов и средств, чтобы поднять раскрываемость.

И так, можно констатировать то, что, сколько реформ не делай, а результат будет как всегда, хотя хотели как лучше. Прямо все по Черномырдину. Да, Виктор Степанович Черномырдин – великий классик современности, мне кажется, что мы еще этого до конца не осознали.

С учетом всего сказанного, как мне представляется, не нужно сейчас делать упор на прииск новых кандидатов для работы в полиции, которые будут наделены высокими моральными качествами, иметь хорошую физическую подготовку, готовые работать добросовестно и качественно в бессрочном режиме психологических перегрузок. Таких кандидатов просто невозможно найти и это понятно каждому здравомыслящему  человеку. Для того, чтобы полиция работала более эффективно, на мой взгляд, необходимо.

  1. Изменить оценочные критерии, чтобы вернуть доверие полиции со стороны граждан. В первую очередь деятельность любого органа внутренних дел должна оцениваться показателем: доверяют ли граждане полицейским, если нет, то по каким причинам. Здесь главное добиваться максимальной объективности, используя результаты анкетирования социологических и других центров, использование возможностей электронных социальных сетей.

Такой опыт успешно уже на протяжении целых десятилетий применятся в ряде государств. Понятно, что это дело не одного месяца и не одного года, здесь необходима широкая и глубокая проработка инструментариев и механизмов определения данного критерия.

  1.     Существенно расширить возможности участия общественности в оказании помощи полиции в работе по предотвращению и пресечению преступлений. Для этого, как мне приставляется, необходимо привлечь ветеранов органов  внутренних дел. Использование данной категории граждан, должно осуществляться по двум направлениям: общей и индивидуальной профилактики в форме проведения общих и индивидуальных бесед, с лицами, склонными к совершению противоправных действий, для этого необходимо создание общественных советов на опорных пунктах.

Второе направление должно предполагать оказание помощи оперативным службам в предотвращении и пресечении преступлений. Для этого необходимо создание института советников, в качестве таковых нужно использовать пенсионеров органов внутренних дел, занимавшихся оперативной работой.

Естественно реализация, высказанных мной предложений потребует определённого финансового, правового и ресурсного обеспечения. Но, вместе с тем, по моему глубокому убеждению, основанному на изучении научных исследований отечественных и зарубежных исследователей и мой личный многолетний опыт работы в правоохранительных органах, позволяет мне высказать мнение о том, что реализация данных предложений определённым образом повысит эффективность деятельности полиции и, самое главное, позволит вернуть доверие граждан.

Однако я не только понимаю и осознаю, что любые предложения, особенно те, которые касаются реформирования, не свободны от критики, в связи с этим не считаю их истинной последней инстанции.


 Ким Иван Арионович обыватель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *