ЖИЗНЬ ХОРОША, НО ЛУЧШЕ ЖИТЬ ХОРОШО

Будучи, рождённым в СССР, и прожив половину жизни при социализме, а также воспитанный в духе коммунистической идеологии, я чётко понимал, что главное социальное свойство личности — это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Иначе говоря, труд. Поэтому любовь к трудовой деятельности в советское время, начинали формировать в начальных классах общеобразовательной школы. Так, начиная с третьего класса, мы собрали макулатуру. При этом было соревнование между классами. Победитель поощрялся коллективным выходом в кино. Ну, а, начиная с 5 по 8 классы, были трудовые соревнования по сбору металлолома. Победителю предполагался приз – поход в театр.

Кроме того, ученая программа среднего образования предполагала уроки труда. Сначала учили столярному, а потом слесарному ремеслу, в пятом, шестом и в седьмом, восьмом классе, соответственно. При этом в рамках внеклассной работы организовывались экскурсии на производственные предприятия. Так ваш покорный слуга посещал хлопчатобумажный комбинат, правда, он давно приказал долго жить. Плюс к этому, поле девятого класса в обязательном порядке учащиеся привлекались в помощь хозработникам по проведению косметическому ремонту, в рамках подготовки к новому учебному году.

В этой связи, не могу не вспомнить поговорку или шутку: «Ребята вырастут и будут гордиться, тем, что последний раз поднимали лопату не в детском саду в песочнице, а работали настоящей лопатой в школе». Здесь, ради объективности, необходимо сделать ремарку в плане того, что в шестидесятых годах прошлого столетия, было много строек, а рабочих рук не хватало. Поэтому добровольно-принудительно из средних школ, не особо успевающих учащихся переводили в профтехучилища (ПТУ), где учили штукатуров, маляров, слесарей, плотников-бетонщиков и другим рабочим специальностям. При этом отмечу, что к началу семидесятых годов, престижность рабочих профессий, мягко выражаясь, потеряла привлекательность из-за низкой зарплаты и тяжёлого физического труда.

Вполне очевидно, что в ту пору, мы, вообще не понимали что такое безработица, для нас данное понятие представлялось какой-то экзотикой. Тогда повсюду висели объявления: требуются, требуются, требуются. Везде была нехватка, учителей, врачей, инженеров, милиционеров и т.д. Получалось, что плановой экономике не хватало рабочей силы. Иначе говоря, образовывались мощные перекосы, но исправлять их не особо, мягко говоря, получалось. Это не удивительно, ведь правящая элита напоминала хоспис. Наряду с этим увеличивались цены на товары первой необходимости, но официально данный факт замалчивался, вдобавок зарплаты оставались на прежнем уровне.

В связи с этим вышеперечисленным категориям трудящихся приходилось работать на полторы ставки, больше не разрешалось, согласно трудовому законодательству. Тогда и было введено понятие «шабашка или халтура», что означало левый заработок. Ну, а, начиная с середины восьмидесятых годов, всё начало накрываться «медным тазом», чем всё закончилось, сегодня все понимают, кто был тому свидетелем.

Рассуждая о значении процесса материального производства в СССР, нельзя не отметить, как мне представляется, на наличие главного недостатка – это отсутствие мотивации позитивного отношения к итогу. Я имею в виду принцип обобществления, как одно из основных начал коммунистической идеологии, где результаты труда предполагают, прежде всего, общие результаты, а эффективность индивида выведена на второй план. Вот при социализме итоги трудовой деятельности тарифицировались по тарифным сеткам, где предполагались оклады или выработки выпущенной продукции. Например, фрезеровщик находится на окладе, находясь на смене, он должен фрезеровать детали, определённое количество, хотя он может изготовить больше, но смысла в этом нет, зарплата не прибавиться. Так, сейчас по памяти не могу точно вспомнить, сколько платили токарям и фрезеровщикам, но по окладу рублей 150, с выработки рублей 300. Тогда рабочие сильно жаловались на несправедливость в оплате труда. Здесь отмечу, что мой сосед по общежитию очень сокрушался, что он собирался кооперативную квартиру, и говорил, что коммунисты несправедливы, даже зарабатывать не дают, а сами воруют. Это было время, когда после войны прошло боле тридцати лет, а советский народ, будучи победителем, жил хуже побеждённых.

Здесь отметим, что граждане РСФСР жили гораздо хуже своих «сестёр», расположенных в Средней Азии, на Кавказе и Прибалтики, да, и вообще, за Уралом жизнь существенно была менее комфортная, как тогда говорили: «За Уральскими горами дома пониже, а асфальт пожиже». Конечно, там, в Сибири и на Дальнем Востоке климат не очень благоприятный и территория представляет «… дистанцию огромного размера. При этом заработные платы были не намного выше европейских, за исключением районов крайнего севера и территорий к ним приравненных. Кстати, в данные районы ехали из всего союза «за длинным рублём».

Размышляя о социальном значении труда, определяя его как фундаментальный способ человеческой жизни, исходя из своего жизненного опыта, наверно не я один так думаю, уверен, что социализм сформировал иждивенческое отношение к работе. Ведь, если человек не видит перед собой того, что результаты сделанного им продукта принадлежат ему не в полной мере, он работает «спустя рукава». Здесь оговорюсь в том плане, что далеко не все советские граждане выполняли свои трудовые обязанности, так скажем не очень добросовестно, поэтому на бытовом уровне, всегда спрашивали: «сколько ты получаешь». Вот меня всегда корректировали, те кому эти деньги тяжело доставались, они меня поправляли: «не получаю, а зарабатываю, не протираю штаны в кабинете». Хотя, я считаю, что кабинетная работа, то же требует усилий интеллектуальных и морально-психологических.

Между тем в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, произошло то, что не могло присниться любому здравомыслящему человеку, даже в самом страшном сне – одномоментно рухнул СССР, когда люди вечером легли спать в одной стране, а проснулись в другой. При этом за короткое время историческая общность советских людей превратилось в общество потребления, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Иначе говоря, каждый сам за себя.

Короче говоря, совершился госпереворот, а вместе с ним исчезли традиционные, устоявшиеся социальные, экономические, культурные ценности. Я имею в виду, сложившиеся в советском обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь, определяющие границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Практически одномоментно изменились отношения к труду, тогда появились в быту такие уродливые термины, например «надо поднять бобло» или «найти лаве на поездку по турпутевке куда-нибудь за бугор». Конечно, такое не удивительно, поскольку была проведена «бандитская приватизация», когда несколько десятков человек оказались в определённое время в нужном месте и в одночасье стали миллиардерами, став хозяевами природных ресурсов, заводов, газет и пароходов.

Как следствие такого развала, стала в разы увеличиваться преступность, которая возрастала не только по количественным, но, и качественным показателям. Это вполне закономерно, поскольку этому способствовали фоновые явления как-то: безработица, наркотизм, алкоголизм, бродяжничество и тунеядство.

Вполне очевидно, благодаря наступившему свободомыслию, которое усиленно пропагандировалось нашими либералами западниками. В общественном сознании были напрочь вытравлены духовные ценности как-то: совесть, честь, красота, взаимовыручка, любовь, истина, творчество и др. Вместо этого на первый план был выведен «золотой телец», то есть главное – это деньги. При этом необходимо отметить, что у советского народа накопилась усталость от ожидания светлого будущего, сроки которого постоянно откладывались. Причины правящая элита объясняла происками империализма и необходимостью оказывать помощь всей Земле вообще и социалистическому лагерю в частности, и а также развивающимся странам в частности.

Ну, а после того, когда прошла бандитская приватизация, соотношение бедных к богатым, которых стали называть олигархами, стало 1 к 10. Ваш покорный слуга, будучи свидетелем того времени, отлично помнит березовских, ходорковских, гусинских, смоленских, фридманов, потаниных, виноградовых. Данные персонажи одномоментно сосредоточили все материальные ресурсы нашей великой страны. Тогда появился термин «новые русские». Так, вспоминая те годы, у меня перед глазами стоит телевизионная картинка, как один из олигархов проводит конкурс красоты, где дефилирует красивые девушки в купальниках. В качестве приза – норковая шуба и годовые контракты в самых рейтинговых агентствах пошива одежды. Глядя в окно, там совсем другая картина — это немалое количество людей, исследующих помойки.

Как было отмечено выше, показатели преступности выросли не только по количественным, но и качественным показателям. Вот лично для меня, как сотрудника правоохранительных структур, было дико не только наблюдать, но и бороться с организованной преступностью, когда убить человека ничего не стоило, просто для того, чтобы физически ликвидировать конкурента или партнёра по бизнесу. Но более тяжело было лицезреть убийства родственников, ради квартиры. Иначе говоря, «поднять бобло».

В то же время из-за этой пресловутой приватизации в стране началась всеобщая безработица, о которой мы читали только в книгах. Я вспоминаю, когда утром идешь на работу, то, практически в каждом окне горел свет, то есть люди собирались на работу. Только буквально, как по мановению волшебной палочки свет исчез. Не будет преувеличением сказать, что практически во всех городах, за исключением мегаполисов, состояли из таксистов и продавцов.

Вместе с тем надо отметить, что благодаря целенаправленному политического курсу в области внутренней и внешней политики. Нам удалось переформировать общественное правосознание, в том числе в отношении к труду. Конечно, здесь никаких сомнений, что – это огромная заслуга В.В. Путина. Именно благодаря этим реформам в обществе происходят изменения в организации труда. Мы видим, как развиваются предприятия ВПК, сельскохозяйственного комплекса, перерабатывающей промышленности, машиностроения, строительство, сфера услуг.

Однако этого недостаточно, сейчас, если верить государственной статистики, сегодня уровень безработицы составляет  2,1 миллиона человек. При этом по данным Росстата в декабре 2020 года уровень безработицы составил 5,9 процента, а пиковое значение — 6,4 процента — фиксировалось в августе 2020-го. Но с другой стороны, официальная статистика учитывает только россиян, обратившихся на биржу труда. Безработным считается лишь тот, кто занимался поиском работы последние четыре недели и готов приступить к работе в течение недели.

Между тем необходимо отметить, что имеет место быть позитивная практика. Так в Минтруде сообщили, что ситуация на рынке труда стала улучшаться уже с октября. Значительную роль в этом сыграли меры господдержки. Уровень безработицы в январе 2021 года снизился до 5,8% с 6,4%, зафиксированных в пиковый период августа 2020 года.

Во время пандемии существенно выросло число официально зарегистрированных безработных — по итогам января 2021 года их численность составила 2,5 млн. человек, что в 3,6 раза выше, чем годом ранее. Здесь никаких сомнений в том, нам необходимо развивать нашу экономику, ориентируясь на внутренние источники.

Но, тем не менее, этого не достаточно. Сейчас необходимо формирование системного и комплексного подхода к трудовому воспитанию нашей молодежи. Ведь, это наше будущие, не за горами то время, когда нынешние подростки и юноши и девушки будут работать в органах власти и управления, работать в бизнес структурах, то есть определять судьбу нашего отечества.

Сегодня нет сомнений, в том, что нужна система стимулирования общества к труду, я имею в виду здравомыслящую часть общества, то есть собчаков, нарусовых, навальных, венедиктовых, белковских, фишманов и иже с ними в расчёт не берём. Конечно, сейчас нет никаких сомнений, что решительные шаги со стороны государства предпринимаются. Так нельзя не отметить позитивные перемены по направлениям культурной и общественной жизни — музыке, живописи, театру, литературе, кино, религии, науке, образованию и так далее.  

Мне представляется, что отношение к труду должно зарождаться и формироваться в семье. Поскольку семья – это первичная ячейка общества, то принципы приобщения детей к труду должны проходить через самообслуживание, то есть постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности.

Следующий этап – это дошкольное образовательное учреждение, где необходимо формировать основные положительные личностные качества, психологическая готовность ребенка к взрослой трудовой деятельности. Развивать у воспитанников умственные, физические способности. Закладывать позитивные, дружеские взаимоотношения. Формировать у детей привычку работать коллективно и ценить труд старших, сверстников.

Очередным этапом воспитания должна быть школа, которая обучает и воспитывает подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить, и работать. Поскольку сегодня создаются новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального и духовного производства, повышаются интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически воспитывается современный человек. В условиях становления рыночных отношений, роль трудового подрастающего поколения существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.

И, наконец, завершающим этапом должны быть вузы  призваны способствовать к активному включению учащихся в трудовой процесс в системе общественно-трудовых отношений, дав им разнообразные трудовые навыки и сформировав психологическую готовность трудиться.

Только, к большому сожалению, вузовское образование не в полной мере соответствует реалиям трудового рынка. Проблема в том, что в течении пяти лет учебы, многие специальности сегодня теряют актуальность, поэтому министерству образования необходимо срочно предусмотреть возможности расширения специализаций в профессиях. Я имею в виду, например юристов. Вот, если на рыке не актуальна специализация юристов по налоговому законодательству, а нужны юристы по семейным отношениям, тогда студент на старших курса смог бы быть переориентирован.

Рассуждая о такой сложной и актуальной проблеме, труд, нельзя не отметить, её многоаспектность, стало быть, она нуждается в изучении с позиции различных отраслей знаний. При этом самое примечательные сегодня в том, что наша страна располагает для этого всеми необходимыми возможностями и смею надеется до этого дожить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *