УЧЕНЬЕ СВЕТ, НО НЕ УЧЁНЫХ ТЬМА

Не дай бог жить в эпоху перемен, данное выражение можно встретить сейчас во время дискуссий о стабильности в обществе. Данное выражение можно услышать в качестве аргумента, как китайскую пословицу о трудностях жизни в меняющемся мире. Мы проверили, существует ли такое восточное изречение. При этом данное словосочетание, если посмотреть в информационных источниках, уже несколько десятилетий используется в дискуссиях о плюсах и минусах стабильности. Почти всегда эту идиому идентифицируют как китайскую поговорку или пословицу. Вот, в историческом журнале «Дилетант». Егор Гайдар в книге «Долгое время» называет эту фразу «китайской мудростью», а автор статьи в «Ведомостях» и вовсе приписывает изречение Конфуцию.

Вот, вспоминая жизненный опыт моего поколения, рождённого в середине 50х годов прошлого столетия, отметим, что нам, простым обывателям, жилось гораздо проще, поскольку жизненные процессы протекали по двойным стандартам как-то: тогда народ чётко понимал наличие двух стандартов. Первый шаблон предполагал официоз, когда на всех совещаниях и партийных форумах, требовалось превозносить объективную и справедливую политику партии и правительства. Второе клише – это были откровенные разговоры о дефиците продуктов питания и других товаров первой необходимости. Но при этом, люди крутились, как могли за счет сформированных связей, который назывался « блатом».

Здесь следует сделать ремарку, в плане того, что в 1976 году вышла советская кинокомедия с Леонидом Куравлёвым, Народным артистом РСФСР, любимчиком народа по другим ролям. Фильм снят режиссёром Александром Серовым и вышел на экраны в июле 1977 года в период Х Московского международного кинофестиваля. Сюжет фильма посвящен этому пресловутому дефициту. Так Иван Сергеевич Кашкин (Леонид Куравлёв)-столичный банщик с внушительным списком клиентуры, «нужных людей», имеющих доступ к «дефициту». Он живёт под девизом: «Ты — мне, я — тебе». Он ведёт роскошную по советским меркам жизнь, имеет «Жигули», ездит за границу, вращается в элитных кругах. Для меня до сих пор большая загадка, как такой фильм пропустила цензура.

Между тем, общеизвестно, что общественные перемены в любом обществе сопряжены с трагедиями людей в любом государстве. История знает немало примеров, эти перемены закачиваются трагедиями в виде войн и других социальных катаклизмов. Так, если рассматривать нашу историографию последних нескольких десятилетий, связанных с развалом союза то  произошло и продолжает происходить немало глобальных событий, которые ввергают многих людей в состояние стресса и кризиса. Пребывающее в стрессовом состоянии общество регрессирует и раскалывается на противоборствующие части. В такой атмосфере трудно не заряжаться общественными настроениями и воздерживаться от того, чтобы примкнуть к какому-то лагерю или референтной группе единомышленников, которая разделяет ценности, проблемы и взгляды индивида. Некоторых изменения касаются косвенно, кого-то другого они затрагивают лично. И немало статей уже написано о преодолении стресса, о выживании в кризис, о сохранении психологической устойчивости в быстро меняющейся жизни. Данная же статья будет посвящена ресурсам и возможностям, которые открывает нам эпоха перемен. 

Но, тем не менее, с одной стороны, жизнь в эпоху перемен нелегка. Всё очень быстро меняется, трудно планировать завтрашний день. Общество поддаётся панике, и трудно не откликаться на эти настроения. С другой стороны, переживая состояние стресса уже не первый раз, мы закаляемся и учимся справляться с ним. Благодаря тому, что постоянное напряжение становится частью нашей повседневности, мы вырабатываем новые способы его преодоления, учимся выживать и жить в том мире, в котором можно ожидать чего угодно, т.е. обретаем новые навыки, растём и развиваемся.

Только невозможность строить долгосрочные планы ставит перед нами важные экзистенциальные выборы. В условиях быстроменяющейся реальности, мы можем опираться на самих себя и на свои ценности, а, значит, больше ценить настоящий момент и близких людей, принимать ключевые жизненные решения и выбирать именно то, что ценно для нас здесь и сейчас с учётом того, что завтра реальность уже может стать другой.

Всё же жить в мире быстрых перемен стрессово, но очень интересно. Интересно наблюдать за тем, как меняются события, интересно прогнозировать и попадать в точку или ошибаться, интересно обмениваться мыслями и мнениями с другими людьми, искать единомышленников, вместе о чем-то горевать или чему-то радоваться. Эпоха перемен позволяет людям раскрыться с новых сторон, благодаря чему мы лучше понимаем не только самих себя, свои потребности и подлинные стремления, но и других людей. Плюс к этому тому в кризисное время высвечивает, с какими людьми мы, действительно, являемся близкими по духу, а с какими пришло время пойти разными путями.

Кроме того в кризисные времена многие люди что-то или кого-то теряют, но, с другой стороны, открываются и возможности впустить в свою жизнь что-то новое — новую работу, новое окружение, новый стиль жизни и новые смыслы. Лишая нас чего-то одного, кризис приводит к тому, что в результате мы обретаем что-то другое. И даже потери, в конечном итоге, несмотря на всю их горечь, позволяют человеку переоценить свои ценности и личностно вырасти, обрести внутреннюю зрелость и мудрость.

Однако жизнь в эпоху перемен нелегка, но именно благодаря ей мы соприкасаемся со своими глубинными смыслами, с настоящим внутри нас, вытачиваем свой внутренний стержень и прокладываем свой уникальный путь. Так, исходя с социально-психологической точки зрения, человеку сложно жить в эпоху перемен, потому что приходится подстраиваться под изменяющиеся условия и выходить из зоны комфорта; перемены осложняют жизнь человека, потому что разрушают мир, к которому он привык; изменения заставляют нас становиться более гибкими и выносливыми, ведь представляют собой испытания, осложняющие жизнь. Вообще, человеку непросто жить в эпоху перемен, потому что никому не нравится пересматривать свои взгляды на мир и переделывать себя, примеряясь к обстоятельствам.

Таким образом, рассуждая об общественных переменах, с обывательской точки зрения, можно сделать вывод, что данные трансформации обусловлены определенными причинами, которые можно разделить на два вида, как-то: внешние и внутренние. Не растекаясь мыслью по древу, поскольку данной проблеме написано немало литературы, в том числе и научно-полемистической. Ваш покорный слуга позволит себе остановиться на книге, «Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований», автором которой является Джини Даниэль Дак — это одна из ведущих экспертов Boston Consulting Group. В этой книге дано универсальное определение, придуманное автором для обозначения сложных, порой пугающих эмоциональных всплесков и социальных процессов, вырывающихся наружу подобно всплывающему дракону при любой попытке осуществить серьезные организационные изменения. Слияния компаний, реорганизация и прочие преобразования всегда затрагивают интересы людей, а это неизбежно сопряжено с явным (или, что хуже, неявным) проявлением чувств и задетого самолюбия.

Основные положения книги сводятся к следующему: организационные изменения могут иметь успех только в том случае, если эмоциональным и поведенческим аспектам уделяется внимания не меньше, чем производственным. При этом процесс изменений включает в себя последовательность предсказуемых и управляемых событий – динамических фаз. Эта последовательность получила название кривой перемен. Наряду с этим таковых фаз пять: застой, подготовка, реализация, проверка на прочность, достижение цели.

Стало быть, если исходить из того, что основополагающим фактором социально-политических перемен, являются мотивационные аспекты авторов этих преобразований, а, как показывает мировая история, согласно теории К. Маркса, которую ваш покорный слуга изучал, получая советское образование, авторы всех этих переворотов, их реализуют ради собственной выгоды. В этом контексте, я имею в виду не только свои личные интересы, но и государственные.

Между тем, отметим, что нашему поколению пришлось быть свидетелем невероятного всплеска просто невероятных противоречивых социально-экономических процессов. При этом надо отметить, что поступки нынешних западных европейских элит, с учётом размытости, обусловленной маниакальной агонией. Просто эти не необразованные не в состоянии понять трансформацию наших гражданских институтов. Ну, посудите сами, что говорят байдены, харрисы, сунаки, блинкены, фондерляйны, боррели, зеленские, кулебы, маровецкие, столтенберги, джонсоны, петреусы, колласы, шольцы, бербоки и прочие им подобные. Не буду вдаваться в подробности высказывания так называемых мыслей. Так эти патологические глупцы надеются победить нашу страну путём дезорганизации нашего общества, они искренне полагают, что главное убрать В.В. Путина. Но самое, на мой взгляд, «гениальное, — это желание избавить Европу от порабощения России». При этом невооружённым глазом, даже непосвящённому в международную политику человеку, видно, откуда уши растут – это США, все «умные идеи рождаются и воплощаются там. Иначе говоря, данная пока ещё сверхдержава — это главный генератор мирового идиотизма.

Кроме того истеблишмент государств коллективного запада во главе с вашингтонским обкомом извратил институты гражданского общества. Ведь сегодня в США и Европе идёт катастрофическое разрушение независимых от государства общественных институтов: семейной, экономической, социальной, национальной и религиозной иной направленности которые признаны обеспечивать реализацию религиозную, культурную, социальную, правовою, гражданскую, экономическую и духовную деятельность. Иначе говоря, ликвидировать многовековую государственную цивилизацию. При этом вполне понятно, что в перечисленных государствах практически нет адекватного здорового общества.

В последнее время на Западе происходит мощная подмена понятий, выраженная в идее толерантности, согласно которой гуманизм проявляет себя в уважении к любой системе ценностей. Критерии добра и зла ней­трализуются, расширяется поле дозволенного. Ценности и жизненные практики (в первую очередь связанные с сексуальными перверсиями), которые ранее считались маргинальными и выходящими за поле социо­культурной нормальности, теперь входят в нормативное пространство и даже получают особую рекламу в качестве передовых и необходимых.

Но если не определены границы толерантности, сама эта идея обретает нецивилизационный характер. Дегуманизирующий смысл происходящих культурных трансформаций скрывается за эмоционально привлекатель­ными наименованиями типа прав человека и демократии. Социально вредной идеологии и абсолютизируемым ею жизненным практикам придается множество эмоционально благозвучных названий, которые являются симулякрами, скрывающими истинную суть означаемых явле­ний. Защита прав меньшинств под флагом демократии и прав человека обычно представляет собой наступление на права большинства, и права человека необоснованно отождествляют с правами меньшинства. Это наблюдается, например, в превознесении гомосексуализма, в запрете на критику альтернативных сексуальных ориентаций, что по существу выступает защитой прав геев от большинства. При этом усиливается абсолютизация прав социальных меньшинств (к тому же наиболее радикальных по отношению к традиционной куль­туре) — это одновременно ущемление прав большинства. Притесняемым становится социальное большинство.

Конечно, нынешняя социальная реальность для нашей страны выдвигает перед нашим государством и обществом колоссальные трудности, но нет никаких сомнений, что они будут успешно преодолены. Одновременно с этим будут потери, главное они будут минимальным. Это неоднократно подчеркивал наш Президент, обладающий доверием абсолютного большинства населения. Здесь олигофренов, маразматиков идиотов, предателей и иже с ним в расчёт не берём.

Таким образом, будем ждать только позитивные социальные перемены!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *