ЦЫГАНЕ В РОССИИ

Доживая седьмой десяток, я не перестаю удивляться очень неординарному, как мне представляется, социальному фактору, связанному с образом жизни цыган. Так, сходя из своего жизненного опыта, получается, что встретить работающего человека данной этнической группы, практически невозможно. При этом если не учитывать фактор их оседлости в нашей стране, в принципе всё осталось, как было несколько веков назад.

Между тем по итогам последней переписи населения в России живут 204 958 цыган. Этот древний народ принадлежит к восточной ветви цыганского народа, и в то время, когда ее западная ветвь утрачивает языки и обычаи, восточные цыгане стараются их сохранить. Исход цыган из Индии произошел около тысячи лет назад, когда несколько этнических арийских групп ушли на север.

Специалисты насчитывают три волны цыганских переселений — сначала из Индии в Азию, затем в XIV веке — в Европу, а в конце XIX века — в Америку. Язык всех цыган происходит от санскрита, но каждый этнос имеет свое наречие. Этнографы делят цыган на три большие группы – это домари (цыгане, живущие на Ближнем Востоке), ломари, проживающие в Европе, и романы, населяющие Восточную Европу и Россию. Цыгановед Николай Бессонов в статье «Цыганские энтогруппы на постсоветском пространстве» (журнал National Geographic) считает, что цыганские этносы в России самобытны, но отличаются языком, обычаями, верой и занятиями. При этом самый обширный цыганский этнос — это русская рома. Предки этносы вышли из Польши в XVIII веке; рома занимались торговлей лошадьми, музыкой и гаданиями. В XIX веке они были артистами, музыкантами, купцами, а некоторые крестьянствовали; основной верой было православие, а языком стал русско-цыганский диалект. Правительство России относилось к цыганам благосклонно, им было дано право приписываться к сословиям, а русские аристократы женились на цыганских певицах. После революции исчезли конные рынки, цыганское купечество было уничтожено, но еще больший удар по цыганам нанесла гитлеровская оккупация — фашисты расстреливали цыган целыми таборами. В современной России 100% русских цыган ведут оседлый образ жизни, у них хорошие дома. В основном женщины занимаются попрошайничеством вместе с детьми. Практически имеют место быть случаи, когда некоторые становятся музыкантами, артистами.1

Конечно, в настоящее цыганский быт несколько изменился из-за изоляционной международной политики государств. Так при самом поверхностном просмотре российского информационного пространства можно сказать, что сейчас трудно кочевать. Вот Пермском крае современные цыгане — они уже не гадают, но детей сватают с младенчества. При этом уже несколько лет живут три больших цыганских табора. Семьи выбрали три находящиеся по соседству деревни, купили там участки и построили дома. Мы решили съездить в гости в один из таборов и узнать, как сами цыгане оценивают оседлую жизнь, как их дети учатся в местных школах, почему здесь популярны браки в 15 лет, что такое цыганский суд и как зарабатывают цыганские семьи. В этом таборе 12 семей.

В тоже время цыганские дома данной деревни сильно отличаются от других. Они очень простые, построены из прессованных деревянных панелей, все стоят близко друг к другу. В каждом дворе — кучи металлолома. У одной из таких куч, склонившись, перебирает проволоку старая цыганка. Выходят цыганские девушки в длинных ярких юбках и платках на голове. Детей в каждой семье немерено.

Пожилая женщина, назвавшая себя обычной бабушкой, поведала, что в этой деревне, куда мы приехали, табор состоит из 12 семей, в каждой семье — по 10 человек. У 55-летней Марии пять детей (три дочери и двое сыновей) и уже 15 внуков. Ее предки — из Молдавии, где Мария никогда не была, а родители переехали в Пермь из Ростова.

Несколько иная картина в Брянске и Брянской области цыган очень много, примерно, как в некоторых городах Южного Подмосковья-выходцев из близлежащих государств бывшего СССР. В Брянской области цыгане оседлые, живут целыми кланами. Есть социализированные, но большинство-нет. Дети не учатся, родители промышляют наркотиками и вообще, всякой сомнительной деятельностью. Есть в пригороде Брянска ПГТ Большое Полпино. Там их, реально, очень много. А в прилегающем районе-Новостройке, нередко можно, проснувшись утром, выглянуть в окно и увидеть дивную картинку — небольшой табун лошадок, мирно почивающих на детской площадке.

Между тем в южных регионах и на Кавказе — там им совсем не рады. а так весь южный пояс от Молдавии до Приморья в местах, где можно успешно воровать, торговать, гадать. Не трудно догадаться, что северные территории, мягко выражаясь, не очень привлекательны для этих граждан, там их гоняют, да и самим некомфортно. Ещё транспортная полиция прогоняет в поездах табор за табором, в смысле, даже не дают им высаживаться, если прозевали, выпустили табор — сгоняют их с палатками в лесополосы и дожидаются поезда. Так и гоняют их вдоль Транссиба, а выпустишь их в город — пошли заявления о кражах, грабежах, наркотики и психотропные вещества, а также прочие прелести. Например, гадание, попрошайничество и мошенничество.

Таким образом, можно сделать вывод, данный этнос на протяжении веков в нашей стране не смог адаптироваться к социально-полезной деятельности, прежде всего к труду.

Однако необходимо отметить, что в текущем году Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил об утверждении комплексного плана мероприятий по социально-экономическому и культурному развитию российских цыган. В Федеральной национально-культурной автономии российских цыган отметили, что такой документ принят впервые за 500 лет проживания цыган в России. Так Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил об утверждении комплексного плана мероприятий по социально-экономическому и культурному развитию российских цыган. В Федеральной национально-культурной автономии российских цыган отметили, что такой документ принят впервые за 500 лет проживания цыган в России.
Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил об утверждении комплексного плана мероприятий по социально-экономическому и культурному развитию российских цыган. В Федеральной национально-культурной автономии российских цыган отметили, что такой документ принят впервые за 500 лет проживания цыган в России.
Козак отметил, что документ прорабатывался давно, и подчеркнул важность комплексного плана. Программа, разработанная с участием общественных объединений российских цыган, органами госвласти субъектов, прописывает конкретные мероприятия и обязательства должностных лиц.

В свою очередь председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметр отметила, что комплексная программа позволит решить проблемы цыган, которые копились годами. «В первую очередь это очень низкий уровень образования, это плохая адаптация цыган в современной жизни, сложные взаимоотношения с властями, с милицией, выселение из насиженных мест. Это серьезные и важные проблемы, без решения которых трудно говорить об улучшении межнациональных отношений», — сказала она. При этом Председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган подчеркнула, что часто происходит так, что в поселках, где живут цыгане, нет ни света, ни газа, ни воды, нет школ и транспорта. «Если мы изменим сейчас эту ситуацию и как-то поможем цыганам выйти из заколдованного круга, в котором они оказались, это сыграет большую роль в их адаптации», — добавила она, подчеркнув, что будут решены вопросы с образованием, здравоохранением, трудоустройством. Кроме того, программа поможет сохранению и развитию цыганского языка. В свою очередь председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметр отметила, что комплексная программа позволит решить проблемы цыган, которые копились годами. «В первую очередь это очень низкий уровень образования, это плохая адаптация цыган в современной жизни, сложные взаимоотношения с властями, с милицией, выселение из насиженных мест. Это серьезные и важные проблемы, без решения которых трудно говорить об улучшении межнациональных отношений», — сказала она.
Кроме того Председателем Федеральной национально-культурной автономии российских цыган было подчёркнуто, что часто происходит так, что в поселках, где живут цыгане, нет ни света, ни газа, ни воды, нет школ и транспорта. «Если мы изменим сейчас эту ситуацию и как-то поможем цыганам выйти из заколдованного круга, в котором они оказались, это сыграет большую роль в их адаптации», — добавила она, подчеркнув, что будут решены вопросы с образованием, здравоохранением, трудоустройством. Кроме того, программа поможет сохранению и развитию цыганского языка.

Вне всякого сомнения, в советское время ни один концерт на телевидении не обходился без цыганского ансамбля. Не будем забывать, что в годы Второй Мировой войны этнос пережил геноцид, сопоставимый с еврейским – в разных странах Европы гитлеровцами было уничтожено от 50 до 97% местного цыганского населения. При этом цыгане внесли большой вклад в Победу участием в партизанском движении. Многие ли помнят об этих фактах?

 Между тем следует отметить, что Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил об утверждении комплексной программы В Федеральной национально-культурной автономии российских цыган отметили, что такой документ принят впервые за 500 лет проживания цыган в России.
Кроме того он отметил, что документ прорабатывался давно, и подчеркнул важность комплексного плана. Программа, разработанная с участием общественных объединений российских цыган, органами государственной власти субъектов, прописывает конкретные мероприятия и обязательства должностных лиц. При этом председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметр отметила, что комплексная программа позволит решить проблемы цыган, которые копились годами. «В первую очередь это очень низкий уровень образования, это плохая адаптация цыган в современной жизни, сложные взаимоотношения с властями, с милицией, выселение из насиженных мест. Это серьезные и важные проблемы, без решения которых трудно говорить об улучшении межнациональных отношений», — сказала она. А ещё ей
было замечено, что        национально-культурные автономии российских цыган часто происходит так, что в поселках, где живут цыгане, нет ни света, ни газа, ни воды, нет школ и транспорта. «Если мы изменим сейчас эту ситуацию и как-то поможем цыганам выйти из заколдованного круга, в котором они оказались, это сыграет большую роль в их адаптации», — добавила она, подчеркнув, что будут решены вопросы с образованием, здравоохранением, трудоустройством. Кроме того, программа поможет сохранению и развитию цыганского языка2.

Здесь нет никаких сомнений о необходимости принятия данного документа. Только тут необходимо добавить, что данная программа предполагает план мероприятий его реализации, который включает три раздела3. Это мероприятий — организационно-правового характера и этно-культурного развитие образования, информации и массовых коммуникаций. «Эти возможности позволяют нам ближе подходить к вопросам общегражданской позиции цыганского населения, патриотического воспитания, для того, чтобы люди нашей национальности — цыгане — чувствовали себя полноценными гражданами и ощущали единение, единый дух с российским обществом.

В это время, с моей точки зрения, по моему мнению, в качестве первоочередного интеграционного первого шага, данного этноса, надо глубже изучить особенности данного этноса. Я имею в виду культуру. С учётом того, что кое, где данные примеры имеют место быть. Здесь я предполагаю необходимость вериться к советскому опыту, указанному выше. Думаю, привлечение цыганских профессионалов, а также самодеятельных исполнителей к музыкальным конкурсам, фестивалям и т.д. разных уровней будет первым психологическим шагом не только к адаптации, но и к социализации данного народа.

Вместе с тем мне представляется, что важным шагом интеграции в социум предстоит сделать через культурные особенности цыган. Этот путь доказал свою эффективность на примере многих национальных общественных объединений Ставрополья. Привлечение цыганских музыкантов и самодеятельных исполнителей к фестивалям, сельским и районным праздникам, народным гуляниям со временем послужит смене психологии и преодолению негативных стереотипов, поможет преодолению закрытости общин, недоверия к обществу и власти, выявит активную молодежь и неформальных лидеров на местах.

Здесь нельзя не согласиться, что проблема социализации цыган существует практически во всем мире. Во многих странах приняты государственные программы, но по-настоящему эффективно этот вопрос пока не удалось решить нигде. Даже в СССР при всей его финансовой и административной мощи адаптировать цыган полностью не получилось. С чем это связано, у науки пока нет ответа – такова специфика, а значит, впереди предстоит большая, весьма длительная работа. Но вестись она должна обязательно. При этом мне представляется, что меры не должны быть локальными, к пути размыкания закрытых общин через культуру. Это с тем или иным успехом срабатывало в другие исторические периоды в нашей стране. Церковь тоже может выступить как общая часть культуры России и цыганского этноса.

Рассуждая о социализации цыган в наше многонациональное общество, на мой неученый взгляд, нужен системно-комплексный подход, предполагающий ряд факторов:

  1. Проведение комплексных исследований, касающихся таких аспектов: взрослая и детская педагогика и психология. При этом здесь необходима проработка культурных и религиозных подходов.
  2. Выстраивание подходов по оказанию помощи в части здравоохранения. Здесь я имею в виду мест комплексного проживания данного этноса.
  3. В рамках совокупного подхода необходимо создание специальной четырёхзвенной системы, чтобы каждая структура, с учётом специфики и потребности по месту их жительства, предполагала формирование социально-полезной деятельности.

Если данной проблемой не заниматься, тогда они
в 12-13 лет будут женить парней, а к 17 годам у них в семье имеется уже 2-3 детишек, что и является причиной не призывать их к службе в армии. При этом

семьи будут неработающими и малоимущими, да и на самих молодых их родители имеют право получить детское пособие. Здесь возникает другой вопрос: если семейная пара несовершеннолетняя, неработающая и малообеспеченная, то почему государственные чиновники не принимают меры в отношении уже их детей? Куда смотрят органы опеки и попечительства?

Кроме того многие цыгане занимаются незаконной самозанятостью и семьи у них обеспечены всем необходимым, и об этом знают «крышующие » их доблестные наши «органы». И при этом все законно. Вот давайте зададимся вопросом: нам нужна такая данность?

P.S. Нет никаких сомнений, что сейчас не самый подходящий исторический момент для решения данной проблемы, но как бы там ни было заниматься ей всё равно придётся. Главное, чтобы как бы ни было, не оказалось поздно.

  1. 1См.:Рамблер».https://news.rambler.ru/other/40237891/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink https://news.rambler.ru/other/40237891/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

3 См.: там же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *