Условно-досрочное освобождение из исправительных учреждений – не простой вопрос!

Несмотря на то, тюремное население в нашей стране, с каждым годом сокращается, что очень радует. Тем не менее не смотря на позитивные изменения, касающиеся решения законодательного регулирования при этом, имеют место быть. Так ныне законодателем предпринята попытка раскрыть критерии, которыми суду следует руководствоваться при рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении. В ч. 41 ст. 79 УК среди них законодатель называет поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, в том числе имеющиеся поощрения и взыскания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, а также заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения. В отношении осужденного, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, суд также учитывает применение к осужденному принудительных мер медицинского характера, его отношение к лечению и результаты судебно-психиатрической экспертизы. При этом акцент сделан на учете поведения осужденного в течение всего периода отбывания наказания (включая случаи перевода из одного исправительного учреждения в другое). 

Кроме того Федеральным законом № 221-ФЗ от 23.07.2013г. ст. 399 УПК РФ дополнена ч. 21, в соответствии с которой при рассмотрении судом вопросов об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания лишения свободы вправе участвовать потерпевший, его законный представитель и (или) представитель.

Однако  в УПК РФ не решается вопрос, как следует суду уведомить потерпевшего о времени и месте рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении осужденного к лишению свободы: достаточно ли о том направить уведомление письмом по месту прежней регистрации потерпевшего(ших) или рассматривать вопрос без них.

Только, нюанс состоит в том, что участие потерпевшего в судебном заседании при рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении не обязательно, суд вправе рассмотреть его и без участия потерпевшего, если он был извещен надлежащим образом, но в судебное заседание не явился и не настаивает на рассмотрении дела с его участием. Если же у суда нет информации об извещении потерпевшего о рассмотрении ходатайства об условно-досрочном освобождении осужденного, то при наличии на то уважительных причин у потерпевшего, источником информации о потерпевшем и месте его жительства могут быть материалы уголовного дела, находящегося в соответствующем архиве. Однако со времени вступления приговора в законную силу и обращения его к исполнению до момента рассмотрения ходатайства, осужденного к лишению свободы об условно-досрочном освобождении эта информация может измениться, вследствие чего возможность обеспечения участия потерпевшего в судебном заседании об условно-досрочном освобождении будет нереальной либо это потребует значительного времени. Рассматриваемое правило практически невыполнимо по вопросу об условно-досрочном освобождении осужденного по много эпизодному уголовному делу без подтверждения всеми потерпевшими получения соответствующего уведомления. Но, ничего страшного, суд вправе рассмотреть вопрос и без потерпевшего.

Между тем данный вопрос рассматривается не только уголовно-процессуальным законодательством, которое определяет процедурные аспекты его решения. В отечественной теории юриспруденции классификация регулируемых отраслей законодательства, кроме порядка и последовательности применения освобождения, существуют формальные и материальные признаки.

Так формальные признаки определяются уголовным законодательством. В частности ст. 79, которая гласит, что условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может применяться:

1. Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, а также возместило вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 28.12.2013 N 432-ФЗ)

2. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.

3. Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)

б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)

в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью седьмой настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)

г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 210 и 361 настоящего Кодекса;

(в ред. Федеральных законов от 03.11.2009 N 245-ФЗ, от 09.12.2010 N 352-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ, от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 06.07.2016 N 375-ФЗ)

д) не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

(п. «д» введен Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ)

4. Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.

4.1. При рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, в том числе имеющиеся поощрения и взыскания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, а также заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения. В отношении осужденного, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, суд также учитывает применение к осужденному принудительных мер медицинского характера, его отношение к лечению и результаты судебно-психиатрической экспертизы.

(часть 4.1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 104-ФЗ)

5. Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

6. Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений.

7. Если в течение оставшейся не отбытой части наказания:

а) осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, а равно от назначенных судом принудительных мер медицинского характера, суд по представлению органов, указанных в части шестой настоящей статьи, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания;

(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 14-ФЗ)

б) осужденный совершил преступление по неосторожности либо умышленное преступление небольшой или средней тяжести, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом;

(п. «б» в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 26-ФЗ)

в) осужденный совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести, если суд отменяет условно-досрочное освобождение. (п. «в» в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 26-ФЗ)

Ну, а материальные признаки содержатся в уголовно-исполнительном законодательстве. Вот УИК РФ Статья 175. (ред.Ф.З. от 01.12.2012 N 208-ФЗ) указано, что:

1. осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса.(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 28.12.2013 N 432-ФЗ, от 05.05.2014 N 104-ФЗ)

2. Администрация учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, не позднее чем через 15 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, о возмещении причиненного преступлением вреда, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения. В характеристике на лицо, которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и признано на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, должны также содержаться данные о примененных к нему принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению. Одновременно с ходатайством такого осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в суд направляется заключение его лечащего врача. При наличии в личном деле осужденного копии определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет ее в суд, а также сообщает сведения о месте жительства потерпевшего или его законного представителя и иную информацию, обеспечивающую их своевременное извещение, если таковые имеются. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 29.02.2012 N 14-ФЗ, от 28.12.2013 N 432-ФЗ, от 05.05.2014 N 104-ФЗ, от 30.03.2015 N 62-ФЗ)

Вот здесь мне, с учетом моего личного жизненного опыта, хотелось бы заострить внимание на практическом механизме предоставления освобождения в исправительных учреждениях. Так, согласно формальным признакам, администрация учреждения должна представить осуждённого на административную комиссию под председательством начальника.

На заседаниях данной комиссии рассматриваются материалы, характеризующие осужденного в период отбывания наказания. Характеризующие данные представляет начальник отряда, где указываются отношение осужденного к средствам исправительного воздействия: уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Начальник отряда зачитывает ранее подготовленную характеристику с выводом о возможности предоставления УДО. Согласно критериям законодательства, таковыми являются: возмещение (полное или частичное) ущерба, причиненного преступлением, раскаяние в совершенном деянии, а также иные сведения, доказывающие исправление.

Однако, как правило, в первую очередь обращается внимание на количество нарушений в период отбывания наказания. При этом учитываются и поощрения. Вот только, к большому сожалению, большая проблема решения данного вопроса заключается в том, что сегодня, несмотря на острую необходимость, с моей точки зрения, законодательно не закреплено документирование нарушения режима осуждёнными. Вот Приказ министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295«Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (с изменениями на 27 марта 2019 года)

Так согласно п. 16 осужденные обязаны: исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ;
выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; являться по вызову администрации ИУ и давать объяснения по вопросам исполнения приговора, а также давать письменные объяснения по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания (в случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу);
проходить медицинские осмотры и необходимые обследования с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, выявления телесных повреждений, а также фактов употребления алкогольных, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов; бережно относиться к имуществу ИУ; соблюдать требования пожарной безопасности; добросовестно относиться к труду и учебе; быть вежливыми между собой и в общении с сотрудниками УИС и иными лицами; содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду, по установленному образцу заправлять постель (приложение N 3), следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых сумок в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек (приложение N 4), индивидуальных табличек на вещевых сумках, тумбочках и индивидуальных местах (ячейках) для хранения продуктов питания, соответствием описей личных вещей осужденных в вещевых сумках их содержимому, хранить продукты питания и посуду в комнатах для приема пищи, предметы индивидуального пользования — в помещениях для хранения личных вещей повседневного пользования (умывальные и письменные принадлежности, литературу в количестве до 5 книг, за исключением учебников осужденных, проходящих обучение в образовательных организациях, журналов, газет, табачные изделия не более 2 пачек сигарет, спички — 1 коробки, средства гигиены могут храниться в прикроватных тумбочках); соблюдать правила личной гигиены. Длина волос на голове (для мужчин) определяется с учетом стрижки машинкой с использованием насадок, обеспечивающих длину волос до 20 мм. Длина бороды или усов (для мужчин) определяется с учетом стрижки машинкой с использованием насадок, обеспечивающих длину волос на бороде до 9 мм. В случае наличия медицинских показаний (травмы лица или иных медицинских показаний, осложняющих бритье) осужденным может быть разрешено ношение более длинной бороды и усов; носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение N 5). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника ИУ. Осужденные женщины, имеющие детей в домах ребенка ИУ, могут носить гражданскую одежду при наличии на ней нагрудного знака. Осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, могут носить гражданскую одежду;
следить за состоянием нагрудных отличительных знаков, своевременно ставить в известность администрацию ИУ о необходимости их замены (нагрудные знаки выдаются на каждый комплект одежды установленного образца и пришиваются осужденными к одежде на правой стороне груди (горизонтально по центру груди на уровне второй пуговицы). При водворении осужденных в штрафной изолятор, переводе в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры нагрудные знаки пришиваются к одежде, выдаваемой осужденным на период отбытия мер взыскания); без оплаты труда принимать (по очередности) участие в работах по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий.
Кроме того в данном документе в п.
17 данного документа
осужденным запрещается: приближаться к ограждению внутренней запретной зоны, пересекать препятствовать законным действиям работников уголовно-исполнительной системы; его;
приводить в нерабочее состояние электронные и иные технические средства надзора и контроля выходить без разрешения администрации ИУ за пределы изолированных участков жилых и производственных зон; находиться без разрешения администрации ИУ в общежитиях, в которых они не проживают, либо на производственных объектах, на территории которых не работают; продавать, покупать, дарить, принимать в дар, отчуждать иным способом в пользу других осужденных либо присваивать предметы и вещи, находящиеся в личном пользовании; приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем (приложение N1); курить в не отведенных для этого местах; играть с целью извлечения материальной или иной выгоды; наносить себе и другим лицам татуировки; занавешивать и менять спальные места, а также оборудовать спальные места на производственных объектах, в коммунально-бытовых и других служебных и подсобных помещениях, без разрешения администрации ИУ находиться на спальных местах в не отведенное для сна время; без разрешения администрации ИУ вывешивать фотографии, репродукции, открытки, вырезки из газет и журналов, предметы культа и иные предметы на стенах и кроватях, содержать животных и птиц, заниматься огородничеством, разводить декоративных рыб, комнатные растения, изготавливать спортивные снаряды, тренажеры; самовольно возводить на производственных и иных объектах ИУ различные постройки, устанавливать индивидуальные и самодельные телевизионные антенны, шкафы, сейфы; иметь на объектах работы продукты питания (за исключением случаев, указанных в пунктах 31, 32 Правил), телевизионные приемники и радиоприемники, личные вещи, за исключением средств индивидуальной гигиены; изготавливать самодельные электрические приборы и пользоваться ими; пользоваться без разрешения администрации ИУ заточным оборудованием, инструментом, электроэнергией, механизмами и материалами; приготавливать и употреблять пищу в не предусмотренных для этого местах; выносить продукты питания из столовой ИУ без разрешения администрации ИУ; без разрешения администрации ИУ подниматься на крыши зданий, цехов, строений и других ИУ; сооружений оставлять без разрешения администрации ИУ рабочие места, общежития и помещения, в которых проводятся массовые мероприятия; нарушать порядок переписки, установленный Правилами и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации; проводить забастовки или оказывать иные групповые неповиновения; причинять умышленный вред своему здоровью; употреблять нецензурные и жаргонные слова, давать, присваивать и использовать в речи клички в отношении людей.

С таким исчерпывающим и подробным законодательным закреплением нарушения режима отбывания наказания, трудно не согласиться. Исходя из моего жизненного опыта работы в органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы, я готов это подтвердить на все сто процентов. Здесь проблем не возникало.

Но, тем не менее, трудности, связанные с оформлением возникавших нарушений с осуждёнными, связаны с документированием данных проступков. Дело в том, что с моей точки зрения необходим ведомственный нормативный документ (Приказ), где должна быть чёткая правовая регламентация действий должностных ли ИУ, при обнаружении выявленного нарушения. Я веду к тому, что сейчас таковой документ отсутствует. Так сейчас (я опираюсь на ИУ Красноярского края), просто составляется акт контролёрами режимной службы о том, что осуждённый находился в локальном секторе и подписывается тремя прапорщиками. К этому прикладывается написанное объяснение осуждённого малопонятными буквами. С учётом того, что сейчас время высоких информационных технологий, осуждённые, находясь в реалиях нашей демократической действительности, очень хорошо знают свои права, напрочь отбрасывая обязанности, стараются делать всё, чтобы доказать свою невиновность. Конечно, ради справедливости, надо отметить, работники УИС, далеко не безупречны, для этого немало причин.

В связи с этим, как было отмечено выше, по моему глубокому убеждению, нужна правовая документация, документирование нарушений осуждёнными. По образу и подобию перечня материалов при административном правонарушении. Вот как мне представляется при нарушении осужденным режима отбывания наказания, должны быть материалы видеофиксации, объяснение осуждённого или справка об отказе написания, формализованный протокол о наказании, где должно указано название казался Правил, например: самовольно вышел за пределы локального сектора, употреблял нецензурные и жаргонные слова, отказался выполнять работы по благоустройству.

Между тем необходимо отметить, что результатом рассмотрения нарушения необязательно наложения взыскания. Ведь можно обойтись и воспитательной беседой, для этого необходимо составить справку, где изложить аргументацию принятия такого решения. Это должен сделать начальник отряда, как должностное лицо, отвечающие за воспитательный процесс с осуждённым.

Мне представляется, что подобный шаг будет способствовать значительному уменьшению спорных ситуаций при решении вопроса о предоставлении УДО осужденным. Тогда будет понятно, за что было наложено взыскание или оно не налагалось. Я к тому, что недавно произошёл случай Варварой Карауловой. При рассмотрении дела судом администрация возражала, из-за имевшегося неснятого взыскания, связанного с нарушением формы одежды (верхняя пуговица была расстёгнута). Но, замначальника ФСИН РФ, объяснил, не в пуговице дело. Просто осуждённая Караулова нарушила правила техники безопасности. Только где это происходило, указано не было. Не понятно проходил ли инструктаж по данному вопросу не сказано. Вот, чтобы таких казусов не было, нужно всё нормативно закрепить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *