Реклама — главный инструмент обмана.

Мне, наверно, лет восемь или десять назад, сейчас уже не помню, попалась статья с заголовком «XXI век – век обмана и подделок». Там много и подробно говорилось, как в наше время подделываются товары, оказывают недоброкачественные услуги, да, вообще всё, что можно сфальсифицировать. Тогда я, даже в страшном сне не мог предположить, что этот обман, в условиях отечественной, с позволения сказать, рыночной экономики, достигнет просто немыслимых размеров. Конечно, нет никаких сомнений, что реклама – это двигатель общественного прогресса, а в торговле, тем более. При этом до сих пор меня не покидает мысль: почему такое происходит, и что нужно сделать.
Ну, мне, как юристу, интересен, прежде всего, юридический аспект. Так в действующем Федеральном законе «О Рекламе» указано, что целями настоящего Федерального закона являются:
1) развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции;
2) обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы;
3) создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы;
4) предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Следует отметить, что с точки зрения законодательной техники, как мне представляется, то здесь всё безупречно.
Большим достижением законодателя, как мне представляется, следует считать введение понятия «ненадлежащая реклама», где достаточно подробно указано, что ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Кроме того законодатель четко определил, что реклама не должна:
1) побуждать к совершению противоправных действий;
2) призывать к насилию и жестокости;
3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;
5) содержать информацию порнографического характера.
Кроме того в рекламе не допускаются:
1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
Между тем, как выразился великий русский писатель Л.Н. Толстой, «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Следует отметить, что данное выражение считалось русской пословицей: «Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Да, ещё раз удивляешься гениальности и прозорливости Льва Николаевича. Ведь, он в этом выражении увековечил бездарность отечественных полководцев, при обороне Севастополя в период Крымской войны.
Я к тому, что рекламный закон написан гладко и, как представляется, всеобъемлюще. Но, практика показывает совсем другое. Так начнём с того, что реклама просто застилает нам всем глаза. Но посудите сами, наружная (уличная) реклама. Она может быть графической, текстовой, размещается на специальных временных или стационарных конструкциях (щитах), может располагаться на открытой местности, а также на внешних поверхностях зданий, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог или на них самих, а также на автозаправочных станциях.
Не менее господствующее положение занимает и внутренняя реклама. Здесь, как говориться, куда не взгляни, то увидишь, практически во всех магазинах, учреждениях и организациях весит на стене какой-нибудь рекламный шит, а порой прямо на голой стене красуется яркое хвалебное объявление.
Ну, а в электронных средствах массовой информации видеорекламных и кинорекламных роликов просто немеренно. Даже фильм невозможно смотреть. При этом, как только начинается прокучиваться рекламный ролик, появляются яркие краски, и звук существенно увеличивается. В зависимости от внесённой платы, ролик может крутиться через каждые пять минут. Порой забываешь, что за фильм смотришь.
Не маловажное значение имеет в газетах и журналах, там, порой смотреть нечего – сплошная реклама, а остальное занимают подробности личной жизни звезд: кто сколько раз ездил отдохнуть от непосильного труда, который можно сравнить только с шахтёрами. Далее детально побуждаются подробности какой-нибудь «тусовки», там у кого короче платье, кому сделали пластическую операцию.
Ну, да ладно, оставим рекламу шоузвёзд, а вернёмся к нашей теме, как влияет реклама на жизнь рядовых обывателей. Вот сейчас вне зависимости каждый человек от того чем он занимается, он все равно втянут в рекламные отношения. Ну, посудите сами, ведь, в самом деле, не увернуться. Так идете вы просто по улице. Просто гуляете или спешите по делу на оживлённой улице, к вам обязательно пристанет кто-нибудь из молодых людей с рекламой чего-нибудь приобрести. Хорошо, если не навязчиво, а то, просто не отстанет, пока не скажешь «толстым голосом».
Даже, когда дойдёшь до дома, то в почтовом ящике обнаружишь какой-нибудь хвалебный листик, на хорошей бумаге, с яркой продукцией, которую обязательно нужно срочно купить. Кроме того по выходным под видом почтальона, заходят в подъезд. Так называемые «коробейники», предлагая всякую продукцию, которая, мягко говоря, слегка сомнительна. В основном на такую рекламу клюют пенсионеры преклонного возраста. Примеров, к большому сожалению, великое множество. Вызывает возмущение, что обманывают практически немощных людей без всякого угрызения совести. Впрочем, в нынешних социальных реалиях, ни о каких угрызениях говорить не приходится.
Рассуждая о рекламе, нельзя не высказаться о рекламе продовольственных и промышленных товаров. Нынешнее время универмаги, универсамы, торговые центры и бутики, в условиях достаточно жёсткой конкуренции, вынуждены рекламировать, продаваемые ими товары. Сегодня, образно выражаясь, рядовой обыватель просто тонет в информационном пространстве рекламного продукта.
Наиболее востребованным являются товары повседневного спроса, таковыми являются продукты, но ещё для определённой части табак, правда, курящие сейчас не в моде, но, тем не менее, их не так мало. Поскольку ваш покорный слуга некурящий, давайте более подробно остановимся на продуктах и одежде.
Продукты – это товар повседневного спроса, стало быть, постоянно востребован, как говориться, любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Кушают сейчас по-разному, одни не могут и дня прожить без швейцарского сыра, испанского или французского вина и прочих заграничных деликатесов. Здесь надо сделать ремарку, что желающих сейчас так питаться стало меньше, в связи с кризисом. Ну, а значительная часть населения довольствуется продуктами отечественных производителей.
Конечно, нет сомнений в том, что продукция местных фермеров и других производителей сельхозпродукции пользуется большим доверием покупателей, чем, скажем импортная. Но, продавцы не всегда, мягко говоря, корректны с покупателями. Я имею в виду, что жуть, сколько продавцов стремящихся продать не очень свежие продукты, выдавая за товар первой свежести, да по завышенной цене.
Немеренно фактов с ценовой политикой. Вот сейчас в порядке вещей более-менее солидной торговой сети взять и проделать рекламный трюк, чтобы заманить покупателя, взять и распространить рекламацию о снижении цен в период с 1 по 10 число текущего месяца на молоко, колбасу, мясо, хлебобулочные изделия. Но, в супермаркете выясняется, что акция уже закончилась по каким-то техническим причинам: кончился товар, сейчас продается по новой закупочной цене, надо было бы вчера приходить. При этом иногда делается отговорка, что не успели снять информацию. Просят прощения за недоработки менеджера, специалиста и мерчендайзера. Короче, смысл один – сегодня поздно, а вчера рано, стало быть, сам виноват.
Аналогичная ситуация и с одеждой. В этой связи для меня наиболее показательным, является пример с шубами. Так года три назад мы решили приобрести шубу жене. Надо отметить, что выбор меховых изделий достаточно разнообразен, во всяком случае, так показывает реклама. Много баннеров, где красивые дамы одеты в шубы из высококачественного меха, который спасет от сибирских морозов. При этом шубы очень легки, модны и удобны по выгодной цене.
Вне всякого сомнения, основоопределяющим критерием для большинства рядовых обывателей является цена. С учётом этого ценового аспекта, мы стали выбирать шубу, которая, как говорится, глаз радовала. Объездили мы косой десяток торговых центров, специализированных центров меховых изделий и бутиков. Ощущение было одно – вся продукция, не смотря на различные лейблы на всех шубах, казалось, что все выполнены по одним и тем же лекалам, и выпущены одной фабрикой. Я к тому, что не было никакой разницы, шубами, изготовленными в Греции, Италии, Франции и Канады. Ну, что касается скидок, то и здесь особого разнообразия не наблюдалось. Так во всех торговых предприятиях меховым изделиям, которые продавались, по так называемым, «скидочным ценам» отводился и максимум два кронштейна, где весело около десятка шуб, при этом с какими-нибудь изъянами. Там пуговица не очень крепко пришита, кое-где что-нибудь потёрто. Говоря иначе, скидки только для бракованных изделий.
Но, больше всего меня впечатляет реклама банковских услуг, я имею в виду предложения по банковским вкладам для физических лиц. Так все банки со своих рекламных щитов зазывают граждан открывать вклады только в их банки, потому что только в этом авалисте самые выгодные и надёжные условия не только хранения сбережений, но и самые высокие депозиты.
Исходя из своего жизненного опыта, я могу с большой долей уверенности констатировать, что банковская реклама – это достаточно приличный, мягко выражаясь, обман. Так на многих рекламных плакатах, сайтах, объявлениях всех банках выставляется процентная ставка, сейчас 15% годовых, а немного раньше была 17%. Но вся фишка в том, что, если придти в любой банк, то там много всевозможных крючков, которые не позволяют положить вклад под вышеуказанные проценты. При этом оговорюсь, что в большей степени такое касается банков с государственным участием. Относительно коммерческих банков, то там проще, но никто не застрахован, что регулятор может в любой момент отобрать лицензию. Конечно, сейчас страховая сумма вклада составляет 1,4 миллиона рублей, но всё равно получать страховую сумму – дело неприятное и хлопотное.
Вполне очевидно, что банки государственные никогда не закроют, поскольку у них в руках экономика государственной политики. Вот я и ориентируюсь на эти банки. Но, просмотрев рекламу на сайте таких системообразующих банков как «Сбербанк», «ВТБ», «Газпромбанк», обнаруживается, что под 15% вклад открыть можно, но только при соблюдении условий: вклад должен быть не менее двух миллионов рублей или адекватной цене в евро или долларах, и ещё срок на такие вклады не менее трёх лет. Но, можно положить деньги, если на один год, доходностью 10% или 11%. Короче говоря, 15 процентов есть, но, как говорится, не для всех. При этом получается, что сам дурак, там мелким шрифтом написано не императивно 15 процентов, а до 15%.
Конечно, в рамках одной статьи не опишешь все аспекты рекламной деятельности, да автор не ставит перед собой цели. Просто, что называется, одним мазком, заострить внимание на такое негативное влияние на рядовых обывателей, от такой необузданной рекламной деятельности.
Вызывает позитивные эмоции, что депутаты Государственной Думы уже обратили на это внимание и вносят на рассмотрение законы, направленные на имения рекламной деятельности. Главное, чтобы этот процесс не затягивался.


Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *