Честному человеку тяжело при любой власти

Власть не может быть справедлива для всех жителей одного государства,
просто, потому, что она  одна, а людей много, и среди них нет одинаковых.

Каждый, рождённый на нашей земле человек, вне зависимости от того, какие у него в жизни будут социальные, экономические, политические, а также иные взгляды и убеждения, которые в определённое время сформируют мировоззрение, всё равно будет соприкасаться с властью.

Вполне очевидно, что наличие власти вовсе времена истории человечества была одной из основных составляющих развития общества, при этом, теперь уже общеизвестно, что не всегда власть способствовала позитивному общественному развитию. Возможно, такое было связано с влиянием высших сил, чего сегодня исключать нельзя или просто корыстным или  по иным  мотивам властителей, продиктованными историческими периодами.

Вообще, власть, как таковая, всегда привлекала людей любого социального происхождения. К власти стремились и стремятся дворяне, крестьяне, рабочие, предприниматели и представители интеллигенции. Одни стремились к удовлетворению. Своих собственных амбиций, другие хотели, получив власть отомстить своим обидчикам, третьи полагали, что получив власть, им удастся построить мир всеобщего благоденствия и справедливости. Ученые гуманитарных отраслей знаний исследовали феномен власти с разных сторон, и сегодня на этот счёт имеется множество исследований, а с учетом того, что общество находится в постоянной динамике, власть вынуждена менять свои приёмы и методы властвования, чтобы найти компромисс с обществом.

Наше поколение родилось и большую часть жизни жила при Советской власти. Начиная с детского сада, нас приучали любить дедушку Ленина, как самого справедливого человека на всём белом свете, защищавшего права  рабочих и крестьян, которые относились к категории людей труда.

Мы тогда чётко знали, что в стране советов существует два класса: рабочие и крестьяне, а между ними социальная прослойка трудовой интеллигенции. При этом предпочтение отдавалось классу рабочих, потому, что согласно единственно правильному и верному учению К. Маркса,               Ф. Энгельса и В. Ленина рабочий класс как пролетариат, считается самым передовым революционным классом, и было много лозунгов на красной материи, где было написано, что пролетариату нечего терять кроме своих цепей.

На ту пору государственная пропаганда настойчиво проводила политику о том, что человеку не о чем заботиться. Каждый человек должен честно трудиться или добросовестно учиться, а остальное – это забота государства. В таком режиме и была выстроена жизнь советского человека.

Ну, практически все выглядело таким образом. Так человек, если родителям удавалось, находился в яслях, примерно в трёхмесячном возрасте, правда, потом поняли, что это слишком ранний возраст ясли срочно все закрыли. Мамам увеличили отпуска по уходу за ребёнком до полутора лет и оставили детские садики, куда можно было пристроить ребёнка с трёх лет. Но, садиков катастрофически не хватало, поэтому старались обходится бабушками, преимущественно своими, а, если не было своих, тогда нанимали чужих за деньги, при этом не очень маленькие.

Ну, к семи годам всех отправляли в школу, тут мест хватало всем, тогда любая общеобразовательная школа работала в две смены, детишек было немало, а учить, согласно действующей тогда  государственной общеобразовательной программы, надо было всех без исключения. При этом сначала была планка начальное образование, а к началу 70Х  годов прошлого столетия, стало обязательным всеобщее среднее образование. Понятно, что этого достичь было невозможно, но отчитывались как положено.

Так вот, в школе, как и полагается в тоталитарном обществе, все было запрограммировано, чтобы воспитать честного человека, которому предстояло строить коммунизм, но потом поняли, что коммунизмом не получиться и придумали развитой социализм. Но, об этом развитом социализме стали разговаривать в начале 80Х  годов 20 века.

Жизнь в общеобразовательном учреждении была направлена на воспитание зрелой личности, которая должна пополнить ряды строителей развитого социализма. Так, начиная с 3 класса, всех без исключения принимали в октябрята. Октябрята были достойными продолжателями дедушки Ленина, поэтому должны хорошо учиться, чтобы потом, овладев необходимыми знаниями, продолжили строительство справедливого общества, как завещал Великий Ленин. Тех мальчиков и девочек, которые учились плохо, стыдили в классе и на общешкольных линейках, призывая их не позорить светлое имя Ильича, который сам учился только на «отлично» и был примером для всех гимназистов.

В пятом классе, всех без исключения учеников, принимали в пионеры, повязывая всем красные галстуки, призывая быть достойными продолжателями своих старших товарищей. В качестве доказательства продолжателей «делов старших товарищей», необходимо было собирать макулатуру. Для того чтобы выявить лучших, устраивались соревнования как, внутри школы так, и между школами. Победители получали почётные грамоты, которые устраивались на специально проводимых районных и городских слётах. Много было хвалебных слов со стороны ветеранов войны и труда, не скрывая радости, со слезами на глазах, они гордились тем, что у них растет достойная пионерская смена.

Ну, а, уже, начиная с 7 класса, школьное население начинали принимать в ленинский комсомол. В седьмом классе принимали отличников и хорошистов, чтобы создать видимость того, что в комсомол принимают лучших. Но, все равно в 9-10 классах туда «заталкивали» всех, потому, что все выпускники средних общеобразовательных школ должны быть комсомольцами. Видимо, такое указание было «свыше».

Конечно, пионерская и комсомольская организации были инструментами идеологической государственной машины по формированию личности достойных строителей самого справедливого социалистического строя. При этом нас учили говорить правду и только правду, какой  бы горькой он не была. Лучше горькая правды, чем сладкая ложь, которая присуща капиталистам, которые беспощадно эксплуатируют трудовой народ.

Советскому социалистическому обществу нет необходимости никого обманывать, потому, что сласть отстаивает интересы наиболее беднейших слоев населения и служит трудовому народу. Газеты и другие СМИ неустанно трубили о том, что советский человек испытывает не поддельную радость и чувство высокого достоинства  от того, что судьба ему подарила возможность родиться,  жить и трудиться в самой большой и справедливой стране.

В советской общеобразовательной школе воспитание имело следующие направления: идеологическое, физическое и патриотическое. Относительно идеологического воспитания, следует сказать, что все гуманитарные предметы были  просто пропитаны идеологическими аспектами. Так, история учила тому, что 1917 года было все связано с эксплуатацией человека человеком, при изучении географии указывалось, что все полезные ископаемые принадлежали кучке людей, а остальные на них только работали целыми сутками, получая за этот изнурительный труд лишь жалкие гроши. Обществоведение подавалось также с исключительно классовых подходов и т. д. и т. п.

Однако, одно дело учение и пропаганда, но реалии жизнь фиксировали противоположные реалии. Так, вспоминания свой жизненный опыт, я лет в 14 начал понимать, что жизнь и газеты не очень согласуются друг с другом. Вот, в один из апрельских дней к нам в школу приехали сотрудники городской газеты, чтобы написать статью об участниках Великой Отечественной войне. У нас в школе тогда работало человек пять учителей, учувствовавших в боевых действиях.

После последнего урока меня и ещё трёх учеников остановил завуч и попросил пройти в учебные мастерские для уроков труда и сфотографироваться с преподавателем труда, я фамилию его забыл, помню, что он был фронтовик, преподавал трудовое обучение. Уроки его были                малоинтересными, потому, что он практически ничего не объяснял, а занимался делами личными: стоил теплицы для своей дачи, заготавливал материал для подстройки сарая, бани и всего такого, что ему было необходимо. Уроки проводил, согласно усвоенного им штампа: ничего не объяснял, показывал мало. Но, все время говорил, что труд – это основное, что необходимо человеку. Можно хорошо учиться, но, если не умеешь трудиться, значит, настоящего человека из нас не получится. Мы его не очень любили за жадность и считали его не очень хорошим человеком.

В учебной мастерской по столярному делу нас ждал фотограф и этот преподаватель. Он сидел за своим учительским верстаком, нас попросили снять со стенда сделанные кем модели игрушек и поставить перед ним. Затем фотограф попросил нас встать сзади  этого верстака и склониться над моделями. Нам удалось выполнить данное задание с третьего раза. На этом и все закончилось.

Мы были очень удивлены, когда перед Праздником 9 мая на первой странице появилось статья с нашими фото, правда, наши лица просматривались, мягко выражаясь, не совсем чётко, но это неважно. Главное нас удивил текст, где описывались боевые подвиги учителя, но мы о них услышали впервые, потому что ежегодно на встречах, он о них не рассказывал. Но, не это главное. Мы были шокированы тем,  что его так сильно любят ученики, что просто не уходят из мастерской даже после уроков, насколько учащимся с ним интересно. В качестве доказательства представлено наше фото, где мы с интересом слушаем его рассказы.

Поскольку, меня учили говорить правду, я обратился к завучу и с возмущением рассказал, как мне тогда думалось, о такой грязной лжи, полая, что такой мой поступок получит должную позитивную оценку.

Оценку, конечно, я получил, но, как вы догадываетесь, совершенно противоположную. Меня обвинили в незрелости, тупой прямолинейности и вообще в политической недоразвитости. На заседании комитета комсомола были предложения о моем исключении. Но, учитывая мою молодость, решили ограничиться обсуждением и посоветовали больше советоваться со старшими товарищами и педагогами, прежде чем совершать подобные поступки. Тогда-то у меня и зародись ростки сомнений по поводу честности.

К сожалению, я тогда не сделал для себя правильных и очень необходимых в жизни выводов, которые заключались в том, что со старшими и начальниками нельзя спорить. Уж, если видишь, что он говорит тебе глупость или нагло врёт, не спорь и молчи, если не хочешь проблем.

В связи с этим, я наступал «на эти грабли» в жизни неоднократно и жестко за это наказывался. Следующий важный для меня случай, связанный с высказыванием правды произошёл во время прохождения срочной службы в рядах вооруженных сил СССР. Так в 1970 году в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, всех комсомольцев заставляли сдавать Ленинский зачет, который направлен на проверку знаний биографии и работ незабвенного Владимира Ильича. Принимали этот зачет секретари горкомов и райкомов комсомола и другие ответственные комсомольские работники. После успешной сдачи зачета выдавался специальный документ, который свидетельствовал о том, что комсомолец ленинский зачёт успешно сдал. При вручении секретарь горкома отмечал, что комсомольцы, успешно сдавшие этот зачет, являются резервом комсомольского актива и этот документ, они должны все время носит вместе с комсомольским билетом. Так я и поступал три года после данного события.

Однако, проходя службу в армии, во время строевого смотра, командир отделения мне сделал замечание о том, что в комсомольском билете у меня какой-то лишний документ, он сказал, то просто ненужная бумага. Соответственно я ним не согласился и пытался объяснить, он меня обозвал нецензурными выражениями и на моих глазах разорвал этот документ на мелкие кусочки, меня направил вне очереди мыть унитазы. Но, я считал, что поступил честно и обратился к офицеру политчасти, который курировал комсомольскую работу, и пытался доказать свою правоту. Однако, он мне в доступной форме на «Чапаевском языке» пояснил, что сержант прав, а я глупый и упрямый до невозможности. Иначе говоря, (дятел).

Я для себя, пока служил в Литве, сделал ещё один значимый для себя вывод о том, что советская власть, несмотря на свою правильность и справедливость не очень нравилась местному населению, а нас солдат внутренних войск МВД СССР почему – то называли оккупантами, правда, тихо и вслед. Офицеры нам в простой и доступной форме поясняли, что такие поступки происходят из-за вредного воздействия вражеской пропаганды. К большому сожалению, определённая часть граждан этому подвержена.  В основном Литовский народ единодушно поддерживает политический курс, проводимый КПСС. При этом политработники нам «честно говорили, что такие граждане, которых называли несознательными и отщепенцами, наберётся немного, но они есть в каждой республике. В качестве примера приводили писателя Солженицына А.И., который «дописался до безумия». Ну, раз «очернил» свою Родину, ему предложено покинуть пределы СССР. В общем, все было понятно и просто.

Однако, вбитый со школы стереотип добиваться справедливости при помощи правды, не покидал меня всю сознательную жизнь. Так после службы я сознательно пошел на службу в органы МВД. За тридцать лет службы, мне приходилось видеть массу примеров сознательной и бессознательной лжи. Приходилось врать ради интересов службы, здесь хочу отметить, что во многих случаях такое было оправдано. Тогда по телевидению крутили сериал «Следствие ведут знатоки», для поднятия авторитета Советской милиции. Но, реальная жизнь в милиции, впрочем, как и везде в ту пору, слишком уж расходилась с киношными образами офицеров милиции.

Судьба мне подарила возможность пройти путь от рядового милиционера до полковника милиции. Я был свидетелем того как в медвытрезвителях некоторыми сотрудниками опустошались карманы пьяных граждан. Был случай, когда меня самого направляли туда для негласной проверки. Работая в службе борьбы с хищениями социалистической собственности, видел как «заминались» материалы по хищениям, в связи с поступившим звонком из партсоворганов.

Будучи в уголовном розыске, был неоднократным свидетелем как из обвиняемого, кто-то превращался в свидетеля, а обвиняемым становился тот, кто был, ранее судим, хотя он «ни каким боком» не имел отношения к преступлению, по той причине, что находился за десятки километров от преступления, по которому ему предъявили обвинение.

Непростая ситуация была и в органах, исполнявших  уголовные наказания, во времена СССР данная система была главным поставщиком рабочей силы на великих и малозначительных стройках. Строили не просто много, а очень много, особенно было много строительных объектов в Сибири и на Дальнем Востоке.

Основным производством, где использовался труд осуждённых, кстати, и до сих пор – это лесозаготовительные производства. Конечно, сейчас их намного меньше, потому, что леса стало намного меньше и людей, которых туда отправляют, стало значительно меньше.  Правда, сейчас появились другие люди, которые рубят лес, им платят не очень много, но условия труда у них как было у осуждённых.

Полагаю, что и так понятно какие отношения были между осуждёнными и сотрудниками исправительных колоний, об этом написано немало. Я только сделаю один штрих относительно того, что объективную информацию о том, что и как происходило в лесных ИТУ, выказывать на официальном уровне, было небезопасно.

Главным показателем данных учреждений, было выполнение государственного плана, люди рассматривались лишь как материал. В лесных поселках, где дислоцировались исправительные учреждения, на кладбищах было много могил со столбиками, где был указан только номер личного дела. По тогдашним порядкам тело умершего осужденного выдавалось не всем родственникам, для этого необходимо было получить специальное разрешение начальника управления на уровне края или области.

В этой связи мне всегда вспоминается случай, когда от туберкулёза и постоянного недоедания умер осуждённый, лет ему, наверно, было чуть больше двадцати. Дедушка у него был фронтовик, он добился разрешения на выдачу тела. Вот, когда он приехал с родственниками, кажется, с дочерью (мамой покойного осужденного парня), начальник учреждения вызвал меня как начальника режима, и вместе с секретарём партийной организации, как молодому коммунисту дал партийное поручение вести переговоры с родственниками.

Я здесь хочу отметить, что он (начальник колонии) заставлял выводить народ в три смены, без полноценного отдыха, чтобы выполнить производственный план, там чуть-чуть, не хватало до нужных цифр. Ну, да, ладно, он был тоже подневольным человеком: как офицер и коммунист.

Идти было минут пять, семь, но для меня казалось, что целая вечность. Шёл и в уме «проворачивал» схему разговора, при этом понимая, что мужчина, прошедший войну, не без жизненного опыта. Поэтому лукавить было бессмысленно, и я сказал правду. Он сильно вспылил, я просто стоял и смотрел ему в глаза, он говорил про войну, где каждый день терял товарищей, потом о трудностях жизни после войны. Успокоившись, он сказал, что у него родственник неоднократно судим, поэтому, что такое лагерь, он знает. Потом, он меня спросил, как себя вёл внук, потому что он сидит за драку, товарищи получили условно, а ему дали реальный срок. Я сказал, что у меня, как у начальника режима, претензий к нему не было. Он ответил, что мне он верит.

У меня потом много было обид на некоторых своих начальников, во время службы в «местах не столь отдалённых», еще при советской жизни. Но, слава Богу, все осталось теперь уже, в далёком прошлом. Теперь ничего не изменить, а злоба разрушает жизнь.

Тем более что советское государство быстро мощно и быстро развалилось, сразу на нас повалились потоки правды с разоблачениями на самый справедливый социалистический строй. Сначала говорили о казарменном социализме, потом извинялись за сталинизм, а затем и не стали просить прощений, просто взяли и уничтожили Советский союз, что создало мощный хаос и разруху. Все в жизни повернулось «с головы на ноги».

В сравнении с тем, что происходило во времена СССР в перестроечное время, также сейчас – это  просто ни в какое сравнение не идёт. Столько стало пластов лжи, что, как мне представляется, не только простому обывателю, но, даже весьма искушённому профессионалу непросто разобраться в этом ежедневно бурлящем потоке информации. Понятно, что информация – это товар, бизнес и в этом нет ничего личного, такова идеология рыночных отношений, к который мы стремились после краха плановой экономики, только, к сожалению, реальная картина не такая безоблачная, как представлялась.

Много сейчас  идет критических высказываний в адрес власти, прежде всего, относительно того, что ведёт себя нечестно с народом. С этим в определённой степени можно согласиться. Только нет в принципе, и не может быть честной власти, потому, что сама власть состоит из чиновников, то есть из людей, а среди них обязательно будут взяточники и казнокрады, тут ничего не сделаешь – это социальное явление, которое сопровождает любое общество на любом этапе развития.

Вот насколько главные должностные лица власти смогут сократить чиновников этих недобросовестных служителей, настолько общество будет больше верить власти, а также честных людей будет больше и жизнь будет легче. Во всяком случае, мне бы хотелось верить, что у нынешних руководителей нашего государства такое получится.

 


Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *