ПОПРОШАЙКИ

Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, ну честное слово, что надо мной висит какой-то рог. Вот, когда иду по улице и вижу, людей, просящих милостыню, то кто-нибудь из них обязательно подойдет ко мне. Отмечу сейчас, если данное явление сравнивать с советской эпохой, надо сказать, что количество просящих изменилось по количественным и качественным показателям. Вот, вспоминая уже далёкое советское время, года я работал в уголовном розыске в отделении по борьбе с лицами, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, то было всего две группы лиц – первая цыгане, вторая, так называемые «бичи», то есть опустившиеся граждане, которые от чрезмерно пристрастия к алкоголю, утратили социально полезные связи.

Ну а нынешнее время ситуация гораздо сложнее. Сегодня попрошайки делятся на две категории: мошенники и рабы. Просто стоять с протянутой рукой не всегда получается. Например, столице есть точки, где могут стоять нищие, и все эти точки поделены между так называемыми «хозяевами». В среднем одна локация стоит около 100 тысяч рублей в месяц. Эти деньги хозяин выплачивает сотрудникам полиции, которые «крышуют» его бизнес. На одну такую точку хозяин может поставить до четырех человек. Попрошайки в день зарабатывают около семи-десяти тысяч рублей. При этом надо отметить, что на данную категорию лиц имеют место быть свои расценки. Привезти бабушку стоит 30 тысяч рублей. Причем иногда под видом бабушки деньги может просить женщина абсолютно любого возраста. Инвалид стоит 50 тысяч рублей. Ребенок стоит 100 тысяч рублей. Как правило, ребенка покупают у семьи мигрантов или алкоголиков. Ещё с детьми попрошайничают так называемые Мадонны. Причем, дети у них на руках находятся под воздействием препаратов или алкоголя, и их жизнь крайне коротка.

Кроме того, беременные и женщины с младенцами — распространённый тип попрошаек. Некоторые из них используют подушку для создания мнимой беременности. «Молодые матери» часто приносят вместо грудничков кукол. Иногда попрошайки используют живого ребёнка — для того чтобы он весь день вёл себя смирно, его могут накачать снотворным или спиртным.

Есть мошенники-нищеброды, прикрывающиеся Христом, которые ходят по вагонам метро и электричек с иконами и, пока просят милостыню, успевают упоминать имя бога со скоростью 100 слов в минуту. Зачастую они даже не особо поясняют, на что собирают и зачем, акцент на том, что это помощь «ради Христа» и «всего святого». Но далеко не всегда (точнее, почти никогда!) собранные деньги идут на нужды церкви. Ряженные под монахов и священников — мошенники почти все. Попробуйте кого-то из них попросить прочитать Символ Веры и убедитесь.

К тому же есть искалеченные, ходящие по вагонам ходят искалеченные люди, которые стараются выставить напоказ все изъяны своего тела. Расчёт во многом на то, что прохожим и пассажирам будет тяжело на это смотреть, и они постараются скорее дать денег и отвернуться.

Затем, имеет место быть мумия, так называют этого находчивого попрошайку  сейчас терроризирует пассажиров Московского метрополитена, но, судя по сообщениям на форумах, он успел поработать и в Санкт-Петербурге. Скорее всего, это целая сеть попрошаек, так как московские «мумии» тоже бывают разные: кто-то носит розовые одежды, кто-то серые с надписью «Слава России» на спине. Человек, замотанный в бинты, ходит по вагонам, издавая странные звуки, наподобие воя, и может сильно напугать слабонервных. Мумия выбирает себе жертву, встаёт напротив и нависает над ней, пока человек не даст денег, чтобы попрошайка поскорее отошёл. Жертвами часто становятся едущие в одиночестве девушки, за которых некому заступиться.

Больше того, по вагонам ходят, так называемые, Защитники животных в компании нескольких собак и собирают средства на помощь приюту. Настоящие защитники животных от этих сборов открещиваются: по их словам, они никогда бы не стали мучить зверей прогулками в общественном транспорте.

Те, кто собирает не на приют, а «на корм щенку», нередко накачивают животных снотворным — ведь здоровый щенок не сможет высидеть в коробке целый день. Если понаблюдать за ними на протяжении нескольких месяцев, можно увидеть, как часто меняются животные у таких попрошаек.

В довершение всего, так называемые «Аски» с ударением на первый слог. От английского «ask» — просить. Как правило — молодые люди, выпрашивающие копеечку на «выпить и потусить». Абсолютно безобидны, ведут себя доброжелательно. Попрошайничество для них — способ найти деньги на веселье, а не на выживание, поэтому они часто подходят к делу творчески — читают стихи, танцуют, предлагают услуги по переносу через лужу . Могут просить на ночлег, на выпивку, на озеленение луны и спасение забайкальских мамонтов. Большинство уличных музыкантов — те же «аски», только с гитарой. Они обычно мошенниками не являются — о цели сборов предупреждают сразу и честно.

Здесь, я хочу привести пример из своего жизненного опыта. Мне достаточно часто встречаются, вполне себе ухоженные молодые люди мужского пола с одной и той же просьбой, на автобусных остановках с просьбой: дать тридцать рублей на проезд домой. Причина – забыл кошелёк дома. Я бы на это не обратил внимания, если бы, это не были одни и те же лица, правда одежда разная. Собственно, сейчас лето, гардероб незатейливый, просто одел другого цвета футболку.

Между тем проблема борьбы с лицами рассматриваемой категории непростая, поскольку – это социальное явление, а в этом смысле простых решений, просто нет. Так проблема в том, что эти дети не могут быть никак отслежены полицией, потому что до получения свидетельства о рождении в ЗАГСЕ родившиеся дети нигде не числятся. То есть одна и та же женщина может ходить с абсолютно разными детьми, показывая одно свидетельство о рождении. Полиция никак не может на это повлиять, потому что в свидетельстве нет фотографии ребенка.

Однако юристы давно ведут яростные споры по поводу того, стоит ли объявлять попрошайничество «вне закона». Сейчас законодательство наказывает только тех «нищих», которые привлекают к своему способу заработка детей либо ведут себя слишком навязчиво. Однако в Госдуме то и дело упоминают, что пора бы запретить побирушку в любой форме – как это было во времена СССР. Возможно, депутатам просто не даёт покоя, что столь доходный и массовый бизнес до сих пор является неподконтрольным им?

Конечно, привлечь попрошайку к ответственности проблематично хотя бы потому, что действующее российское законодательство не даёт чёткого ответа, кого можно считать попрошайкой, а кто по сути — законопослушный и приличный гражданин. Например, несколько лет назад интернет «порвала» история о мальчике Оскаре, который читал на Арбате стихи Шекспира, за что и оказался задержан действовавшими совершенно беспринципно сотрудниками полиции. Казалось бы, что плохого в том, что мальчик декламирует стихотворения классика за вознаграждение? Что плохого делают уличные музыканты, играющие в переходах и метро? Подчас в борьбе с ними полиция проявляет куда большее рвение, чем в попытках избавить улицы от «колясочников» и бабушек, просящих подаяние «Христа ради». Может быть, причина прозаична – уличные музыканты просто не делятся добычей.

Более того, юридически очень сложно привлечь организаторов этой деятельности к ответственности, несмотря на то, что в уголовном кодексе существует статья 151 «Вовлечение несовершеннолетнего в попрошайничество», так как формально, спящий ребенок на руках у женщины не может заниматься попрошайничеством.

Правда, есть основания привлечь кормушника или кормушницу, к административной ответственности. Так лицо, занимающееся попрошайничеством, может быть наказано по ст. 20.1 КоАП РФ (за мелкое хулиганство), если будет доказано, что его приставание к гражданам носило оскорбительный характер. При этом максимальный размер штрафа, установленный КоАП, составляет всего 2000 рублей. Также нарушителю могут назначить административный арест, срок которого не может превышать 15 суток.

Только здесь надо отметить, что административная ответственность за попрошайничество в России устанавливается на региональном уровне. Например, КоАП Москвы предписывает штрафовать бездомных за «приставание к гражданам в общественных местах» на сумму от 100 до 500 рублей. По инициативе служителя закона материальное взыскание может быть заменено устным предупреждением. Как правило, внушениями полицейские и ограничиваются – не забирать же у нищего последнюю мелочь? Статья Административного Кодекса о попрошайничестве способна эффективно защитить граждан, например, от цыган, которые подчас уж очень навязчиво предлагают свои услуги в гадании и выпрашивают «позолотить ручку» — после общения с этим контингентом у человека едва ли останутся масса положительных эмоций и полный бумажник. Конечно, здесь можно инкриминировать ст. 159 УК РФ, но только теоретически т.к. сложно собрать доказательства.

К большому сожалению, уголовной отвественности за попрошайничество в России нет. Зато за вовлечение в попрошайничество статья 151 УК РФ наказывает довольно строго. Человек, побуждающий несовершеннолетнего встать «на паперть», запросто может попасть за решётку на целых 4 года. Тот же срок в «местах не столь отдалённых» рискует провести так называемая мадонна – женщина, использующая младенца для того, чтобы разжалобить прохожих и «выбить» из них побольше денег. Встречаются поистине вопиющие случаи с «грудничками» — вспоминается, как служители закона арестовали женщину, которая 14 часов просила милостыню с мёртвым ребёнок.

Законодательство не уточняет, можно ли считать уличных музыкантов / поэтов / художников попрошайками. Откровенно говоря, юридических оснований на то нет. С таким же успехом можно считать акцией попрошайничества любой музыкальный концерт. Пожертвование на развитие творчества в данном случае – дело совершенно добровольное, никто у прохожих деньги из карманов не вынимает. При этом ни в одной развитой стране полиция не борется с уличными музыкантами и не штрафует их. В Японии, скажем, служителю закона вообще запрещено трогать детей – иначе он может лишиться места работы.

Увы, такая практика обуславливается тем, что законодательство не содержит определения попрошайничества – большой юридический казус, позволяющий уходить от ответственности людям, которые действительно заслуживают наказания. Однако этот казус – не единственный. Депутат Мосгордумы А. Семенников отмечает: даже если попрошайке выпишут штраф, взыскать его практически невозможно. Полицейский не имеет права прямо на месте принимать оплату из денег, которые собрал бездомный – это запросто можно квалифицировать как взятку. Конфисковать собранные деньги допустимо только по решению суда. Если попрошайка проигнорирует штраф, судебным приставам просто негде будет найти его. Получается, что сейчас наказание для попрошаек существует «для галочки» — на самом деле законодательный механизм не работает.

Вполне очевидно, прошение милостыни – это давняя социальная проблема и решить её только с помощью правовых норм невозможно, поскольку сама проблема является многоаспектной, поэтому требует не одностороннего, только законодательного решения, но и других отраслей знаний. Так, на сегодняшний день в качестве законодательной инициативы предлагается ужесточить наказание за вовлечение детей в попрошайничество и за попрошайничество вообще. Если инициатива министерства окажется одобренной, подобная деятельность будет подпадать под статьи Административного Кодекса. Попрошайкам «светят» существенные штрафы – до 1.5 тыс. рублей – и даже административный арест продолжительностью до 15 суток. Причём арест будет предпочтительной формой наказания. Учитывая выручку столичного нищего, потерять полторы тысячи рублей для него не беда; а вот потеря времени – совсем другое дело.

Более суровое наказание ждёт организаторов «грязного» бизнеса. Их, по мнению МВД столицы, необходимо судить по всей строгости Уголовного Кодекса. Министерство предлагает давать организаторам реальные сроки – до 2 лет – и выписывать штрафы в размере от 100 до 500 тыс. рублей. За «втягивание» в попрошайничество несовершеннолетних статья будет совсем другой – по данной статье организаторов смогут сажать аж на 6 лет. Такое же наказание сулит привлечение к преступной деятельности представителей других незащищённых социальных слоёв населения – пенсионеров, инвалидов.

Однако здесь необходимо учитывать, что попрошайки просто не умеют зарабатывать на жизнь по-другому, не «на паперти». Им всё равно, запрещено ли попрошайничество в России. Поэтому высокие штрафы едва ли заставят их отказаться от своей деятельности. Организаторы этого бизнеса как пить дать найдут способы обойти закон и избежать уголовного наказания – возможно, отыщут компромиссное решение с полицейскими, которые продолжат закрывать глаза на нищих, выпрашивающих милостыню и дёргающих прохожих за рукава.

Между тем, как было отмечено выше, явление стоять «на паперти» составляет социальный фактор. Стало быть, предполагает многоаспектный характер, поэтому данное решение должно проходить в рамках комплексного системного контроля. Вот с моей обывательской точки зрения, борьба с этим социальным злом, кроме мер правового принуждения, необходима разработка и внедрение мер социальной поддержки нищих. Я не только понимаю и осознаю, что реализация данных шагов – это не единовременный акт, а целенаправленная последовательная реализация мер социально-правой политике.

Полагаю, что для реализации указанной социальной программы, необходимо исследование, лучше всего диссертационное, затем пилотный проект в ряде регионов, а поле этого обсуждение и составление федеральной целевой программы по борьбе с попрошайничеством. Только тогда можно всерьез рассуждать о предотвращении и пресечение такого негативного социального явления, как прошение милостыни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *