Социальное проектирование общества

Уже ни одно тысячелетие является общеизвестным фактом, что общество, есть форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями, развивается и взаимодействует по определенным законам и моделям. При этом люди, как высокоорганизованные существа, характеризуются моделями общения между собой. Правила общения людей, были выработаны на основе опыта поколений, которые неукоснительно исполнялись.

Сегодня мировая гуманитарная  наука позволяет смотреть на общество при помощи трёх основных взглядов: философского, социологического и частнонаучного. Так с философской точки зрения общество – это особое состояние бытия, которое отделено от природы и находится в постоянном развитии.

Социологический подход рассматривает общество на уровне социальных групп: семья, школа, трудовой коллектив и другие социумы. Данный подход позволяет выделить и определись социальную роль человека, как личности в социальной группе (социуме). Данный подход позволяет определить поведение каждой личности в условиях социальной реальности.

Частнонаучный подход рассматривает общество как население, которое в каждый определённый исторический период имеет свою культуру. Вот, если покопаться, в культурологической литературе, том можно найти косой десяток определений понятия культура.  Мы выберем, наиболее всеобъемлющие определение, охватывающие не только культурологический, но и философский аспекты. Так культура – это уровень развития общества, который выражен в формах и видах организации людей. Данный уровень определятся уровнем материальных и моральных ценностей.

 

При этом общество имеет свои институты: семья, собственность, право, экономика, армия, образование. Кроме того в обществе есть и другие социальные институты, которое направлены на решение, поставленных государством целей. Ну, а в зависимости от поставленных государством целей и задач.

С учетом этого общество можно классифицировать на типы: традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное. Так в доиндустриальном обществе преимущественным является аграрный сектор, где сильны позиции церкви и армии. Для данного общества характерно преобладание коллективных интересов над частными. Ценится не сам человек, а то место, которое он занимает в иерархии (клановой, сословной и др.).

В индустриальном обществе, организация социальной жизни направлена на сочетание интересов отдельного человека с  коллективными общественными интересами. Такое сочетание интересов создает социальную подвижность, которая характеризуется научно-техническими революциями, создающими условиями для технического прогресса.

В середине  XX появилось постиндустриальное общество. Образование такой типологии общества вызвано резкими модификациями в экономической и культурной жизни более развитых стран. Определяющая роль в данном обществе принадлежит людям, обладающим высоким интеллектуальным потенциалом и высокотехнологичной технике.

Философская мысль, касающиеся типологий общества, продолжает развиваться, появляются новые исследования в данном направлении. Нет сомнений в том, что социальная практика развития общества выявит новые типологии, которые будут исследоваться с позиций разных отраслей знаний.

Одной из сравнительно новых типологий общества следует считать общество потребления, она появилась в 80х  годах прошлого века. Так термин потребительство (англ. consumerismконсюмеризм, общество потребления, англ. consumer society ), то есть  совокупность общественных отношений, основанных на принципе индивидуального потребления. При этом надо отметить, что до настоящего времени единой формулировки данному общественно-типологическому до настоящего времени не выработано. Не вдаваясь в подробности  данной проблемы, ограничимся выделением характерных признаков данной типологии. К этим признакам следует отнести: массовое потребление материальных благ и формирование соответствующей системы ценностей и установок. Массовое потребление, которое выходит за рамки потребностей для существования (выживания) человека, является одной из черт современного общества. Говоря иначе, выработка стремлений не на собственные силы, а на помощь других, то есть иждивенчество.

Вместе с тем потребительство, как социальное явление имеет объективные причины, не позволяющие личности материально и духовно содержать себя и самостоятельно решать сложные жизненные проблемы. Как-то: отсутствие возможности получения, образования, медицинской помощи и т.д. Но есть и субъективные причины, которые определяются типологией личности, которая определяется социальными установками, поведенческим стереотипами.

Рассуждая об иждивенстве, как о негативном социальном явлении в нашей стране, с точки зрения своего жизненного опыта, могу сказать, что причиной массового потребительства стало ухудшение качества жизни граждан. Наше поколение помнит  как с конца шестидесятых и начала семидесятых годов начался дефицит промышленных, а затем продовольственных товаров, а в восьмидесятых годах начался тотальный  недостаток всего и вся.

Кроме того, во времена правления страной Леонидом Ильичём Брежневым, было модно пить и плясать. Трудно было с продуктами и одеждой, мебелью, автомобилями, а водка была всегда и сколько хочешь. Советские люди потихоньку спивались. Пьянство стремительно  молодело. Увеличивалось количество преступлений, в том числе тяжких совершённых в состоянии алкогольного опьянения. Но потом М.С. Горбачёв, придя к власти, приступил к кардинальному уничтожению условий алкоголизации общества. Тогда было резко сокращено количество торговых точек, продававших вино и водку. В срочном порядке повсеместно создавались общества трезвости. Везде бездумно были уничтожены виноградники.

Однако ожидаемого эффекта данные меры не принесли. Более того резко пошёл ежегодный прирост количества таких преступлений как: самогоноварение, спекуляция. Много стало смертей от употребления метилового спирта. Пришлось всё это отменять, но было уже поздно. Маховик перестройки раскрутился, что ситуация в стране вышла из-под контроля Партии (КПСС) и Правительства (Совет Министров СССР).

Обращаясь к своему жизненному опыту, смело могу констатировать, что поколение людей, родившихся в середине 50х годов прошлого века у нас в стране, стали первыми представителями идеологемы субкультуры комфортного бытия. Ведь наши родители, испытывая постоянные испытания, находясь в постоянной борьбе за светлое будущее, хотели, чтобы их дети жили лучше и счастливее. Только этого улучшения как-то не очень наблюдалось в повседневной жизни. Тогда Н.С. Хрущёв обещал построить коммунизм к 1980 году.

Однако коммунизма не получилось, впрочем, как и развитого социализма, который имел место быть, согласно официальной пропаганде. А, на самом деле был застой, когда обуржуазившиеся прослойка партийных и советских работников, огородившись от народа высокими заборами, вела разгульный образ жизни. Кстати, тогда ходил анекдот о том, коммунизм для партсовчиновников построен за большим забором, который не перепрыгнуть рабочим и крестьянам.  Но, тем не менее, власть  хоть барствовала, да ещё и воровала, но, и давала возможность немного воровать и простым смертным. Их называли «несунами». Правда, многих ловили и наказывали, детей властьпридержащих, впрочем, как их самих не трогали, по причине неприкасаемости.

Вполне очевидно, что такая социальная реальность, когда одним всё, а другим всё то, что останется, и крутитесь как хотите, а официальная пропаганда говорит о всеобщем равенстве, которого нет, сформировала модель двойных стандартов и привела к полному недоверию народа к власти. Иначе говоря, власть отдельно, где свои магазины и талоны на спецпайки, а народу пустые прилавки магазинов.

Разумеется, такая социально-экономическая политика не могла сохранять государство, собственно развал произошёл в 1991 году. Правда, всё началось из-за борьбы за власть Ельцина Б.Н. первого Президента РСФСР и Горбачёва М.С. первого Президента СССР.  Дальше начался всеобщий развал не только государственных институций, а очернение всех ранее существующих социальных норм, основанных на фундаменте советской идеологии.

Тогда все были просто опьянены всеобщей свободой, базовой частью этой свободы стала либеральная западная демократия, наполненная содержанием американских советников, проповедовавших полное освобождения людей от  таких «предрассудков» как: совесть, честь, патриотизм.

Соответственно, это разрушило социальную активность общества, сознанием граждан стал руководить «Золотой телец», то есть деньги, деньги и ничего больше кроме денег. Тогда по экранам всех телеканалов пропагандировались такие качества как красивая и беззаботная жизнь: шикарный отдых в фешенебельных заграничных отелях. Российские миллиардеры  демонстрировали свои роскошные дворцы и яхты. Они  также спонсировали конкурсы красоты, в то время когда народ находился в нищете.

Однако, благодаря усилиям власти и терпению народа Российского, государство было сохранено. Хорошо, что процесс выживания, сформировал социальную новую модель государства. Кроме того сложился стержень развития государства: повысилась социальная активность граждан, удалось повысить уровень духовности граждан, привить любовь  физической культуре, как главной составляющей ведения здорового образа жизни, повысилась степень доверия обывателей органам власти, более позитивной стала культура восприятия жизни, изменилась физиология потребления.

Однако нынешняя социальная реальность культивирует разные философские подходы понимания жизни, например субкультуры комфортного иждивенческого поведения. Всё  больше и больше либералами-западниками, нашим гражданам навязываются, плоские модели общественного развития, что снижает уровень духовности не только рамках отдельных субкультур, но и во всём обществе.

В связи с этим, с моей точки зрения, необходимо проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений, способных формировать у граждан: патриотизм, духовность, стремление к творчеству. При этом основополагающим инструментом социального проектирования общества должна быть семья, как первичная и стержневая, а также ячейка общества. Кстати, о роли семьи написано и сказано немеренно. Только особого эффекта мы не наблюдаем.

Основополагающей причиной, тормозящей развития института семьи в нашей стране, с моей точки зрения, следует считать учёт не качественных, а количественных показателей. Впрочем, данный подход у нас доминирует во всех других сферах деятельности.  Вот, если образно выразиться, то получается, что у нас всё для народа, а не для конкретного человека, то есть понятие «народ» становится каким-то аморфным значением.

Вот давайте попробуем во всём этом разобраться. Так сегодняшняя официальная статистика и пропаганда показывает и сообщает о том, кризис достиг дна и экономика показывает прирост. Много говорят об успехах в строительстве, правда, ради справедливости, нужно отметить, что цены на жилье значительно «просели», но ипотека остается, для большинства населения практически недоступна из-за высоких процентов.  Я, конечно, не экономист, но меня всегда возмущает дикая диспропорция между процентами на кредиты и процентами на сберегательные вклады. Я веду к тому, что за рубежом политика совершенно иная. Кроме того цены продолжают прирастать, а зарплаты снижаться. Снижаются при высокой латентности. Работодатели, лишают работников стимулирующих надбавок и налагают штрафы (частные предприниматели). Понятно, что от этого рядовому обывателю лучше не становится.

По моему глубокому убеждению, доверие к власти, как главному инструменту сплочённости общества, необходима открытость и понимание происходящего. Вот смотрите, сейчас все средства массой информации показывают успешность проводимой внешней политики: встречи нашего Президента на международных экономических форумах, многосторонних и двусторонних встречах. Везде берут интервью у наших членов Правительства, что всё – кризис преодолён, наша экономика адоптировалась.

Но, я как рядовой обыватель, этих улучшений не наблюдаю. Так продуты: овощи, фрукты, продолжают повышаться в цене, но качество и ассортимент оставляет желать лучшего. Услуги ЖКХ прибавляются ежемесячно, так в среднем, рублей на 10-12, и так во всём. Например, медицина подняла цены на анализы, работники больниц жалуются на сокращение стимулирующих надбавок, при 15ти тысячных окладах (лаборанты, медсёстры, санитарки, уборщицы).

Уже давно нужно прекратить практику, которая осталась ещё с советских времён, говорить обо всём и, в тоже время не о чём. Пора доводить до простых людей конкретные  и понятные показатели улучшения качества жизни граждан, конкретной территории, в наглядном виде. Всё очень просто. Так выступает по телевизору Глава города по вопросам повышения заработной платы и пособий неполным семьям. Он должен в цифровых показателях показать: категорию граждан, перечислить объекты. При этом такие выступления должны проходить не от случая к случаю, а постоянно.  Унас, устоялась практика частых встреть,   когда идёт избирательная кампания. Кроме того не надо давать пустых обещаний, а, если что-то не получается, то нужно сказать: кто виноват, причины, когда этот проблема будет снята. Тогда люди будут иметь доверие к власти, и стараться помогать в решении проблем – вот главный инструмент социального проектирования общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *