Одной из устоявшихся традиций нашей новейшей истории, стало ежегодное прямое общение с народом Президента В.В. Путина. При этом надо отметить, что он сохранял данный формат, когда занимал должность Главы правительства. Ваш покорный слуга старался не пропустить ни одного выпуска, когда работал, слушал по радио, а после выхода на пенсию, лёжа смотрел по телевидению.
Впервые формат прямого общения Путина В.В. прошёл 2001 году за это время, можно сказать, выросло целое поколение. Конечно, каждый год интерес народа к общению с первым лицом государства возрастал в геометрической прогрессии. Увеличение интереса со стороны простых людей к данному формату вызвано, как мне представляется, двумя причинами. Во-первых, впервые за отечественную историю Глава государства интересовался напрямую, с целью услышать проблемы, которые возникают у людей в повседневной жизни. При этом не только обещал разобраться, а реально принимал меры по устранению проблем каждого человека, который имел возможность задать вопрос. Во-вторых, каждый год ip технологии из года в год совершенствовались, соответственно, появлялись новые форматы, что увеличивало объём возможностей обращений. Так последняя прямая линия обеспечивала такие форматы обращений как: по электронной почте, по телефону, по каналам сотовой связи, в режиме СМС и видиозвонка. При этом нет никаких сомнений, что по каждому обращению будут приняты мер, то есть ни одно обращение не останется без внимания. Хотя, вполне возможно, что-нибудь и пропустят, такова наша реальность.
Между тем любое событие или явление, каким бы оно ни было, всегда имеет две стороны: одно положительное, а другое отрицательное. К первому, несомненно, относится то, что в первые, любой гражданин нашего огромного государства, может просто так поговорить с Президентом, высказав свои чаяния, проблемы и пожелания. При этом высшее должностное лицо государства при непосредственном общении, имеет возможность увидеть реалистичную картину жизни рядовых обывателей. Кроме того, как он сам справедливо отметил, что такой формат-это самое лучшее социологическое исследование. Такое общение существенным образом отличается от аналитических справок экспертов и помощников, когда общаешься непосредственно с людьми, острее чувствуешь потребность в решении их проблем. Об этом пишут много и широко, рассматривая феномен прямой линии с разных аспектов, я отметил те, которые с моей точки зрения, считаются наиболее важными.
В качестве отрицательных аспектов, особенно со стороны либеральных западных средств массой информации, как электронных, так и бумажных, отмечается: постановочность сюжетов, в том смысле, что вопросы и люди заранее подобраны и отрепетированы. Многие западные эксперты и политики делают акцент на том, что такого рода общения делаются для того, чтобы ввести в заблуждения народ, чтобы отвлечь от реальных проблем, связанных с постоянным ухудшением жизни граждан. Ведь практически ежегодно в России всё больше и больше людей проживающих за чертой бедности. Особенно количество бедных граждан возросло после начала агрессивной политики России, связанной с аннексией Крыма и началом боевых действий на юго-востоке Украины, а также введением войск в Сирию. Кроме того есть ещё, с позволения сказать, эксперты которые считают, что проведение прямых линий, напоминают скучные реалити-шоу. Здесь надо отметить, что критерии оценок, как и сами оценки точь в точь совпадают рассуждениями наших отечественных представителе несистемной оппозиции. Создается впечатление, что всё заготовлено под копирку. Такое вполне объяснимо, поскольку тех и других объединяет единство достижения намеченных целей.
Рассуждая о прямой линии, как самого результативного общения Президента с народом, трудно переоценить его стремление сделать всё от него зависящие, чтобы многомиллионное население страны, смогло жить качественнее и комфортнее. В этом нет никаких сомнений. Об этом свидельствует его высокий рейтинг доверия среди населения. Чтобы там ни говорили представители внутренней несистемной оппозиции, с подачи западных СМИ – этот факт невозможно оспорить, потому что он основан на фактах, представляющих объективную реальность.
Но, вместе с тем, я не могу понять, с точки зрения рядового обывателя, того, почему Президент в единственном числе должен всё решать, начиная с вопроса по установке детской площадки во дворе жилого дома, кончая решением глобальных вопросов, связанных с финансированием федеральных целевых программ, развития экономики и др.
Почему из-за ненадлежащего исполнения своих прямых обязанностей чиновников из Правительства и правоохранительных структур, вместе с ними ведомственных контролирующих органов, он должен извиняться за их некачественную работу. Проще сказать разгильдяйство, когда люди месяцами, а может даже годами не получают зарплату и в зимнее время живут в палатках. Конечно, можно сослаться на объективные причины, которые, вне всякого сомнения, имеют место быть. Тогда почему, как только поступает жалоба, сразу, как поминовению волшебной палочки, все начинает исполняться. Так всегда происходит практически всегда в период всех прямых линий.
Смотря на это глазами российского гражданина, я никак не могу понять, почему, несмотря на принимаемые меры по борьбе коррупцией в центральных органах власти, а также в региональных и муниципальных властных структурах, господа властьпридержащие продолжают злоупотреблять своим должностным положением. При этом попирая конституционные права граждан, я имею в виду примеры с последней прямой линии. Да, и без этого таких примеров можно привести косой десяток. Кроме того данные события – это не единственный из ряда вон выходящий случай. Получается, что не работает система власти в целом.
Я как бывший правоохранитель понимаю, что глубоко скрытое многоуровневыми схемами хищения, очень трудно выявить, а затем документировать, чтобы превратить всё это в уголовно-прцессуальные доказательства. Но, как-то, в моей голове не укладывается то, что некоторые губернаторы, как говорили в советские времена, ведут разгульный образ жизни. Я имею в виду бывшего губернатора Сахалинской области Хорошавина А.В. Он целыми годами, практически открыто грабил народ и царствовал ничего небоясь. Если бы, он не подарил девочки кабриолет, находясь в Красноярске на экономическом форуме, он и дальше покупал бы золотые часы сотнями для своей коллекции.
В тоже время я полностью солидарен с мнением В.В. Путиным в отношении того, что частая смена «колоды карт» не способствует повышению эффективности работы сотрудников на любом уровне. Это давно доказано как, теорией так, и практикой. Но я имею в виду другой аспект проблемы. Ведь общеизвестно, что работники, исходя из определённой классификации, не могут по определённым причинам, а другие просто не хотят исполнять свои должностные обязанности из-за конфликта интересов. Вполне очевидно, что от таких избавляться следует незамедлительно. Понятно, что тонкий и чувствительный вопрос, который требует осторожного и деликатного решения.
В качестве инструмента реализации эффективного решения данной проблемы мне, точки зрения рядового обывателя, необходимо выполнить ряд мероприятий. Так в качестве первоочередного шага необходимо принять нормативный акт применения, желательно Указ о необходимости Главам регионов, не реже раза в год вести прямые диалоги с населением. При этом не обязательно их проводить в формате прямых линий. Здесь необходимо отметить, что некоторые губернаторы такое уже успешно практикуют. Общение может быть в форме ответов на вопросы граждан через газеты в режиме онлайн, видио конференций, открытых встреч с жителями муниципальных образований, тематических форумов по конкретным темам и проблемам.
Во-вторых, руководители субъектов должны взять за правило в течение года обязательно лично посещать все мунипальные образования региона и в обязательном порядке выходить на прямой диалог с населением, чтобы понять какие проблемы необходимо решать, в целях повышения уровня и качества жизни людей, проживающих на данной территории.
В-третьих, надлежит проводить ежегодный анализ работы по жалобам и заявлениям граждан, я к тому, что сейчас практически повсеместно губернаторы, после сокращения штатной численности региональных органов исполнительной власти, создали управления по работе с обращениями и жалобами граждан. Стало быть, работники данных структур должны проводить анализ поступивших обращений, но самым главным в этом анализе, должно быть, качество принятых решений. Иначе говоря, ответы не должны быть просто отписками.
Главное, чтобы не ограничиваться кампаниями, нужен целенаправленный системный анализ работы чиновников всех категорий с проблемами простых граждан. Это вполне решаемое дело, которое обязательно реализуется, для этого необходимо только одно – повышение исполнительской дисциплины. Ну, кто может повысить её (дисциплину), я думаю, что ни у кого сомнений не вызывает.