Сегодня в нашем государстве, проблема Украины стоит настолько остро, что вряд ли найдется человек, который имеет равнодушно отношение к событиям, которые там происходят. Тем более, что все новостные выпуски телевизионных и радио программ начинаются с кризисных событий в этой стране. Много сегодня об этом пишется в газетах, журналах, а в блогосфере не только пишется, но и показывается. Украина сегодня новость номер один в международных отношениях России, государств Евросоюза и США.
Для меня, рядового обывателя, проживающего в центре Сибири, события происходящие в четырёх тысячах километрах, как-то не вызывают никакого ажиотажа. Но, тем не менее, я родился и большую часть жизни прожил в СССР, тогда мы жили в границах одного большого и могучего государства, плохо или хорошо в двух словах не скажешь. На ту пору к нам приезжали украинцы, чтобы заработать денег на золотых приисках, а многие уезжали на север или в районы, приравненные по климатическим условиям к районам крайнего севера. Конечно, жизнь складывалась по-разному: кто оставался навсегда, а другие возвращались к себе на родину. Среди моих друзей и знакомых много тех, которые служили срочную службу в Украине, наши там свою судьбу и поженились.
К большому сожалению, в результате известных геополитических изменений, мы все, практически в одночасье, оказались в разных государствах, (аббревиатура СНГ), что означало союз независимых государств. То есть все союзные республик стали независимыми государствами. При этом границы были общими и прозрачными, так задумывалось тремя лидерами в Беловежской пуще.
Сегодня много сторонников и противников развала союза, но ничего не поделаешь, что сделано, то сделано. Ведь, история не любит сослагательных наклонений: если бы, да кабы. Тем более, что обратного пути нет, независимо того желают этого или нет. Конечно, прошло немало лет и за это время родилось и выросло поколение людей, которые Советский союз знают по книгам, Интернету и кинофильмам. С четом того, что сейчас жизненные реалии совсем другие, соответственно, отношение у них к прошлому тоже иное.
Относительно нашего поколения, следует отметить, что наш менталитет мышления остался совковым, с учетом поправок на современные жизненные реалии. С учетом нашего жизненного опыта и образования нам абсолютно понятно, что идеальной власти нет и быть не может, за исключением власти всевышнего над людьми.
В нынешние социальные реалии стремительно внеслись высокоскоростные информационные технологии, позволяющие вести общение во вселенском масштабе через социальные сети и другие ресурсы Интернета. Общаясь друг с другом, мы, прежде всего, обсуждаем житейские вопросы: о семье, о работе, о детях и внуках. Потом обмениваемся мнениями о власти. При этом хочу отметить, что мои друзья, знакомые вне зависимости от причин, вынужденных переместиться или оказавшиеся по воле судьбы в государствах содружества, я бы разделил бы на три группы. Так к первой группе, я отношу тех, кто чувствует себя комфортно и выезжать в Россию не собирается. Ко второй группе относятся те, кто всем доволен, но всё равно в перспективе намерен переехать в Россию, на случай обострения обстановки внутри страны. Третьей категории относятся те, кто в социальном плане не удовлетворён условиями быта, считает, что в России лучше и стабильнее и они готовы или уже предприняли практические шаги к переезду.
Конечно, такое разделение носит чисто условный характер, да и статистический массив более чем скромен, но, тем не менее, для меня имеет определённое значение. Во всяком случае, друзья ни кем не ангажированы, и врать им не имеет смысла, как мне представляется.
Так относительно Украины, исходя из общения, со своими друзьями и родственниками, я могу сказать, что за весь постсоветский период жизнь рядового обывателя там оставляла желать лучшего. Во всяком случае, последние пять лет у нас жизнь была несколько лучше, прежде всего стабильнее. Так, как-то помаленьку индексировались и продолжают индексироваться зарплаты, пенсии и другие социальные выплаты. Конечно, всю эту индексацию нельзя назвать достаточной, но все равно концы с концами старались свести.
Исходя из общения с теми людьми, которые живут в Украине, по моему мнению, можно сделать вывод о том, что пенсии, зарплаты и социальные выплаты там несколько ниже, чем у нас. При этом, ни о какой ежегодной индексации, говорить не приходится. Много людей ищут заработки в России, потому, что на месте найти хоть какую-нибудь работу найти невозможно. Людей, в основном, выручает личное подсобное хозяйство. Люди, живущие на берегу Каспийского моря, ловят рыбу и пытаются продать перекупщикам по не очень высокой цене.
При разговорах мы часто затрагиваем проблемы коррупционной составляющей. При этом, пытаемся сравнить в какой степени, она (коррупция) выше в России или в Украине. До известных событий на майдане, я был уверен, что коррупционная составляющая в наших странах находится на одинаковом уровне. Наверно там, она всё-таки выше. При переписке украинцы всегда акцентировали внимание на то, что Россия богатая и великая, с великими просторами.
Рассуждая о влиянии власти на повышение жизненного уровня и благосостояния, так скажем, рядовых обывателей люди из Украины всегда говорили очень зло и негативно, при этом с большим эмоциональным возмущением. Конечно, я не отношу себя к категории людей страдающих верноподаничеств
Сегодня достаточно большой части обывателей нашей стране абсолютно понятно, что Украина не такая страна как соседняя Белоруссия или Россия. Там свои национальные, социальные и экономические особенности. Вспоминая свою свой жизненный опыт, когда ещё в бытность союза, мне приходилось бывать в командировках в Украине. Могу сказать, что тогда существовала значительная разница между восточной и западной Украиной. Сегодня по этому поводу много показано.
Тогда в 1987 году я ездил на курсы повышения квалификации в Киев, поскольку у меня были родственники по отцовской линии в западной части Украины, которых я никогда не видел, я побывал в Львове, Ивано-Франковске и Дрогобыче. Пробыл там всего-навсего три неполных дня. Но этого для меня было вполне достаточно, чтобы сделать вывод о том, что это всё другая страна, которая имеет мало общего с Союзом Советских Социалистических республик. Во-первых, везде витал дух постоянной напряжённости и подчеркнутой чопорной вежливости и предупредительно
Тогда уже начался первый этап перестройки в горбачевском понимании, но уже тогда народ вовсю поговаривал, о том, что советы превратили эти земли в свою колонию и сделали из них рабов. Мои родственники планировали и в последующем перебрались в Харьковскую область. Я клоню к тому, что украинский запад и восток — это разный социальный, экономический, политический, психологический, теологический уровень мышления, стало быть, и общественного сознания. Западные украинцы всегда сохраняли неоднозначное отношение к советской власти и никогда не принимали советскую идеологию и образ жизни.
В этой связи, я сейчас вспомнил пример, касающиеся данной проблемы. Работая в аппарате уголовного розыска в 1988 году, я в одном кабине сидел вместе со своим коллегой Тетерниковым Олегом Петровичем1, который родился и вырос в Львове, и там окончил школу милиции. Такая была политика, поскольку по всей Украине были разбросаны банды всяких мастей, поэтому в Украине было немеренно таких учебных заведений. Однако МВД Украинской ССР не имела возможности распределить всех по своим вакансиям, поскольку свободных было мало. Поэтому сводные должности раздавались выпускникам у кого папа или дядя генерал или, как минимум, полковник.
Ну, а, поскольку, Олег был сын простой учительницы, поэтому его и направили в УВД Красноярского края, где мы с ним и познакомились и стали общаться. Олег был несколько меня старше так, лет на шесть или семь. Мне на ту пору было лет двадцать пять, а ему уже за тридцать было. Он был человеком сформировавшимис
Так, когда в декабре 1987 года я вернулся с курсов и вышел на работу, я увидел своего соседа по кабинету очень взволнованным, что на него было не похоже потому, что он всегда был спокоен и уравновешен. Я просто подумал, ему испортило настроение начальство с утра пораньше, но начальников в управлении не было.
Тогда для нас, работников МВД тот период времени был ознаменован арестом первого заместителя министра генерал-лейтенан
После того как мы обменялись любезностями, он внёс совершенно неожиданное для меня предложение: выпить у меня в общежитии по чашке водки рюмке чая. Такое поворот ввел, меня в шоковое состояние. Я даже спросил, не заболел ли он. Олег ответил, что нет, всё нормально, просто есть потребность поговорить, как тогда выражались «за жизнь». Конечно, такое неординарное состояние моего сослуживца заставила меня напрячься. Я на протяжении всего рабочего дня прислушивался к разговорам сотрудников всего управления, для этого старался зайти во все кабинеты, но ничего в аппарате не происходило. После рабочего дня мы зашли в магазин, взяли «литрячок» водочки, и пошли ко мне в общагу. После первой и второй, «перерывчик небольшой» и разговор, что называется, «пошёл». Сначала Олег Петрович спросил о моих впечатлениях по учёбе в Киеве, я рассказал, что там я видел, какие на меня произвели впечатления памятники древней Руси, потом поговорили про учёбу и так помаленьку и обо всём. Я более подробно рассказал о поездке к родственникам, на работе об этом не распроранялся так, как поездка была незаконной. Разумеется, я сейчас не могу воспроизвести весь разговор с большой долей точности, много лет прошло. Мне только запомнилось, я сказал, что регионах западной Украины живут совершенно другие люди, они не похожи на сибиряков, да, и вообще на советских людей. Далее я отметил, что там люди очень насторожены, создается впечатление, что они чего- то постоянно бояться, как-бы живут не у себя дома, не в своей стране. Олег Петрович всё время молчал и смотрел не на меня, куда-то вдаль, он был весь в себе, а потом с грустью вздохнул и мы выпели ещё по одной.
Затем, он предупредил меня о том, что о чём мы сейчас будем говорить не должно уйти дальше этих стен. Мне тогда подумалось, что будем опять осуждать очередной секрет полишинеля. Тогда в самом начале перестройки много было всевозмоможных подробностей из жизни высшего эшелона властьпридержащи
Здесь необходимо сделать ремарку. На ту пору сотрудники органов внутренних дел, мягко выражаясь, не были привилегированно
Он неторопливо, как он делал всегда, начал рассказывать мне о том: во-первых, он очень рад моему рассказу о городе Львове. По моему рассказу, он вспомнил все знакомые ему с детства места, друзья, соседи и знакомые, и, конечно, мама. При этом в глазах и на лице была такая тоска, он несколько раз вытирал слёзы. Правда, мы уже на тот момент прилично «приняли на грудь», и я подумал, насколько было возможно на тот момент, что он просто устал.
Затем, когда он рассказывал о своем детстве, у него всё больше и больше просматривалась злость и обида. Он говорил, что родился, кажется, в 1966 или в 1937 году, я не помню, но не суть важно. Отца своего он никогда не видел, а мама никогда об отце ничего не говорила, единственное, он знал, что его папа погиб, а где и когда мама не уточняла.
Он ходил в детский садик, затем в школу, где учился достаточно успешно. Ну, после школы поступил в педагогический институт, но после его окончания по специальности работать не пошёл. Я сейчас не помню, по какой причине, но потом он попал на завод, где работал токарем или слесарем. Работая на заводе, вступил в ряды КПСС. Потом, по партийной разнарядке был направлен учиться в Львовскую специальную среднюю школу милиции МВД СССР, после успешного окончания, распределился, как было отмечено выше, в УВД Красноярского края.
Затем, он сделал вывод, что он и его мама, и родные, люди очень несчастные. Главными виновниками всех бед, он считал коммунистов. Увидев мои округлённые глаза, он добавил, что в партию он вступил не по своему желанию, по необходимости и обстоятельствам, в которых оказался. Понятно, такой поворот разговора вызвал с моей стороны огромное непонимание и удивление, потом, подумал, что человек выпил лишнего. Понятное дело: чего по пьяному делу не бывает. Однако, он головы не терял, речь его была логичной и осознанной.
Продолжая свое повествование, он говорил, что получил от мамы письмо с печальными известиями. Мама писала, что здоровье у неё намного ухудшилось, что свидетельствует о том, что дело идёт к тому. Далее, она написала, что по всей вероятности, они могут больше не увидеться, поэтому просила Олега, чтобы он помнил о главном. Главным было, что мама со своим мужем, (его звали Пётр Игнатьевич) жила счастливо до 1939 года, они были из очень аристократическо
Всё счастье закончилось одномоментно и неожиданно, когда в 1939 году советские войска оккупировали западную Украину и Белоруссию. Тогда вся жизнь стала сплошным кошмаром: из замка их выгнали. Пришлось перебраться во Львов, там, через родственников удалось поселиться в эту коммуналку, в которой прошла и вся её жизнь. Муж в начале 1940 года был арестован НКВД. После этого о нём ничего не известно. Об этом он узнал от мамы, когда окончил школу милиции, в день отъезда в далёкую Сибирь.
Сделав продолжительную паузу, он добавил, что женился от безвыходности положения, так нашел подходящий вариант с квартирой. Он подчеркнул, что сейчас у него формально всё есть: жена, дети, квартира, только машины не хватает. Только всё это не его, а чужое: дети не мои, а бабины, квартира, подарена тёщей с тестем, короче всё не родное.
Вскоре после этого разговора, я перевёлся в другую службу и уехал из Красноярска на периферию, вернулся через два года. В тот период мощный маховик перестройки так раскрутился, что его не возможно было остановить. Затем началась переделка всего и вся, а потом перестрелка. Не так давно я узнал, что после распада СССР Тетерников Олег Петрович уехал во Львов, оставив жену и детей.
Я говорю к тому, что на западной Украине всегда были люди с другим жизненным укладом и, конечно, жизненная идеология была, есть и остается другой. При этом, как совершенно справедливо отметил Лиден Лируш, в западной части Украины на генном уровне передавалась послевоенному поколению ненависть к советской власти, как главному фактору, лишившему их свободы и превративших их в стадо покорных рабов коммунистической идеологи.
Относительно нынешних кризисных событий, я без всякой натяжки, хочу сказать, что Украина – это уже не то государство, которое было ёще в декабре 2013 года, что очень плохо и вина в этом политиков и политиканов, которые рвутся к власти. Но, страдают от этого простые люди, которые не получают зарплат, пенсий, пособий, они теряют свои кровные накопления, заработанные за долгую трудовую жизнь.
2 Борис Буряце — цыган, знаменитый любовник Галины Брежневой, дочери Генсека. Он был почти в 2 раза моложе своей возлюбленной Галины, он был очень красив, высок, богат – он ходил в толстых золотых цепях, в шелковых рубашках с вшитыми драгоценными камнями, в бархатных пиджаках. На всех пальцах он носил бриллиантовые перстни, и даже на щиколотке, говорят, у него был золотой браслет. Дочь генсека одарила его шикарной московской квартирой с антиквариатом и иконами. Подарила крутой «Мерседес». По протекции Галины Брежневой Бориса Буряце приняли солистом в Большой театр, хотя там он так и не спел ни одной партии. Боря Буряце в криминальном мире считался влиятельным человеком, так как занимался спекуляцией драгоценностей.
В 1982 году Борис Буряце оказался замешен в одну из самых громких краж бриллиантов в Советском Союзе. Его обвинили в соучастии в кражах знаменитых бриллиантов дрессировщицы Ирины Бугримовой и вдовы Алексея Толстого. Считалось, что он был наводчиком. Борис Буряце за спекуляцию и воровство получил 7 лет лишения свободы и отбывал наказание в Красноярске.
Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.