«Училка»

Самым важным явлением в школе, самым поучительным
предметом, самым живым примером для ученика
является сам учитель. Он — олицетворенный метод
обучения, само воплощение принципа воспитания.
(Адольф Фридрих Дистервег)

Одной из наиболее обсуждаемых проблем современного отечественного общества, является обучение и воспитание детей, как главной составляющей нашего будущего. В начале прошлого века известный австрийский писатель М. Эшенбах высказала классическую мысль «От…учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется».

Рассуждая о проблемах образования вообще и учителях в частности, необходимо отметить, что место и роль педагога в жизнедеятельности определяется уровнем самосознания общества. К сожалению, приходится констатировать, что геополитические изменения, постигшие нашу страну в конце прошлого и начале нынешнего веков, существенным образом понизили уровень общественного самосознания.

Такое снижение произошло в связи с переходом экономики плановой к экономике рыночной. Данный переход принес в общество, так называемый, дух свободы личности, идеология которого направлена на быстрое получение материальных благ, вне зависимости от количества и качества вложенного труда – главное, чтобы было много и быстро. Такая жизнеутверждающая личностная позиция привела к уничтожению ранее существовавших нравственных, моральных и этических устоев, которые ранее культивировались в обществе. Иначе говоря, утратилась преемственность поколений.

Смещение общественного сознания в сторону меркателизма и вещизма привело к резкому всплеску социально-негативных явлений, таких как безработица, преступность, наркотизм, алкоголизм, проституция, что, соответственно, привело к потере престижа профессии учителя. Проблемы, которые практически снизили до самого минимума авторитет педагогической деятельности, можно, как нам представляется, разделить на три категории.

1. К первой категории следует отнести проблемы общесоциального уровня. Во-первых, поспешный отказ от ранее действовавшей образовательной системы. Так система высших учебных заведений в «пожарном» порядке переведена на Европейскую «Болонскую систему образования». В качестве основного аргумента такого скоротечного перехода, было то, что советская система образования была слишком политизирована и дипломы, выданные отечественными вузами не легитимны в Европейских странах.

По нашему мнению, данные аргументы были обусловлены государственными чиновниками, прежде всего их личными мотивами: они думали о своих отпрысках, чтобы отправить за границу. Как показала жизнь, выпускники отечественных высших учебных учреждений становятся Нобелевскими лаурятами.

Вот, если бы чиновники рукодствовались не личными, а государственными интересами, они тогда озаботились тем, чтобы полученные знания в вузе были тесно связаны с жизнью. Тогда бы выпускники педагогических университетов, не работали бы менеджерами, торговыми представителями и, вообще, где угодно, только не в школе, а учиться в аспирантурах резона не было, потому, что зарплата была запредельно мала.

Во-вторых, Болонская система образования содержит компетентстностный подход, когда оценивание происходит по кредитам или баллам. Мы тебе дали компетенции, на тот момент они были важны, а сейчас не важны, но хочешь, иди учись. Опять плати деньги и учись. Но самое главное, та основная масса студентов, которая останавливается на бакалавриате, у них нет широкого образования, широкого кругозора, ими можно манипулировать, у них нет свободы выбора. Их не учат учиться, их готовят в качестве функции. Функция, которая прилепилась к определенному месту, и вот она функционирует, а если эта структура отпала, то и структура не нужна. Грубо говоря — это подготовка образовательных импотентов, которые существуют, пока они подключены к трубе. Труба перекрыта, и они никому не нужны.

В-третьих, проблемы заключается в том, что Болонская система обучения резко делит на уровни выпускников. В идеале Болонская структура – это несколько десятков мощных университетов. Но зачастую это несколько десятков тысяч вузов, которые называются университетами, но на самом деле – это уровень среднего специального учебного учреждения. Это очень, очень слабое образование.

В-четвёртых, отечественные учреждения высшего профессионального образования до сих пор находятся в состоянии переходного периода: полностью не отошли от ранее действующей советской образовательной системы, но и на новую Болонскую, так не перешли. Так университеты выпускают специалистов, что осталось от советской системы, параллельно готовят бакалавров и магистров.

В-пятых, отечественная образовательная система высшего профессионального образования, несмотря на проводимые реформы до настоящего времени не соответствует потребностям рынка труда. В настоящее время, в системе высшего профессионального образования, по нашему мнению, запуталось окончательно все. Так вузы готовят бакалавров, специалистов и магистров, а работодателю не очень понятно, чем отличается специалист от магистра, поэтому многие выпускники стараются обзавестись двумя дипломами, чтобы избежать ненужной путаницы при трудоустройстве.

И, наконец, рассуждая о Болонской системе образования, нельзя не отметить тот факт, что, принимая принципы и стандарты данной системы, наши высокопоставленные чиновники перевели в подвешенное состояние систему среднего специального образования. Так на сегодняшний день нет четкого ответа на вопрос: чем отличается бакалавр от выпускника техникума? Кроме того хотелось бы от Министерства получить четкий и понятный ответ на вопрос: нужно ли нам в принципе среднее специальное образование.

Рассуждая о профессиональном образовании, нельзя обойти проблемы начального профессионального образования. Несмотря на принимаемые определённые практические шаги со стороны государства в данном направлении, такие как: улучшение материально технической базы профессиональных училищ, создание условий для социального партнёрства между работодателями и учебными заведениями, желающих получить специальность, слесаря, монтажника, каменщика, электрика не мягко выражаясь, не очень много. Потому, что исчезла привычка к труду. Например, в Германии рабочий какого-нибудь известного автозавода может быть уважаем не меньше премьер-министра, а в Финляндии праздники рабочих профессий, считаются очень популярными мероприятиями, простые рабочие считаются героями, которых знает вся страна.

Кроме того, наше государство, несмотря на декларации, делает все, чтобы отвратить школьников от профтехобразования. Прежде всего, мальчишек, которым положена отсрочка от армии только при поступлении в вуз. По моему мнению, отсрочки, являются главными виновниками нынешней деградации высшего образования. Потому что никакой конкуренции между вузами нет. Для большинства парней сегодня нужна только справка для военкомата. Они не очень озабочены проблемой повышения своих знаний. В этом смысле, в профтехучилищах ситуация гораздо предпочтительнее, потому, что им приходится конкурировать за корпоративные заказы.

Немало проблем в дошкольной подготовке, общем, также полном среднем образовании. Основным фактором данных проблем, стала все та же тяга ко всему западному. С этой связи хотелось высказаться по поводу того, что некоторыми учёными озвучивается мысль о закономерности того, что Европа для России еще со времён Петра I, является законодателем социальных нововведений. С этим трудно не согласиться, однако, почему бы при этом не учитывать свой отечественный социальный опыт, который имеет актуальность в современных жизненных реалиях.

Рассуждая о дошкольной подготовке, нельзя не обратить внимания, на то, что в настоящее время появляется понятие «дошкольное образование». Данное понятие предполагает подготовку специалистов, видимо, это педагоги детских садов. Здесь отметим, что в недалеком прошлом, когда еще был Советский союз, в каждом детском саду был один музыкальный работник и один педагог, которые занимались общим развитием детей и подготавливали их к школе. При этом, никто не о каком образовании речи не вёл, и никаких дипломов после выхода из детского садика детям не выдалось.

Однако следует сказать, что данная подготовка не всегда учитывалась учителями начальных классов. По их мнению ребят неправильно учили считать, писать и читать. Таким образом, детей опять начинали учить тому, чему они были научены — вот так и пропадал интерес учеников к учёбе.

Система общего образования после развала СССР претерпела значительнее изменения. Так значительно произошли в общеобразовательных школах: появилось много новаторских методик, введены новые учебные дисциплины, медленно и «со скрипом» улучается учебно-материальная база школ, в том числе и сельских. Кроме того первыми лицами государства ведется целенаправленная деятельность по повышению авторитета учительской профессии.

Значительная часть школ получила статус гимназий, что создает возможности более углублённого изучения учащимися изучаемых предметов. Кроме того, к преподаванию определённых дисциплин в гимназии привлекается профессрско-преподавательский состав университетов и академий.

Однако, несмотря на определённые позитивные изменения, в школах остается много не решенных проблем. Так по данным статистики средний возраст педагогов в школах по стране составляет сорок шесть лет, что позволяет сделать вывод о том, что молодежь не пойдет на такую работу, в связи малой привлекательностью данной профессии. В этом контексте необходимо отметить, что большая часть жизни детей проходит в школе. Школа оказывает огромное воздействие на формирование взглядов и мировоззрения человека. Современная жизнь такова, что у родителей остается все меньше времени на общение со своими детьми и их воспитание. Поэтому проще полагаться на то, что это сделает школа. И некогда задумываться над тем, а что же именно происходит с детьми в школе, чему их там учат. С учетом этого, на наш взгляд, необходима трансформация школы не только образовательное, но и воспитательное учреждение. Иначе говоря, во второй половине дня необходимо принятие мер к максимальной занятости учеников в спортивно-массовой и кружковой работе. Для этого необходимо начать подготовку в педагогических колледжах и университетах специалистов соответствующего профиля.

Наиболее часто обсуждаемой проблемой, касающейся полного среднего образования, является ЕГЭ, споры сводятся к тому, что нежен или не нужен единый государственный экзамен. С учетом имеющегося зарубежного и отечественного опыта проведения итоговых испытаний, по нашему мнению, такая форма аттестации имеет право на существование. Но, в таком виде, как сейчас, её оставлять нельзя. Здесь необходимо совершенствовать механизм подготовки заданий, порядок их рассылки, а также жестко определить ответственность, вплоть до уголовной, должностных лиц за нарушение требований инструкций работы с документами, содержащих задания ЕГЭ.

К категории проблем общесоциального уровня следует отнести, несовершенство законодательной базы. Проводя анализ нормативной базы, регулирующей общественные отношения, связанные с законодательством необходимо отметить, что, несмотря на наличие определённых положительных аспектов, она не свободна от критики. Конечно, идеальной законодательной базы, не может быть в принципе, но, по нашему мнению, законы должны иметь прямое действие, позволяющие правоприменителю обеспечивать его эффективное исполнение. Так, например, в законе об образовании законодатель четко должен определить понятия образовательной деятельности, субъектов, которые имеют право заниматься образовательной деятельности в сферах профессионального и общего образования. При этом должны быть определены названия учреждений. Я имею виду, что необходимо в качестве субъектов подготовки высшего специального образования, оставить только университеты, а не так, как сейчас: институты, академии, университеты, а чем они отличаются не очень понятно. Кроме того, в данном документе должны быть прописаны образовательные стандарты, всех видов и форм образования.

С точки зрения кодификации нормативной базы, регулирующие образование, по нашему мнению необходимо все, что касается образовательных аспектов сконцентрировать в одном нормативном документе. Даная позиция нами аргументируется тем, что в настоящее время законодательство, касающееся образования, находится в разных источниках. Так высшее образование регламентируется отдельным законом о высшем и послевузовском образовании, средне-специальное образование также регламентируется специальным нормативным актом и т.д.

Было бы логично, чтобы, наконец, законодатель окончательно определился со сроками реформирования отечественной законодательной системы.

Рассуждая о проблемах общесоциального уровня, нельзя не остановиться на такой важной проблеме, как зарплата. В этой связи необходимо отметить, что данная проблема, является стержнем и основным фактором, определяющим результат проводимых в образовании реформ.

Однако, несмотря на предпринимаемые шаги со стороны государства, вопрос о достойном денежном содержании, до настоящего времени продолжает быть актуальным. Главной причиной низкого качества жизни педагогов, является повышение цен буквально на все товары и услуги. Действующая система зарплаты учителя не позволяет в принципе повысить его благосостояние. Строго говоря, это в большей степени относится к молодым специалистам, потому, что действующая система тарифных ставок молодого учителя, позволяет ему зарабатывать ниже прожиточного минимума. Даже, если он будет работать на 1,5 ставки, с учетом стимулирующих надбавок, его зарплаты будет не на много больше средней пенсии.

Наиболее благоприятная ситуация у педагогов, которые отработали пятнадцать и более лет. Здесь и тарифная ставка выше, да и некоторые педагоги имеют значительные стимулирующие надбавки. В этой связи необходимо отметить, что, слава Богу, на уровне действующего руководителя Правительства и кандидата в Президенты, все-таки, дано указание соответствующим министерствам, представить предложения по новой концепции начисления зарплаты учителям. Но когда это будет реализовано, сказать трудно.

2. Ко второй категории следует отнести проблемы на уровне социума. В отечественной литературе пока не выработано единого понимания термина «социум», но применительно к нашей теме, мы будем рассматривать коллектив, образовательного учреждения.

Основная и доминирующая роль в социуме принадлежит руководителю образовательного учреждения. Конечно, в идеале руководитель должен быть педагогом, психологом, юристом, хозяйственником и администратором.

Исходя из анализа сайтов Интернета, касающихся места и роли руководителя образовательного учреждения в отечественной реформе образования, которую предполагается закончить в 2020 году, а также возникающих проблем, которые имеют место быть в данный момент, полагаю, что всех руководителей можно классифицировать на три группы.

К первой группе следует отнести руководителей, которые, что называются, всей душой относятся к своим должностным обязанностям. Говоря иначе, они ставят свои служебные интересы выше личных. Ими принимаются меры по формированию и развитию системы управления качеством образовательной деятельности, а также совершенствуют механизм оценки и контроля образовательной деятельности в соответствии с международными и российскими стандартами, как в учебной, так и в научной деятельности.

Кроме того эффективно занимаются улучшением учебно-материальной базы, а также заботятся о морально-психологическом климате педагогов, учащихся и работников учебно-вспомогательного персонала. В общем, делают все от них зависящие, чтобы все кто с ним работает, чувствовали себя более или менее комфортно.

Ко второй категории относятся руководители, которые свои личные интересы ставят выше служебных. У данной категории превалирует мотивация на личное благополучие, а к служебным обязанностям у них отношение чисто формальное. Значительная часть рабочего времени у них уходит на решение своих личных проблем, либо родственников, знакомых. Данная категория руководителей делает акцент на дачу заданий и проверку выполненных поручений, проведение различного рода собраний, совещаний, направленных на обсуждение общих вопросов, связанных улучшением работы, при этом все сводится к общим рассуждениям.

К третьей категории руководителей относятся сибариты и откровенные бездельники. На наш взгляд, данная категория представляет исключительный интерес. В связи с тем, что для них работа, является просто развлечением. Главной отличительной чертой этой категории руководителей, является то, что они, находясь на рабочем месте, стараются максимально полно и эффективно разрешить свои личные и семейные проблемы. Как правило, рабочий день они начинают с планерных совещаний, устраивая некоторый разнос подчинённым, выдают распоряжения, а потом уезжают по своим делам семейным или развлекательным, а вечером возвращаются, чтобы проверить выполненную работу своих подчинённых.

Ну, и, конечно, проблемы сотрудников их, мягко выражаясь, не очень интересуют. В основном работа этих руководителей осуществляется заместителями, которые просто «давят» на весь коллектив.

Рассуждая о роли руководителя, следует отметить, что законодателем они наделены существенными правами значительной самостоятельностью в решении поставленных перед ними задач. Однако, как показывает практика, еще достаточно много руководителей, которые не очень активно заняты решением производственных проблем. Об этом могут свидетельствовать жалобы педагогов, которые поступают на сайт работников образовательных учреждений. Так, значительное число жалоб поступает на неправильное начисление зарплаты, отсутствие возможности произвести положенные доплаты, в связи с тем, что растрачен надтарифный фонд, необоснованную критику на методику преподавания, недоставки в работе методического кабинета, безразличие руководства к проблемам педагогов.

Вполне понятно, что выше возможностей ректора, директора решить все имеющиеся проблемы, учителей и других работников, которые работают в руководимых ими коллективах, что-то, всё-таки они могут сделать, как нам представляется, да, и примеров этому немало. Конечно, в реалиях сегодняшней жизни, вне зависимости от отношения к работе, руководитель должен обладать знаниями как минимум в трех областях знаний педагогика, психология, юриспруденция.

В настоящее время в высоко информированном обществе, дети быстро схватывают порой не, что нужно, только ради того, чтобы бы показать «свою крутизну», чтобы не быть «лохом». В этой связи в можно привести пример, когда 15-ти летний ученик испортил плакат, который был вывешен в школе, где сделал надпись «партия воров и жуликов». К директору на беседу он пришел и записал разговор на мобильный телефон, тем самым стал известным на всю страну человеком. Одним словом, в один миг стал «звездой».

Мне довелось видеть данную запись, правда, трудно определить наличие подлинности, сейчас технологии позволяют любого человека выставить не только дураком, но, и идиотом. Я не берусь комментировать данное событие, тем более, что уже его не комментировал, пожалуй, только ленивый, но с точки зрения закона, как мне представляется, правоохранительные органы должны провести проверку на предмет административного правонарушения. Ну, а с учетом того, что старшие школьники «народ продвинутый», нужно быть осторожным при беседах, желательно разговор вести совместно с коллегами и родителями, да и видеофиксатор в кабинете не помешает.

Общеизвестно, что наличие хорошего руководителя в образовательном учреждении — это не только объективный, но и субъективный фактор, нам представляется, что настало время создать вуз по подготовке и повышению квалификации руководителей образовательных учреждений, а в школах и техникумах ввести институт выборности директоров на определённый срок, обязательно на альтернативной основе.

3. К третьей категории следует отнести проблемы, связанные с индивидуальными личностными качествами учителя. Рассматривая профессию учителя в широком социальном контексте, с учетом сложившихся жизненных реалий, можно сказать, что быть учителем сегодня не только трудно, но и унизительно.

С одной стороны требования к личностным качествам достаточно высокие. Так педагог должен обладать такими личными качествами:

— склонность к работе с детьми; — умение заинтересовать их своим замыслом и повести за собой; — обладать высокой степенью личной ответственностью; — иметь самоконтроль и уравновешенность; — обладать терпимостью, а также объективно относится к людям; — проявлять интерес и уважение к другому человеку; — стремиться к самопознанию, саморазвитию; — обладать оригинальностью, находчивостью, разносторонностью, тактичностью, целеустремленностью, артистизмом; — быть требовательность к себе и другим.

Кроме того необходимо быть наблюдательным, способным увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов.

Это далеко не полный перечень личных качеств, которыми должен обладать учитель, для того чтобы выполнять свои функции. Сегодня нет недостатка в разработках, советах и требованиях, к учителю как человеку, формирующего наше будущее.

Однако с другой стороны, социальных условий для получения данных качеств и последующей их реализации не существует. Главная причина этого — отсутствие необходимой материальной основы. Реальная картина складывается таким образом, что для того, чтобы педагогу соответствовать предъявляемым требованиям, необходимо увеличить зарплату в разы. Особенно наиболее малооплачиваемая категория – это молодые специалисты. По нашему мнению, ставки неоправданно низкие, что позволят едва, едва сводить концы с концами. В этой связи наиболее показательным может служить репортаж одного из центральных телеканалов о молодой учительнице из Рязанской области. Суть сюжета заключается в том, молодая девушка, окончив педагогический университет, приехала по распределению в школу и стала преподавать английский язык. Обладая приличным уровнем подготовки, она смогла быстро завоевать авторитет среди учеников. Она вела занятия по своей личной методике, уроки были интересными и ребята посещали её уроки с большим удовольствием. Таким образом, можно сделать вывод, что педагог состоялся. Но, к сожалению, через некоторое время выяснилось, что успешный и перспективный молодой педагог в сводное от работы время танцует в местном стрептизклубе. Обнаружила это ученица, которая увидела большой и красочный плакат возле своего дома, где уважаемая ею учительница широко улыбалась вместе с остальными стройными танцовщицами, которые имели на себе самый минимум одежды.

Данное событие вызвало большой «фурор» не только среди учителей и учеников школы, об этом заговорил весь город, а после вмешательства федерального телеканала, об этом узнала вся страна.

К данному факту, по нашему мнению, нельзя, относится однозначно. Потому, что данная проблема носит не только многоаспектный, но и противоречивый характер. Так, рассматривая данный факт с точки зрения морально-этических аспектов, можно в полнее определенно констатировать, что данный поступок со стороны учителя однозначно необходимо считать аморальным, который дискредитирует профессию учителя.

Однако давайте проанализируем рассматриваемый факт с позиции современных социальных реалий. Так зарплата молодого учителя, даже если он будет работать на полторы ставки, со всеми надбавками будет составлять, в лучшем случае, 9500 рублей. При этом около 1/3 уйдет на уплату коммунальных расходов, ну, а то, что останется, разойдется на повседневные нужды. При наличии роста цен на такую зарплату без помощи родителей, жить достаточно трудно. Притом, что в заведении, где подрабатывала молодая учительница, за одну смену можно заработать, как минимум пять тысяч рублей. Разница достаточно существенная.

Конечно, тут вполне резонно можно возразить в том плане, что зачем работать учителем, когда можно уйти и танцевать, тогда ни каких проблем не возникнет. Наверно, она так бы и поступила, если бы не любила учительскую профессию. Об этом свидетельствует тот факт, что уроки, она проводила интересно и дети к ней были привязаны. Полагаю, что закончила она педагогический вуз, потому, что считала учить детей – это её призвание.

В современных социальных реалиях трудно сориентироваться в жизненных приоритетах и ценностях, когда все электронные и другие средства массовой информации только и рассказывают, том, что самым трудным, но самым доходным и перспективным ремеслом, является шоубизнес. При этом в телепередачах несколько завуалировано, а «дядюшка Интернет» и не скрывает, того, чтобы добиться успеха в этом ремесле, нужно поучаствовать в мероприятиях «коммерческого секса». Кстати, это касается не только шоубизнеса. Сейчас везде при трудоустройстве, работодатель отдает предпочтение молодым, обладающим большим опытом работы, а старые и не очень молодые, имеющие опыт годятся для работы сторожами, мойщиками посуды или дворниками, хоть, и, у них и есть за плечами опыт и высшее образование.

Поэтому сейчас старается молодёжь, особенно девушки, попасть в какую – нибудь вокальную группу, чтобы обеспечить себе достойную жизнь. Таким образом, подводя итоги всему сказанному, хочется сказать, что педагогический труд нуждается в конструктивной социальной защищённости со стороны государства. От результатов его труда завит будущее нашей страны. Для того чтобы сегодняшние ученики стали личностями, необходимо принятие экстренных мер, направленных на поднятие социального статуса учителя, чтобы учитель стал личностью, потому, что только личность способна воспитать личность. Тогда развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств будет опережать уровень социального окружения. Только тогда учительское сообщество будет иметь более высокую общественную значимость и чувством не только понимания, но, осознания своей высокой ответственности, будет противодействовать негативным общественным процессам, а всех педагогов будут называть не «училками», а Учителями. Только нужно начинать, как можно скорее работать в этом направлении властьпридерщащим.


Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *