Любой человек, вне зависимости от места и времени рождения, всегда встречает на своём жизненном пути человека, у которого должен учиться. Сначала его обучают родители, учителя, а затем, глядя на других, он сам приобретает необходимый социальный и иной необходимый опыт для дальнейшей жизни. При этом за всю историю человеческой цивилизации, на земле накоплен огромный опыт обучения человека, как личности на всех этапах истории развития. Конечно, находясь в разных социальных реальностях, обучение направлялось на решение потребностей, продиктованных тем историческим периодом. Это объясняется разной экономической, культурной и социальной реальностью.
Однако любая профессия, как считает философская наука, предполагает преемственность. Так охотник учил детей выслеживать оленя, гончар — месить глину, и так далее. Но трансляция знаний от мастера к ученику — это еще не школа. То, о чем мы говорим, — то есть учительство как профессия — появилось тогда, когда возникли первые цивилизации — Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Это время, когда появляются государства, появляются писаные законы. Тогда же возникает и социальный запрос на грамотного администратора. Любому государству нужны чиновники, ведающие сбором налогов, переписью, общественными работами, снабжением войска. Раньше, в племенную эпоху, с задачами власти справлялись ближайшие слуги вождя или царя. Но с возникновением больших государств потребовалась целая иерархия слуг, которые работают со знаковыми системами — письменностью и арифметикой. То есть производство грамотных людей выделилось в отдельную задачу. Именно тогда и появляется школа — как государственная система продуцирования образованных людей.
Поэтому в Месопотамии школа не очень-то сильно изменилась. Она вообще крайне консервативный институт. Египетский или шумерский учитель очень похож на нынешнего, потому что и там, и тут ставится одна и та же задача: государству нужен определенный уровень грамотности. Следовательно, необходимо, во-первых, системно его передавать, во-вторых, не слишком ограничивать право на образование сословными рамками (иначе не появится кадровый ресурс, не будет того, что мы сейчас называем «социальными лифтами»), и, в-третьих, нужно, чтобы знание было технологичным, то есть предполагается некий обязательный стандарт: умение читать, писать, считать, знать основные ценности своего отечества. Именно тогда появляется школа как группа учеников, с которой работает учитель. (Учебник истории древнего мира).
Рассуждая о проблеме образования в широком смысле и конкретном педагоге в частности, необходимо отметить наличие двух условий, которые обусловлены, с одной стороны объективными, а с другой стороны субъективными процессами. С учётом наличия советского образования, ваш покорный слуга, основываясь на материалистическом понимании социальных явлений, убеждён, что термин объективный – это явления и процессы, не зависящие от воли и сознания людей. Ну, а понятие субъективный – это фактор, относящийся к отдельной личности, отражающий её отношения и переживания, касающиеся культуры, искусства, а также взгляды на конкретные исторические события.
С учётом сказанного, считаю необходимым отметить, что моему поколению, а также всем гражданам СССР определённым образом повезло. Я имею в виду взаимозависимость движущих сил, то есть условий, способствовало достижению цели построения коммунистического общества. Другое дело, что данная идея не имела под собой механизма реализации. Так, после смерти И.В. Сталина правящая элита не способствовала развитию марксистко-ленинской теории. Вот, вспоминая свое розовое советское детство, не могу не отметить, что ещё с детского сада нас учили любить дедушку Ленина В.И., который очень любил всех детей и постоянно о них заботился. Тогда заучивали коротенькие стихи. Например:
«Я ленинцем стать
Настоящим хочу,
Чтоб смело смотреть мне
В глаза Ильичу!»
Согласно тогдашним порядкам, каждый ребёнок в семь лет поступал в школу, отметим, что образование тогда было бесплатным, как и многое другое, включая здравоохранение, жилье, стипендии обучающихся студентов в институтах и университетах, лагеря летнего отдыха для детей и вышеупомянутые детские садики. При этом в школе, уже с первого класса принимали в октябрята, каждому первокласснику давали октябрятскую звёздочку с изображением маленького и кудрявого Володи Ульянова.
Следующим идеологическим шагом в школе было принятие общим порядком вступление в пионеры в третьем классе. Нам тогда учителя поясняли, что слово пионер означает первый во всех делах, касающихся мероприятий строительства справедливого построения коммунистического общества, где всё будет распределяться по справедливости. Здесь следует отметить, что помимо учебно-методической работы педагоги должны были заниматься и воспитательной работой, направленной на формирование у учащихся позитивных качеств советского человека. В то время, согласно методическим указаниям советской педагогики требовалось закладывать чувство коллективизма и соревнования. В качестве инструмента в рамках школы между классами организовались по сбору макулатуры (5-7 классы), а металлолом собирали (8-9 классы).
Очередным идейным шагом было принятие учеников в ряды (ВЛКСМ) Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи. Это была молодёжная организация Коммунистической партии Советского Союза. Тогда говорили, что комсомол – это резерв партии. Здесь отметим, что в комсомол принимали индивидуально с 14 лет, то есть с 7 класса. Ну, а в десятом классе была принудиловка, даже, если были проблемы с успеваемостью, то экстренно заставляли исправлять неудовлетворительные оценки. Даже грозили не выдавать аттестат о среднем образовании, а выдавать справки об окончании школы. Только до этого не доходило, поскольку могла пострадать и школа. Был бы вопрос ГОРОНО: а почему учителя довели до этого негативного результата? Да, и в комсомол принимали всех, иначе грозила проверка контролирующих органов воспитательной работы классных руководителей.
Само собой разумеется, что находясь на таком уровне всеобщей идеологизации школьного образования, учительский корпус находился под контролем партийных органов. Тогда в каждой школе имела место быть первичная партийная организация, а директор школы членом партии. При этом руководитель отвечал за уровень политической грамотности педагогов. Тогда проводились политзанятия со всеми учителями, включая беспартийных, где изучались, а затем обсуждались решения Пленумов ЦК и съездов КПСС. При этом был итоговый контроль в форме зачёта.
Вспоминая роль учителя (период конца 60х и начала 70х годов) прошлого столетия, не могу не отметить определённую стабильность наличия кадров. Как бы там ни было, но советская система просвещения, худо-бедно, но кризисного состояния, как сейчас, тогда не наблюдалось. Так была система распределения после окончания педагогических учебных заведений, я имею в виду педучилища и пединституты. Хочешь, не хочешь, а три года молодой специалист должен отработать. Наряду с этим было немало недостатков в социальном обустройстве молодых педагогов как-то: отсутствие жилья и другой инфраструктуры. При этом не было практики увольняться в течение учебного года.
Кроме того, в качестве положительного аспекта следует отметить, что система школьного образования была обеспечена Министерством Просвещения СССР единым учебно-методическим комплексом. Я имею в виду учебники, задачники, учебные пособия и др.
Однако в середине 80х годов началась эпоха М.С. Горбачева, приведшая к тому, что сверхдержава, называвшаяся СССР, одноментно накрылась медным тазом. Ну, а что было потом дело общеизвестное: началось дружественное западное поглощение, то есть идея вхождение в западное учебное пространство. При этом одним из главных западных бенефициаров, разрушавших советское образование, был Джордж Сорос. Американский трейдер, финансист, инвестор и филантроп. Сторонник теории открытого общества и противник «рыночного фундаментализма». Создатель сети организаций, известных как «Фонд Сороса». Член исполнительного комитета «International Crisis Group». На сентябрь 2019 года его состояние оценивается в 8,3 млрд. долларов США. Это, вообще, конченая мразь, я прошу прощения за ненормативную лексику. Просто нет слов, при упоминании этого имени.
Так благодаря, собственным им фондам, он напрочь, развалил позитивные традиции, которые имели место быть, в отечественной педагогике. Он присуждал премии учителям, которые, по его мнению, несли демократические западные ценности. Причём по таким фундаментальным дисциплинам естествознания как-то: физика, химия, математика, биология. Такие решения создавали напряженность в педагогических коллективах, когда при равных заслугах перед своими учениками. При этом ведущие учителя других дисциплин незаслуженно лишались возможности получить престижную и уважаемую в профессиональном сообществе награду.
Мало того никаких само выдвижений и заявлений, никаких районных и областных этапов конкурса не было, а также никаких обращений к управленцам от образования не требовалось. Деньги сами учителя через коммерческие банки получали непосредственно в руки — без всяких отчислений «наверх». И происходило это в период хронических задержек учительских зарплат, когда учителя устраивали многокилометровые марши протестов из-за невыплаты месяцами зарплат. Тут нельзя не отметить того, что благодари этой соровской мерзости, я имею в виду политику «демократизации учебного процесса», когда образовательная деятельность превратилась не функцию государства, а в услугу: то есть – обучай, развлекая, в общественный обиход вошёл термин «училка».
Между тем лично для меня такая государственная политика была очень унизительна, поскольку я вырос в учительской семье, мама и отец были заслуженными педагогами и ученики их помнили всю жизнь, участвуя в вечерах встречи, вплоть до 50ти летия окончания школы. Обидно было созерцать, как залуженные учителя из-за высоких цен, вынуждены были подметать улицы.
Но, слава богу, эти страшные времена ушли в прошлое, будем, надеется, что больше наша правящая элита таких ошибок больше допускать не будет. При этом надо отметить огромную работу всех ветвей власти, я имею в виду законодательную и исполнительную, по совершенствованию школьного образования. В этом направлении сделано немало как-то: строительство новых школ с учётом новых типовых требований; существенно повысилась зарплата учителей, хотя, к сожалению, не во всех регионах. В данном контексте нельзя не отметить, на мой взгляд, самого главного – это то, что школьное образование стало не коммерческой услугой, а государственной функцией. Во-вторых, учение и воспитание, стало единым целенаправленным процессом, то есть не только обеспечение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, гражданского самосознания, умения думать.
Вместе с тем надо отметить, что нынешняя реальность высвечивает немало проблем, которые требуют ускоренного решения в связи со спецоперацией на Украине. Так, я не очень понимаю, почему на протяжении уже ни одного десятка лет, остается не решенным вопрос, касающийся федерального образовательного стандарта. Причём не только школ, но и учебных заведений высшего образования. Здесь нет сомнений в том, что не без помощи тогдашней правящей элиты, наше образование в 1999 году присоединилась к болонскому процессу — это движение по созданию Европейского пространства высшего образования.
Это подразумевает единую систему образования, которая тоже называется Болонской и часто словосочетание «Болонский процесс» подразумевает именно систему образования, а не международное сотрудничество в образовательной сфере. Болонская система образования — это концепция единого стандарта получения высшего образования по схеме «3+2+3». Иными словами, состоит из трех ступеней.
Так Первая ступень образования, на которой студент получает широкую специализацию — бакалавриат — длится 3 (но чаще все-таки 4) года.
Следующая, вторая ступень — магистратура — более узкая специализация по выбранному направлению (она может быть как продолжением направления бакалавриата, так и быть смежной, например, можно получить степень бакалавра по биохимии в Гейдельбергском университете, а потом либо продолжить изучать биохимию либо переключиться на фармакологию, скажем, в Оксфордском университете. Обучение в магистратуре занимает обычно от 1 до 3 лет.
Третья ступень — ученая степень, докторантура. Не стоит путать с отечественной докторантурой, в которую приходят люди, уже имеющие ученую степень кандидата наук. Болонская докторантура скорее соответствует российской аспирантуре. Это получение совсем узкой специализации путем исследования малоизученной темы и представления на суд ученого совета докторской диссертации, например, «Религиозная жизнь острова Родос в классическую и эллинистическую эпохи». Собственно говоря, данная система властьпредержащими была принята для реализации своих сугубо корыстных интересов. Все те, кто тогда высшие слои привилегированного класса имели желания направить своих отпрысков за рубеж на учёбу с последующим трудоустройством. Ведь, там жизнь была гораздо лучше.
Как было отмечено выше, школьное образование после страшных девяностых годов существенно улучшилось, но не решенные проблемы имеют место быть. При этом, на мой взгляд, решение многих проблемных вопросов, мягко выражаясь, искусственно задариваются. Так, я уж сбился со счёта, сколько лет дискутируется вопрос, а сколько лет ребёнок должен учиться, чтобы получить умения и навыки, с учётом потребностей сегодняшнего дня. Не вдаваясь во все подробности проблемы, я всё-таки не педагог, ключевым остается вопрос, а сколько лет учится: десять, как было в советской школе или двенадцать лет, согласно западному опыту.
Кроме того примерно столько же времени ломаются копья экспертного сообщества, практических педагогов относительно, уже ставшего пресловутым, вопрос о единых государственных экзаменах (ЕГЭ). Весь вопрос в содержании: ученик должен не отгадывать ответ, а показывать свои знания. Спорили и рядили, но до сих пор не отменили. Право, не знаю почему. Но как бы там не было этого ЕГЭ многие ученики страшно бояться, особенно, те, которые не лишены болезней, связанных с нервной системой. Конечно, ваш покорный слуга глубоко не погружён в эту проблему. Но мы все учились в школе, испытывали волнения от экзаменов. Однако по всему СССР не было случаев, чтобы экзаменующихся увозили на скорой помощи.
Но, позитивный в данном аспекте заключается в том, что по результатам можно поступить в университет или институт на всей территории страны. Но есть маленькое исключение, некоторые ВУЗы вправе сами устраивать вступительные испытания.
Не урегулированной задачей остается утверждение государственного образовательного стандарта. Так совсем недавно в учебный план для старшеклассников должен включать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, информатику, историю, географию, обществознание, физику, химию, биологию, физкультуру и ОБЖ. Два предмета из них должны изучаться углубленно, в зависимости от профиля образования, выбранного учеником. При этом в предмет обществознание при углубленном изучении включены право и экономика. Обществознание — одна из самых популярных дисциплин, которую выпускники выбирают для экзамена в 11-м классе. Вдобавок в физику в полном объеме вошла астрономия — как на базовом, так и на углубленном уровне. Ну, а уроки биологии, химии и физики усилят изучением естествознания и экологии. Плюс к этому в историю и обществознание добавят содержание предмета «Россия в мире».
Аргументы министерства сводятся к следующему: Во-первых, в содержании ФГОС конкретизировали формулировки, чтобы убрать разногласия между разработчиками образовательных программ, авторами учебников и разработчиками контрольно-измерительных материалов, которые используются для итоговой аттестации школьников. Во-вторых, раньше такие предметы, как право, экономика, естествознание, «Россия в мире», астрономия и экология, школьники изучали по выбору, но темы этих дисциплин не входили в контрольно-измерительные материалы . Знания детей не проверялись. С включением этих предметов в состав обязательного учебного плана знания по ним будут проверять в рамках итоговой аттестации. В-третьих, обновление федеральных государственных стандартов позволит усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
Поскольку, ваш покорный слуга, находится длительное время на заслуженном отдыхе и не находится внутри образовательного процесса, только заинтересовано общается с учителями, сопереживая имеющиеся у них проблемы и личные переживания, связанные с профессией, на мой взгляд, выявило ряд общих проблем в нынешних реалиях, позволивших усовершенствовать педагогический процесс. В данном случае, очевидно, что пределов совершенства нет, не ошибается тот, кто ничего не делает – это общеизвестно.
Исходя из этого, мне думается, что главным и непреложным фактором учения и воспитания детей возлагается на родителей. К сожалению, в советские времена имел место быть патерналистский подход. Причём в самом худшем смысле этого термина, то есть дело родителей работать, выполняя планы, а государство в лице детских садов и школ, должно обучать и воспитывать детей. Здесь отмечу, что официальная пропаганда данную точку зрения во времена развитого социализма или брежневского застоя культивировала. Понятно, что тогдашняя реальность была, мягко выражаясь, несколько иной: везде в магазинах ассортимент продовольственных и промышленных товаров был весьма скудным, а потом сформировался тотальный дефицит.
Полагаю в настоящее время воспитание образование подрастающего поколения должно строиться на основе комплексного системного подхода. Основополагающими должны быть три компонента как-то: физическое здоровье, чтобы органы здравоохранения знали ребёнка с рождения и могли корректировать патологические факторы. Второй компонент – это воспитание и обучение. В первую очередь, начиная с детского сада, детям необходимо прививать любовь к Родине, разумеется, первая роль должна быть у родителей. Вот тут важна договорённость воспитателей детсада с родителями, без этого позитивного результата не получится. Ну, а третий компонент – это профориентация учащегося. Здесь органам образования нужна помощь предприятий и учреждений. Поскольку сегодня в мире динамично изменяющихся профессий главное – научиться выбирать направление для реализации своих талантов и осознанно формировать образовательную и профессиональную траектории.
Мне представляется необходимо уже в среднем школьном звене при помощи тестов выявлять индивидуально-психологические установки, на предмет выбора профессии в будущем. Параллельно с этим было бы целесообразным проводить классные экскурсии по предприятиям. Ещё было бы правильным, чтобы школы посещали военнослужащие и работники правоохранительных структур. Кстати, в советские времена такой опыт имел место быть. Помню, когда нас принимали в пионеры, к нам приходили солдаты из шефской войсковой части.
Между тем рассмотреть вопрос обучения и воспитания в рамках одной статьи невозможно, но я не ставил перед собой такой цели. Слава Богу мы сейчас живем в такое время, кода в нашей стране имеют место быть возможности и способности, чтобы престижность учительской профессии было поднято на более высокий уровень. Ведь от педагога, как от главной общественной фигуры зависит мобилизация общественного сознания. Поэтому каждый педагог не должен чувствовать себя небожителем и постоянно совершенствоваться, как личность, социально и нравственно. В каждой школе культивирование выдающихся учеников: военных, достигших выдающихся успехов не только победителей федеральных, региональных и муниципальных конкурсов. Как бы там ни было, но с давних, незапамятных времен общеизвестно, что «Самое уважаемое и высокооплачиваемое сословие в РФ – это учителя, это вклад государств в народ».