Одним из наиболее важных событий текущего года, следуют считать выборы в Государственную думу. Избрание в нижнюю палату Федерального собрания будет проходить в течение нескольких дней: с 17—19 сентября с завершением в единый день голосования 19 сентября 2021 года. Голосование в несколько дней происходит у нас в стране впервые. Кроме того кампания проходит при беспрецедентных мерах санитарной безопасности в связи с пандемией коронавирусной инфекции. При этом необходимо отметить, нынешняя избирательная кампания будет проходить в условиях пандемии.
Между тем нет никаких сомнений, что отбор слуг народа, как говорили раньше, существенно отличается от времён СССР. Голосование тогда было значительно проще. Так в те времена наша жизнь строилась по пятилеткам, правда, раз было семилетка. Семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959-1965 г.г.). При этом, как всегда, было всенародное обсуждение.
Конечно, нынешнему поколению, рождённому после развала союза трудно себе представить, как раз в пять лет весь советский народ, поддерживаемый всем прогрессивном человечеством, избирал свою законодательную, одновременно представительную власть. Это был праздник. Тогда официальная пропаганда широко тиражировало термин: «депутаты – это слуги народ. Единый блок коммунистов и беспартийных». Правда, коммунистов было значительно больше.
Право спускать избирательные бюллетени в урну предоставлялось гражданам, которым исполнилось 18 лет, лиц впервые голосующих, поздравляли и вручали шарики и книжку, чтобы этот день им запомнился на всю оставшуюся жизнь. Здесь обратим внимание, что альтернативы среди кандидатов не было и быть не могло, всё было заранее предопределено, главное опустить электоральный документ в урну. Как, правило, тогда народ веселился, в кинотеатрах детям показывали новые кинофильмы, во многих домах были застолья.
Рассуждая о системе выборов советского периода, с позиций сегодняшнего дня, нельзя не отметить, что никаких элементов демократии, оная не имела в принципе. Ваш покорный слуга был неоднократным свидетелем, как компартия, являясь надгосударственной структурой, организовывала выборы в Верховный совет СССР и советы союзных республик. Так политбюро ЦК КПСС заранее направляло партийные органы союзных республик разнарядки, где указывались количественные и качественные показатели количества депутатов в высший законодательный орган. В этом разблюдаже было четко указано, сколько должно быть членов партии, рабочих, колхозников, членов трудовой интеллигенции. Соответственно республиканские ЦК с учётом территорий и плотности населения, направляли данные указания в края, области и т.д. Ну, непосредственно на местах горкомы и райкомы определяли, кто из достойных людей, из числа коммунистов и беспартийных достоин, быть депутатом. Здесь отметим, что по такому же принципу проводились выборы во всех региональных и муниципальных органов, но единого дня голосования не имело место быть.
Между тем, Советский союз тридцать лет назад «приказал долго жить» и вместе с ним умерло все советское тоталитарное государство, а на смену пришла все демократическая страна. Вот мне вспоминаются слова небезызвестного и ныне здравствующего, дай бог ему здоровья, Михаила Сергеевича Горбачева: «Самым главным недостатком СССР, как государства, было отсутствие демократии». Честно говоря, во всяком случае, ваш покорный слуга, тогда не понимал, чем отличается демократии от вседозволенности. Сейчас есть понимание того, что такое западная демократия и какие у неё (этой демократии ценности), в частности, касающихся выборов. Мы видели, как проходили последние президентские в США. Впрочем, сегодня философами, политологами, экономистами и представителями других общественных наук появились термины либеральной и суверенной демократии.
Я не хочу, развивать эту проблему, расплываясь мыслью по древу, для этого у нас к счастью, имеет место быть, мощная научная мысль, способная дать всесторонний и глубокий анализ данного вопроса, с позиции различных отраслей знаний. Ну, а с точки зрения моего личного мнения, как простого обывателя, ясно и понятно, что в практических социальных реалиях, ни в одном государстве выстроить её (демократии) невозможно. Так, если только в теории.
Между тем на протяжении всей человеческой историографии, у общества всегда существовал запрос на социальную справедливость. Так ещё с античных времён древнегреческие мыслители размышляли о совершенствовании общественных свобод, в то время, когда вокруг них находились тысячи рабов. Конечно, с развитием цивилизаций и переходом от одной общественной формации к другой определённый процесс улучшения прав наиболее незащищённых слоев населения происходил. Особенно активно данная эволюция была в двадцатом веке. Только, к большому сожалению, были огромные человеческие жертвы.
К прискорбию демократия в нашей стране прошла через серию подъёмов и спадов. Так первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской земли получила распространение прямая демократия, в них важнейшие решения принимались на вече. В Русском царстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны социалистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был тоталитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы.
Здесь давайте обратим внимание, что переход к демократическим преобразованиям западноевропейским странам (в конце 1980-х и начале 1990-х) проходил столетия, а нашему государству понадобились всего лишь десятилетия. При этом с моей точки зрения, конечно, данные реформы не были болезненными. Ведь наше поколение имело возможность не только наблюдать своими глазами за происходящим становлением законодательной власти в целом, я имею в виду не только Государственную Думу, но и выборный процесс субъектов Федерации и муниципалитетов. Ведь мы были избирателями.
Так Государственная Дума первого созыва, была избрана 12 декабря 1993 года. Конечно, в течение этих десятилетий от одной каденции до другого созыва происходили качественные определённые качественные изменения депутатского корпуса. Ведь наше поколение помнит, как рвались в нардепы уголовники, проходимцы, мошенники ради того, чтобы иметь неприкосновенность. Здесь, конечно, не приходится говорить о каком-то культурном уровне, образовательном цензе этих, с позволения сказать, народных избранником. При этом об избирательном процессе, можно рассуждать только, как о пародии. Поскольку тогда, я имею девяностые, и двухтысячные годы были, так называемые карусели, когда одних и тех же людей возили на автобусах по подложным документам от одного избирательного участка до другого.
Слава богу, что эти кошмары остались позади и теперь новые времена. Сегодня уровень сознания общества значительно вырос, сейчас у общества совершенно другие запросы. В данный момент, когда степень коммутации просто зашкаливает, просто невозможно, выражаясь простым и доступным языком, «навешать лапшу на уши». Люди в считанные минуты разберутся, что, где и почему. Поэтому у избирателей 2021 года иные запросы к кандидатам в депутаты. Так в следующем созыве Госдумы россияне хотят видеть самостоятельных политиков, приносящих пользу жителям своего региона. Таковы представления избирателей об идеальном кандидате в депутаты за 100 дней до выборов в парламент. Соответствующее исследование представил вчера Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). При этом наибольшие шансы пройти в Госдуму имеют те, кто докажет реалистичность декларируемых программ по решению проблем конкретного округа или региона. Избиратели демонстрируют рациональный подход: им нужны депутаты, которые могут решить насущные проблемы. При этом электорат былые заслуги уже не так важны, но выросла значимость перспектив. Важно, чтобы политик был способен реализовать свои обещания. На данный момент образ депутата впитал в себя запрос на перемены, на персональное обновление органов власти. «Население хочет видеть новые лица, даже если их появление связано с некоторым риском. Радикальный риск не допускается, умеренный приветствуется.
Кроме того депутат должен быть вообще примером для подражания любому обывателю. Прежде всего, важны его моральные качества: честность, человеколюбие, открытость. Нужно, чтобы он больше общался с простыми людьми, не ссылаясь на важные государственные дела. Разумеется, сегодня есть стойкий общественный запрос, чтобы у депутата не расходилось слово с делом. Лучше пусть предвыборные обещания не будут расписаны на трех-пяти листах, пусть он наметит для себя реализацию двух-трех наказов, но обязательно с этим справится. Кстати, я уже около десяти лет продвигаю идею, чтобы каждый депутат на своем уровне заботился о материальном благополучии граждан, связанных с проблемами социального обеспечения и благоустройства. Так депутат федерального уровня должен заниматься строительством метро; регионального уровня озаботится вопросами транспортным обеспечением труднодоступных населённых пунктов; народный избранник муниципального уровня, обеспечивает материальное благополучие электората, особенно стариков, берут себе на заметку проблемы ЖКХ, обещают и оказывают поддержку здравоохранению. При этом имеет важное значение, чтобы депутат разбирался в законодательстве, нужно выбирать во власть как можно больше юристов. А певцы пусть поют на сцене, артисты снимаются в кино и т.д.
Вместе с тем немаловажно кто это будет — мужчина или женщина — по-моему, разницы нет. Важно, чтобы был грамотный и честный человек. Я считаю, что представительницам слабого пола тоже надо давать место «у руля», сейчас многие женщины успешно руководят фирмами и крупными предприятиями. Еще хочется, чтобы депутаты были приятной внешности, опрятно и со вкусом одеты. Ведь это только после знакомства мы оцениваем ум и душевные качества человека, а поначалу все равно «по одежке» встречаем. Важное качество народного избранника — коммуникабельность. Желательно, чтобы он находил время на общение с теми, кто отдал ему свой голос. На встречах депутат должен слышать как можно больше избирателей, а для этого лучше не собирать огромные аудитории, а общаться с небольшими группами.
Депутата должны отличать честность, открытость и справедливость. Ему необходим жизненный опыт, считаю, что самого плодотворного труда можно ожидать от человека в возрасте от 35 до 50 лет. Очень важно, чтобы депутат встречался с избирателями, отчитывался о проделанной работе. И это нужно делать не только в период выборов, а регулярно.
P.S. Конечно, для полной реализации изложенных выше ожиданий в полном объеме необходим комплекс мер, как законодательного, так нравственно духовного характера. Нет сомнений, что данный процесс – это какой-то единовременный акт. Тем не менее, предстоящие выборы показывают готовность, и зрелость депутатов восьмого созыва решать поставленные конкретные задачи и проблемы.
Кроме того на предвыборных форумах, многие партии внесли в свои программы наказы своих избирателей. Бесспорно, ещё не видно соревнования конкретных программ, а кое-где прослеживается словоблудие за все хорошее, против всего плохого. Это можно объяснить недостаточным качеством избираемого сословия. Но время движется, с моей точки зрения, в правильном и позитивном направлении, стало быть, жизнь будет лучше.