Каждый человек, проживая свою жизнь, так или иначе, сталкивается с необходимостью с помощью срочной мощи. Так сегодня в случае чрезвычайной ситуации звонить: по телефону 112 в Единую дежурно-диспетчерскую службу города; по телефону 101 в пожарно-спасательную службу; по телефону 102 в полицию; по телефону 103 в службу скорой медицинской помощи;
по телефону 104 в службу газа; по телефону (8-391) 230-93-20 в службу «Антитеррор». Я, не будучи большим специалистом по оказанию помощи при утечке газа, а также спасательной деятельности. Но, что касается полиции, скорой медицинской помощи и пожарам имею общее представление. Так мне приходилось достаточно длительный жизненный период служить в органах внутренних дел, в том числе в дежурной части. Куда стекается вся первоначальная информация, и принимаются решения по оказанию экстренной помощи.
Общеизвестно, что для того, чтобы любой процесс был наиболее эффективен, для этого необходимы, как минимум, два фактора. Во-первых, наличие финансирования, во-вторых, кадры. Но при этом ещё необходимо финансирование должно быть достаточным, а кадры квалифицированными. Конечно, проживая седьмой десяток, познавая прожитое, стараешься сделать сравнительный анализ того, как было и, ка стало. Вот, вспоминая период середины семидесятых годов прошлого столетия, когда я стал работать вторым помощником дежурного ГОВД и сейчас, то разница существенная. Так сейчас научно-технический прогресс создал совершенно новые технологии коммуникации. Сейчас, если сравнивать, с указанным периодом моей молодости, средства просто фантастические. Тогда телефоны были в квартирах начальников и людей заслуженных, например участников ВОВ, героев СССР или Социалистического Труда. Ну а, если в доме таковых не наблюдалось, то к услугам остальных были телефоны-автоматы, которые не всегда работали по различным причинам.
Вот, вспоминая то, как всё было, применительно дежурно части РОВД, звонки принимать было не всегда просто. Звонили люди, нетрезвые, а зимой люди замершие, говорили не очень внятно, что понять было непросто. Многие волновались, но были и не очень трезвые. Кроме того, особенно тогда, когда речь шла о нанесении телесных повреждений. Здесь нужно было вызвать скорую медицинскую помощь, а адрес не понятен. Порой до пятнадцати минут приходилось тратить на уточнения места происшествия. Приходилось держать две телефонных трубки. То есть разговаривать с позвонившим гражданином и с диспетчером скорой помощи. Здесь необходимо отметить, что в самом невыгодном положении находилась милиция. Потому что техническая оснащенность дежурных частей, если сравнивать с другими службами была хуже. Так пожарные части имели три-четыре дежурных машины, укомплектованные личным составом и техникой как-то: средствами тушения и радиостанциями. Неплохо обстояло дело у службы срочно медпомощи. Там в распоряжении диспетчера имелось в распоряжении не менее семи машин, укомплектованных двумя фельдшерами. Что касается службы помощи при утечке газа, то там, на район достаточно было одной машины.
Между тем, обсуждая структуры оказания экстренной помощи, что сегодня общая картина выглядит гораздо выгоднее. Так сейчас в распоряжении сотрудников более высокотехнологичная техника. При этом нет сомнений в том, что обстановка значительно усложнилась. На данный момент у медиков новейшие и комфортабельные автомобили, позволяющие во время транспортировки больного в клинику оказывать необходимые оперативные процедуры. При этом есть хорошие примеры, например в Москве, когда оценка работы скорой медицинской помощи признана одной из лучших. Это оценка международного рейтингового агентства.
Однако в целом по стране обстановка не такая радужная. Вот в качестве одной из наиболее значимых проблем следует выделить низкий уровень оплаты труда, и отсутствие надлежащих условия труда и отдыха. Понятно, что начальники, получая высокие должностные оклады с всякими надбавками, мало интересуются, сколько получают, так сказать, низшие чины. К великому сожалению зарплата у полицейских и спасателей, из числа рядового и младшего начальствующего состава, а также фельдшеров скорой помощи, просто мизерная. Исходя из анализа открытых источников, средняя зарплата рядовых полицейских и сотрудников противопожарной службы составляет в среднем по стране 15-18 тысяч. Ну, а средняя зарплата фельдшеров скорой помощи составляет 17 -25 тысяч, правда, здесь учитывается возможность работать на полторы ставки.
Не очень удобны условия отдыха сотрудников, учитывая их суточный график работы. Общеизвестно, что человек – это не машина, кстати, ей тоже нужен перерыв, чтобы заправиться, об этом написано в трудовом кодексе. Так (ч. 1 ст. 108 ТК РФ). Если работник находится на смене продолжительностью 24 часа, то в течение этого времени, то, например, правилами внутреннего трудового распорядка могут предусматриваться 2 перерыва по 1 часу или 4 по 30 мин. Только реализация данного законодательного закрепления возможно только для работников медпомощи и противопожарной службы. Я имею в виду, что есть возможности, худо-бедно, дать возможность по очереди отдохнуть. Понятно, что бывают просто «горячие дни», когда вызовов столько много, что не получается физически.
Иная ситуация в органах внутренних дел, когда в наиболее густо населенных участках мегаполисов и крупных населённых пунктах, дежурные части органов внутренних дел принимают правонарушителей до четырёх часов ночи. Кроме того направляют оперативные группы по поступающим сигналам по совершенным правонарушениям. При этом по всем поступившим нарушениям следует составить соответствующие правовые документы в полном объеме, чтобы в последующем у компетентных субъектов было основание для привлечения этих нарушителей к юридической ответственности. Здесь я хочу подчеркнуть, что противопожарной и скорой медицинской помощи, а также газовой службы такого объема документов нет. Что позволяет дежурной смене вовремя сдать дежурство и с чувством исполненного долга отбыть на отдых, согласно действующему законодательству. Я имею в виду ст. 91 ТК РФ, где сказано, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. При этом работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Исходя из этого, после суточного дежурства должен представляться отдых 72 часа, то есть трое суток.
Однако дежурные смены вместо трех суток, работают через двое суток, сразу оговорюсь, в том плане, что я в данном случае имею в виду полицию, в отношении противопожарной службы проверенной информацией не располагаю. Хотя, разговаривая с работниками из числа своего ближайшего окружения, узнаю, что приходится работать через двое суток, по причине не укомплектованности. Это понятно, маленькая зарплата. Ну, а что касается дежурных медиков скорой медпомощи, то там, исходя из открытых источников, не всегда выплачиваются доплаты за ноной режим. Медикам проще в том плане, они люди штатские. Им никто не запретит обратиться куда следует и всё будет исправлено.
Вот лично для меня, да, наверно, не только, вызывает непонимание руководителей, я имею в виду начальствующий состав, на уровне руководителей региональных управлений и начальников муниципальных горрайорганов, объяснения о том, что выстроить работу дежурных частей в четыре смены, не представляется возможным из-за отсутствия финансов, то есть недофинансирования. Получается просто парадокс. Я к тому, что на уровне властьпредержащих самого высшего уровня, как из рога изобилия сыплются заявления о том, что денег у нас вагон и маленькая тележка, так, образно выражаясь.
Между тем, рассуждая о данной проблеме, нельзя не отметить, что в рамках организационно-штатных мероприятий, связанных с реформированием органов внутренних дел и органов противопожарной службы, оптимизацией в рамках Федерального законодательства Российской Федерации штатная численность сотрудников дежурных частей значительно сократилась. При этом ежегодный прирост поступающих вызовов увеличивается на 18%.
Конечно, много делается по техническому переоснащению дежурных частей: новые компьютеры, средства связи, много видеофиксаторы, улучшается мобильность. Всё это не может не радовать. Вот только как-то, фигурально выражаясь, за кадром остаётся ряд проблем. Вот только я не могу понять:
-
Почему руководители (начальники областных или краевых структур органов полиции и противопожарной службы), жалуются на нехватку финансовых средств, чтобы производить выплаты за ночной режим работы.
-
По какой причине отсутствует возможность создание личному составу дежурной части органов внутренних дел нормального отдыха. Я имею в виду наличие специальных помещений, где можно организовать физическую и психологическую разгрузку в установленное время. Говоря иными словами, работа ради жизни, а не жизнь ради работы.