Объективная реальность человеческого развития устроена так, что на разных исторических периодах значительной его части, всегда кого-то или чего-то не хватает. Это понятно и очевидно, поскольку без способности к саморазвитию, не было бы глобального, всемирного, исторического процесса восхождения человеческих обществ от примитивных состояний дикости к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политических, правовых, нравственных и этических достижений. При этом один из известных отечественных мыслителей Василий Павлович Илюшечкин — советский и российский историк, доктор исторических и философских наук, специалист в теории общественно-экономических формаций. Отметил, что стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом. Основополагающим фактором, являются экономические производственные отношения, которые зависят от неё и определяются ею. Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений.
Между тем, ваш покорный слуга значительную часть жизни провел при социализме. Тогда, несмотря на жесточайшие давление официальной пропаганды, простые люди видели негативные стороны советской власти, ощущали нехватку социальных благ. На ту пору инакомыслие официально жёстко пресекалась. Но, люди понимали необходимость системных перемен в области социального и экономического развития. Об этом уже много сказано и написано, с разных точек зрения и сейчас, это история.
Мне интересно, порассуждать, о том чего сегодня нам недостает, чтобы мы жили лучше и счастливые. Я хочу проанализировать Национальные проекты Президента 2019-2024 г.г., которые определяют следующие разделы: здравоохранение, образование, демография, культура-это объединено в раздел: человеческий капитал. Следующий раздел: комфортная среда для жизни, который предполагает направления: безопасные и качественные автомобильные дороги, жильё и городская среда, экология. Но, и последний, наиболее ёмкий раздел – это экономический рост. Он состоит из следующих направлений как-то: наука, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Исходя из этого, давайте поймем, как всё вышесказанное претворяется в практику, с точки зрения простого обывателя. Сейчас я имею четкое ощущение того, что ничего не делается, несмотря на требования Президента. Так Правительством, не только ничего не делается, а быстро растворяется, как зимний снег поздней весной. Во всяком случае, за прошедший период текущего года, не видно от власти мер по исполнению этих указов. Я, как обыватель, не могу войти в полный курс тонкостей данной проблематики. Но чётко понимаю, отсутствие у Правительства способности тактически планировать и реализовать. Кроме общего непонятного контекста рассуждений о приближающихся экономических трудностях мировой экономики, что само по себе, выглядит, мягко выражаясь, весьма странно. При этом отмечу, что не только я так считаю. Вот Аватков Владимир Алексеевич, тюрколог, политолог, специалист по международным и межнациональным отношениям, политик. Считает: «Могу твердо утверждать (я вообще – государственник, и я считаю, что должны следовать интересам общества и государства), что правильная идея руководства страны о нацпроектах будет провалена. Провалена она будет в связи с тем, что на бумаге все, возможно, будет хорошо (возможно, подчеркиваю!), а в реальности всё будет либо плохо, либо никак. Наверное, наверху это не видно, но внизу очень хорошо это видно». С этим невозможно не согласился. Тем более нашему поколению, прожившему большую часть жизни при социализме, привыкшему жить по пятилеткам, ясно какие параметры намечены на ближайшие пять лет.
Исходя из этого, с моей точки зрения, что в этом есть определённое рациональное зерно, которое могло быть полезно при реализации нацпроектов. Кстати по такому проекту сегодня функционирует ВПК. Суть в том, что строго по графику собирается военнопромышленная комиссия по выполнению оборонного заказа. Я веду к тому, что нашему Правительству пора перейти от либерального подхода, то есть рассказывать о продолжении социальной направленности федерального бюджета, что замечательно само по себе, а перейти к реальному контролю реализации направляемых финансов регионы, а региональные власти должны их (средства) эффективно реализовывать. Так здравоохранение, образование, демография, безопасные и качественные автомобильные дороги, жильё и городская среда, экология. С моей точки зрения общий контроль должен осуществлять Заместитель Правительства по социальным вопросам Он в свою очередь, должен поручить проверку эффективности исполнения выделяемых финансов субъектах отраслевым министрам.
Что касается экономики, как наиболее главной и доминирующей части проектов, то здесь необходима твёрдая рука первого заместителя Правительства. Мне представляется, что Министру Орешкину Д.Б. необходимо представить концепцию экономического развития страны до 2024 г., которая должна предполагать конкретные параметры развития страны в целом и в регионах в частности как-то: строительство промышленных предприятий с высокотехнологичным уровнем производства, с учетом специфика каждого субъекта, включая климатические и социальные аспекты. При этом должна быть разбивка исполнения по годам. Я имею в виду, что, если регион сельскохозяйственный, стало быть, должны быть предприятия переработки и изготовление сельхозтехники, а также сервисного обслуживания.
Кроме того должны быть предусмотрены процедуры поддержки малого, среднего, предпринимательства, а также поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. Понятно, что работа сложная и рутинная, но и зарплата в министерствах немаленькая, пусть моделируют, высчитывают и определяют, а также контролируют, чтобы все исполнялось своевременно.
Ну и, конечно, важным условием комфортной жизни любого человека, развитие фундаментальной и прикладной науки. Очевидно, что здесь необходимо создание научно-технических и прогностических центров мирового уровня в каждом федеральном субъекте. Генерирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов.
Только почему–то, нам простым обывателям, несмотря на неоднократные обращения к властьпридержащим, не видно ни каких «телодвижений», которые позволяли бы видеть реальные улучшения, хотя бы на уровне программ или планов. Конечно, кроме дискомфорта здесь ничего другого испытывать невозможно, когда в речах властей сплошная демагогия как-то: о повышении уровня средней зарплате по стране. Это средняя температура по больнице. При этом непонятно у кого у больных или в палатах. Потом по телевизору, радио, в Интернете рассказывают вкусные рассказы о позитивном опыте немногих людей, а сколько было неудач, когда начинающие предприниматели не выдержали давление со стороны властьпредержащих. Об этом практически ничего не слышно, за исключением в каких-нибудь источниках для экспертов.
Когда, в конце концов, будут разработаны нормальные условия работы врачей, учителей, самозанятых граждан, чтобы они могли зарабатывать и не сводить концы с концами, когда из-за красивого термина «оптимизация», проходит банальное сокращение, а зарплата та же, толь вместо трех врачей или педагогов работает один. А потом, вследствие нехватки кадров, опять начиналось расширение штатов.
Ведь для простого человека неважно, сколько по всей стране чего-то там построено, создано или выращено, главное, чтобы каждый федеральный министр знал, согласно своей компетенции: цифры выделенных финансов, например, на ликвидацию аварийного жилья в каждом регионе, количество построенных домов. В сою очередь региональный министр, получив средства из федерального бюджета, своевременно обеспечил снос непригодных для жилья зданий и строительство комфортабельных жилых комплексов. При этом обеспечивать контроль, чтобы не получалось потом, что МЫ НЕ СМОГЛИ СВОЕВРЕМЕННО ВЛОЖИТЬСЯ. Вот только каждое МЫ должно иметь имя и ответственность, которой у нас так не хватает.
Очень бы хотелось, чтобы проекты Агентства Социальных Инициатив как-то: поддержка перспективных образовательных проектов, внедрение новых подходов в образовании, развитие сообществ лидеров образования, Интеграция образовательных проектов в инициативы АСИ и экосистемы партнеров и др. как можно быстрее были внедрены в практику.