Остались считанные дни до начала нового 2017 года. Встреча каждого нового года – это значимый праздник, как правило, его встречают в кругу родственников и близких друзей. Первый тост поднимают за уходящий, а потом за новый наступивший год. Так, если говорить об уходящем годе, то можно с большой долей вероятности констатировать, что для обывателя, он стал хуже, для более двадцати миллионов граждан, которые перешли в категорию бедных из-за потери возможности зарабатывать. В этом году в Красноярске, где я живу, размер средней зарплаты снизился почти на 6 процентов: такие данные опубликовал рекрутинговый портал HeadHunter. Согласно аналитике вакансий, больше всего уменьшились зарплатные предложения для «топ-менеджеров»: в этой сфере падение составило почти 40 процентов. Кроме того, значительно снизились зарплаты у специалистов в сферах продаж и строительства. При этом у маркетологов, IT-специалистов, работников, занятых в транспортной сфере и медиков зарплаты, напротив, выросли. Впрочем, конкретные цифры не уточняются.
Но, тем не менее, в общем и целом по отчётам властей федеральных и региональных есть улучшения. Понятно, что представителям властных структур жить стало лучше. Так, чиновникам Красноярского края увеличили «потолок» должностных окладов, а депутатам Государственной Думы добавили число помощников. Их было пять, теперь стало семь. При этом зарплаты федеральных чиновников в России растут опережающими темпами. В частности, оклады сотрудников правительства уже вдвое больше, чем в среднем по стране — таковы данные Росстата. Только в первом квартале этого года зарплаты федеральных управленцев выросли почти на 25 процентов. В лидерах по росту окладов — чиновники президентской администрации и аппарата правительства. Сотрудники администрации президента в среднем зарабатывают 166 тысяч рублей в месяц, в аппарате правительства — 163 тысячи.
Кроме того, в уходящем 2016 году, поданным аналитиков Росстата, цены на товары и услуги увеличились на 4,8%. Так, по мнению статистиков, только в ноябре текущего года рост цен составил 0,5%. Больше всего в этом году подскочили цены на огурцы — на 33,1%. Также подорожали помидоры (12,9%), виноград (9,7%), картофель (3%) и бананы (2,9%).
По сравнению с 2015 годом сыр, молоко и яйца подорожали от 2,6 до 5,5%. При этом стоимость хлеба увеличилась только на 0,8%. В уходящем году стали дороже табачные изделия — на 0,8%, лекарства — на 0,9% и украшения — на 1,4%.
Правда, несмотря на рост цен, россияне стали активнее ездить в отпуска по другим регионам страны, то есть на отечественные курорты: Крым Кавказ. Ранее Sibnovosti.ru сообщали, что в 2016 году увеличилось число «путешествующих» горожан. Покинуть город на новогодние каникулы планируют на 33% больше, чем в прошлом году.
К тому же остались огромная проблема ЖКХ: капитальный ремонт многоквартирных домов, одна компания выигрывает тендер, потом банкротится, новый тендер другая организация, там недоучли и крыша в некоторых квартирах течёт и заливает потолок и стены, доплата за коммунальные услуги в связи с перёсчётом. Здесь я хочу отметить, что уже на протяжении десятков лет такие проблемные вопросы как-то: здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, ликвидация ветхого, не приспособленного к эксплуатации жилья и ряд других, обозначаются руководством страны ежегодно. При этом, в качестве причин называются вполне объективные, с чем вполне можно согласиться, даже на уровне обывателя. Но, есть другие, мягко выражаясь, не совсем объективные причины, а, грубо говоря, просто нежелание и неспособность большинства власть придержащих выполнять свои должностные обязанности, за которые они получают далеко немаленькие зарплаты.
Тем не менее, я не склонен к осознанному искажению информации и смотрю на всё справедливо, с позиции рядового обывателя и заурядного потребителя новостей. Вот, с моей точки зрения, там, где должностные лица, неважно какого уровня, будь, это федеральный или региональный, добросовестно и профессионально выполняют свою работу, то результаты, что называется, на лицо. Вот, пожалуйста, Зампред Правительства Рогозин Д.О., Министр обороны РФ Шойгу С.К., Министр иностранных дел Лавров С.В.
Если говорить о региональном уровне, то здесь всё ровно и давно устоялось. Так постоянно в лидерах такие регионы: Московская и Калужская области, Чеченская Республика. Татарстан, ну вот, как-то так. Здесь необходимо отметить, что как следствие в этих регионах значительное число лидеров муниципальных образований. Стало быть, народу там живется лучше, чем в других федеративных субъектах.
Рассуждая с точки зрения рядового обывателя, о качестве жизни, можно констатировать тот факт, что с 2007 года, (что было раньше, это отдельная тема) мы не живём, а выживаем. Так, несмотря на принимаемые социально-экономические меры Правительством как-то: ежегодное повышение пенсий, пособий и других видов выплат наиболее незащищённым слоям населения, повышение прожиточного минимума и повышении уровня минимальной заработной платы трудящимся, качественный уровень благосостояния общества, за исключением олигархов и государственных служащих, остается на прежнем уровне, а, начиная с 2014 года, ухудшается.
С моей точки зрения, главной причиной снижение благосостояния основной части общества, являются, так называемые, не очень объективные причины – это коррупция, непрофессионализм и безразличие представителей властьпридержащих, я имею в виду, как законодательную, так и исполнительную ветви. Говоря о данной проблеме, я считаю, что у чиновников и депутатов, причём у подавляющей части, нет ни совести, ни страха, полагаю, найдется немного желающих данное суждение оспаривать.
Вот, если представить метафорически, то вся наша отечественная система управленческой деятельности, если показать её в виде дерева, получится, что у него нет корней, ствол еле-еле держится, только наверху макушка прочная. Понятно, что такое дерево успешно расти и расцветать просто не может.
В тоже время, я отчётливо осознаю и понимаю, что наше общественное сознание, пережившие такие глубинные и мощные катаклизмы как-то: развал СССР, последующие за этим лихие девяностые, слава богу, не приведшие к развалу страны, неспособно одноментно сформировать образ совестливого и честного чиновника. В нашей памяти ещё свежи воспоминания, когда быть честным чиновником, означало быть, просто лохом. Поэтому сейчас должность в законодательной или и исполнительной власти, считается источником личного обогащения. Примеров этого сейчас немало.
Я могу бесконечно возмущаться, когда исчезнет во власти принцип личной преданности начальству, а не делу, а властьпридержащие существенно будут влиять на качество нашей жизни; когда депутаты и чиновники будут иметь чёткие критерии ответственности за неисполнение своих должностных обязанностей.
С моей точки зрения избавиться от вышеперечисленного негатива, вполне возможно, при наличии следующих основополагающих факторов: более широкого общественного контроля, наличие чётко поставленных задач и оценки достигнутых результатов. Так депутаты (слуги народа), должны не просто сидеть, что называется насмерть в своих креслах десятилетиями, при этом жаловаться, что не соблюдается регламент, им домой надо, чтобы щи варить, а делать конкретную работу. Здесь немного нужно подправить законодательную базу, в том плане, что кандидаты в федеральные, региональные, муниципальные депутаты должны своим избирателям представить конкретную, а аморфную программу, типа я буду бороться за улучшение жизни, а конкретные шаги. Например, добиться финансирования строительства метро. Кандидат в региональный парламент ставит перед собой задачу: добиться финансирования ремонта автодороги регионального значения. Депутат муниципального уровня должен заниматься конкретными делами, связанными с решением вопросов насущных вопросов избирателей: оказание помощи в благоустройстве дворовых территорий, капитальном ремонте многоквартирных домов.
Здесь, я хочу сделать акцент на том, что ваш покорный слуга, уже десять лет, реализовывает идею, выстраивания системы законодательной власти, чтобы избирателю было легче жить. Мысль в том, чтобы федеральные, региональные и муниципальные депутаты имели паспорт своего участка, там должны быть сведения о населении, промышленности и т.д. и т.п., а главное, они были в постоянной связи между собой.
Относительно исполнительной власти, то здесь по всей вертикали должна быть персональная ответственность. Так, если Председатель Правительства дает поручение министру прибыть на заслушивание в Государственную Думу на заслушивание, то прибыть он должен лично, а не поручать своему заместителю. Иное дело уважительная причина, но в этом случае, необходимо, если есть такая возможность, перенести заслушивание на другое время. Кроме того, следовало бы внедрить практику института заслушиваний в режиме видеоконференций федерального, регионального и муниципального уровня заместителей губернаторов по вопросам курирования отраслевых отделов, а заместители губернаторов должны заслушивать заместителей глав муниципальных образований. Данная работа должна проводиться не от случая к случаю, по принципу пожарной команды, а целенаправленно и последовательно, на основе планов-графиков. При этом желательно транслировать всё происходящие по телевидению, как было в одно время. Тогда народ будет знать, что Правительства нет своих личных и ведомственных интересов, кроме заботы о народе. Желательно чаще видеть по телевизору чиновников разных рангов, в прямом эфире, отвечающим на прямые вопросы граждан. Не понятно, почему этого не делается до сих пор, не смотря на пример Президента в формате прямых линий.
Вполне очевидно, что, если власть чаще общается с народом и решает проблемы, что снимает, даже не значительную социальную напряжённость и повышает социальную активность граждан, это формирует желание рядовых обывателей оказывать исполнительной и законодательной власти всех уровней конструктивную помощь в контроле выполнения ею (властью) решений.
Конечно, реализация, предлагаемых мною фактов – эта не панацея и, тем более, не истина последней инстанции, но, с моей точки зрения, качество жизни простых людей в нашей стране существенно улучшится. Находясь под пристальным наблюдением, властьпридержащие начнут предлагать более конструктивные решения, а не мылить штампами. Например, экономический блок Правительства, больше будет думать над тем, как найти новые инвестиции, а не предлагать дополнительные налоги как-то: налог на настойку боярышника и огуречный лосьон. Но, я оптимист и верю, что жизнь станет лучше.