Жилищно-коммунальное хозяйство, несмотря проводимые Правительством реформы, продолжает оставаться наиболее острой социальной проблемой. Основными задачами в разрешении данной темы, не смотря на принятые Правительством реформы, остаются, теплоснабжение, водоснабжение, подача электроэнергии, обеспечение капитального и косметического ремонтов, обустройство придомовой территории.
Так, если взглянуть со стороны, то определённые изменения просматриваются. Так ремонтируются фасады домов в больших городах, но только с лицевой стороны, внутри, как правило, всё остается по-прежнему и, когда туда дойдут руки никому неизвестно. Однако, судя по социальной практике, не очень скоро.
Не достигнуто значимых успехов в вопросах теплоснабжения и электричества. Ещё не редки случаи аварийных отключений света, по причине устаревшего оборудования, в частности трансформаторов, на подстанциях, обрывов электропроводов из-за сильных ветров. Конечно, сегодня природа преподносит такие «сюрпризов» в виде ураганов, что ни одно оборудование не выдержит, но, тем не менее, нужны усовершенствованные технологии, но пока не получается.
Нет особого прогресса в замене устаревших теплосетей, сейчас ежегодно производится, после гидравлических испытаний, латание дыр, а между тем, эти сети прокладывались ещё в советское время. При этом надо отметить, что при ремонте сети разрушаются дороги и инфраструктура благоустройства. Как правило, ремонты проводятся в летнее время месяцами, а там грязь и пыль, что, мягко выражаясь, не очень приятно, гражданам.
Аналогичная ситуация и с канализационными сетями: трубы изношены, отводы нуждаются в модернизации. Сегодня при таких природных катаклизмах нужны совершенно новые технологии, способные справляться с долгими ливнями, способные превратить улицы в реки в буквальном смысле. К этому следует присовокупить тему, касающейся со снабжением питьевой водой, особенно после этих наводнений, когда потом из кранов бежит жёлтая и с неприятным запахом вода.
Отельной и многосложной остается проблема капитальных и косметических ремонтов жилых домов. Здесь, вообще, сплошные муки и недоразумения. Сложности, по нашему мнению, определяются изношенностью домов, построенных в прошлом веке, и не ремонтируемых, как минимум, лет двадцать пять. При этом в большей части таких домов не было ни косметического и тем более капитального ремонтов. В некоторые подъезды таких домов заходить страшно, не то, чтобы жить.
Действующее законодательство, регламентирующие проведение капитальных ремонтов, переложило всё на жильцов многоквартирных домов. Сейчас жители платят за капитальный ремонт в среднем триста рублей, так, если грубо. С этим можно согласиться, такое нормативное закрепление вполне логично. Только, как мне представляется, как всегда у нас писали на бумаге, а забыли про овраги. Мои возражения в том, что износы домов имеют разные сроки, а жители, особенно почтенного возраста, просто могут не дождаться, когда начнется капитальный ремонт – это первый момент. Второй момент, касается того, что нынешний кризис, согласно последним социологическим исследованиям, показал, что о около двадцати миллионов наших граждан, находятся за чертой бедности. Есть ещё категория людей, которые являются малоимущими, этим категориям, несмотря на компенсационные выплаты проводимые государством, эта финансовая ноша остается неподъемной.
Никак не удаётся государству урегулировать вопрос с деньгами, которые платят граждане за коммунальные услуги. Здесь, если можно сказать, «всё просто – плата постоянно увеличивается, но качество услуг от этого не стает лучше». Кроме того порой получаются просто курьёзы. Так у нас в Красноярске так и не нашли деньги, которые должны быть на счетах городской управляющей компании, которые платили граждане в течение пятнадцати лет. Об этом сообщил один из депутатов Законодательного собрания края так и сказал, что куда делись деньги, мы не знаем. Всё понятно, надо снова платить.
Теперь опять будем платить неизвестно куда, и неизвестно кому, но что поделаешь, никуда не денешься, мы люди привычные. Вот, исходя из своего социального жизненного опыта, могу сказать, что денег из семейного бюджета выплачено немеренно, качество услуг предоставляемых управляющими компаниями не улучшилось. При этом, общаясь с работниками, стоящими на передовой: слесарями, газоэлектросварщиками, электриками, инженерами понимаешь, что на них повышение квартплаты ни коем образом не сказывается. Кроме того, ознакомившись с уровнем зарплаты данной категории работников, могу сказать, что уровень их заработной платы сравним с средней пенсией. Конечно, лазить, извините за выражение, в дерме, желающих много не найдется.
Вне всякого сомнения, государством предпринимаются попытки навести в этой сфере порядок. Так сейчас введено обязательное лицензирование управляющих компаний, усилен надзор за управляющими субъектами, оказывающими услуги на рынке жилья. Всё, это неплохо, только, как мне представляется, такие шаги не решают кардинально ситуацию.
Вот с моей точки зрения, как потребителя услуг жилищно-коммунального хозяйства было полезно.
1. Внести поправки в законодательство местного самоуправления, где необходимо ввести институты домоуправов, как было до революции 1917 года, а также квартальных, но не из полицейских, а из муниципальных служащих. Прежде всего, я имею в виду то, что сегодня районные администрации в городах и мегаполисах находятся не очень близко от народа, то есть не в шаговой доступности. Поэтому в каждом квартале или микрорайоне должен и быть квартальный, который аккумулировал в себе функции руководителя квартала. Он ближе к народу, к нему управдомы без проблем могли бы обратиться по вопросам благоустройства придомовой территории, своевременного вывоза мусора, а также других, возникших проблем, касающихся жизнедеятельности многоквартирных домов.
2. Необходимо ликвидировать УК. Ведь, с организационной точки зрения управляющая компания является посредником между множеством собственников многоквартирного жилого дома и лицами, оказывающими услуги по содержанию и обслуживанию многоквартирного жилого дома, а также оказывающих услуги по поставке коммунальных ресурсов. По моему глубокому убеждению, данные субъекты – кладись жуликов и воров. Но посудите сами. Эти управляющие компании «посредничая», просто воруют деньги. Кроме того в мегаполисах этих посредников порой немеренно, вот районная управа, потом городская управа, где жируют и воруют. Я думаю, что уголовных дел, где председатели и прочие руководители жируют, немеренно по нашей необъятной стране. Стало быть, от них (посредников) целесообразно избавиться. Я уверен, что достаточно оставить ООО, которые, собственно, сейчас и «везут» этот непосильный груз по оказанию коммунальных услуг. Ведь там сосредоточены слесаря, сварщики, электрики, столяра и, как было отмечено выше, получают мизерную зарплату.
3. В корне изменить систему уплаты за предоставление коммунальных услуг. Нужно, в конце концов, перейти от слов к делу. Но, сколько можно говорить о том, что жители многоквартирных домов должны напрямую расплачиваться с ресурсоснабжающими организациями без всяких посредников. Тогда будет понятно, кто не платит за свет, за горячую воду, холодную воду канализование и т.д. Поставщик разберётся с каждым должником в судебном порядке.
4. Для повышения уровня прозрачности деятельности ООО, занимающихся оказанием жилищно-коммунальных услуг, целесообразно закрепить в жилищном кодексе право Председателей ТСЖ и Советов многоквартирных домов проверять расходы осуществлять проверки порядка расходования средств, потраченных на ремонт их домов.
Реализация данных предложений – это не панацея избавления от всех имеющихся сегодня проблем в ЖКХ и, тем боле не истина последней инстанции. Однако, по моему глубокому убеждению, существенно улучшит качество оказания помощи жителям в многоквартирных домов.
Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.