Чем дольше живёшь на свете, тем больше убеждаешься в справедливости пословицы «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку». Смысл данной пословицы в том, что люди, занимающие высокое положение, обладают большими правами и возможностями, чем все остальные. Так Юпитер в римской мифологии, подобно греческому Зевсу, — верховный бог, громовержец, часто являвшийся людям в образе своего «тотемного» животного — быка. При этом какой бы демократической власть не была, всегда найдутся юпитеры, которые относятся к категории власть предержащих, позволяющих чувствовать себя – сильными мира сего и остальные, не имеющие возможности так себя вести.
Рассматривая феномен вседозволенности, как социального явления, можно определить его социальную природу, которая вытекает из двух составляющих компонентов: формальный и неформальный. Формальный компонент предполагает закрепление превосходства над другими при помощи нормативных актов, а также обычаев. Уже при первобытно- общинном строе вожди имели превосходство над остальными и имели привилегии во всём. Дальше с появлением государства, без относительности к тому, какая была форма правления, высшие сословия имели больше свободы, чем другие члены общества. Сколько революций и переворотов не происходило, менялось только то, что свергали одних властителей, приходили другие. Конечно, там менялись формы государственного устройства, формы правления и политические режимы, но всегда были властители, которые имели возможность вести себя воле, так сказать, свободно, не очень обременяя себя исполнять общепринятые социальные нормы. Ну, а народ страдал всегда и расплачивался за все эти прегрешения.
В этой связи у меня в памяти всплывает очень показательный пример. С учетом того, что моя жизнь определённый промежуток времени была связана с системой исполнения уголовных наказаний. Проще говоря, мест не столь отдалённых. Там при всех массовых беспорядках, всегда страдали «мужики», они были положительной частью всех осуждённых. При этом им больше всех доставалось, потому, что они были самой многочисленной группой и меньше всего были склонны к всевозможным хитростям тюремной жизни. Ну, а так называемее «блатные» и «обиженные» были менее заметны и всегда прятались в укромных местах или старались раствориться в общей массе.
Нынешние социально-правовые реалии, на фоне всеобщей борьбы с коррупцией, внесли определённые позитивные элементы, в части борьбы с категорией, так называемых, неприкасаемых. Так руководитель следственного комитета страны Александр Бастрыкин в одном из своих интервью недвусмысленно отметил, что даже самая большая должность в любом регионе в последнее время перестала спасать чиновников от внимания правоохранительных органов. Фраза «предъявление обвинения губернатору» уже не считается экзотикой. Кроме того, данное ведомство стало создавать немало проблем высокопоставленным чиновникам.
Но, тем не менее, возбуждение уголовного дела не означает, что после окончания следствия обязательно последует уголовное наказание. К сожалению, в определенных кругах бытует мнение, что вопрос с нарушением закона вполне можно «порешать» до суда. Да и в самом суде весьма реально получить за серьезное нарушение закона чисто символическое наказание или вовсе найти основание, чтобы избежать реального наказания в принципе.
Показательным примером такой практики, на мой взгляд, является уголовное дело бывшего министра обороны страны Анатолия Эдуардовича Сердюкова. Давайте вспомним, какое было многообещающее начало: возбуждение уголовного дела, следом стали проводить обыски, задержания, аресты. Средства массовой информации демонстрировали горы изъятых денег и драгоценностей, немереное количество предметов роскоши (картины, имеющие художественную ценность, предметы антиквариата). Не было никаких сомнений, что эпоха неприкасаемых закончилась.
Собственно всё к тому и шло. Так в процессе расследования уголовного дела бывший министр был свидетелем. При этом на каждый вызов, на допрос в следственный комитет всегда прибывал в сопровождении высокооплачиваемого адвоката. Собственно, ничего предрассудительного, в этом нет, правда, это вызывало определённое раздражение в обществе по поду того, что господин Сердюков всё-таки виновен в преступлениях, которые совершались в министерстве обороны. Тогда было немало привлечено руководителей отделов и специалистов из центрального аппарата ведомства. Ну, и в связи с этим поползли слухи о том, что Анатолий Эдуардович – свой человек, стало быть, он неприкасаемый.
Однако руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации следственного комитета комитета РФ, генерал-майор юстиции Маркин Владимир Иванович неоднократно и уверенно в своих интервью заявлял о том, что нет, и в принципе не может быть неприкасаемых в нашей стране. Относительно происходящего расследований хищений в министерстве обороны, он всегда отмечал, что эпизодов в уголовном деле много, по каждому из них необходимо досконально разобраться и провести необходимые следственные действия. Ну, а, что касается бывшего министра, то он проходит по делу в качестве свидетеля, а, если появятся основания, то необходимые следственные действия в отношении него будут проведены согласно уголовно-процессуального законодательства РФ.
Здесь с удовлетворением отметим, что все так и произошло. Так после проведения ряда мероприятий в рамках тактики расследования, Сердюкову А.Э. было предъявлено обвинение по ст.293 УК РФ, то есть халатность. Данный состав предполагает неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.
У меня, как у человека, имеющего юридическое образование и двадцати пяти летний опыт работы в органах внутренних дел и уголовно исполнительной системы, вменение Сердюкову халатности вызвало некоторое, мягко говоря, недоумение. Конечно, я не имею возможности быть знакомым с материалами уголовного дела. Но даже в первом приближении, судя по материалам средств массовой информации, можно с большой долей вероятности утверждать, что здесь присутствует натяжка.
Ну, в самом деле, по всем СМИ показывали и рассказывали о больших кучах денег пяти тысячными купюрами. При этом одна из высокопоставленных чиновниц министерства госпожа Васильева Евгения Николаевна, находясь на должности начальника департамента имущественных отношений Минобороны, получала зарплату, немного, немало 5 миллионов рублей. При этом получение данной заработной платы длилось ни один месяц. Неужели этого Сердюков не видел, складывается такое ощущение, что у него, вообще, нет зрения. Но, впрочем, такое можно объяснить, тем, что у них были внеслужебные связи. Здесь тоже есть причина, с учётом того, что Анатолий Эдуардович – натура влюбчивая, ведь за плечами у него два брака.При этом вторая жена, Юлия Викторовна Похлебенина (Зубкова), дочь теперь уже бывшего вице-премьера правительства РФ Виктора Зубкова.
Кроме того, по распоряжению Сердюкова А.Э. была проложена асфальтированная дорога за государственные деньги к даче зятя Валерия Николаевича Пузикова, бизнесмена, супруга его младшей сестры. Мне представляется, что здесь, как-то, «сшито белыми нитками». Но, я не знаю, вполне могу ошибаться. Но, тем не менее, я имею определённую уверенность, что у следственного комитета изначально была задача провести данного персонажа по, так называемому, мягкому варианту.
Мне представляется, что здесь не халатность, а злоупотребление должностными полномочиями ст. 285 УК РФ, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Конечно, данная статья предполагает более жёсткое наказание, да и форма вины иная, то есть умышленная, а по халатности форма вины определяется неосторожностью или легкомыслием. Я даже теоретически не могу представить бывшего министра неосторожным или легко мыслящим человеком, возможно, следствие решило, что всё было в порыве любовных страстей, поэтому и прокурор с этим согласился, когда утверждал обвинительное заключение или до этого не дошло. Потом дело прекратили по амнистии. Но главная военная прокуратура поставила под сомнение амнистию бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова на основании признания его защитником Отечества. Было заявлено, если эксперты сочтут, что следствие поторопилось приписать Сердюкову боевые заслуги, его уголовное дело может быть направлено в суд.
Как и следовало ожидать,амнистия бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова утверждена Главной военной прокуратурой. Другихуголовных дел в отношении него не расследуется. Органы военной юстиции и защита Сердюкова считают, что амнистия была проведена на законных основаниях. Вот и проблема благополучно разрешилась: закон не нарушили и человеку помогли. Тем более глава правительства Д.А. Медведев, оценивая работу Сердюкова, признал, что он был эффективным министром, только в чём это выражалось, он не уточнил.
Мне представляется, справедливым, приведённое выше высказываниеруководителя следственного комитета страны Александра Бастрыкина о том, что большая должность в любом регионе в последнее время перестала спасать чиновников от внимания правоохранительных органов. Однако федеральный уровень пока не в полной мере достигаем.
В пользу того, что на региональном уровне, есть определённые существенные сдвиги можно подтвердить тем, что в Волгоградской области лишь с третьего раза приговорен к реальному лишению свободы глава комитета мэрии Волгограда. Он был оправдан по обвинению в получении 500-тысячной взятки от поставщика школьного оборудования, сообщили в пресс-службе Волгоградского областного суда.
Ранее Советский районный суд города Волгограда рассмотрел дело бывшего председателя комитета по строительству администрации Волгограда Сергея Капанадзе, которому инкриминировалось совершение преступлений по п. и г. ст. 290 (получение должностным лицом взятки в крупном размере) и ч.1. ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
По версии следствия, Капанадзе, курировавший строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в школе Дзержинского района, дал указание подчиненным подписать акты выполненных работ до их завершения. В результате на счет подрядчика из бюджета было перечислено свыше 6,9 млн. руб. При этом фактически работы были выполнены не в полном объеме – на территорию комплекса не поставлено технологическое оборудование стоимостью более 4,22 млн. руб. За свои услуги чиновник получил 500 000 руб.
Тем не менее, районный суд признал Капанадзе виновным только по ч. 1. ст. 286. УК РФ и оправдал по обвинению в получении взятки. Экс-главе комитета мэрии было назначено наказание в виде запрета занимать должности в органах госвласти на 3 года 6 месяцев.
Следователями СК по Красноярскому краю предъявлено министру промышленности и энергетики Красноярского края Денису Пашкову обвинение по факту хищения средств, выделенных для господдержки ЗАО «Сибтяжмаш», сообщили в пресс-службе краевого Следственного комитета.
Дело в том, что 16.04. 2012 г.по факту хищения 29 млн. рублей, выделенных из бюджета в рамках антикризисной поддержки завода «Сибтяжмаш», следователи возбудили уголовное дело. В середине марта в министерстве промышленности и энергетики провели обыск и изъятие документов, которые относились к работе ведомства по поддержке завода. Изначально Пашков проходил по делу в качестве свидетеля.
Расследование велось долго по причине болезни бывшего министра, который месяцами не мог принимать участие в следственных действиях, ему пришлось лечиться за границей. Слава богу, финансовые возможности бывшего министра такое дорогое лечение позволяют. Трудность следствия еще определялось существенным обстоятельством, связанным с гибелью бывшего директора или кризисного управляющего завода, сейчас не помню, но обстоятельства смерти банальны – перепарился в парилке того же завода. Видимо, пар был некачественный. Во всяком случае, других выводов по проверке нет. Суд перенесли, на следующий месяц, когда дело закончится, приговором никто не знает.
Таких примеров в настоящее время, наберётся косой десяток — это очень радует, во всяком случае, есть определённая уверенность, что, наконец, начинает уходить эпоха вседозволенности и категория неприкасаемых людей имеет тенденцию на исчезновение. Возможно, уже в недалеком будущем так и будет, во всяком случае, я на это надеюсь. Однако для этого, как мне представляется, необходимо предпринять следующие шаги:
1. Необходимо нормативно определить и закрепить форму деклараций для лиц, занимающих выборные и назначаемые должности в органах исполнительной и законодательной власти. В декларации должно быть указано движимое всё недвижимое имущество, находящиеся находится в личной собственности лица и его родственников: жены, братьев, сестёр, детей и родителей. Кроме того в декларации подробно должны быть указаны источники, за счёт которых приобреталось данное имущество, с указанием периода. К примеру, губернатор области или края Иванов Пётр Иванович задекларировал доход 3 млрд. долларов за 2013 год. Его личный доход 2млн. 200 тыс. руб. (зарплата 250 тыс. и доходы от акций «Межлайф», которые приобретены в 2005 году). Кроме того в собственности дом или особняк, купленный в 2000 году в период работы в «ООО Культмашстрой». Жена, сын, дочь другие родственники имеют в собственности автомобиль, гараж и т. д.
Как мне представляется, такое декларативное закрепление собственности и финансовых средств создаст большую прозрачность получения доходов чиновников и депутатов, что избавит общественность от лишних вопросов и всевозможных додумок и вымыслов. Я имею в виду, что государственный служащий, занимающий должность более 10 лет при зарплате 200 тысяч рублей, декларирует доход в 300 миллионов рублей. При этом близкие родственники не занимаются предпринимательской деятельностью. В настоящее время не все, но, во всяком случае, определённая часть заполняет декларации ежегодно, стараясь честно декларировать свои доходы, которые затем выкладываются в открытый доступ, там не всё понятно, что называется: не сходится дебет с кредитом. Проще говоря, зарплата мизерная, денег горы. А тут будет понятно, что с такого по такой период работал в золотодобывающей компании, а сейчас государев служащий.
2. С учетом повышения качества контроля над доходами и расходами чиновников и депутатов всех уровней, было бы целесообразным законодательное закрепление за Счётной палатой обязанности осуществлять текущие, промежуточные и итоговые оперативные проверки, касающееся покупок недвижимости и предметов роскоши, а так же получение различного вида услуг, значительно превышающих доходы. Я клоню к тому, что сфотографировал законопослушный гражданин депутата или чиновника на собственной яхте в Крыму, Турции, или ещё где-нибудь, которая гораздо «круче» чем у Абрамовича, не откладывая в долгий ящик, направил письмо в Счетную палату, там организовали проверку и выяснили, что яхта взята на прокат. Выяснили сумму данной услуги, сопоставили с доходами, если вписывается, значит никаких вопросов, если купил, то за какие деньги? Дальше проверили декларацию и сопоставили доходы и расходы на яхту. Тем более, сейчас наши западные друзья всё больше и больше накладывают санкций на чиновников, им за границу выезжать трудновато значит на своих яхтах и дорогих машинах, построенных дорогих виллах, они будут отдыхать на Родине, а социально-активные и бдительные граждане обязательно обратят внимание и сообщат в счётную палату.
Если серьёзно рассматривать проблему вседозволенности, то, конечно, здесь необходим комплексный, системный и поэтапный подход, который займет определённый и достаточно продолжительный период. Я уверен, что сейчас самое время начать широкомасштабную войну с этой пресловутой вседозволенностью. Полагаю, что пока запад облагает нас санкциями, самое время ужесточить требования ко всем властным структурам к исполнению их прямых функциональных обязанностей, чтобы каждый чинуша и депутат чувствовал, то, что, если он чего-нибудь не сделает значит, лишится своего поста.
Однако в нашей стране, впрочем, наверно, как и везде, быстро ничего не делается, мощная бюрократическая машина способна затянуть, растворить в своих жерновах любое позитивное социальное начинание. Из покон веку у нас господа из числа властьпридержащих сначала стараются правдами и неправдами получить должность, а потом в ней удержаться. Недаром сейчас в народе существует поговорка, что нынешняя власть всецело зависит только от одного человека, главное, чтобы его величество случай, и госпожа удача позволила привлечь его внимание – тогда всё решится быстро и качественно. Получается так, что депутаты и чиновники делятся на две группы: первая не имеет достаточного уровня интеллекта и профессионализма, а вторая не имеет совести – вот поэтому так и живём.
Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.