Да, как всё-таки быстро идёт время, кажется, что было только вчера, а на самом деле уже десять лет как отец ушёл из жизни, большие изменения претерпела и моя жизнь. Много чего было трагичного, что заставило многое переосмыслить и посмотреть сквозь призму пережитого. Но, тем не менее, жизнь продолжается и неумолимо идёт вперёд, определяя всё новые приоритеты и вызовы.
Так в отечественной философии уже на протяжении нескольких десятилетий всё чаще и чаще употребляется утверждение: «каждая личность – это продукт своей эпохи». Конечно, это объективная реальность и вряд ли кто-нибудь будет данный тезис оспаривать. Хотя нашему поколению, прожившему большую часть жизни при социализме, такое не могло присниться даже в самом страшном сне.
Вот, начиная с апреля 1985 года, когда руководящая и направляющая сила советского общества провозгласила курс: «Ускорения социально-экономического развития», мы чего только не пережили. Всё так стремительно стало рушиться, все, включая официальную пропаганду, называли это реформами. Реформировали, путем разрушения, всё, что было можно. Тогда политическое руководство страны, называло происходящий процесс «Перестройка».
В этой связи, мне хочется воспроизвести мыли отца, которыми он делится в своей книге «записки бывшего директора: «… начавшаяся перестройка и последующий затем беспредел, повлекшие отрицание всего прошлого, привели к изменению оценок ценностей». Тогда народу, нашему поколению в том числе, пришлось пережить то, как доктора Кашпировский и Чумак лечили весь Советский союз одновременно по телевизору. Было очень интересно следить за работой I съезда Народных Депутатов СССР, которое напоминало реальное юмористическое шоу, для того, чтобы это видеть многие убегали с работы, чтобы не пропустить перл какого-нибудь депутата, во время очередного заседания.
Практически мгновенно из магазинов исчезли все товары первой необходимости, а топом и все остальное, в магазинах были только продавцы и пустые прилавки. Деньги стали выдаваться мешками в буквальном смысле, вспоминания, свой жизненный опыт, могу сказать, что мне выдавали зарплату в наволочку от подушки. Это называлось «Гайдаровской реформой», когда цены отпустили, выпустили или распустили, не знаю, как правильно.
Ну, дальше начался процесс приватизации по Чубайсу, когда каждому были выданы ваучеры, при помощи которых каждый гражданин мог владеть определённой частью фабрики, завода или чего другого и получать из этого прибыли. Очень показательно, что в каждом паспорте стояла отметка, что приватизационный чек выдан.
Однако как-то этими чеками не удалось основной части населения воспользоваться, все заводы, фабрики, электростанции, недвижимость оказалась в руках, абрамовичей, березовских, гусинских и рядах других представителей, оказавшихся в определённое время и нужном месте. Данное явление по определению В.В. Путина будет названо бандитской приватизацией, не подлежащей пересмотру.
Здесь термин «бандитская» не случайно употреблён, потому что криминальные авторитеты, именуемые «ворами в законе». Они путем убийств, грабежей и других преступлений захватывали объекты собственности, устраивали переделы. Естественно, что всё это сопровождалось человеческими жертвами. Таких бандитских разборов было немало, при которых погибали сотрудники правоохранительных органов предпринимателей, случалось, что жертвами становились случайные, люди, оказавшиеся свидетелями происходящего.
Таким образом, можно смело констатировать, что мы потеряли прошлое, а впереди виделось светлое демократическое будущие, которое в реальности было просто кошмарным. При этом наиболее больший урон в своей жизни пришёлся на старшее поколение, которое своими руками создавало народное богатство, которое в одночасье оказалось у кучки, вышеперечисленных групп.
Я вспоминаю отец, на ту пору был пенсионером Республиканского значения, у него была пенсия, позволяющая, во всяком случае, безбедно существовать. Кроме того он имел звания: «Почётный гражданин города», «Ветеран труда» и ряд других наград и званий, что давало определённые льготы. При этом надо отметить, что у него был пятидесятилетний трудовой стаж.
Для таких как он, крах советской политической системы и идеологии был не только материальным, но и глубоким моральным потрясением. Ведь поколение, к которому он принадлежит, искренне верило в торжество коммунистических идеалов. Конечно, сомнения в правильности проводимой внешней и внутренней политики советской власти у него, несомненно, были. Но, как он пишет в своих воспоминаниях: «… иногда меня посещали мысли о очень жёсткой и, возможно, неправильной политике партии, что приводило к человеческим трагедиям. Однако под натиском официальной пропаганды, я гнал от себя подобные мысли как можно дальше, списывая их на свой ещё молодой возраст и недостаточную гражданскую зрелость — Пишет он своей книге «Суровая молодость наша (размышления о прожитом)».
Сегодня, когда я уже сам нахожусь в достаточно зрелом возрасте, могу однозначно сказать, что мой отец — Ким Арион Григорьевич, искренне верил в незыблемость идеалов коммунизма, потому что марксистко-ленинское учение вечно, так, как оно верно. В подтверждение сказанного, я могу привести в качестве примера, его, неоднократно повторяемые, мне слова, о том, что только благодаря Советской власти ему удалось состояться как личности и добиться определённого статусного положения. При капитализме, он и его братья были бы подпасками, а потом пастухами у какого-нибудь богатея. Кроме того, его коллега и мой учитель Вьюжанин Иван Петрович, слава Богу, здравствующий и счастливый сегодня, при каждой встрече вспоминает о том, что Арион Григорьевич, даже во время выпивки не разрешал критиковать партию и, уж, тем более рассказывать анекдоты. Он всегда говорил: «Иван – ты мне партию не тронь!».
Между тем, находясь в условиях объективной социальной реальности, он вынужден был согласиться со всем тем, что происходило в жизни. Но при этом, у него никогда возникало сомнений в справедливости советских жизненных устоев. То, что так случилось, он считал – это просчёты политического руководства страны, прежде всего в период застоя, имеется в виду восемнадцатилетние правление Брежнева Л.И. Ну, и, конечно, ошибки Горбачёва М.С., который ныне неплохо здравствует. Правда, недавно, выступая по одному из телеканалов, он сказал, что безответственно и глупо возлагать на одного его развал СССР. Я только не очень понял, а на кого ещё?
Конечно, сейчас многие отказываются от своего советского прошлого, другие откровенно проклинают, на то у каждого есть свои основания и причины. Однако определённая часть людей делает это ради поставленных перед собой политических или меркантильных целей, не имея об этом не малейшего представления, заимствуя чужие фразы. На мой взгляд, здесь можно сказать, только то, что любая власть не может устраивать всё общество, я имею в виду общество с наличием гражданских институтов, ну, а честному человеку тяжело жить при любой власти.
Сегодня, вспоминая свою жизнь, я все чаще обращаюсь к периоду своего детства. Тем более, что десять лет моей жизни связаны с Канской средней школой-итернат имени Юрия Алексеевича Гагарина, в которой работали мои родители.
Приехали мы в Канск летом 1962 года, куда отца по предложению крайоно отца назначили директором, мама работала учителем русского языка и литературы и воспитателем. Раньше мы жили в селе Красный Завод Боготольского района Красноярского края. Очень интересное у этого села интересное географическое положение: он находится в середине между Боготолом и Ачинском. Железной дороги в селе не было, но стация Критово от села находится в шести километрах. Село было разделено на две части рекой Чулым, транспорт и люди переправлялись на пароме, а зимой по льду, в межсезонье, когда паромная переправа не работала, связь была только телефонная.
Конечно, когда мы приехали в Канск, он для меня был большим городом, по которому ходили большие автобусы, которые я видел, когда мы ездили в Ачинск для покупок одежды: пальто, костюмов. Для меня тогда улица «40 лет октября» представлялась целым проспектом, возможно, что так и есть, она проходит по всему правому берегу Канска. Потом пятиэтажные дома, мне представляясь небоскрёбами.
Жилье нашей семье выделили, наверно, года через три, это могло произойти гораздо раньше, но отец не соглашался потому, что ему нужно было жить рядом с работой, чтобы оперативно влиять на ситуацию. Ведь тогда было 700 воспитанников. При этом по тогдашним законам программа среднего образования предполагала одиннадцатилетнее обучение.
Поэтому жили мы на территории учебного заведения в служебных жилых помещениях. В таких помещениях жили и другие семьи: замдиректора по воспитательной работе Окунева Валентина Алексеевна с детьми Галей и Володей, тетя Тоня Дикова, она работала сторожем потом в швейной мастерской по ремонту одежды, одна воспитывала троих детей, муж-фронтовик рано ушел из жизни, сказались фронтовые раны, кроме того он потерял обе ноги. Я его не застал, но с Валей, Пашей и Гошей я дружил, правда, Валя и Паша были намного меня старше, другом я им не был, они на меня свысока смотрели, а Гоша был моим другом, мы даже учились в одном классе. Ещё с такой же служебной квартире жила бухгалтер Нина Васильевна Рассабина. Судьба так распорядилась, что ей пришлось воспитывать двоих детей: дочь-Галю и сына-Женю. Здесь, я считаю необходимым высказаться в том плане, что Галя и Женя, выражаясь на современном сленге, — звездочки. Галя, не смотря на имеющие место быть у неё проблемы со здоровьем, окончила школу с золотой медалью, уехала в Севастополь успешно поступила и закончила институт. Очень жаль, что она так рано ушла из жизни. Успешно окончил школу на 4 и 5, и Женя, тоже поступил и окончил институт в Севастополе, получил направление на работу в Калинин, перевёз маму из Канска и работает до сих пор, воспитывая своих детей.
Так повелось, что первые четыре года я, вместе с родителями ходил на выпускные вечера, начиная с 1962 по 1968 г.г. Так уже с 1963 года мне запомнились медалисты: Виктор Неумержицкий, он окончил школу с золотой медалью. Мне тогда просто врезалось в память, что Витя в период подготовки к экзаменам, безвылазно, в буквальном смысле, не входил из библиотеки и спальной комнаты, всё время, проводя за книгами. Его спрашивали, почему он не выходит играть в волейбол, он отвечал, что мне некогда. И в самом деле, я его удел на волейбольной площадке только после сдачи последнего экзамена – вот, уж настоящая сила воли.
Как, я уже сказал выше, тогда учились одиннадцать лет, парням и девушкам при выпуске было по 18-19 лет, кое-кому и 20 было, соответственно, для меня они были дядями и тетями. Собственно говоря, так и было на самом деле, тогда многие после 10 класса официально работали на Канском ремзаводе, правда, не знаю относительно оплаты, но трудовой стаж у них был. Тот же Витя Неумержицкий, Валера Субоч получили ли первую трудовую закалку там. Кроме того ребята были зрелые с полнее сформировавшимися взглядами на жизнь и высоким уровнем духовности. Так Саша Калачев, еще, будучи учеником десятого класса, написал поэму о школе. Вот слова:
«Когда людской энергией и силой,
Бурлила жизнь в подъемах трудовых,
Ты, партия, нам школу подарила,
Нам — это мне и тысячам таких,
…Я сюда вошел совсем мальчишкой,
Было мне тогда 12 лет,
Помню я звонок весёлый, звонкий,
Первые уроки и обед…
…. Школьный двор на прежний не похожий –
Стал солидным, стройным и оброс.
Только интернат стоит все тот же –
Молодой и дорогой до слёз…
Я сейчас учусь уже в десятом,
Есть у нас одиннадцатый класс,
Все его окрепшие ребята,
В этот год совсем покинут нас…
Знамя школы выше взлетит завтра,
Пусть живым заплещется окно
Первого Земного космонавта
Ему народом звание дано…».
Здесь автором упоминается школьный двор, который очень быстро менялся. Вот, что пишет об этом отец в своих воспоминаниях: «Многое пришлось с ребятами первых трёх выпусков, ибо основной рабочей силой были они, первые воспитанники школы-интерната. Для стимулирования активного труда была разработана и действовала система поощрений за хороший труд и строительство объектов: столовой, гаража, учебных мастерских, свинарника и коровника на подсобном хозяйстве, а также при благоустройстве территории: высадка деревьев, кустарников и т.д. и т.п. Это были коллективные посещения театра, кино, внеочередное приобретение мебели технических средств, магнитофонов, проигрывателей, музыкальных инструментов, магнитофонов, проигрывателей, музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, туристического снаряжения, дальние туристические поездки, экскурсионные поездки в Москву, Ленинград».
Конечно, нынешнему поколению это покажется просто скучным и смешным, но тогда жизнь была другой, и люди придерживались других социально-нравственных норм. Вот пример с тем же Сашей Калачёвым, он сдавал выпускной экзамен по русскому языку и литературе. Тогда писали сочинение, на написание которого отводилось шесть часов. Саша много потратил времени на выбор темы, и не укладывался в отведенный период. Все уже давно все написали и сдали свои работы, а Саша всё сидел и писал. Члены комиссии неоднократно подходили и поторапливали его, но когда уже пошёл седьмой час времени, педагоги стали высказывать возмущения и сказали, что пригласят директора. До директора дело не дошло, Саша сдал свое сочинение и на выходе встретил директора – Ариона Григорьевича и завхоза — Николая Федоровича Макарова, который был участником Великой Отечественной войны, воевал в качестве командира полковой разведки. Директор был в курсе событий и, остановив Сашу, сказал, что Александр, я тебя понимаю, ты натура творческая и глубокая, но, тем не менее, правила для всех одни. Николай Фёдорович так укоризненно добавил, «Эх, Саня, Саня!». Саша сильно покраснел, закрыл лицо руками и побежал[1].
Конечно, как было сказано выше, каждая личность – это продукт своего времени, тогда в начале 60Х годов прошлого века люди стремились к трудолюбию, скромности, ответственности, общественной активности, старались оказать помощь друг другу. Вот, в этой связи мне хочется привести в качестве примера один факт, который, на мой взгляд, является показателем сказанного. Так, наверно, осенью 1963 года, преподаватель русского языка и литературы Андреева Фаина Леонидовна, пожаловалась директору о том, что ученик 11 класса Милицин Николай уже месяц не сдает на проверку домашние сочинение. Она сказала, что неоднократно с ним имела беседу, он обещал обязательно принести. Фаина Леонидовна сказала, что обращалась к классному руководителю, но никаких сдвигов нет. Понятно, что Николай особо не стремился заниматься сочинением потому, что он был увлечён автомобилем марки «Газ-51», который он практически собрал с нуля и для постановки его на учет в ГАИ, требовалось ёще кое-что доделать, ему этого очень хотелось. Арион Григорьевич вызвал к себе в кабинет Николая и приказал выложить ключи от гаража и машины на стол и сказал, что до сдачи сочинения в гараже не появляться. Коля, конечно, никуда не делся, сочинение он написал и сдал педагогу. Только месяца через два, кажется, зимой, тогда машина была поставлена на учет в ГАИ. Сейчас у меня стерлось в памяти по какому поводу, но точно помню, что мы с отцом были в гостях у Николая Федоровича. Они с отцом за рюмкой водки что-то отмечали, потом пришел Николай и сказал Николаю Федоровичу, что какой-то товар он в школу привёз и сдал кладовщику. Арион Григорьевич сказал, что всё удачно и надо за это выпить и пригласил Николая к столу. Когда Коля сел, Николай Фёдорович сказал, что, не помешает ли рюмка водки написанию очередного сочинения Николаю. Я наблюдал это со стороны и видел, как он покраснел. Отец сказал: «Ладно, Николай Фёдорович, я надеюсь, так он больше делать не будет». Я сегодня с большим трудом, даже гипотетически, не могу себе представить такую ситуацию сегодня.
Не случайно отец в своих воспоминаниях отмечает, что первые три выпуска: 1962, 1963, 1964 г.г. отличались высокой социальной зрелостью и гражданской ответственностью. Он называет их «первым Гагаринским призывом». Это можно проследить по количество выпускников, окончивших школу с медалями. Так в 1962 году 1 чел., в 1963 году 1 чел., в 1964 году 4 чел. Ну а в более поздние время 1968 и 1969 г.г. по одной медали. Правда, возможно медалисты были и в более позднее время, но, к сожалению, я не располагаю сведениями. Конечно, количество нельзя в полной мере признать показателем качественного признака социальной зрелости определённой социальной группы, но, тем не менее, такой факт свидетельствует об ответственном отношении к получению знаний, как к главному фактору, необходимому для полноценной жизни.
Неслучайно, что третий выпуск для отца был самым любимым. Вот он пишет: «Очень хорошим был 3 выпуск, был хороший коллектив класса. Хорошо учиться, быть активным во всех делах, спорте, художественной самодеятельности было нормой этого замечательного коллектива». Здесь необходимо отметить, что многие выпускники из этого выпуска стали для него друзьями, и дружбу с родным интернатом они сохраняют до сегодняшнего дня. В этом большая заслуга принадлежит Грише Кабохину. Так после окончания школы, они не прерывали связи и каждые пять лет после окончания встречались в стенах интерната. Кроме то в 2014 году исполняется 50 лет выпуска, и они обязательно встретятся. Сегодня Гриша при помощи социальных сетей и других средств коммуникации ищет тех одноклассников, с которыми потеряна связь.
Времени с пор утекло немало, тогдашние мальчики девочки сегодня дожили до такого периода, когда у них есть дети и внуки, но всё равно память о годах, проведённых в школе, остается. Так один из первых учащихся, переведённых из детского дома в интернат, Саша Козырев вспоминает: «Здравствуй Иван! И всёже мне хочется переехать в Канск хотел бы узнать имя и телефоны директора семья моя непротив. Помоги Иван, это дело не одного дня всё же я надеюсь. С уважением Александр, любящий твоего отца и моего тоже. Он мне дал путёвку в жизнь». Конечно, сейчас трудно совершать радикальные шаги в жизни, и у Саши этого не получилось.
Вспоминает детство и Рая Лапа, она вместе со старшим братом Колей так же, по воле судьбы попала в интернат. Коля учился на один класс ниже меня, я выпустился в 1972 году, а он в 1973, сейчас, конечно, они уже взрослые и состоятельные люди, вырастившие и давшие образование своим детям, но Рая вспоминает: «Арион Григорьевич был нам отцом. Хочу рассказать тебе свою историю. Это была когда я училась в 5 классе, тогда только, только начали выдавать шариковые ручки, не всем, а кто хорошо учился. Но в это число как ты понимаешь я не входила, и вот на уроке (не буду) писать каком мы с В.Сафроновым, баловались, и я сломала перо в ручке, меня, конечно, выгнали с класса. Вот стаю я, как сейчас помню на 2этаже учебного корпуса плачу, боюсь от Коли брата, мне попадет и в это время идет Арион Григорьевич, и спрашивает, что ты, «лапка» плачешь. Я как на духу все от страха рассказала, а он с улыбкой говорит: «обещаешь писать как я без ошибок» — для меня это не возможно было, я так уверено говорю да. — Он дал мне свою шариковую ручку, но не как у всех, а с кнопкой, она щелкала, я была самой счастливой в этот день, мне завидовали не только одноклассники, но и учителя».
Возвращаясь к воспоминаниям, надо отметить, что Арион Григорьевич гордился и другими гагаринцами: «Кориков Александр – 4Й выпуск 1968 год. Учился в основном, удовлетворительно, но был безусловным лидером в спорте. Великолепный баскетболист, мастерски владел мячом, обманными движениями вводил в заблуждение соперников, прекрасно бросал мяч в корзину с любого положения и расстояния.
В том же выпуске были: Маранцман Наталья, окончившая школу почти на «отлично». Боровиков Александр, лидер в учебе, Окладников Владимир, спортсмен, он занимался практически всеми видами спорта. Гаврилин Анатолий, прибывший в школу-интернат из Устьянского детского дома Абанского района.
Здесь я хочу отметить Любу Сапожникову, я её помню всегда весёлой и жизнерадостной. Она мне её памятка по тому, что у них была любовь с Иваном Трубачёвым, таким высоким стройным и красивым парнем, много девочек, выразить ему свою симпатию. Однако он выбрал Любу, которая старше его на год. Они поженились и уехали на Алтай, кажется в Рубцовск.
«Пятый выпуск 1969 года Сухотин Владимир, спортсмен, лыжник. Спорт ему сильно помог в избранной им профессии. Он работает егерем, является непримиримым борцом с браконьерами и другими недругами природы, которую он любит с детства. Гракова Галя, активная участница художественной самодеятельности, после школы пережила все, выпавшие на её долю жизненные испытания. Ковалёва Валя – очень способная, окончила школу на «хорошо» и «отлично». Она всегда была трудолюбива последовательна. Сорокина Тамара, окончила пединститут, и все годы работает учителем средней школы № 19 г. Канска, пользуется уважением и авторитетом среди учащихся и педагогов».
Здесь мне необходимо отметить, что, скорей всего по техническим причинам, пропущен 6 выпуск, который отмечен в истории школы выпускниками, которыми нужно гордиться. Александр Ярулов, человек, большого, широкого и глубокого творчества. У него энергия новатора и реформатора. После окончания школы он занимал руководящие должности городского и краевого уровней, в том числе директора школы – интерната. Так, будучи директором интерната, он, сумел реформировать «Канскую среднюю общеобразовательную школу-интернат» в Педагогический комплекс «Дом детства имени Ю.А. Гагарина». Кроме того он защитил кандидатскую диссертацию по детской психологии, был начальником краевого отдела образования. Тамара Левкина – красавица, скромница, умница. Она хорошо училась и всегда была в центре общественной жизни школы. Лахонин Геннадий, спортивный, всегда улыбчивый, готовый всегда придти на помощь товарищу. Коля Плотников – брат нижеупомянутого Ивана Плотникова, — всегда аккуратный, собранный не очень многословный. Александр Горовенко из села Петрушки Канского района. — Это большая семья, у Саши был брат Володя – мой одноклассник и сестра — Галя. Этот выпуск был старше нас два года, они были нашими старшими товарищами, во многом помогавшие нам советами».
«Выпуск 7 1971 года. Артамонов Владимир – всегда ухоженный, аккуратный за всем этим следила мама, часто бывавшая в школе. Володя активно участвовал в общественной жизни и занимался спортом.
В положительном плане мне хочется отметить Балябу Свету, Лымпио Михаила, Окуневу Галину».
Здесь я позволю себе сделать ремарку в том плане, что я бы сюда добавил Александра Козырева, о котором упоминалось выше. Михаила Крупина, моего друга, успешно окончившего в Улан – Удэ институт культуры, и, небезуспешно проработавшим кризисные годы директором Канского драмтеатра. Сергея Стародубцева – спортсмена-гимнаста, который был не однократным победителем Краевых соревнований. Ольгу Линкевич, которая, выражаясь на современном сленге, была просто звездой. Во-первых, «просто красавица», во-вторых, хорошо училась и была примерной ученицей, в-третьих, активная общественница. Наташа Дерябина – великолепная баскетболистка и активная комсомолка. Она на общественных началах была директором школьного ленинского музея, ваш покорный слуга был заместителем. Ваня Плотников – шахматист, боксер, теннисист, очень целеустремлённая и последовательная личность. Человек глубокий, ответственный, который не даёт пустых обещаний. В качестве доказательства к сказанному, могу привести тот факт, что он, начав дружить с моей одноклассницей Катей Гольцер или, как сейчас говорят, выстраивать отношения, продолжает сохранять эти отношения до настоящего времени. Теперь у них не только дети, но и внуки.
8й выпуск 1972 года — это мой родной, я начну, согласно правилам жанра, с наших лидеров: Саша Востриков, Коля Кирьянов, Вася Глушков, Люба Копылова, Катя Гольцер, Володя Горовенко. Алла Немцева. Они все успешно окончили школу, то есть учились только на «4» и «5», активно участвовали в общественной жизни, занимались спортом. Правда, Алла Немцева общественной жизнью практически не интересовалась, она была вынуждена уделять много времени маме, у которой были проблемы со здоровьем. После окончания школы Володя Горовенко поступил в институт, кроме него в этот год поступила в институт Наташа Кизик, она человек гуманитарий, очень любит языки, в 1977 году окончила и работает педагогом до сих пор. Так скажем, уже более 30 лет – вот, что значит человек, влюблённый в свою профессию. Наташа – учитель во втором поколении, её мама — Надежда Яковлевна Кизик, заслуженный учитель РСФСР, работала директором Терской средней общеобразовательной школы, и на протяжении не одного десятка лет была гордостью Канского районного отдела народного образования.
Всего в нашем классе было 34 человека, классным руководителем у нас была моя мама – Алефтина Давыдовна, что мне, мягко выражаясь, не доставляло никакого удовольствия, но ничего не поделаешь, так распорядилась судьба. Связи после окончания учебы, мы не теряли: коллективно провожали юношей в армию, постоянно встречались. Так получилось, что основная часть живет в Красноярске, другая часть в Канске. Правда, некоторые уехали далеко, но сейчас, благодаря современным коммуникациям общаемся. К большому сожалению, Саша Востриков трагически погиб, неизвестно где Наташа Карасова, Вера Свизёва, Нина Казакова, Роза Филатова, но про остальных знаем, слава Богу, живы и относительно здоровы.
9й выпуск 1973 года, отец вспоминает: «Махненко Лену, Пакус Надю, Чегодаеву Надю, Олега Федорова, Самусеву Олю». К этому списку я бы добавил: моего друга-Женю Рассабина, Таню Воронину, Витю Боброва, кстати, они поженились после школы, Колю Лапу, брата вышеупомянутой Раи Лапа. Особо выделю Галину Савченко – она после окончания школы успешно поступила и окончила Кемеровский институт культуры. Длительное время проработала в родной школе, правда, название уже стало другим, как было отмечено выше.
Школа для неё действительно родная, она училась там с первого по десятый класс. В этой школе училась её старшая сестра Люда, и, наконец, пожалуй, самое главное, мама-Тетя Маша проработала в интернате, лет сорок, но может, чуть-чуть меньше. Кроме того Галя вернула родной школе хореографию, возродив традиции былых времён Людмилы Петровны Акатовой. Она продолжает быть лидером в постановке танцев не только в Канске, но в Красноярском крае, о чем свидетельствуют, призовые места в конкурсах федерального уровня. Отметим, что ей пришлось работать не в самые лучшие времена, не только школы, но и страны в целом, и, тем не менее, она всегда старалась сохранить лучшие традиции интерната, это будет отмечено ниже.
Очень трогательно Арион Григорьевич в своих воспоминаниях отмечает Валентину Чепцову. Он пишет: « Валентина Чепцова – 16 выпуск 1980 года. Училась только на «4» и «5», Активная общественница, была председателем Ученического комитета школы-интерната, внесла положительный опыт вклад в работу ученического самоуправления, пользовалась авторитетом среди учащихся и педагогов. В 1979 году была участницей слета в числе 5 представителей школ-интернатов и детских домов Красноярского края в Москве, который проводился в рамках «Года ребёнка». Приехала под большим впечатлением от посещения «Звездного городка» и других мероприятий….. По установившейся в интернате традиции Валя подробно отчиталась перед ребятами о своей поездке и познакомила с проблемами, обсуждаемыми на слёте».
Воспоминания Ариона Григорьевича, изложенные в его книге «Записки Бывшего директора», вышедшие в 1996 году были посвящены 40тию Педагогического комплекса Дома детства. Это его биографическая повесть, связанная с его любимым делом – воспитание детей. Так совпало, что в этом же году ему исполнилось 70 лет. Книга охватывает воспоминания не только канский период и работы, но и, то время, когда он работал директором Краснозаводской средней общеобразовательной школы Боготольского района Красноярского края. Там тоже у него много выпускников, которыми он поддерживал дружеские, трогательные и тёплые отношения. Так случилось, что его ученики стали ему друзьями и единомышленниками.
Между тем жизнь продолжается и стремительно меняется, сейчас уже нет школы-интерната, а вместо неё детский дом. Там сейчас другие формы и методы воспитания с учетом современных норм, потребностей и задач, которые диктуются нынешними социальными реалиями, и здесь ничего не поделаешь.
Но, тем не менее, я всегда говорю, что интернат – это специфическая материя отношений, которой присущи долгие формы состояния памяти, которые человек, попавший туда по воле судьбы, проносит это через всю оставшуюся жизнь, потому что дети, попавшие туда, не имели родителей или воспитывались в неполных семьях. Для них интернат явился в прямом смысле домом, с одной стороны, с другой стороны у ребят, которые жили с родителями, он был вторым кровом.
Мне представляется, что одним из подтверждающих фактов высказанного мной тезиса, следует считать желание выпускников найти своих одноклассников в электронных социальных сетях, хотя, конечно, многие сейчас хотят общаться с одношкольниками, особенно, когда вступаешь в зрелый возраст.
Собственно у меня так и получилось, выйдя на пенсию, я стал заполнять свою жизнь общениями с людьми, которыми учился и работал. Особенно было интересно общаться с теми, кого не видел несколько десятков лет. Так на сайте «Одноклассники» я увидел из своего класса Наташу Васильеву (Кизик), Катю Плотникову (Гольцер), соответственно, её мужа Ивана. Дальше стал искать всех, кто учился в Канской школе-интернат, таковых оказалось немало. Как-то так получается, что помнишь тех, с кем учился в одном классе или кто старше, а младших не очень. Вот Володя Сухотин мне написал, что меня не очень помнит, конечно, разница в возрасте четыре года, тогда была существенной, я для него был «мелюзга». Вспоминая о школьных годах, он написал: «Конечно, же, мне очень запомнился выпускной бал, духовой оркестр, наш хор под руководством Анатолия Кирсановича Сухотина. Балет (Лебединое озеро) впервые в истории г. Канска, был поставлен под руководством Людмилы Петровны Акатовой. Все это конечно осталось в памяти на всю жизнь. Я благодарен Арион Григорьевичу, за его безупречный труд, за то, что он направил нас по нужному руслу в жизнь, которая, я думаю, состоялась благополучно».
Как-то, так получается, что женский пол превалирует среди пользователей социальных сетей и это отмечают социологи и психологи. Вот и я, как только зарегистрировался, то много увидел дам, окончивших школу- интернат, среди первых я увидел: Галину Карих (Дранкович), Галину Маскину (Франц), Татьяну Орлову (Мазитовау), Ирину Астафьеву (Ивченко), Галину Гладенькову (Козлову), Галину Симиютину (Савченко), Любой Ермоленко (Apine), Наталью Малиновскую (Филиппову) и многих других. Кроме Гали Семиютиной, я честно признаюсь, что не помню, они существенно моложе меня, если судить по тогдашним (школьным меркам), сейчас, конечно, нет. Вот, что написала мне Наташа Малиновская: «Иван! Мы действительно с вами лично не знакомы, но косвенно …Я училась в интернате им. Гагарина, окончила школу в 1985году, моя девичья фамилия Филиппова. Ваш отец Ким А.Г.был директором нашей школы и преподавал уроки истории и обществоведения, после перевода в ГОРОНО, директором школы был Гусаров И. А. После окончания школы, я уехала к себе на родину, но вышла замуж за Малиновского Сергея, который тоже учился в нашей школе.
Соблюдая субординацию в отношениях, я буду Вам признательна, если Вы примите предложение дружбы, в честь уважения вашему отцу. Это не громкие слова или лесть, я думаю, Вы заслуживаете уважение и внимание (в какой-то степени благодарность) учеников Вашего отца. С уважением Наталия Малиновская».
Продолжительная служба в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, сумела мне привить умения и навыки разбираться в людях, я с большой уверенностью могу сказать, что человек, который так пишет – это личность, наделённая глубоким интеллектом и высокой духовностью. Я искренне сожалею, что ей пришлось расстаться с Сергеем, но люди с таким сильным характером, предательства не переносят. Тем не менее, для других понятие «предательство» имеет многоаспектный характер и разные смыслы.
Вообще, надо сказать, что наша школа в период семидесятых годов прошедшего века, имела, как сейчас принято говорить, высокий рейтинг. Так Канск город не очень большой, тогда численность населения составляла 92-93 тысячи человек. При этом немалую часть составляли военные, в основном были летчики, военных было 5 городков. Кроме летчиков, были моряки, они занимались ремонтом подводных лодок. В народе эта войсковая часть называлась «Арсенал». Так, вот семьи офицеров и других категорий военнослужащих предпочитали отдавать своих детей в интернат, хотя по тогдашним правилам, такое возбранялось по формальным признакам. Но директор, обладая высоким авторитетом, сумел доказать полезность того, чтобы дети из семей военнослужащих учились в интернате. Тогда эта категория называлась «приходящие». Кстати, я тоже был приходящий. К этой категории относились вышеупомянутые Наташа Маранцман и Оля Линкевич, их папы служили в Арсенале.
В этой связи необходимо отметить, что не только дети данной категории лиц обучались и успешно оканчивали нашу школу, но и жены офицеров, имевшие педагогическое образование, работали в интернате, их было не так уж и много, но у учащихся оставили о себе добрую память. Вне всякого сомнения, данный факт, может служить показателем того, родители доверяли школе, невзирая на то, что там находятся дети далеко не из благополучных семей, а некоторые ребята, вообще не имели родителей.
Вот, что вспоминает Вячеслав Черемных: «Моя мама — Людмила Васильевна, работала преподавателем труда в интернате. – Мне вспоминается молодая и обходительная женщина с добрым и приветливым лицом, она учила шить девочек. — Отец был военным штурманом. Я хорошо помню Вашего отца. С возрастом, становится понятно, как много он делал для детей. Одно питание чего стоило. Ведь в интернате детей кормили действительно хорошо. Город Канск был бандитским, а он старался вырастить нормальных людей».
Вячеслав не доучился до выпускного класса, отца перевели служить в другой город. Но мне вспомнился случай, связанный с тем, что Вячеслав был лидером в учёбе и практически всегда занимал призовые места на городских олимпиадах. Он старше меня на четыре года, я был в пятом классе, когда на общешкольной линейке отец вручал Вячеславу книги, как победителю общегородской олимпиады в нескольких номинациях. Ему тогда вручили целую «гору» книг, он даже немного согнулся под их тяжестью. Ну, а после вручения, он обратился ко всем с вопросом: «Кто в школе самый умный? — все закричали «ЧЕРЕМНЫХ!». Если бы не было современных коммутаций, я бы не знал, где сейчас Вячеслав, а тут раз и нашелся.
Не менее важным для меня сюрпризом было появление на сайте Тамары Башковой (Васильевой), но о ней у меня не было никаких сведений с 1969 года, то есть после окончания школы. Правда, она как-то мне не запомнилась или я забыл, раньше больше помнил. Она проучилась в интернате с первого по десятый класс. Вот, что она вспоминает: «Я 1969 года выпуска — училась вместе с Ваней Трубачевым, Володей Сухотиным, Ларисой Королевой, Надей Остапенко. Я вообще детдомовская и в интернате с 1960 года, еще был Стригин М.Ф., а потом уже папа твой. Я, очень уважала твоего отца за его ум, целеустремленность и он нас считал своими детьми. Всегда мы ходили вместе с Любой Евдокимовой. Но сейчас я с ней потеряла связь». Ларису Королеву помню, потому, что Нина Петровна, её мама, кстати, участник Великой Отечественной войны, долгое время работала в школе секретарём-делопроизводителем. Надю Остапенко однозначно помню, с Сашей, её братом, мы учились в одном классе, теперь и Тамару буду знать.
Ну, и самым главным, на мой взгляд, событием для всех кто работал и учился в Канской средней общеобразовательной школе-интернат им. Ю.А. Гагарина, является создание на сайте «Одноклассники» сообщества «Гагаринец», созданное 13 декабря 2010 года, на сегодняшний день в группе 328 участников Администратор группы – Григорий Брусницин, проживающий на Земле обетованной. Идея создания данного сообщества было приурочено к 55ти летнему юбилею школы.
Здесь необходимо отметить огромную заслугу, уже выше упомянутой, Галины Семиютиной (Савченко). Она, не считаясь со своим личным временем, скопировала в школьном музее фотографии, начиная с периода создания школы и до настоящего времени. Практически там есть фото всех выпусков, а также тех учащихся, кто окончил школу с медалями. Кроме того, я хочу обратить внимание на период её работы в школе в кризисные времена, когда ей удалось вернуть в интернат хореографию, тем самым продолжить традиции Акатовой Людмилы Петровны, о которой вспоминал Володя Сухотин.
Кроме того хочется выразить сердечную благодарность бывшему заместителю директора по воспитательной работе Канского детского дома имени Ю.А. Гагарина Эдуарду Боровскому за создание фильмов и сайта http://www.acvariys.narod.ru
Да, жизнь продолжается и неумолимо идёт вперёд, сейчас другие жизненные каноны и критерии. Время сейчас неспокойное, много опасностей и трагедий. Одно поколение уходит, другое приходит на смену. Проблема отцов и детей была, есть и будет. Родители обижаются, что дети их не всегда воспринимают, не прислушиваются к советам, не перенимают их жизненный опыт.
Тем не менее, жизнь продолжается наша школа продолжает существовать, правда, как Вы заметили там детский дом, школы нет, дети ходят учиться по другим образовательным учреждениям, что существенно меняет формы и методы педагогической работы.
Но нет причин для грусти, ведь Свиреденко Андрей Геннадьевич – директор, человек преданный своему делу, также как Арион Григорьевич, любящий свою профессию, делает все возможное, чтобы сохранить лучшие традиции гагаринцев.
При этом надо сказать, что он, несмотря на трудности, добился проведения капитального ремонта помещений столовой и летнего лагеря отдыха ребят с учётом предъявляемых требований. Кроме того он постоянно совершенствуется: защитил кандидатскую диссертацию, что позволяет, надеется на успешное будущие.
Заканчивая свои воспоминания и размышления, я прошу меня великодушно простить, кого я не отметил, у меня на странице много «Гагаринцев», которые обязательно должны быть мной отмечены. Но дело в том, что я как-то сильно растянул текст. Хотя старался писать меньше, ведь, я понимаю, что читать с экрана тяжело. Но, вот так получилось. Если уж, чего заметите, то напишите в комментариях. Впереди время много, не за горами 60ти летний юбилей школы опять напишем. Вы, пожалуйста, выкладывайте фото и подписывайте – это наша история, а без прошлого не будет будущего.
[1] Саша сейчас живет в Санкт Петербурге, окончил Алматинское высшее пограничное училище КГБ СССР. Но подробности не известны, видимо, он не активный пользователь социальных сетей.