Существующая информационная реальность уделяет значительное внимание фактору развития экономической политики. Данная проблема обусловлена переходом к новому многополярному Миру. Ранее действующая однополярная система управления нашей планеты, несмотря на жесточайшее сопротивление США, как мирового жандарма, уходит в прошлое, от этого не уйдёшь, поскольку данная возможность продиктована объективной реальностью. Сейчас всё больше государств, благодаря, успешному развитию своего социального и промышленного потенциала, обретают суверенность, что позволяет гарантировать международный политический курс, направленный на обеспечение своих государственных интересов.
С учётом этого мировая экономическая система распадается. Так сейчас в мировую международную арену выходят РФ, КНР, Индия, а также прибрежные страны Персидского залива как-то: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак и Иран. При этом нынешняя экономическая реальность обусловлена, прежде всего, необходимостью наличия не только высокотехнологичным производством, но и потребностью в углеводородах. Вместе с тем бывшие метрополии, потеряв былое могущество, сейчас при помощи угроз применения силового и экономического влияния заставляют другие страны проводить выгодную для них экономическую политику. Это, прежде всего англосаксы. Сюда следует присоединять Европу.
Конечно, в данное время не является субъектом международной политики, там имеет место быть, Евросоюз, выполняющий надгосударственные функции, который всецело и безоговорочно реализует указания вашингтонского обкома. Только, как показывает реальность, данная политика, всё больше и больше приводит не просто граждан Европы к уменьшению уровня благосостояния, но и порождает бедность и нищету. Из этого напрашивается вывод о том, что сытый и благополучный старый свет скоро «прикажет долго жить». Говоря иначе, общество всеобщего благоденствия безвозвратно закончилось.
Кроме того необходимо отметить непреложный факт, касающиеся экономических элит Европы, напрочь потерявших или не знавших по причине своей неодобразованности понимания этикета и правил дипломатического общения.
Впрочем, нашу страну, данный коллапс касается меньше всего. Главное сейчас не поддаваться всевозможным разглагольствованиям, которые основаны на штампах западной пропаганды. Необходимо сосредоточится на выработке курса экономического развития страны. Здесь следует проанализировать исторический опыт не только нашей страны, но и других государств. Так, наблюдая информационное пространство в нынешние времена с позиции рядового обывателя, относительно проводимого экономического курса, отмечу, что дискуссия экспертов, журналистов и властьпредержащих, на мой взгляд, сводятся к следующему. Так по мнению руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольги Беленькой, тезисы ЦБ РФ основаны на логичных предпосылках – спад экономики в этом году действительно происходит медленнее, чем ожидалось весной.
Однако пока России удавалось воспользоваться ростом мировых цен на сырье и перенаправлять выпадающие экспортные поставки нефти в азиатские страны, что позволяло избежать резкого сокращения добычи, а в стоимостном выражении экспорт и нефтегазовые доходы бюджета ощутимо выросли. Однако предстоит серьезное испытание на рубеже 2022-го и 2023-го, когда должен вступить в силу шестой пакет санкций ЕС, предусматривающий эмбарго на большую часть поставок российской нефти и нефтепродуктов, запрет европейским компаниям страхования и перевозки российской нефти в третьи страны, – напомнила она.
В тоже время Беленькая затруднилась предположить, что из этого будет реализовано, – страны G7 хотели бы сохранить доступность российской нефти для мирового рынка за счет смягчения запрета на страхование перевозок, но взамен ввести потолок цены экспорта российской нефти. Также неясным остается вопрос, кто из основных потребителей российской нефти поддержит потолок цен, на каком уровне он будет установлен и как на это отреагирует Россия – от всего этого будет зависеть динамика мировых цен на нефть, объемы российского экспорта и ценовые параметры этого экспорта.
Имплементация частичного нефтяного эмбарго ЕС – это риск снижения экспорта и добычи российской нефти, что может негативно отразиться на экономике (через отрицательный вклад чистого экспорта), курсе рубля и на нефтегазовых доходах бюджета в 2023 году. Это, а также, действительно, более растянутая реакция производителей на внешние шоки учитывается в ухудшении экономического прогноза ЦБ РФ на 2023-2024 годы – впрочем, регулятор ожидает возвращения экономики на траекторию восстановительного роста с середины 2023 года и рост в IV квартале 2023-года.
В тоже время некоторые экономисты отмечают, что санкции могут привести к падению экономики России на 6,4–11,5%, оценили эксперты РАНХиГС. В некоторых сценариях в 2023 году потери экономики могут быть больше, чем в 2022 году. При этом из-за санкций экономика России в этом году может упасть на 6,4–11,5% в зависимости от разных сценариев развития кризиса — от уровня дисконта стоимости нефти, ослабления курса рубля, торгового оборота. Такие выводы представлены специалистами Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, которые разработали модель прогнозирования спада экономики страны из-за внешнеэкономических шоков. Об этом пишет РБК. Здесь отметим, что в исследовании смоделировано шесть сценариев падения российской экономики в первый и второй годы действия санкций. В них учитываются санкции, которые введены против страны, их последствия для торгового оборота, отраженные в доступных данных национальных статистических служб, и различные сочетания переменных — импорта и экспорта, стоимости нефти, курса рубля.
Между тем, с позиции обывательского взгляда, конечно, интересны данные прогнозы, кстати, их вагон и маленькая тележка, изучение можно до бесконечности проводить с позиций разных бюджетных линий. Ведь вполне очевидна необходимость перехода, что называется – от слов к делу, то есть переходить к активным инициативным действиям.
Строго говоря, в период пандемии, а также начала спецоперации на Украине, органы законодательной и исполнительной ветвей властей смогли оперативно и эффективно построить свою работу, что позволило не допустить общественной паники и коллапса. Только этого, на мой взгляд, недостаточно. Я к тому, что у властьпредержащих, точнее некоторой части, причём немалой, недостаточно творческой инициативы, что является существенным условием снижения бюрократии.
Сегодня ситуация изменилась, весь коллективный запад воюет с нашей страной во главе с США, поэтому надо переходить к инициативным действиям. В качестве первоочередного шага следует создание орган социально-экономического планирования. Кстати сказать, в советские времена существовала такая структура, как Госплан. Думаю, что мало у многих из здравомыслящих людей возникает мысль о необходимости создания такого планового органа. Только на цифровой основе, занимающегося развитием стратегического, тактического и перемещающегося планирования.
В этой связи, мне хочется процитировать, которое мне удалось увидеть в Интернете, где подпись была «Аноним»: «сама идея Госплана возникла в России ещё в царское время, большевики, получив власть, довели до ума то, что в зачатке уже было придумано раньше, включая пятилетки. Пятилетка – это вообще удивительный временной отрезок: за пять лет из школьника получается молодой специалист, за следующие пять лет он становится специалистом зрелым. За пять лет можно радикально изменить жизнь – и жизнь отдельного человека и жизнь страны. В СССР за две пятилетки была создана индустрия, за одну – восстановлено разрушенное войной хозяйство. один комментарий. Тут вызывает интерес критический комментарий: “В Китае Госплан есть, а идиотам он не нужен — Полагаю, что здесь имеет место быть, отношение к планированию нашей правящего класса в, так называемые, демократические времена. При этом отметим, что сейчас Китай производит мощные вливания на развитие внутренней экономики, которые сопоставимы с бюджетом Евросоюза».
С учётом сказанного, мне представляется, что в качестве первого шага было бы целесообразным создание в Правительстве федерального органа в виде министерства или департамента, занимающегося планированием экономики на пятилетия, семилетия или десятилетия вперёд, то есть стратегическим и тактическим проектированием промышленности и сельского хозяйства.
Разумеется, необходимо учесть объективные и субъективные факторы в рамках беспристрастной системой управления. Полагаю, система планирующих структур должна быть трехзвенной: федеральной, региональной и муниципальной. При этом форма устройства, не должна копировать вышеуказанную советскую систему планирования, то есть, не учитывая региональных и местных условий, доводить цифровые показатели, образно выражаясь – сверху вниз, а наоборот расти, снизу вверх. Инициатива должна быть прежде из малых пространств, начиная с муниципального звена. И только потом развиваться до регионального уровня. Образно выражаясь, планирование должно вырастать поступенчато этаж за этажом, слой за слоем. И, только потом подниматься на высшую федеральную величину.
Между тем необходимо в первую очередь реализовывать государственные интересы, касающиеся таких направлений: оборона, безопасность, а также другие сферы деятельности, относящиеся компенции ст. 71 Конституции РФ. Здесь необходимо понимать значимость и сложность сложившего миропорядка, когда против нас воюет весь колониальный Мир во главе с нашими заклятыми, так называемыми, заокеанскими партнёрами. Стало быть, необходимо срочно принимать исчерпывающие действия, иначе наша страна не только потеряет свой международный авторитет, а просто будет физически уничтожена. Иначе говоря, следует три вещи, как справедливо отмечает, глубокоуважаемый Яков Иосифович Кедми: «…государство должно осуществлять — планирование, содержание и решение». Тем более у нас есть основа нашей жизни — доверие общества к Президенту В.В. Путину, которая позволяет, нам выстоять в любых испытаниях.