Я, как человек, рождённый в прошлом веке, в самой его середине, являюсь стопроцентным совком, в этом нет никаких сомнений. Конечно, советская историческая эпоха, впрочем, как и любая другая, имеет свои плюсы и минусы. Впрочем, иначе и быть не может – это очевидный и непреложный факт, который носил, но носит и будет носить дискуссионный характер. Сейчас для этого есть возможности. При этом в советское время на многое накладывалось жесткое табу.
Вот мне, как обывателю, прожившему больше половины жизни при социализме, в качестве негативного аспекта, запомнился дефицит. Сначала, он был обычным, потом перерос в фазу острого, ну а на заключительном этапе существования СССР, он стал тотальным. Так, начиная с раннего детства, вспоминаю, что ощущалась нехватка яиц, в одни руки давали не больше десятка. Относительно обуви и одежды не помню, в силу возраста. Я имею в виду шестидесятые годы. В начале семидесятых, недостаток продуктов становился острее. Так с каждым годом мясных продуктов становился меньше и меньше. Вот сначала стала стремительно уменьшаться говядина, а вслед за ней свинина. За колбасой, я подразумеваю варёную, про копчёную и говорить не приходится, были очереди, как в мавзолей В.И. Ленина.
Ну, а когда началась эпоха Горбачева М.С., которая предполагала одним из главных направлений: борьбу за трезвость, то к перечню дефицитных товаров мощно прибавились спиртные напитки. Вот тогда мужики в очередях как поется в песне: «рубились, бились в азартном гике».
У нас было так, если партия за что берётся, то всегда основательно и бесповоротно. Всё как в главном партийном гимне «Интернационал». Там есть слова: «… весь Мир насильно мы разрушим до основанья, а затем, мы сами новый Мир построим – кто был ничем, тот станет всем». Следуя этому принципу: было резко сокращено количество магазинов, где продавались, вина, водка и коньяки. Повсеместно уничтожались винные сорта винограда, началась усиленная пропаганда трезвого образа жизни. При этом, было значительно сокращено количество кафе, где было разрешено торговать крепкими спиртными напитками, а в некоторых, вообще, запретили.
Вспоминая те времена, с каким трудом можно было пробиться в ресторан, поскольку швейцар, стоя у дверей, объяснял, что свободных мест нет. Но, только после продолжительных уговоров и за определённую плату, вместе с официантками, свободные места находились.
Кроме того, большой популярностью пользовалась пиво, его брали ящиками и затем с превеликим удовольствием в один присест распивали на берегу реки. Это было высшим наслаждением. Я помню свои молодые годы, после выпитого, чувствовал себя, просто, «на седьмом небе».
Вместе с тем надо отметить, что качество одежды и обуви в этот период, мягко выражаясь, не отличалось высоким качеством. Откровенно говоря, шили всё безобразно. Я помню, что можно было объехать весь город и не подобрать себе брюки или ботинки. Брюки имели непрезентабельный вид, во-первых, цвет весьма не походящий, швы кривые и нитки торчали, пуговицы были пришиты наполовину. Но полки были завалены такой продукцией.
Такого же качества была и обувь: кожа грубая, носить было невозможно, потому что там давит, там жмет. Короче, чтобы в ней ходить, надо было разнашивать. Тогда новые туфли, после покупки, недельку, другую надевали на короткие расстояния, чтобы разносить. У меня знакомая работа на обувной фабрике. Она говорила, что нам главное выполнить план и получить премию, а качество – дело второстепенное.
Поэтому отечественная одежда и обувь лежали в магазинах и на складах, а народ предпочитал импортные вещи, которые были красивее, качественнее, но, и, соответственно, дороже. Вся эта красота простым народом приобреталась на вещевых рынках, которые назывались барахолками у спекулянтов (так называли людей, которые скупали и перепродавали товары с целью наживы ст. 154 УК РФ). Сейчас – это просто бизнес и ничего личного. Тогда было модно и престижно носить заграничные вещи. Они поступали от граждан, ездивших за границу в основном к нашим близким по духу, европейским социалистическим странам. Заграничные «шмотки» привозили моряки гражданского флота, а также летчики с стюардами и стюардессами гражданской авиации. Короче говоря, тогда уровень социальной статутности человека, можно было определить по одежде. Так состоятельные советские граждане мужского были одеты в дублёнки, разумеется, импортного изготовления, джинсы, и норковую шапку (формовку). Ну, а наиболее, выражаясь современным сленгом, носили полноценную ушанку, то есть уши можно было опустить.
Благополучие слабого и прекрасного пола определялось наличием импортных платьев, юбок, блузок, туфлей, а также норковых или песцовых шуб и шапок, но, на худой конец, шапки могли быть и из лисьего меха. Вот такой была социальная реальность.
Вполне очевидно, что при такой общественной действительности, основанной на административно-плановой экономике, наиболее престижными профессиями были: ответственные работники партсовопрганов, директора оптово-розничных баз (промышленной или продовольственной), директора магазинов, специалисты горрайпрод. и промторгов. Данная категория граждан не в чем не нуждалась и ни в чём себе не отказывала. У них было всё под рукой, то есть, всё, что нужно приносилось и приводилось, для этого достаточно было дать команду. Через них проходила система распределения товарно-материальных ценностей.
Но, и была ещё одна группа престижных профессий, с которыми необходимо было заводить дружбу и знакомства: врачи, поскольку здоровье – это архи необходимая составляющая человеческой жизни и педагоги среднего и высшего образования. Правда, школьных учителей не особенно жаловали, тогда в школах на второй год редко оставляли, спихивали в профтехучилища (ПТУ). Ну, а деточки, которые не очень хорошо учились, получали дополнительные уроки на дому за отдельную плату. Это было необходимо, что у ребёнка был приличные оценки в аттестате зрелости, чтобы поступить в институт или университет.
Однако, к концу восьмидесятых годов наступил период, что, практически все магазины, особенно продовольственные, вообще под чистую, полностью опустели. Началась эпоха тотального воровства – все, кто работал на предприятиях тащили все, что плохо лежит. Правда, в промтоварных магазинах продолжала иметь место страшная обувь и одежда, которую никто не хотел покупать. Только к концу 1989 года, начиная с девяностых, и это было все сметено с прилавков.
Ну, а как жили «в лихих девяностых годах», что называется, не в сказке сказать, не пером описать. Об этом сегодня сказано и написано немерено. Я только одним мазком отмечу, что началось натуральное хозяйство. Вот те, кто работал на предприятиях, получали заработную плату, не деньгами, а продукцией: кто пивом, кто хлебом, кто макаронами. Ну, а врачи учителя, вообще месяцами ничего не получали. Потом, после знаменитой гайдаровской реформы, деньги обесценились. Я помню, что купюры были советские, а цены бандитские. В один день, сумма, на которую можно было купить машину, позволяла только проехать на маршрутном такси – вот, как-то так.
Потом Ельцин Б.Н., пользуясь бесхарактерностью Горбачева М.С., ныне здравствующего, развалил СССР, началась полная разруха и бандитская приватизация, полезные связи потеряли свою актуальность.
Конечно сегодня, эти лихие девяностые, вспоминаются как-то с ухмылкой и удивлением, что удалось весь этот хаос пережить. Только с позиции сегодняшнего дня понимаешь, что реально наша великая в прямом и переносном смысле страна могла бы просто исчезнуть с мировой карты. Вместо неё остались несколько слабых и маленьких государств. Об написано и сказано, образно выражаясь, вагон и маленькая тележка.
Сегодня другая жизнь, стала ли сегодняшняя действительность лучше или хуже в сравнении с тем, как жили при советах, с моей точки зрения, трудно сказать. Я исхожу из того, что при любой цивилизации или общественно-экономической формации, жизнь одинаково хорошей для всех априори быть не может. Всегда кто-то живет лучше, а кто-то хуже. Иначе говоря, есть бедные и богатые. Здесь оговорюсь, в том смысле, что среди экспертов и простых обывателей, которые жили в советское время, существует мнение, что СССР бедных не существовало в принципе, поскольку это исключалось и гарантировалось социальной природой советского строя.
Однако по моему глубокому убеждению об этом можно рассуждать сугубо теоретически. Мне с позиции просто обывателя, видится вопиющая несправедливость, которая была при социализме. Так с точки зрения теории развитого социализма, которая нам преподавалась в институтах, нас убеждали, что у нас нет ни бедных, ни богатых, все трудятся и получают заработную плату. Тем самым, у нас исключается такое уродливое социальное явление, как безработица при капитализме. Нас учили, что капиталистический способ оплаты труда предполагает эксплуатацию человека и прибыль хозяину. При социализме дело другое – оплата рабочему прибыль народу.
Между тем надо отметить, что волей судьбы социализм и разруху мы пережили и сейчас продуктов, одежды и обуви в магазинах, торговых центрах и других торговых точках немерено, то есть можно купить всё, что угодно, главное, чтобы были деньги. Только, к большому сожалению, денег не у всех хватает. Даже официальная статистика признает наличие в нашей стране граждан, проживающих за чертой бедности. Конечно, здесь есть вопрос – необходимо понять структуру не только доходов, но и расходов.
Вместе с тем рассуждая о сегодняшних социальных реалиях, с точки зрения, чисто обывательской, нельзя не обратить внимания, фактор, касающейся, начала некоторой ретроспективы. Вот, исходя из моего личного жизненного опыта, я обратил внимание, на то, что сейчас население, в общем и целом, живёт не так уж и плохо. Ну, посудите сами: как много сегодня у людей машин, что создает проблемы автопарковок. При этом немало семей, имеющих в собственности несколько автомобилей. Более того, сегодня продуты, бытовая техника, обувь, одежда, услуги, необходимые для устройства быта, находятся в зоне свободного доступа. Стало быть, иди и покупай, чего твоей душе угодно. Даже, если у тебя нет денег, тогда к твоим услугам навалом предложений получения от банков кредитов как-то: ипотечного или потребительского.
Всё, в общем, замечательно, только после, так называемого, крымского кризиса, как ни крути, но жизнь у нас очень сильно изменилась в худшую сторону, несмотря на заверения чиновников. В том смысле, что никто не почувствует изменений в поставках на прилавки фруктов, в том числе и экзотических, а также овощей, ими было сказано о заключении договоров с новыми поставщиками. При этом было подчёркнуто, что колбасные и сыро-молочные продукты будут заменены при помощи импортозамещения.
Однако всё у нас получилось по Черномырдину В.С.: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда». Так в наших продуктовых магазинах навалом появился, якобы итальянский, швейцарский и французский сыры, изготовленный по оригинальным технологиям в Краснодарском крае. Правда, вид у них был, мягко выражаясь, не очень презентабельный и вкус не привлекательный. Потом дружественная нам Беларусь стала поставлять свои креветки. Иначе говоря, жизнь наша становилась грустнее и труднее. Так из-за экономических санкций, введённых коллективным западом в отношении нашей страны, существенно «сдулся» ассортимент одежды, обуви и меховых изделий. При этом ежегодный прирост цен на товары и услуги становился более ощутимым, особенно это было видно по наиболее незащищённым группам населения – пенсионеры, инвалиды, неполные семьи и др.
Кроме того, что моей точки зрения, является наиболее негативным – это выпуск заведомо недоброкачественной продукции и услуг. Вот давайте поговорим о лекарствах, как жизненно важном и архи необходимом продукте. Здесь я бы выделил два момента, во-первых, отказ от импортных препаратов и замена их на отечественные дженереки, то есть на препараты, которые по своему предназначению может заменить инновационное лекарство, он не имеет патента и выходит в продажу, когда лицензия истекла. Способствовал существенному ухудшению состояния здоровья людей. Во-вторых, в аптеках появились пустышки, а именно таблетки наполненные мелом или пустыми капсулами.
Много стало появляться некачественных консервов. Вот, например, возьмешь тушеную говядину, а там вместо мяса, только жилы и поработанная шкура. Похожая картина и с рыбными консервами: купишь банку, а там сверху нормально, а на дне скомкано и смято. При этом фирма солидная «Доброфлот», может быть, мошенники, трудно сказать.
Конечно, таких фактов в нашей повседневной жизни, просто, вагон и маленькая тележка. Искать причины и условия, которые этому способствуют, у нас есть кому. Просто мне, как бывшему криминологу, представляется, исходя из личного жизненного опыта, что общество может возвратиться, что простым людям придется освежить такое понятие, как «блат», то есть обзаводиться полезные связями, знакомствами, благодаря которым можно получить какие-то блага в обход общепринятых правил и законов, как правило, в ущерб интересам общества или государства. Тем более, жизненные реалии к этому понуждают.
Исходя из этого, у меня появилась мысль заводить социально-полезные коммуникации, с целью покупки качественных продуктов. Проще говоря, чтобы без обмана. Слава богу, возможности для этого имеют место быть. Так я стал собирать информацию, где и у кого качественнее овощи, фрукты, мясная, колбасная, молочная продукция и др.
Несомненно, следует отметить, что сейчас не только фрукты или овощи выбрасываются на рынок, мягко выражаясь, не совсем в потребном качестве. К глубокому прискорбию, приходится констатировать, что 21 век – это век подделок, таковы экономические реалии потребительского рынка. Надо, чтобы автомобили, стиральные машины, кухонные комбайны, электрочайники, долго не служили и покупатели стремились купить более модную и современную технику. Поэтому от знакомых работников сервисных центров приходится слышать советы, чтобы не торопиться расставаться с пылесосами, утюгами, мебелью и т.д.
Понятно, что на всю оставшуюся жизнь всем и вся запастись невозможно. Вот и приходится возвращаться к хорошо забытым советским временам, как раньше выражались «крутиться». Проще говоря, искать и заводить блат. А, как бы этого не хотелось.