Недавно, совершая терренкур, я оказался невольным свидетелем диалога двух пенсионеров. Они говорили о прошедшем лете. Так один пенсионер, сказал, что был в санатории. Второй сказал, что «евпаторий» – это замечательно. Потом разорались, оказывается Евпатория, для нас, сибиряков, уж слишком дорогое удовольствие. Для этого надо, как минимум, иметь сто тысяч, которых трудно скопить, при пенсии 13 тысяч. Здесь необходимо отметить, что по нашим меркам такой размер пенсии считается, так скажем, вполне приличным, много граждан, которые и половины этого не имеют.
Так, если рассуждать о санаторно-куротном лечении, с позиции рядового обывателя, то можно сказать, что курорты в нашей стране расположены в Краснодарском крае: Адлер, Сочи, Анапа, Геленджик. Это наиболее известные места. По соседству расположен Крым, а там Ялта, Алушта, Алупка, Керчь, Евпатория, Севастополь. Это Чёрное море, где почти круглый год солнце и тёплая вода. Эти курорты делятся на обычный сезон, а так же имеет место быть, и бархатный сезон, когда не так сильно печёт солнце, можно продолжать купаться, к тому же, фрукты и овощи поспели. Плюс к этому, меньше народу. Я помню, что в советские времена в данных регионах было много персональных пенсионеров, в основном союзного и республиканского значения. Это были люди, как правило, ушедшие на пенсию из партийно-советских органов, для них были персональные санатории. Кстати там располагались санатории и для других категорий граждан: военнослужащих, сотрудников министерства внутренних. Были для трудящихся, это курортные учреждения, находившиеся в собственности профсоюзов. Тогда было право и возможность у крупных промышленных предприятий строить санатории для своих работников.
Вообще, надо сказать, что тогда курортная система была развита. Так много было курортов на Урале, Алтае, Сибири меньше так, как климат был и есть не подходящий. Но всё равно, наиболее популярным были озеро Байкал и ширинские озера в Хакасии. Вместе с тем необходимо отметить, что регионы Сибири и, тем более Дальнего Востока не были на ту пору так развиты с точки зрения инфраструктуры, поэтому санаториев было, немного, мягко выражаясь. Так после Байкала были санатории во Владивостоке.
Конечно, сегодня рыночные отношения существенно расширили возможности попасть в санатории рядовым обывателям. Ну, во-первых, сейчас намного больше здравниц, которые функционируют исключительно на коммерческой основе. При этом рынок открыл возможности для всех получать заниматься оздоровлением в зарубежом. Во-вторых, коммерция создала возможность существенно нивелировать условия и порядок поступления в эти лечебно-оздоровительные центры. Я имею в виду то, что, если в приснопамятные советские времена, прежде чем поехать такого рода лечебный центр, необходимо было в местной поликлинике заполнить курортную карту, а дело такое, как правило, может продлиться, так дня три, в лучшем случае, а в худшем, эта неприятная процедура может растянуться на неделю. При этом не факт, что всё закончится благополучно. Вполне возможен отказ из-за плохих анализов. Особенно такая мотивировка больше всего применяется к инвалидам.
Между тем в настоящее время с этим вопросом стало проще. Так сейчас в туристический бизнес устойчиво вошёл медицинский туризм, то есть, нет никакой проблемы зайти в любое турбюро и купить путевку хоть куда. При этом при выборе места нахождения здравницы можно проговорить все условия, касающиеся лечения и, так сказать, развлечения, в том числе, и этой пресловутой, курортной карты.
Однако позволить себе медицинский туризм могут те граждане, которые имеют финансовые накопления, а остальная часть нуждающихся граждан, как правило, это пенсионеры и инвалиды, они должны состоять на учете в отделениях фонда социального страхования по месту постоянного проживания и ждать выделения путевки согласно очереди.
Здесь есть определённая специфика, заключающаяся в том, что каждый поставленный на учёт, ожидает путёвку согласно заболеваниям как-то:
по заболеваниям двигательных функций;
по заболеваниям кровообращения;
по заболеваниям пищеварительной и дыхательной систем;
по нарушениям обменных процессов;
по нарушениям функций органов чувств, в частности зрения, слуха, обоняния и осязания;
по нарушениям психического состояния.
Так вот, исходя и данной классификации, продвигается очередь. При этом сроки совершенно разные. Так наиболее быстро можно получить путёвку лицам, у которых проблемы с эндокринной системой, в большой части, это сахарный диабет. Примерно на том же уровне двигается очередь с проблемами опорно-двигательного аппарата. С остальными заболеваниями приходится ждать года четыре как минимум. Здесь сразу оговорюсь, я исхожу из статистики своего социального окружения, на истину последней инстанции не претендую.
Из анализа практик посещения санаториев своих знакомых и друзей могу сказать, что посещение санаториев по социальным путёвкам – дело не очень привлекательное. Основными проблемами на всём протяжении постсоветских времён являются. Во-первых, организация питания. Так, несмотря, на, казалось бы, достаточное финансирование, как говорят властьпридержащие, ассортимент предлагаемых блюд весьма не разнообразен. Вообще, все мои знакомые в лидерах отмечают такие блюда: каша перловая, каша, овсяная, так изредка каша гречневая, причём утром и вечером. Ну, а в обед первое блюдо, это суп с вермишелью, с намеками на мясо, то есть на мясном бульоне, самого мяса не наблюдается. На второе, куриные окорочка, с гарниром картофельным пюре, ну ещё стакан сока. Диабетикам на ночь обязательно апельсин или мандарин. При этом не понятно, почему даже в осенний период, когда много свежих овощей и фруктов, на стол санаториев они не поступают. Правда, ради справедливости надо отметить, что иногда имеют место быть жареные кабачки, но кушать их невозможно потому, что они безобразно приготовлены.
Во- вторых, все санатории выстроены по ещё советским проектам и поэтому, вполне очевидно, что для современных требований, эти здания не вполне подходят. Кроме того, износ огромный, несмотря на проводимый время от времени косметический ремонт. Я к тому, что финансовых средств на эти цели не выделялось или не в полном объёме. Но, худо-бедно здания и придомовая территория приведена в удовлетворительное состояние.
Рассуждая о недостатках типовых проектов советского времени, нельзя не указать на просто огромные номера, рассчитанные, как минимум на три человека. Ведь, очевидно, что основная клиентура данного рода медицинских учреждений – это лица почтенного возраста, которые вполне терпимо относятся к своим недостаткам. Но, крайне негативно относятся к недостаткам других. Вот, исходя из анализа мнений своих знакомых и друзей, могу отметить, что больше всего они недовольны рядом храпящими соседями. При этом, отвечая на мой вопрос: вы не страдаете этим недугом, они отвечают, что не знают, но вполне возможно и сами такие.
Кроме того, недостатки в планировке сказываются на тесноте помещений лечебных процедур: грязевых ванн, бассейнов, которые напоминают больше пародию, да ещё много чего другого.
В-третьих, достаточно значимой проблемой процесса оздоровления в здравницах остается лечебно-оздоровительная физкультура. Здесь всё как-то пресновато. Так на придомовых территориях есть примитивные спортивные площадки, модернизированные с незапамятных времён. Так кольца, брусья, перекладина и вкопанные автомобильные шины, для тренировки ног – вот и всё, чем можно заняться при солнечной погоде. Но есть и тренажёрные залы, но существуют правила, правда, не знаю кем выдуманные, но суть их заключается в том, что инструкторы готовы заниматься, при наличии группы. Стало быть, индивидуальный порядок не предполагается.
Однако, из дел спортивных, можно без проблем поиграть в настольный теннис, шахматы и на билльарде. Поэтому, немало отдыхающих по социальным путёвкам (социалкам, их в народе так называют) покидают санатории, задолго до окончания лечения, большинство мужчины, женщины более терпеливы и рациональны.
Конечно, недостатков в санаторно-куротном лечении немеренно, в рамках одной статьи их невозможно рассмотреть, я выбрал, с моей точки зрения наиболее значимые. Надеюсь, что они будут обязательно исправлены, вот только не знаю когда – вот в чём сакраментальный вопрос, но всё-таки хотелось бы, чтобы в этой жизни.