Наверно, не будет большим преувеличением сказать, что одной из кричащих проблем нашей новейшей истории является проблема госзаказа. Данное понятие подразумевает — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования. При этом государственный заказ обеспечивает:
-
Потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация;
-
Потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ;
-
Потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Вместе с тем, участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Исходя из сказанного, можно сказать, что заказчиками являются федеральные, региональные и муниципальные структуры. В свою очередь поставщики — это любые юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей.
Перед заказчиками стоят следующие задачи:
- Выбор способа проведения закупки (электронные аукционы, закупка у единственного поставщика и др.)
- Формирование конкурсной документации, согласно требованиям поставляемых товаров или услуг (цена, качество, сроки).
- Проведение конкурсных процедур.
- Выбор поставщика.
- Заключение контракта.
В свою очередь поставщики решают свои задачи как-то:
-
Поиск госзакупок, которые требуются производимые предприятием (товары или услуги).
- Оформление заявки и предоставление документов, в соответствии с требованиями конкурсной документации;
И, наконец, в случае победы в конкурсе — подписание контракта.
Кроме этого для выполнения госзаказа необходимо составления необходимой документации по конкурсу. Сама документация по конкурсу обычно представляет собой инструкцию для участника, в которой рассматриваются следующие вопросы:
— описываются общие положения проводимой закупки (общие сведения, термины, требования к потенциальным участникам, прочие вопросы);
— приводится инструкция по участию в закупке (приводится общий порядок проведения конкурса, порядок публикации извещения и предоставления данной документации участникам, вопросы подготовки и подачи заявок возможными претендентами, вопросы проведения вскрытия заявок, их анализа и оценки, проведения процедуры уторговывания и последующего подписания договора);
— приводится инструкция по подготовке заявок участников (указывается перечень необходимых документов и требования к их заполнению и оформлению);
— представляется информационная карта конкурса (содержит информацию, аналогичную той, которая представлена в извещении);
— приводятся образцы всех форм, которые потенциальный участник должен заполнить и приложить к заявке;
— приводится проект договора (и при необходимости проект спецификации на поставку);
— указываются технические характеристики предмета закупки или иные требования, предъявляемые к нему;
— приводится методика оценки заявок потенциальных участников и выявления среди них победителя.
Здесь необходимо отметить, что законодателем внесены некоторые изменения, касающиеся не только конкурсов и аукционов. Сейчас их участники могут сами выбирать документы для того, чтобы подтвердить цену при демпинге. Если законопроект примут, с 1 января 2016 года участникам закупок придется руководствоваться правительственным списком документов, который пока даже не утвержден.
Между тем, несмотря на принимаемые меры законодателем по совершенствование нормативной базы государственных закупок, остается значительная коррупционная составляющая. Так подавляющее число коррупционных действий сводится к лоббированию чиновниками интересов конкретных поставщиков. Самыми распространенными схемами коррупции в этой сфере являются, так называемые откаты, махинации с тендерными предложениями и использование подставных или фиктивных компаний.
Кроме того, остается проблема сокрытия и искажения информации о государственных закупках в коррупционных целях на официальном сайте РФ для размещения заказов на поставку товаров, работ и услуг было посвящено специальное исследование «Слепые закупки», которое провели в 2016 году Национальная ассоциация институтов закупок. По данным ряда исследований, в 2015 году в 662 закупочных процедурах информация о закупке была умышленно искажена. Самые популярные способы такого мошенничества связаны с заменой кириллических букв на сходные по написанию латинские, намеренными опечатками и ошибками. В результате информацию о такой закупке на официальном сайте практически невозможно найти, в ней принимает участие только аффинированный с заказчиком поставщик. Авторы исследования оценили потери государственных заказчиков от таких манипуляций в 874 млн. руб., или 0,15 % от общего объёма закупок в 2016 году.
По данным российской Национальной ассоциации институтов закупок, которая в первом полугодии 2015 года провела мониторинг 116 государственных закупок стоимостью свыше 1 млрд. р. на общую сумму 258,1 млрд. р., государственные заказчики стали избегать прямых нарушений законодательства. Однако в половине рассмотренных процедур были обнаружены признаки ограничения конкуренции. Самыми популярными из них стали: размещение не всех необходимых документов, указание некорректного классификационного кода продукции, не соответствующего предмету закупки, публикация документации неоправданно разбитой на множество архивов или с нарушением сроков размещения. Все это затрудняет для потенциальных поставщиков поиск информации о закупке на официальном сайте и мешает получить им представление о закупке.
За весь 2015 года Национальная ассоциация институтов закупок проанализировала 233 закупки стоимостью свыше 1 млрд. р. на общую сумму 574 млрд. р. Признаки ограничения конкуренции были обнаружены в 88 из них, то есть в 38 % случаев. Самым популярным нарушением стало неправильное размещение документации, которую многие заказчики публикуют не полностью или с опозданием. Второе по популярности нарушение связано с установкой предельно сжатых сроков исполнения контракта, которые не дают возможности независимым поставщикам заключить такой контракт.
Вполне очевидно, что институт государственных закупок ещё нуждается в совершенствовании, прежде всего с точки зрения законодательного регулирования. В этой связи, как мне представляется было бы полезным внести в закон о госзакупках следующие пополнение: «При осуществлении закупок работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, государственный заказчик при проведении конкурса, аукциона, тендера должен вносить пункт, определяющий период деятельности, касающейся исполнения закупок работ, услуг, представленных в конкурсной документации. При этом определяющим фактором при выборе исполнителя, подрядчика должна быть не цена, а перечень ранее выполняемых такого рода заказов и услуг. Тогда не будет фирм одноневок, которые получат деньги и исчезнут.