После начала наложения санкций в отношении нашей страны, с момента присоединения Крыма, на широких просторах электронных и бумажных средств массовой информации, все начали отвечать на вопрос: есть или нет у нас в стране экономического кризиса. Прямо как по Шекспиру!
Однако однозначного ответа на данный вопрос, эксперты, практические работники не дают. Получается, как минимум две точки зрения. Так одни говорят, что Россия находится в глубоком экономическом кризисе. Аргументация заключается в том, что рубль достиг немыслимого роста по отношению к доллару и евро. Все отрасли отечественной экономики находятся в стагнации и выпускаемая продукция неконкурентоспос
Другие полагают, что санкции, нанесли значительный вред. Однако есть внутренние резервы, позволяющие в достаточно короткий срок перейти к производству деталей и узлов, необходимых промышленному оборудованию для выпуска необходимых товаров, чтобы насытить внутренний и внешний рынки.
Строго говоря, есть ещё наиболее распространённая точка зрения, которая определят отсутствие или присутствие, то есть, вообще, никакого кризиса нет, как такового. Получается, что кризиса нет, а есть искусственно созданные экономические ограничения, обусловленные политической конъюнктурой, за исключением объективной волатильности на нефтяном рынке.
Между тем, как бы там ни было, теоретизировать и спорить на тему, если или нет кризиса, не является самоцелью, пусть исследователи и эксперты, что называется, ломают копья. Для нас, рядовых обывателей, главное – насколько мы стали хуже жить. При этом значимым является фактор не среднестатистиче
Стало быть, отношение общества к тому, если кризис в стране или его нет, имеет разные точки зрения. Вот для олигархов, депутатов и чиновников разных уровней, кризисные явления такие как: повышение тарифов на оплату коммунальных услуг, продуктов питания и других категорий товаров первой необходимости, по определению не волнуют.
Другое дело, наиболее многочисленная часть людей, которые вынуждены сокращать свой семейный бюджет на всём, чтобы прожить этот кризис, который неизвестно когда кончится. Не смотря на расплывчатые позитивные прогнозы руководителей исполнительной власти. Относительного того, что экономика приспособилась к волатильности финансового рынка и в ближайшее время ожидаются положительный рост экономики.
Но в самой критической ситуации находятся граждане, которые взяли ипотечные и другие виды кредитов в иностранной валюте. У них ситуация просто катастрофическая
Несомненно, что граждане добровольно, оформили ипотечные кредиты, лет тять или шесть тому, кто-то, возможно, позже Их, ведь, никто не принуждал. Конечно, они взяли кредиты в иностранной валюте не по приговору суда. Только фишка в том, что государство и банки, давая экспертные оценки, безапелляционно заявляли, что никаких скачков на финансовом рынке допущено, не будет.
В связи с этим, как мне представляется, действующая целевая программа по оказанию помощи этой категории граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, носит рекомендательный характер. Она не учитывает индивидуальные потребности вкладчиков. При этом люди, взявшие кредит, просят учесть положение каждого отдельно взятого вкладчика, чтобы рассчитаться с кредитами, например рассрочка или отсрочка.
К большому сожалению, данная проблема далеко не единственная, которую должна решать исполнительная власть. Основным предметом внимания нашего правительства, с моей точки зрения должна быть концепция мер по преодолению кризисных явлений в экономике, которой просто нет. Так руководители правительственны
Нам, рядовым обывателям, важно понять, что должна сделать власть, чтобы ощутимо улучшить качество и уровень нашей жизни. Кстати, об этом уже несколько лет напоминает В.В. Путин. Ведь, простым людям, по большому счёту, всё равно, что происходит с экономикой. У них другая задача – просто работать, чтобы обеспечить семью. Вполне очевидно, что чем больше богатых, чем меньше бедных значит, правительство проводит правильный курс.
Между тем сегодня бедных стало больше. При этом данная тенденция продолжается, хотя, по официальным заявлениям, всё плохое пройдено и сейчас началось, хоть и не значительное, но, всё-таки улучшение. Во всяком случае, в 2016 году пойдет устойчивый рост отечественной экономики. Только, как- то лично мне верится в это с трудом, а может быть, не только я сомневаюсь?
Причиной моего беспокойства вызвано отсутствием внятной системы мер улучшения экономических показателей, которые реально повысят материальное благосостояние граждан. Так, просматривая информацию, выкладываемую в электронных и бумажных средствах массовой информации, невозможно понять, какие отрасли промышленности, сельского хозяйства и сферу каких услуг необходимо срочно развивать. Например, министр промышленности должен иметь чёткий план развития всех отраслей промышленности, чтобы избавиться от импортозамещения и создания новых производственных мощностей или модернизация уже имеющихся. То есть, в космической промышленности необходимо до такого-то срока выстроить производство по выпуску запчастей для ракет, поскольку с Украиной разорваны экономические связи. В металлургической промышленности провести реконструкцию Н-ского металлургическог
В сельском хозяйстве также необходим определённый план по обеспечению отечественного рынка фруктами, овощами и другими продуктами, учётом наложенных санкций. При этом необходимо отметить, что Правительство имеет антикризисный план, предусматривающи
Однако, с моей точки зрения, данный шаг не что иное, как желание срезать острые углы в таком важном стратегическом вопросе для простых обывателей. Ведь людям не понятно кому конкретно направлены эти средства. Министры отчитаются перед Президентом, Главой правительства, что направлены транши в регионы. Только опять получится как всегда. Деньги направлены своевременно, а они не дошли или просто «потерялись в пути», что у нас, к сожалению, в порядке вещей.
В тоже время, вполне возможно, что такой подход предполагает более оптимальный путь расширения реального сектора экономики. Но, как говориться, жираф большой, ему видней. Вот, только будет очень обидно, если опять наступим всё на теже грабли.
Вместе с тем, меня не покидают ощущения, что такой план предполагает не стратегию, а направления, причём самого общего и, в значительной степени, расплывчатого характера. Конечно, руководители высшего государственного уровня исполнительной власти не перестают убеждать себя и народ, что всё просчитано, перспективные отрасли промышленности определен и туда будут направлены необходимые финансовые средства, выделенные из бюджета.
Только нам, простым смертным, прежде всего, социально активным людям, было бы полезно иметь конкретный массив цифровых показателей. Проще говоря, покажите, сколько средств, куда и кому ушло. Кроме того нужен ресурс открытого доступа выделенных средств. Я имею в виду мысль, что не только члены ОБЩЕРОССЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА (ОНФ), но и другие представители гражданского общества.
Вместе с тем было бы надобным, чтобы руководители субъектов (Губернаторы, Президенты) регулярно отчитывались перед народом в средствах массовой информации, реально отчитывались по таким показателям:
Сколько средств направлено на промышленности. При этом обязательно должна быть расшифровка: сколько пришло из федерального бюджета, какие средства выделены из регионального бюджета и муниципального бюджетов, если таковые имеются. Вот тогда можно более оптимистично смотреть на результаты мер по выходу из кризиса.
Я имею в виду, что гражданам будет понятно, при условии открытого доступа к информации, сколько из федерального бюджета было направлено финансовых средств на здравоохранение. При этом исполнительная власть субъекта должна выложить цифры, сколько направлено, в какие муниципалитеты, а местная власть выкладывает цифры, каким медучреждениям выделены деньги.