Трудно ли быть инвалидом

Любое социальное государство, в качестве одной из своих основных целей ставит оказание помощи инвалидам, как наиболее незащищенной группе населения. Как известно, инвалид — это человек с серьезными физическими недостатками, лишающими его возможности вести нормальную для других людей жизнь. Здесь главное важно не путать человека-инвалида и человека. Для этого государство должно создать исчерпывающие  необходимые условия, чтобы инвалиды могли вести полноценную социальную жизнь.

Между тем в нашей стране, согласно статистическим данным, составляет пятнадцать миллионов человек. При этом ежегодный прирост составляет один миллион. Цифры довольно-таки внушительные, если учесть, что вопросы полноценной социальной адаптации, данной категории граждан, не смотря на принимаемые меры, без всякого преувеличения, надо отметить, продолжают желать лучшего.

Рассуждая об инвалидности, как о социальной проблеме, мне бы хотелось обратить внимание на проблемные моменты, нуждающееся в немедленном устранении в первую очередь. Так согласно действующему законодательству Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категории жизнедеятельности либо их сочетанию. Критерии установления 1 группы инвалидности: неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц; неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц; неспособность к ориентации (дезориентация); неспособность к общению; неспособность контролировать своё поведение.

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию. Показания к установлению 2 группы инвалидности: способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц; способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц; неспособность к трудовой деятельности или способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц; неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных учебных заведениях, или по специальным программам в домашних условиях; способность ориентации во времени и в пространстве, требующая помощи других лиц; способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц; способность частично или полностью контролировать своё поведение только при помощи посторонних лиц.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетание.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в том числе детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулёзные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребёнку инвалидности. Рекомендация фиксируется в «Истории развития ребёнка» (форма № 112/у) и в «Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного». Эти рекомендации учитываются при установлении ребёнку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребёнка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребёнка оформляют медико-социальное заключение на ребёнка-инвалида. Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребёнка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности. Медико-социальное заключение на ребёнка-инвалида оформляется в 2-х экземплярах: первый экземпляр Заключения остаётся в выдавшем его учреждении; второй экземпляр в трёхдневный срок направляется в районный (городской) отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания ребёнка. Родители или опекун ребёнка-инвалида уведомляются о направлении медико-социального заключения в органы социальной защиты населения с целью назначения ребёнку социальной пенсии по инвалидности.

В медико-социальном заключении на ребёнка-инвалида должны содержаться рекомендации для ребёнка-инвалида: необходимость пребывания ребёнка в специализированном детском учреждении; обучение на дому или в специальном учреждении; обеспечение необходимым оборудованием, вспомогательными средствами; необходимость санаторно-курортного лечения; профиль санатория, срок пребывания; комплекс основных реабилитационных мероприятий; и пр. При установлении МСЭК лицам старше 18 лет инвалидности с детства 1 или 2 группы они, как и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, приобретают право на получение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости.

К сожалению, сегодня нет чёткого законодательного закрепления признаков, на основе которых можно было бы  определить срок и группу инвалидности. В связи с этим  медико-социальные экспертизы руководствуются общем перечнем своим «правосознанием». Так инвалидность устанавливается: при психических расстройствах (интеллекта, сознания, памяти, мышления и т. д.); речевых или языковых расстройствах (отсутствие голосообразования (немота), нарушения устной или письменной речи и т. д.); сенсорных расстройствах (нарушения слуха, зрения, а также различных видов чувствительности – болевой, тактильной и т. д.); двигательных расстройствах (в том числе нарушение координации движений); физических уродствах (например, деформация частей тела или их патологическая диспропорция).

Между тем, несмотря на такое достаточное обширное и подробное законодательное закрепление, которое, моему глубокому убеждению, отражает только теоретические аспекты. Практическая реализация механизма получения или продления инвалидности сопряжено с множеством трудностей и лишений.

Давайте подробно рассмотрим, как работает механизм на практике. Так, для того чтобы получить инвалидность, особенно ребёнка, нужно пройти, без всякого увеличения, муки ада. Так, как мы понимаем, инвалидности предшествуют болезни, которые выражаются, как было отмечено, в таких расстройствах как: психические, сенсорные, двигательные, а также расстройствах в виде физических уродств. Всё это выявляется в поликлиниках и больницах, которые необходимо посещать практически ежедневно не только будущим инвалидам, но и сопровождающих их родственникам. При этом в амбулаторных лечебных учреждениях районного масштаба в нашей стране, как правило, с первого не попадешь. Причины общеизвестны и прозаичны: недостаток кадров, болезнь или командировка на учёбу доктора. Поэтому ближайшая запись возможна не раньше следующей недели.

Затем после приёма у доктора назначается курс лечения, ну имеется в виду назначения таблеток и процедур. Здесь тоже могут быть проблемы: в аптеке таблеток может не быть, нужно заказать,  при прохождении процедур очередь. С процедурами не всегда удачно: нет специалиста, поэтому перенос на следующую неделю или день, вроде бы ничего страшного, всякое бывает, но для человека, ухаживающего за инвалидом – это мучение, мотаться по общественному транспорту, ведь, сейчас много людей, которые владеют машинами, но не все.

В таком режиме проходит  недели, затем доктор принимает решение о направлении в стационар, для этого он выписывает кучу направлений на всевозможные анализы, так примерно шесть, семь. В основном всё по утрам и в строго установленное время, там кровь из вены, из пальца и т.д. и т.п. Здесь нужно учитывать две вещи: чтобы не потерялись результаты и не попали  к другому врачу по ошибке. Дело в том, что при ошибке в стационар не возьмут и заставят обновить, то есть пройти снова.

Попав в клинику, там пролечат в течение двух недель, лечение стандартное: таблетки, капельницы, процедуры, массаж. Затем выписка, только нужно быть внимательным, чтобы больничный лист был заполнен правильно, сейчас новые бланки, чтобы не получилось, что не так заполнено и, соответственно, никакой оплаты.

После выписки нужно вернуться в поликлинику по месту жительства к своему терапевту, если повезёт, вполне возможно, что он уже ничего не вспомнит по злому умыслу или по простоте душевной,   но в любом случае документ о направлении для прохождения медико-социальной экспертизы, он начнет заполнять и отправит проходить узких специалистов. Тут нужно «пробежать» узких специалистов, с учетом вида расстройства: хирурга, офтальмолога, дерматолога, пульмонолога, невролога, психиатра и т.д. Это тоже дело непростое, предполагающие записи в регистратуре, а затем очереди  около каждого кабинета. Ну, а после завершения «забега», опять по записи к терапевту, который заполнит заключение и подпишет у главного врача и отправит на медико-социальную экспертизу.

Экспертиза, как правило, проходит в течение недели, но самая главная, выражаясь на современном сленге, фишка в том, что вне зависимости от количества и тяжести заболеваний, инвалидность будет установлена сроком на один год, с чем я никак не могу согласиться. Ведь, если у человека нет ноги или руки, они не вырастут при любой, даже самой при самой эффективной программе адаптации. Предположим, что протез изготовлен за границей со сверхзвуковой скоростью за восемь месяцев, но инвалиду необходимо время, как минимум полгода, чтобы прошёл, хотя бы первоначальный процесс привыкания. Кроме того, как правило, в таких случаях всегда присутствуют проблемы с сердечнососудистой системой, опорнодвигательнм, да мало чего. Такая же картина и по другим видом заболеваний. Конечно при показателях, касающихся неспособности обучению или трудовой деятельности возможно при помощи идеальной адаптационной программы в течение года, опять-таки, чисто теоретически, вернуть инвалида к нормальной жизни. Равно как и при других заболеваниях: психических расстройства, речевых или языковых расстройства. При сенсорных расстройствах, а также при двигательных расстройствах и физических уродствах.

По моему глубокому убеждению, такой чисто формальный подход к такому важному вопросу, как установлению инвалидности, кроме вреда, как государству, так и гражданам ничего не дает. Я понимаю, что такого рода должны основываться, как минимум, на результатах научного исследования. Однако мой десятилетний опыт общения с инвалидами и врачами-специалистами медико-социальных экспертиз позволяет мне быть уверенным такого рода суждениях. Так, практически сто процентов моих знакомых инвалидов отметили, что какая мука ежегодно проходить МСЭ. Там надо   тысячу раз посещать поликлинику, чтобы у врача получить рецепты на лекарства, которых может не быть в аптеках или в списках. Кроме того обязательно нужно добиться, чтобы тебя (бедолагу) положили в стационар, потом опять сдача анализов, чтобы за месяц до МСЭ сдать в регистратуру необходимые документы.

Общение со специалистами показало, что они понимают абсурдность принимаемых решений. Однако у них существуют негласные указания поступать именно так, то есть срок год и не более. Объяснение вполне приземлено, «не нужно плодить лишних инвалидов, которые создают излишнюю нагрузку на бюджет». Получается, что кому-нибудь и надоест.

Я понимаю, что с точки зрения чиновника или депутата, а также специалиста по данной проблеме и исследователя, мой вывод покажется делитанским, но, тем не менее, такая реальность имеет место быть. В связи с этим, я предлагаю:

подготовить комплексную программу по реабилитации, адаптации и последующей социализации инвалидов в нормальную общественную среду. Данная программа должна включать чёткие медицинские и социальные критерии, обеспечивающие медицинские и социально-психологические показатели готовности инвалида вести социально-трудовую деятельность.

Данная программа должна иметь финансовое и правовое, а также кадрово-организационное обеспечение. Так в федеральном и региональных, а также муниципальных бюджетах должна быть статья,  направленная на социализацию инвалидов в общество. Кроме того необходима нормативная база, определяющая чёткие поэтапные параметры реабилитации, адаптации и социализации. Например, если человек получил инвалидность в связи с потерей части конечностей, то для него, с учётом нашей нерасторопности и забюрокраченности, срок инвалидности должен быть не менее на два года. При этом нужно учитывать, время изготовления протеза и срок привыкания. Согласитесь, что даже вставленные несъёмные зубные протезы после установки, ощущаются как инородное тело, только через некоторое время это ощущение проходит. Полагаю, что за два года изготовления протеза и последующего привыкания должно хватить. Это я называю реабилитацией. В качестве следующего необходимо привитие инвалиду трудовых навыков. Для этого необходима финансовая поддержка и создание новых специализированных социально-трудовых центров для данной категории лиц. Это будет адаптация инвалида в социальную среду (социум). И, наконец, включение инвалида в единую социальную структуру общества,  то есть интеграцию каждого инвалида в социальную группу, где он сможет раскрыть собственные свойства и возможности, позволит стать полноценным членом общества. Это будет социализация инвалида.

Вместе с тем, не подлежит сомнению, что в рамках одной статьи невозможно освятить все грани такой многоаспектной проблемы. Тем более, сейчас на государственном уровне предприняты ряд серьезных шагов по созданию условий включения инвалидов в открытую доступную среду. Я просто высказал свое мнение, понимая, что оно не является панацей и, тем более, истинной последней инстанции. Но решать её надо и желательно поскорее.

Однако, трудно понять законы, когда они идут во вред детям-инвалидам: раньше ребёнку-инвалиду мог врач решить вопрос о продлении инвалидности, а сейчас МСЭК при принятии решения, много не видят и отказывают. Очень печально.


Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *