Обращаясь к своему личному жизненному опыту в период развитого социализма, я не могу обойти вниманием явление, которое было главным доминантном в миропонимании каждого советского человека, называлось оно «коллективизм». Если обратиться к справочной литературе, то данное понятие трактуется как: «тип мировоззрения, согласно которому, в формировании решений делается упор на важности коллектива. Он означает заинтересованность людей в крепко сплоченных группах, сообществах».
Ну, а, поскольку, социальная природа коллективизма предполагает его классификацию, как по горизонтали, так и по вертикали – вот мы и воспитывались, с самого раннего детства, в ракурсе этих парадигм. Так всё начиналось, как я помню с яслей, когда детишек передавали в руки ясельных работников в полуторагодовалом возрасте. Конечно, в таком нежном возрасте у детишек не было понимания соблюдения правил поведения в коллективе. Но, тем не менее, при помощи нянечек и молоденьких помощников воспитателей людей приучали одинаково и ровно сидеть за столом, а также доедать всю порцию каши всех, не зависимо от того можешь или не можешь, потому что так надо. При этом стыдили, что все доели, они хорошие, а некоторые недоели – это плохо. Слава богу, что от яслей отказались, где-то в конце 80Х годов, правда, потом был вариант ясли-сад, но потом, пришла перестройка и всё накрылось медным тазом.
Следующим шагом в коллективном воспитании советских людей был детский садик, правда, далеко не все туда попадали, по причине больших очередей, которые были обусловлены недостаточным количеством таких дошкольных учреждений. Но, тем не менее, всё-таки, значительная часть граждан проходила детсадовское воспитание. Тогда ещё не было такого понятия, как дошкольная подготовка, читать и рисовать там учили. Конечно, кроме рисования, там изучали букварь, но и в обязательном порядке прививалась любить к дедушке Ленину.
Но, как бы то ни было, основным инструментом формирования коллективного сознания советских людей была общеобразовательная школа, где кроме обучения было ещё и коммунистическое воспитание. Данный двуединый процесс предполагал три ступени. Первая ступень-это начальная школа, где во всех классах в обязательном порядке раздели учеников по, так называемым, звездочкам там было пять учащихся во главе с командиром-отличником, назначенным учителём. В конце недели подводились итоги поведения и учёбы, где хвалили успешных учеников и ругали отстающих, которые позорят класс и не уважают Володю Ульянова, который был круглым отличником. При этом отстающие обещали исправиться, чтобы не подводить класс, иначе их не примут в октябрята. Но, при всем при том, в октябрята принимали всех, даже, если кто-то не совсем исправился, то есть продолжал получать двойки. В статусе окябрёнка советские школьники оставались до окончания начальной школы, то есть до пятого класса.
Ну, а в четвёртом классе всех организованно принимали в пионеры. При этом учителя, классные руководители при помощи таких инструментов как: воспитательные беседы и вызовы родителей в школу подтягивали успеваемость учеников, чтобы показать уровень сознательности учащихся в связи с принятием такого важного события в жизни школьника. Вообщем, картинка смотрелась вполне приемлемо, с точки зрения строительства социалистического общества.
В пионерах школьники ходили до 14 лет, то есть до седьмого класса, пионерский галстук в седьмом классе не носили, как-то было стыдно, вроде как, уже немаленькие. Тем более что тот, кто учился без троек или имел достижения в делах спортивных, кому уже исполнилось 14 годов, принимали в комсомол. Новоявленных комсомольцев ставили основной массе учащихся. Иначе говоря, они становились маяками для ученических коллективов. Но, потом, когда учащимся исполнялось 15 лет, принцип добровольности превращался сначала в добровольно-принудительный, а потом в обязательный. Это было необходимо для того, чтобы добиться стопроцентного количества выпускников общеобразовательной школы.
Ну, после школы у выпускников судьба складывалась по-разному. Всё зависело от выбранной профессии. Так, те кто выбирал рабочие профессии вскорости женились или выходили замуж, а там не комсомола, хотя состоять в этой организации нужно было до 28 лет. Однако в рабочих коллективах этого не требовалось, да и сильно никто не старался. Зачем платить членские взносы организации, от которой нет толку.
Ну, а в средне-специальных и высших учебных заведениях комсомольский билет был необходим для того, чтобы получить определённые преференции. Там среди студентов усиленно пропагандировали активную комсомольскую жизнь при помощи таких общественных организаций как: стройотряды, комсомольские оперативные отряды и др. В каждом техникуме, университете и институте были комсомольские комитеты, которые этим всем и руководили.
Таким образом, рассуждая о роли коллектива в период существования социалистического общества, можно констатировать, что степень его влияния на личность определялась добровольно-принудителельным подчинением внутреннего мира индивидуума к потребностям социума. Так на основании этого развилась коллективистская концепция педагогического воспитания. Целью, которого было привить чувство коллективизма еще с детского возраста.
Ну а, что касается индивидуализма личности, как вида убеждения, главным принципом которого являлась индивидуальная свобода. То этот вид мировоззрения был направлен официальной пропагандой на ограничение личностных взглядов до рамок социальных задач общества развитого социализма. Тогда в народе была популярная поговорка: «Нет ничего моемого, есть только наше». На ту пору в законодательстве была только государственная собственность и немного личной. В категорию личной собственности входили предметы личного потребления (одежда, и предметы личной гигиены).
Как следствие такой деятельности такой государственной пропаганды, в обществе сформировался такое стрериотип поведения, который назывался «Не высовывайся», что означало не лезесь, без тебя разберутся, начальству видней. Кстати, данный стандарт из поведения перешёл в мировоззрение многих людей.
Между тем уровень человеческой цивилизации перешёл в стадию потребления. Данная стадия обусловлена существованием большого количества предметов, достаточного для удовлетворения нужд населения по доступным ценам. Что стало возможным благодаря развитию массового производства, способствующего удешевлению товаров, а также предложению большого ассортимента и достаточно быстрой замены одного товара на другой.
Между тем в нашей стране благодаря плановой экономике, основанной на административно-командной системе управления, образовался перекос. Суть данного перекашивания заключалась в том, что главным показателем было выполнение производственного плана, причём, любой ценой. При этом начальство меньше всего интересовало, каково качество выпущенной продукции. Говоря иначе, были необходимы формальные показатели, выполнение которых достигалось, в том числе, незаконным путем, я имею в виду корректировку в форме приписок. Особенно это было распространено на предприятиях, выпускающих товары народного потребления (одежда, обувь и др.).
В этой связи, у меня перед глазами, чётко воспроизводится миниатюра великого юмориста Райкина А.И., там он показывает пример коллективного труда, связанного с пошивом мужского костюма. Там бригада мастеров шьет мужской костюм по индивидуальному заказу. В результате получается чёрти что: плечи косые, рукава длинные, карманы на спине. При этом никто не виноват, потому что один шил рукава, согласно лекалам, закройщик кроил по стандартам. Каждый выполнял свой план, кто по рукавам, кто по лацканам, короче производственный план выполнен, даже перевыполнен, стало быть, нужно всех наградить. Конечно, всё показано в утрированной форме, но по сути, именно так и было, наше поколение хорошо помнит.
После развала СССР и вместе с ней административно-плановой экономики, в нашем обществе бытовало мнение о том, что теперь труд имеет новую социальную функцию. То есть теперь люди будут работать не на государство, а на себя самого-любимого. Стало быть, содержания труда изменится и, соответственно, будет мотивация всё делать красиво и качественно.
К большому сожалению, социальная практика человеческой цивилизации позволяет констатировать, что по мановению волшебной палочки, в одночасье изменение общественного сознания не происходит. Для этого должно пройти определённое время, которое может исчисляться десятками лет. Кроме того для этого необходимо не только время, но и условия, способствующие формированию иных ценностей, которые были созданы реальностями социализма. Ведь тогда жили по двойным стандартам: говорили одно, а делали другое, то есть выкручивались, кто как мог. Тогда все «крутились». Так в продовольственных магазинах мяса и колбасы не было, однако в холодильниках у граждан мясо и колбаса имели место быть.
Между тем необходимо отметить, что в результате бандитской приватизации практически вся государственная собственность оказалась у бывших партийных акционеров, бандитов, а так же их друзей и родственников. Об этом очень хорошо сказал Александр Иосифович Пасхавер—украинский учёный-экономист, член-корреспондент Академии технологических наук Украины, заслуженный экономист Украины. Правда, он имел в виду менталитет украинцев, но, как мне представляется, это касается всего советского народа. Он отметил, что ценности украинцев в первую очередь — это выживание, доверие только своим, забота о личном благосостоянии, нарушение законов и самое главное — принцип «от меня ничего не зависит».
Вот с таким набором ценностей в обществе, мы продолжаем жить после развала СССР и все удивляемся: почему нас такой высокий уровень коррупции, не снижается уровень совершаемых преступлений, особенно среди несовершеннолетних и молодёжи. Кроме того слабо развивается сектор оказания госуслуг, отвратительное и хамское поведение чиновников. Почему, чтобы гарантированно решить свой личный вопрос, касающейся полномочий главы местного самоуправления, надо попасть с этим вопросом на прямую линию Президента страны.
Нет сомнений в том, что органы законодательной и исполнительной власти принимают меры по борьбе с данными негативными явлениями. Но, тем не менее, по моему глубокому убеждению, этого недостаточно. Для этого необходимо повысить возможности эффективного общественного контроля при помощи регулярной информации в электронных и бумажных средствах сообщений обо всех нарушениях, допущенных чиновниками.
Во-вторых, при помощи формирования внутреннего страха среди чиновников и других категорий власть придержащих, сформировать мотивацию позитивных нравственных ценностей. При помощи принципа не только неотвратимости наказания, но и соразмерности наказания совершенному преступлению. Для этого необходимо внести изменения в уголовное законодательство. Я предлагаю за преступления с коррупционной составляющей применять в качестве дополнительного наказания конфискацию имущества, нажитого преступным путём, в том числе находящиеся в собственности у родственников, и других лиц. Кроме того, условно-досрочное освобождение применять к данной категории осужденных, отбывших не менее 3/4 фактически отбытого срока.
Только при помощи таких инструментов можно в определённой степени избавить правящую элиту от пороков гипертрофированного коллективизма, направленного на желание личного обогащения противоправным путём. И вместе с тем, создаст условия в обществе для доброжелательности, заботливости друг к другу, а также формированию мотивации к позитивным отношениям в обществе.
Вне всякого сомнения, реализация предложенных мер не сможет обнулить имеющиеся негативные аспекты нашей реальной действительности, тормозящих качественное повышение уровня нашей жизни. Но, вместе тем, я абсолютно убеждён, наша жизнь существенно улучшиться.
Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.