Жизнь современного Российского обывателя в значительной части окружена большими и малыми проблемами, связанными как с повседневной жизнью, так и с глобальными катаклизмами природного и техногенного характера. С учетом объективных и субъективных факторов каждый человек, набираясь жизненного опыта и по мере получения образования, рано или поздно начинает задумываться о смысле жизни, а также о законах, по которым она развивается.
Нашему поколению, которое родилось в середине прошлого столетия, начиная со школы, проповедовали идею о том, что нам очень повезло, потому что мы родились в самой счастливой и великой стране – СССР. В советской стране есть абсолютно всё для полной и гармоничного развития личности и реализации всех имеющих личностных качеств. При этом давление официальной пропаганды было настолько мощным, что наибольшая часть населения в это искренне верила. Но, вера эта потихоньку таяла, а потом все больше и больше людей как-то разочаровывались в том, о чём писали газеты, говорило радио и показывало телевидение. Тогда существовала система двойных стандартов – официально говорили одно, но в реальной жизни было другое. При этом разрыв был очень существенным, правда, средства государственной пропаганды объясняли это имеющимися отдельными недостатками, связанными с недоработками отдельных государственных структур. На ту пору общественное сознание представляло собой единый и сплочённый монолит, объединённый великой целью строительства коммунизма, правда, к началу 80х годов стали говорить о развитом социализме, про коммунизм официальная пропаганда не упоминала. Видимо, появилось несоответствие между ожидаемым и получаемым.
Тогда говорили о том, что в советской стране создана единая историческая общность «советский народ», как единая составляющая, с точки зрения марксистко-ленинской философии, отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание «активно» отражает общественное бытие, т.е. преобразовывает его.
Однако стремительное разрушение Советского Союза практически мгновенно уничтожило советский народ и вместе с этим марксистко-ленинскую философию. Слава Богу, что общество освободилось от вечного и единственно правильного учения.
Сточки зрения классической философии сущность и структура общественного сознания имеет следующие формы:
— политическое сознание – система знаний и оценок, благодаря которым происходит сознание области политики субъектами, выступающими в виде индивидов, групп, классов, общностей; необходимый элемент функционирования и развития политической системы в целом;
— правовое сознание – система знаний и оценок, посредством которых общественными субъектами (индивидами, группами, классами) осознается сфера права;
— нравственное сознание содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали;
— эстетическое сознание – целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности, объективная основа которого – природная и социальная действительность, и общественно — историческая практика;
— религиозное и атеистическое сознание. Религиозное сознание, наряду с религиозной деятельностью, религиозными отношениями и организациями, – элемент в структуре религии;
— естественнонаучное сознание – сложное социальное явление, которое предполагает исторически сложившаяся форму человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такая область духовного производства, которая имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования;
— экономическое сознание – это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально — экономической деятельности и общественные потребности;
— экологическое сознание – это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности. Экологическое сознание предполагает выделение человеком самого себя как носителя активного и творческого отношения к природе.
При этом каждая из всех вышеперечисленных форм имеет свою, достаточно сложную структуру. Но, с учетом того, что анализ всех структур предполагает достаточно глубокое погружение в сферу философских познаний, которые интересны, прежде всего, философам, мы не будем заострять на этом внимание, а далее рассмотрим феномен недоверия в обществе с позиции рядового обывателя.
И так, исходя из данных форм сознания порассуждаем об изменениях в отечественном общественном сознании. Поскольку, автору по воле судьбы, пришлось пережить и прочувствовать изменения сознания, следует отметить, что было не просто отказаться от тех постулатов, которые навязывались половину жизни.
Мне представляется, что начать необходимо с экономической формы сознания. Советский народ, будучи твёрдо убеждённым в незыблемости и справедливости социалистической экономики, которая предполагала плановое производство, исключающие кризисы и экономические катаклизмы, даже в страшном сне не мог было предположить, что все рухнет за такой короткий срок.
Так уже 1985 по 1990 годы из магазинов, как весенний снег, исчезали все, без исключения товары, с заводов и фабрик вывозили и выносили все и всё, что было возможно. Ну, а с 1991 года все стали упорно поговаривать о наступающем голоде. В связи с этим начался ажиотаж на земельные участки, в трудовых коллективах шла битва за приобретение в собственность несколько дачных участков, правдами и неправдами, каждый желал иметь не менее двух участков земли, чтобы обеспечить продуктами себя и детей.
Потом появились пресловутые ваучеры, которые предполагали сделать всех граждан собственниками фабрик, заводов и пароходов. Оставалось только их правильно пристроить. Рекомендаций и предложений было не пересчитать, только собственниками всех заводов с фабриками стало несколько сотен человек на всю Россию, их стали называть олигархами. Получилось, что всё, что создавалось всем народом, досталось определённому кругу лиц, сумевших успешно встроиться в новые, так называемые, капиталистические экономические отношения.
Ну, а власть и лица, находившееся около неё продолжали громогласно заявлять, что происходит в рамках свободы и реформ, поэтому сыпались обещания и предложения о путях повышения всего народа к изобилию. Так один из политиков экономического направления, ныне здравствующий, предлагал обеспечить хорошую жизнь народу за 500 дней. Однако не получилось, потому что не поддержал Президент России.
Вполне понятно, что сознание народа, в экономическом плане кардинально изменилось, а вера в проводимые властью реформы, была утрачена и отправлена куда подальше.
В связи с изменениями в экономических отношениях, также изменилось и нравственное сознание. Моментально исчезли сложившиеся нормы коммунистической моли, стали другими нравственные отношения. На смену всему этому пришли другие социальные нормы, которые культивировали стремление к богатству и роскоши. При этом прочь откидывались стремления заниматься социально-полезной деятельностью. Так на передний план выдвинулись новые русские, такие холеные и богатые, рассказывающие о непосильном труде, с помощью которого, они смогли заработать миллионы, а потом миллиарды. Это был идеал, к которому нужно было стремиться. Иначе говоря, позитивные социальные нормы были выплеснуты общественного обихода за ненадобностью. На ту пору общественную представляли новые русские, успешно интегрированные в капиталистическую экономику. Они щедро делись опытом, как при помощи непосильного труда, им удалось заработать миллионные и миллиардные состояния. К сожалению, я не располагаю статистическими данными о том, какое количество было людей, веривших в эти сказки.
Вот тогда до немыслимых размеров расцвели негативные социальные явления такие как: алкоголизм, проституция, наркомания, стремления к паразитическому образу жизни. Соответственно данные явления дали всплеск преступности не только количественным, но и качественным статистическим показателям. Кроме того появились новые преступления: рейдерство, создание организованных преступных сообществ, куда входили представители бизнеса и властных структур. Кроме того расцвела махровым цветом коррупция. Всё потому, что всем хотелось достойно жить. Конечно с таким набором социальных явлений в обществе, человеческая жизнь не стоит и ломаного гроша. Появилась расхожая поговорка: ничего личного, только бизнес. Тогда кого-то заказать было, чуть ли не обычным делом, сейчас, конечно такое происходит, но не так часто.
Вполне очевидно, что смена экономических отношений способствовало изменению, точнее сказать, деформации нравственно-эстетичекого сознания общества. Так многовековые, исторически сложившие нравственные отношения, отличающиеся глубокой самобытностью, представляющие собой позитивную социально-общественную практику, были одномоментно заменены на примитивные потребности, стадного первобытнообщинного общества. Главной жизненной целью стало – получения богатства любой ценой. При этом, такие понятия как, гуманизм, совесть, честь, добро, порядочность стали считаться пережитками коммунистической идеологии. Нормами социальной морали стало: наличие недвижимости на берегу моря или океана; предметов роскоши; милиарных активов в зарубежных банках.
Неслучайно, что практически ежедневно новостные блоки средств массой информации изобилуют криминальной хроникой, где убивают дети своих родителей или, наоборот родители убивают своих детей, ради получения денег, ценностей и квартир. Короче говоря, здесь нет ничего личного, только бизнес. Получается, что верить нельзя не только власти, но и своим близким.
Кроме того в нынешнее время, под усиленным натиском, так называемой, западной демократии, всё больше и больше появляются призывы вообще отказаться от всех нравственно-этических норм. Так сегодня есть желания у некоторых демократов-западников узаконить в нашей стране однополые браки. При таком подходе можно и до скотоложства дойти.
Вполне естественно, что при таких социальных реалиях можно потерять веру не только к власти, но и вообще во все здравомыслящие. Не случайно в настоящее время государством уделяется пристальное внимание религиозному, а также атеистическому сознанию. Сегодня нравственное здоровье общества, является одной из приоритетных направлений деятельности власти.
В сегодняшних социальных реалиях непростая ситуация в сфере политического сознания, в мире высоких информационных технологий среднестатистическому обывателю трудно разобраться как строится внутренняя и внешняя государственная политика. Могучий информационный поток так забивает сознание, что порой просто становится страшно за эту проводимую политику и хочется телепортироваться в параллельный мир.
Сегодня много споров, о наличии в нашем отечестве гражданского общества. Так одни говорят, что оно есть, другие с этим категорически не соглашаются, аргументируя это авторитарным режимом, при котором в принципе не может быть гражданско-правовых институтов. Есть ещё одна точка зрения о том, что у нас сейчас только зарождается гражданское общество. Мне, как рядовому обывателю, всё равно. Вот только не хотелось бы, чтобы не было деградации, иначе у нас будет не общество, а население, где нет ни веры, ни принципов, только копирование и подражание чужим социальным нормам, которые находятся на грани мракобесия.
Рассуждая о правовом сознании, вполне определённо можно констатировать, что в обществе расцвёл махровым расцветом правовой нигилизм, то есть отрицание права как социального института. Люди не верят законам, потому, что они просто не работают. Причин здесь несколько, во-первых, нет условий для их реализации. Во-вторых, выпускаемые законы в своем подавляющем большинстве, не являются актами прямого действия. В-третьих, значительная часть нормативных актов имеет расплывчатые формулировки, что дает правоприменителю давать расширенное толкование положений законов, опираясь на правосознание.
Кроме того, отсутствие правовой дисциплины, которая в настоящее время имеет место быть, практически повсеместно, позволяет государственным и иным субъектам просто не соблюдать законные требования граждан.
В подтверждении сказанного говорят результаты исследований социологических центров о том, что почти 75% граждан не верят, что при помощи правовых норм можно отстоять свои законные интересы. Стало быть, уровень правового общественного сознания у нас не очень, мягко выражаясь, высокий. К этому ещё необходимо добавить высокую коррупционную составляющую.
Не очень высокий уровень и экологического сознания. Здесь, конечно, не всё так однозначно. Россия – великая страна с большой территорией и большими объемами природных ресурсов, прежде всего полезных ископаемых, включая углеводороды и драгметаллы. Поэтому долгое время считалось, что всего этого хватит на века.
На протяжении всего периода советской власти мало кто задумывался о том, что нужно начинать работать над воспроизводством природы. Не смотря на то, что промышленных производств становилось все больше и больше, кстати, не, только, у нас, но и во всем мире. Только другие развитые страны уже в середине прошлого столетия поняли, что природу нужно беречь, поэтому стали развивать безотходное производство. Между тем в нашей стране, пока все на уровне дискуссий, предложений и концепций.
Конечно, здесь необходимо отметить, что после развала СССР, количество вредных выбросов из труб промышленных предприятий значительно уменьшилось. Однако атмосфера, особенно в мегаполисах стало больше загрязняться от автомобильных выхлопов. Кроме того предприятий с устаревшими технологиями, у нас ещё более чем достаточно.
Экологическое сознание в нашем обществе по уровню значительно отстает от развитых стран по причине того, что еще не выработана культура, даже на бытовом уровне. На пример у нас нет привычки, сортировать, а только потом выбрасывать мусор в контейнеры. И, потом общество не верит в полезность этой затеи, потому что заводов по переработке отходов нет, а мусорные свалки стихийно создаются, где придется, не смотря на выделенные территории.
Относительно естественного общественного сознания следует сказать, что здесь полный плюрализм. Впервые данный термин вошёл в общественный обиход благодаря, ныне здравствующему, Михаилу Сергеевичу Горбачеву. При этом надо отметить, что единого толкования данного понятия не выработано. Вполне понятно, ведь плюрализм – понятие многоаспектное и изучается с позиции таких отраслей знаний как философия, политология, социология и др. Ну и потом материя общественная и находится в постоянной динамике. Думается, что исследователи, в конце концов, придут к единому мнению, касающегося толкования данного понятия.
С учетом того, что у меня был жизненный опыт в научно-исследовательской деятельности, я выскажу свое мнение по вопросу с позиции рядового обывателя. Так плюрализм происходит от латинского слова pluralis – множественный. С позиции классической философии – это концепция противоположная монизму суть, которой заключается в следующем:
- Наличие множества духовных ценностей, которые не сводятся к единому началу.
2. Проявление различных мнений, ориентации, многообразия оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций.
3. Принцип, утверждающий наличие множества различных взаимозависимых и самостоятельных социальных и политических групп, партий и организаций; предполагает право каждого человека придерживаться любых взглядов, то есть инакомыслия.
Конечно, данная концепция имеет достаточно продолжительную историю, в связи с этим вполне очевидно, что в тот исторический период общественного развития, данные положения были бесспорны. Вот, у меня с точки зрения рядового обывателя, в сознании не укладывается первое положение, в части того, что наличие множества ценностей, которые не сводятся к единому началу.
Мне представляется, что все духовные ценности должны быть объедены общими принципами, которые как основные начала должны объединять понятие духовности. Но, я ученых степеней и званий не имею, полагаю, что пусть этим занимаются ученые, которые имеют в этих отраслях знаний свою сферу научных интересов.
Мне думается, что в качестве единых системообразующих начал должны быть категории морали: добро, долг, честь и достоинство, счастье. В противном случае невозможно наличие множества различных взаимозависимых и самостоятельных социальных и политических групп, партий и организаций.
Особую актуальность единые системообразующие начала актуальны в нынешних социально-экономических реалиях в нашей стране, в связи с тем, что существует реальная опасность потери многовековой Российской самобытности. При этом регулятором и заказчиком формирования позитивных социальных норм в обществе, способствующих повышению доверия общества к государству должна быть власть в лице органов законодательной и исполнительной на всех уровнях.
Вполне очевидно, что своевременное естественнонаучное сознание после распада СССР сильно трансформировалось, с учетом сложившихся социальных реалий. Так сегодня менталитет общества просто кишит недоверием ко всему и всем, такое впечатление, что человек не доверяет себе и своим чувствам. Причина этому, стало разрушение позитивных социальных норм, прежде всего морали и нравственности. Это результат великого заблуждения, связанного с появившейся свободой и демократией. Только у меня до сих пор преследует неясность того, что понимать под свободой и демократией и чем отличается свобода, которую пытаются защитить демократы и правозащитники западно-американского толка, от анархии и хаоса, а, возможно, и коллапса.
Вполне очевидно, что общество автоматически не перестраивается и формирование правил поведения предполагает определённые преобразования, связанные, прежде всего, с экономикой, моралью, нравственностью и правовыми нормами, которые должны быть направлены на достижение определенных социальных целей.
Перечень данных целей сформулирован в преамбуле Конституции России, там, в частности говориться, что народ Российской Федерации, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство,… возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России.
Достижение этих целей возможно, как минимум, двух факторов: первый — это веры общества к власти, второй — это доминирование в обществе позитивных социально-полезных норм. Но для того, чтобы этого добиться, необходимы конструктивные шаги как, со стороны власти так, и со стороны общества.
Конечно, в сегодняшних социальных реалиях достичь такой гармонии достаточно сложно, потому что происходящие события как, в природе так, и в обществе толкуются неоднозначно. Сегодня столько разных точек зрения на сложившуюся форму человеческой деятельности. Взять, к примеру, эволюцию человека, если раньше была только одна теория Дарвина, где было бесспорным то, что человек произошёл от обезьяны, а сейчас всё больше и больше находится обоснованных научных взглядов о том, что цивилизацию принесли инопланетяне.
В связи с этим уровень обычного естественного сознания личности сейчас находится совершенно на новой качественной стадии развития. Нет сомнений в том, что процесс развития личности неуклонно будет подниматься на более высокий уровень понимания происходящих процессов и явлений в природе и обществе.
Однако чем глубже человечество познает и понимает происходящее в природе и обществе, тем выше опасность негативного воздействия на всю планетную цивилизацию, не исключающую исчезновения всего живого на Земле. Кстати, некоторые учёные придерживается взглядов о том, что, раньше, уже была высокоорганизованная цивилизация, но могла быть уничтожена по объективным или по субъективным причинам.
Для того чтобы человечество существовало дольше и люди жили счастливо, прежде всего, в нашей стране, по моему глубокому убеждению, в первоочередном порядке необходимо:
- Доверие общества к власти, добиться этого доверия власть сможет тогда, когда перестанет врать народу. Для этого необходимо повышение реальной ответственности чиновников и депутатов. Проще говоря, нужны чёткие оценочные критерии деятельности и поведения каждого чиновника и народного избранника, при их нарушении, его просто лишат «портфеля».
- Создание реальных рычагов общественного контроля за всеми без исключения институтами законодательной и исполнительной властей.
Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.