Размышления о коррупции

Как трудно заниматься выгодным делом,
не преследуя при этом собственной выгоды!
Люк де Вовенарг.

Одной из наиболее обсуждаемых тем сегодня является одно из наиболее негативных социальных факторов – коррупция. В целом в современной России, как и многих других странах, понятие «коррупция» остается весьма уязвимым с теоретической точки зрения, однако непоколебимая решимость властей бороться и покончить с преступлениями, совершаемыми на этой почве, вызывает уважение и заслуживает самого пристального внимания.

Социальная сущность коррупции происходит (от латинского corruptio — порча, испорченность) выражается в деградации аппарата публичной власти. Коррумпированный аппарат не пригоден для выполнения функций государства, и бесполезен для общества.

В отечественной и в зарубежной научной литературе насчитывается «косой десяток» определений, касающихся данного явления. И, – это вполне понятно, в связи с тем, что предпосылки рассмотрения данной темы происходили в разные исторические периоды и рассматривались с разных точек зрения.  Но, вместе с тем, не смотря на разность этих точек зрения, неизменными оставались два подхода. Так первый подход рассматривает коррупцию как моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

Другой подход, дает развёрнутое понятие данной проблемы. Так, коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения. Вопреки законным интересам общества и государства. В целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной                  выгоды – он становится частью коррупционной системы.

Многие учёные, корреспонденты и другие публицисты в качестве одного из главных негативных аспектов, нынешнему Президенту и бывшему Главе правительства В.В. Путину в период его правления, выделяют неимевоверный расцвет коррупционных проявлений чиновничьего аппарата.

Конечно, с этим нельзя не согласиться, потому, что — это вполне очевидно. В связи с тем, что приход В.В. Путина пришелся на начало миллениума, который характеризуется полным не только развалом, но и разграблением страны. До середины первого десятилетия нынешнего столетия, он ставил перед собой задачу сохранить экономику и не допустить разделения страны по «мелким квартирам», под эгидой развивающегося, так называемого, национального суверенитета, практически большинства Субъектов РФ. Надо отметить, что с этим он справился, поэтому и его за создания в стране стабильности назвали «Национальным героем».

Вспомним, сколько было людей, которые со слезами на глазах, в 2008 году просили Его, «дорогого и уважаемого», не покидать власть, что он и сделал. Он покинул кабинет Президента РФ и переехал в кабинет Председателя правительства. Он не обманул народ.

Конечно, перерод 2008 – 20012 г.г. был непростым во многих аспектах: и с точки зрения международной, и с точки зрения внутренней безопасности. Особенно больной удар нанесла Грузия по ребятам, которые были миротворцами в Южной Осетии, такого я в мировой политике и припомнить не могу. Потом начался мировой финансово – экономический кризис, спровоцированный банками США. Самое обидное, что у них началось, а страдает до сих пор весь мир. Пример тому «матушка Европа». России тоже пришлось принимать антикризисные меры, что отбросило назад все экономические показатели.

Ну ладно, как говориться, давайте вернёмся к нашим баранам. Вот, как получилось, что коррупционные проявления  у нас в стране достигли масштаба,  социального бедствия.

В настоящий момент, как исследователями, так практиками выказывается достаточно много мнений, относительно причин, способствующих коррупционным проявлениям. Так к основным причинам относят:  низкую зарплату российского чиновника; нравственную деградацию общества, когда деньги и возможность безнаказанного хамства, оказались едва ли не единственными ценностями массового этического сознания; низкий морально-этический уровень чиновника, ориентация его на удовлетворение собственных потребностей, безответственность значительной части должностных лиц, включая занимающих высшие должности в системе исполнительной власти. Незаинтересованность властей в борьбе с коррупцией, т.к. с коррумпированным, нравственно деградирующим чиновником легче работать. Неразвитость демократических институтов, отсутствие действенных форм социального контроля, низкая правовая и политическая культура, бесконтрольность и произвол со стороны властей и, в частности, правоохранительных органов, что ведет к сращиванию правоохранительных органов с организованной преступностью; монополизм и олигархия в экономике, продажность СМИ. Низкое качество законодательства, ориентированного не на правовые, а на распорядительные методы регулирования практически всех сфер общественной жизни, оторванность законодательства от реальных условий общественной жизни.

С наличием и объективности данных причин невозможно не согласиться, но, как мне представляется, с точки зрения обывателя, есть ещё одна причина, которая, способствовала, а может, продолжает способствовать коррупции у нас в стране – это отсутствие должной политической воли со стороны высших должностных лиц.

По моему мнению, борьба с коррупционными проявлениями у нас в стране была – бы гораздо эффективнее, если В.В. Путин, что называется, жёстче чинил спрос со своих подчинённых как, в аппарате Администрации Президента так и в Правительстве. Ведь, по его же собственному, сделанному, кажется в 2005 году, более 30%, сделанных им поручений не выполняются, что говорит о чрезвычайном низком уровне исполнительской дисциплины. При этом такое положение было уже 2010 году, когда некоторые министры, без всяких причин не выполнили Его указания о перечислении денежных средств регионы для поддержки наиболее незащищённых социальных групп населения. При этом он просто, как бы извиняющейся    форме, если можно так выразиться, сделал министрам замечания. Потом сделал ремарку о том, что просто думал, что этот период давно пройден, когда выплаты задерживались без каких – либо причин. Затем, министры ответили, что дадут соответствующие поручения своим финансовым аппаратам.

Путин В.В. в интервью средствам массовой информации неоднократно отмечал, что частая перестановка в Правительстве или в ином другом органе управления на любом уровне ни к чему хорошему привести не  может, кроме хауса. При этом он, в том числе ссылался на свой личный жизненный опыт. Он всегда отмечал, что подчиненные должны быть надежно и всестороннее защищены, чтобы более качественно выполнять, поставленные им задачи.

Это прописная истина, поэтому вряд ли найдется желающий это оспаривать. Но, здесь речь идет совершенно о другом аспекте деятельности государственных органов вне зависимости от вида деятельности.

В моем понимании, наверно, не только, я так думаю, что невыполнение своих должностных обязанностей любым должностным лицом, является основанием для освобождения от занимаемой должности.

Конечно, иное дело, когда выполнить те или иные действия невозможно выполнить вследствие объективных причин. Например, не поступили денежные средства или стихийные бедствия, но и т.д. и т.п.

Кроме того, наличие низкого уровня исполнительской дисциплины в любом аппарате, способствует не только низкой эффективности его деятельности, но, и создаются условия для действий со стороны руководителей и специалистов для действий коррупционной направленности.

В этой связи ещё в позапрошлом веке кем-то была высказана, как мне представляется, вполне справедливая вещь, о том, что любой государев служитель должен быть стеснителен и начальственнобоязен. Отсутствие таких качеств быстро приведёт его к казнокрадству.

Поэтому, начались уличные протестные настроения, которые подвигли политических деятелей произвести изменения в политической системе, в том числе в борьбе с коррупцией.

В настоящий момент со стороны властей сделаны определенные шаги, направленные на социальную профилактику и предотвращение действий коррупционной направленности со стороны чиновников. Так предусматривается внесение существенных антикоррупционных мер, по реформированию практически всех отраслей законодательства.  В связи с тем, что нормы  административного, гражданского, предпринимательского, трудового, социального, жилищного, миграционного, бюджетного, валютного, финансового, банковского, налогового, таможенного, экологического и других отраслях законодательства Российской Федерации, создают возможности совершения коррупционных действий.

Тем более что правоприменительная практика показывает: именно в этих сферах существенно снижен контроль со стороны государства и коррупция активно использует эти ниши. В качестве дополнительной меры нуждаются в совершенствовании также нормы правоохранительного законодательства (КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ, законодательство об оперативно-розыскной деятельности, о прокуратуре, судебной системе, адвокатуре и др.)

Конечно, здесь необходима и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов состоит в выявлении коррупционных факторов, т.е. дефектов норм и правовых формул, которые могут способствовать проявлению коррупции. Естественно, коррупционные факторы могут быть непосредственной основой коррупционных практик либо создавать условия легитимности коррупционных действий и решений. К числу коррупционных факторов в нашей правотворческой практике можно отнести, например, множественность вариантов диспозиций правовых норм, коллизии правовых норм, определение компетенций органов по формуле «вправе», широту дискреционных полномочий, отсутствие административных и аукционных процедур, пробелы в нормативном регулировании и т.д.

Такого рода нормы потенциально опасны, поскольку создают «законные» условия и предпосылки для коррупционных действий и решений государственных служащих.

 

Кроме того, в сфере в сфере противодействия коррупции предполагается:

· исследование коррупционных «технологий» в государственном управлении;

· исследование и подготовка предложений по совершенствованию антикоррупционных положений КоАП РФ с целью разработки составов коррупционных административных правонарушений;

· разработка системы общих для всех видов службы правоограничений и запретов, предъявляемых к публичным должностным лицам;

· недопущение незаконного вмешательства в деятельность судей и сотрудников правоохранительных органов;

· решение вопроса о специализированном органе по борьбе с коррупцией, определение его компетенции, места в системе органов государственной власти;

· дифференциация ответственности и усиления мер административного воздействия на физических и юридических лиц, причастных к совершению коррупционных правонарушений.

Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо по создание общеправовой среды борьбы против коррупции, для этого необходимо:

· исследование коррупционных «технологий» в государственном управлении;

· исследование и подготовка предложений по совершенствованию антикоррупционных положений КоАП РФ с целью разработки составов коррупционных административных правонарушений;

· разработка системы общих для всех видов службы правоограничений и запретов, предъявляемых к публичным должностным лицам;

· недопущение незаконного вмешательства в деятельность судей и сотрудников правоохранительных органов;

· решение вопроса о специализированном органе по борьбе с коррупцией, определение его компетенции, места в системе органов государственной власти;

· дифференциация ответственности и усиления мер административного воздействия на физических и юридических лиц, причастных к совершению коррупционных правонарушений.

В обязательном порядке следует обеспечить  контроль над действиями государственных и муниципальных служащих.

Перечисленные направления государственной деятельности по борьбе с коррупцией нашли свое отражение в предвыборной программе                            В.В. Путина. Кроме того Д.А. Медведев, будучи Президентом РФ обнародовал широкомасштабную программу по противодействию коррупционных проявлений не только законодательной и исполнительной ветвей власти, но и правоохранительной и судебной системы. В данной программе предусмотрены мероприятия по формированию создания в обществе обстановки нетерпимости к казнокрадам и взяточникам.

В связи с этим можно констатировать, что высшие должностные лица нашего государства всерьез намерены проводить бескомпромиссную, системную и последовательную политику борьбы с коррупцией.

Во всяком случае, у меня в этом нет ни каких сомнений. Но, я не только опасаюсь, а сильно сомневаюсь, что, как это всегда у нас бывает, мы убедительно и красиво говорим и пишем. Но, как только начинается процесс реализации задуманного – вот и начинаются, то ли действия, то ли явления или, то и другое, в результате чего все эти намеченные меры плавно перерастают в вялотекущий процесс, который постепенно, рассасывается, или растворяется или по злому умыслу, или по неосторожности его острота снижается, потом благополучно забывается. Говоря иначе, «хотели как лучше, а получилось, по В.С. Черномырдину».

Я не сомневаюсь в профессионализме ни Медведева  Д.А., а, тем более Путина В.В. и надеюсь, что они примут необходимые решения, которые существенно снизят коррупцию в  нашем обществе.

В заключении я хочу добавить, что коррупция – это социальное явление. В связи с этим  ликвидация данного явления или полное его уничтожение, выражаясь на современном слеге, обнулить, просто невозможно.  Но его негативное влияние на общество не только можно, но нужно существенно сократить. Не сомневаюсь, что это будет сделано в обозримом будущем.

 


Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *