ОТНОШЕНИЕ К НАШЕЙ ИСТОРИИ

Живя в СССР, я в самом страшном сне не мог себе представить, что социалистической строй ещё при моей жизни, в одночасье в один прекрасный момент просто рухнет. Так получилось, что миллионы людей, среди них и ваш покорный слуга, вечером легли в одной стране, а утром проснулись в разных государствах. Получилось как в сказке, только содержание было очень печальным. При этом отмечу весьма важное обстоятельство в плане, что в позитивном ключе, история, как наука и, как учебная дисциплина изучалась сначала Великой Октябрьской Социалистической революции. Конечно, нынешнему поколению школьников и студентов представить такое, даже чисто теоретически, весьма сложно.

Но, тем не менее, идеологическая работа в Советском союзе проводилась весьма эффективно. Данную работу организовывал весьма успешно отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС. При этом данный отдел, аккумулировал в себе такие структуры как-то: науки и высших учебных заведений, также общего среднего образования, средств массовой информации, то есть газеты, телевидения и радио. Иначе говоря, в период развитого социализма существовала жесточайшая цензура. Здесь я не даю оценочных суждений, в плане того, хорошо это или плохо, просто у меня нет однозначного ответа. Тем более на этот счёт сегодня просто «море» литературы.

Между тем, с учетом того, что ваш покорный слуга, так уж сложилась судьба, является свидетелем того, что в ту пору происходило, полагаясь на свой жизненный опыт, с точки зрения простого обывателя, поделиться взглядами на период социализма и развитого социализма. Так вспоминая свою жизнь в период развитого и не очень развитого социализма отмечу, что тогда проводимая работа под руководством вышеупомянутого отдела проводилась весьма эффективно. Вспоминаю, что в школах недалеко от центральных входов в рекреациях висели стенды со словами В.И. Ленина: «Газета не только коллективный пропагандист и агитатор, но коллективный организатор».

Конечно, наше поколение помнит, что обучение и воспитание в советских школах предполагало двуединую государственную функцию, то есть не так, как сейчас услугу, да ещё обучай и развлекай. Тогда советская педагогика воспитывала через коллектив. Так уже третьем классе всех коллективно принимали в октябрята, в пятом классе в пионеры, потом в восьмом классе все становились комсомольцами. При этом на классных общих собраниях хвалили отличников учёбы и критиковали отстающих, считая их недостойными продолжателями В.И. Ленина, который в гимназии учился отлично, кроме предмета закон божий.

Кроме того школа занималась патриотической работой, здесь наибольший акцент, на мой взгляд, уделялся Великой Отечественной войне, полагаю из-за наличия круглых дат (25,30,35). Во-вторых, тогда фронтовиков было немало, они могли молодому поколению рассказать об ужасах войны, я имею в виду тех, кто воевал по-настоящему, но были и те, которые рассказывали байки. Вместе с тем гуманитарные учебные дисциплины: история, экономическая география, литература, обществоведение и др. имели внятную мировоззренческую линию. Так включая с 4 класса, когда не было, как таковой истории, а были рассказы по истории, где в общей и доступной форме излагалась, что вся история нашей страны начинается с 1917 года, то есть после Великой Октябрьской Социалистической революции. Что касается Российской империи, был однозначный вывод, что царская Россия – это тюрьма народов. Только благодаря революционерам, куда включалась террористическая организация Народная воля, члены которой называли себя народовольцами наиболее известные из них: Ю. Н. БогдановичГ. А. ЛопатинН. С. ТютчевА. И. БаранниковН. В. КлеточниковЯ. Л. ЮделевскийВ. И. Дзюбинский. Одним из основных методов политической борьбы данной организации стал террор. В частности, народовольцы рассчитывали подтолкнуть политические изменения убийством императора Александра II, а члены террористической фракции Народной воли — убийством императора Александра III. В этом контексте считаю необходимым в части того, что в 1965/1966 г.г. на советский экран была выпущена дилогия о семье Ульяновых Сердце матери и Верность матери. Согласно тогдашним порядкам, мы всем классом посмотрели, а потом обсудили эти фильмы.

Естественно в силу своего возраста, мы искренне считали перечисленных народовольцев героями, понятно многое в памяти стерлось, я так для себя не уяснил, что конкретно совершил Александр Ульянов – старший брат В.И. Ленина. Исход был предсказуем: 20 мая 1887 года их казнили. Вполне очевидно, что иного исхода ожидать было нельзя. Само собой разумеется, что с позиции сегодняшнего дня весьма печально осознавать, что наша страна является родиной терроризма, но ничего не поделаешь, как есть, так есть и относится к этому необходимо объективно.

Рассуждая об отношении к советской истории с обывательской точки зрения, нельзя не отметить постоянно нарастающую тенденцию усиления бюрократического отношения к имеющим место быть важным фактам, ради конъектуры, то есть всё для народа, а не ради людей, я имею в виду отдельно взятого человека. Вот, вспоминая 24, 25, 26 съезды КПСС с однотипной повесткой, я процитирую близко к тесту: отчет центрального комитета КПСС и очередные задачи в области внутренней и внешней политики. При этом каждый съезд официальная пропаганда объявляла историческим, затем, согласно циркулярам начиналось обсуждения решений по всем городам и весям, начиная с ЦК союзных республик, заканчивая первичными партийными организациями. Наряду с этим коммунисты-пропагандисты приходили в трудовые коллективы и другие учреждения для того, чтобы в простой и достойной форме донести беспартийным и комсомольцам, решения партии.

Несмотря на то, что с того времени немало воды утекло, я вспоминаю как нам рассказывали ответственные товарищи, что советское народное хозяйство за прошедшее пять лет достигло немалых успехов. Так существенно увеличились показатели по выплавке чугуна и стали. Выросли показатели по уборке пшеницы и других сельскохозяйственных культур. Существенно возросли показатели в строительстве. При этом партия сумела сохранить число рабочих, вступающих в стройные партийные ряды. Одним словом советские люди от пятилетки до пятилетки стали жить лучше и лучше. Вообщем, на историю накладывался глянец.

Однако реальность была совсем иная. Так, начиная сначала семидесятых годов, постепенно из продуктовых магазинов стали исчезать продуты первой необходимости: мясные и колбасные изделия, яйца. Овощи из-за ненадлежащего хранения на оптовых базах, имели неприглядный вид. Здесь уместно вспомнить расхожую поговорку того времени: «Хочешь жить – умей вертеться». Это означало, выражаясь современным сленгом, «устанавливать социально полезные контакты». Кстати, гений юмора М.М. Жванецкий об этом красноречиво написал. Ну, а выдающийся советский артист эстрады, театра и кино, театральный режиссёр, конферансье, сценарист, писатель-сатирик, народный артист СССР Аркадий Исаакович Райкин гениально показал. Думаю, что все понят сцену Райкина в самолете про дефицит.

Не простая обстановка была и с одеждой. Тогда молодежь, да и не только выезжала по туристическим путёвкам за рубеж, причем не только в социалистические, но и в капиталистические страны. Более того за границу уезжали дипломаты, моряки туристических и грузовых судов. Они привозили оттуда одежду, хрусталь и другие предметы бытового обихода, гораздо привлекательнее отечественных. Наша одежда и всё остальное смотрелась тускло и уныло, разумеется, спросом не пользовалась.

Между тем те, кто торговал дефицитом на барахолках, представляли собой своеобразную субкультуру, закрытое сообщество. Джентльменский клуб, если хотите. Со своими законами, правилами поведения. Со своим сленгом. Посторонних туда брали осторожно и очень неохотно: боялись уголовного преследования за спекуляцию. Правда, слово «спекулянт» звучало грубо, а для тех, кто этой самой спекуляцией занимался, еще и непрезентабельно. И вместе с импортной одежкой в СССР завезли новое словечко: «фарцовщик». Это обрусевшее название произошло от двух английских слов «for sale», которые переводятся как «на продажу». Иностранцы привозили «for sale» в Советский Союз пользующуюся спросом одежду, обувь, меняя товар на рубли. Наши туристы, возвратившись из-за границы, делали то же самое. Отсюда и пошло несколько искаженное слово «фарцовщик». При этом, строго говоря, фарцовка имела постоянную тенденцию к расширению, поскольку ваш покорный слуга работал в ОБХСС и знает проблему изнутри, с учётом её возрастающего характера, полагаю, темой данной проблемы может быть отдельная статья.

В это время в обществе существовала система двойных стандартов. Так на всех официальных мероприятиях все единодушно одобряли политику партии и правительства, а у себя дома на кухнях резко критиковали существующую реальность. Одновременно с этим категория властьпредержащих всё дальше и дальше отгораживалась от народа. Так всё больше и больше стало появляться спецдач за большим забором, охраняемых спецбатальонами милиции. Возникли у номенклатурных работников специальные продовольственные талоны, где ассортимент продуктов по ассортименту и качеству существенно отличался от ширпотреба, даже приобретённого по блату.

Такой образ жизни советских людей длился бы и дальше, если бы в 1985 году на Генсека ЦК КПСС избрали Михаила Сергеевича Горбачёва, он был существенно моложе своих предшественников, которым было за семьдесят. В этом смысле сатирик М. Задорнов саркастически шутил: «…это надо же, сам ходит, сам говорит, такого раньше не было». Вспоминается, его очаровательная улыбка, говорить не по бумажке, желание разговаривать с народом напрямую. Так по пути следования, он мог внезапно остановиться и начать диалог с толпой. Вполне очевидно, что с такой формой общения, он быстро завоёвывал общественный авторитет.

Высказываясь о том историческом периоде, мне вспоминается апрельский пленум ЦК КПСС, где говориться об ускорении социально экономическом развитии страны, а потом 27 съезде партии, где начали обсуждать вопросы демократии и перестройке государства. Здесь необходимо сделать ремарку в смысле того, что Михаил Сергеевич, отвечая на вопросы в интервью или просто на стихийных встречах, что главными перекосами советского времени было отсутствие демократии. Люди просто боялись говорить, что они думают на самом деле. Хотя тогда значительная часть общества не только понимала, но и осознавала, и ваш покорный слуга в том числе, что стагнации общественного развития страны была дряхлость правящей элиты, напоминающей хоспис.

В то время в нашем марсистко-ленинском понимании термин демократия понимался как процесс подчинения меньшинства большинству. Но при этом учитывалось мнение меньшинства. Одновременно с этим определялась ответственность за принятые решения. Вот только к великому сожалению было поставлено с ног на голову, то есть превращено в понятие вседозволенность (безнаказанность безответственность), что не имеет ничего общего с демократическими принципами.

В конечном итоге, рассматривая причины развала союза с позиций сегодняшнего дня нам, здравомыслящим людям, ясно и понятно, как и почему это произошло и кто в этом конкретно виноват. Кто продолжает мазать чёрной краской историю советского периода. Тем временем, фальсификация фактов данного исторического перерода не прекращается до сегодняшнего дня, но об этом расскажем ниже более подробно.

Между тем есть хорошая русская поговорка: «ломать, не строить». Вне всякого сомнения, главный разрушитель великой советской страны Б.Н. Ельцин, воспользовавшись безволием и мягкотелостью М.С. Горбачёва, под видом «дерьмографических реформ» за шесть лет разрушил мировую сверхдержаву. Начался период лихих девяностых годов, где царил коллапс, а, по мнению политологов и советологов наших заклятых друзей из США, управляемый хаос. Наше поколение помнит, как наши дети изучали историю по учебникам этого пресловутого Сороса, где не было места фактам героических событий, а вместо этого рассказывалось об универсальной западной демократии транснациональных монополий и фондов. Здесь уместно вспомнить, как Борис Николаевич, пролетая из одной страны в другую, очень крепко засыпал, пропуская ранее намеченный визит, дирижировал духовым военным оркестром западной группы войск из ГДР в Россию, прямо в чистое поле в прямом смысле. При этом уже бывший советский народ, в одночасье ставший российским, растаскивал богатство страны, которое было пока ничейным, до бандитской приватизации, по винтикам и шпунтикам. Здесь, как мне представляется, необходимо сделать ремарку, из моего личного жизненного опыта. Так в 1994 или 1995 г.г., с точной датой могу ошибаться, я встретил на улице пожилого мужчину, показавшегося мне знакомым, подметающем улицу. Я решил подойти ближе и с ужасом узнал своего учителя истории, отличника народного просвещения СССР. Вообщем, я был просто шокирован и ошарашен. На мои вопросы – это почему и как? Он ответил, что создал новую семью, после смети жены, вынужден работать, пенсия стала маленькой. Учителем работать не получилось, сейчас новые веяния. В данном случае я понимаю, что единичный пример в научном смысле не показатель. Тем не менее, я убеждён, что в тот период, такой пример отнюдь не единственным.

Смотришь, а время проходит стремительно, не за горами круглая дата, тридцать лет, как нет СССР, конечно, это небольшой в исторической перспективе, хотя полезных преобразований в части становления и укрепления страны сделано немало. Как отмечалось выше, особенно в лихие девяностые. Думается, что благодаря В.В. Путину, который жизнью доказал свой не поддельный патриотизм и безграничную любовь к Родине, наша страна стала, одной из ведущих в Мире, где без её участия глобальные вопросы не решаются.

Однако, несмотря на успевшую модернизацию в экономике, строительстве вооружённых сил и ряда других значительных успехов в социальной сфере, с учетом моего понимания реальности, полагаю, что вопросу отношения к истории вообще, в том числе и советской, уделяется недостаточно внимания. Так до сих пор не понятно, почему истории советского перерода не дается объективная оценка, за исключением этапа Великой Отечественной войне. Слава богу, перестали чернить великих полководцев и солдат, совершивших бессмертные подвиги. Только почему-то замалчивается трудовые подвиги первых пятилеток, например Стаханова А.Г., новатора угольной промышленности. Ведь тогда рабочим приходилось возводить промышленные объекты вручную, в тяжелых условиях труда. Бытовые условия тоже оставляли желать лучшего, зачастую людям приходилось жить в землянках, бараках и даже палатках,

Кроме того не понятно почему до сих пор, несмотря на общественный запрос, не дана оценка Великой Октябрьской Социалистической революции, в некоторых источниках называемой переворотом. Хотя нам, советским людям, получавшим советское образование, понятно, чем отличается революция от дворцового переворота. В этом контексте отметим, что сейчас в объеме бесконечных рассуждений диванных экспертов либералистической направленности, вообще непонятно кто такие большевики: то ли идейные борцы за свободу народа, то ли банальные бандиты.

В тоже время непонятно почему памятник императору Александру III устанавливают, а большевикам нет, например Дзержинскому, у которого, с моей точки зрения, не меньше заслуг, скажем создание ВЧК (впоследствии ОГПУ, НКВД, МГБ, ФСБ, СВР), борьба с детской беспризорностью, восстановление железных дорог. Ну ,и много чего другого.

Исходя из сказанного, мне представляется нашим властьпридержащим необходимо предпринять ряд мероприятий по внесению ясностей понимания отечественной истории. Так в качестве первоочередного шага академии наук Российской Федерации необходимо принять обоснованное и объективное решение, касающиеся исторических данных. Данные сведения должны быть основаны на археологических раскопках, архивных подлинных документах и изученных мнениях свидетелей и очевидцев.

Следующим шагом должно быть создание методического обеспечения истории, начиная от учебников для общеобразовательных и высших учебных заведений с учётом профиля получаемой специальности. При этом следует разработать учебники для детей, страдающих хроническими заболеваниями, нуждающимися в индивидуальном подходе, я имею в виду специализированные школы. Здесь оговорюсь, что вполне возможно таковые имеют место быть. Желательно, чтобы было как в советской школе: ученики и другая литература должна быть едина. За исключением регионального компонента, то есть история родного края или краеведение.

Конечно, это не исчерпывающий перечень необходимых шагов, касающихся изучения исторических событий, я такой цели перед собой не ставил, поскольку с моей точки зрения, уровень самосознания общества, включая правящую элиту, находится на таком уровне, который позволяет понять наличие следующих важных моментов как-то: познать прошлое, признать ошибки, понять прошлые поколения, понять современное общество, знать более выдающихся людей и многое другое. Наличие данных фактов обеспечит безопасность государства от внутренних и внешних врагов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.