Осталось несколько недель до начала нового учебного года. Но остается извечный вопрос: чему учить и, как учить. Конечно, с точки зрения здравого смыла, на эту дилемму общество получит ответ не скоро. Поскольку учебный процесс представляет собой не константу, а изменяющейся этап в социальной матрице в зависимости от запросов общественного развития.
В этой связи нашему поколению, получившему образование в советский период, было несколько проще. Тогда было всё политизированно и идеологизированно, что называется с головы до ног. Так, начиная с начальных классов, учителя неустанно прививали любовь к маленькому Володи Ульянову, когда принимали в октябрята. Каждый ученик получал звёздочку, где был красивый и кудрявый мальчик – это и был Володя, который учился только на одни пятерки и все октябрята должны были на него ровняться.
Следующий этап школьника – вступление в пионеры. При вступлении ученики давали клятву: «Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза». После повязки пионерского галстука, нужно было произносилось: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». «Всегда готов». При этом всё было напыщенно торжественно. Потом, кажется, в начале 80Х годов к галстукам прибавились значки.
И, наконец, заключительным этапом ученической жизни каждого школьника, было вступление в ряды ВЛКСМ. Тогда официальная пропаганда доводила советским людям, что комсомол – это резерв коммунистической партии. Здесь отмечу, что в эту общественную организацию принимали, наиболее достойных учащихся, 14 лет, то есть с седьмого класса, а основной приём проводился в 15 лет. При этом отмечу, что до 28 лет комсомольский билет и значок необходимо было носить.
Таким образом, находясь в общеобразовательной школе, все учащиеся находились не только в учебном, но и в воспитательном процессе. Иначе говоря, государство решало двуединую задачу – обучение и воспитание. При этом отметим, что просвещение и формирование мировоззрения учеников, было доминирующей государственной функцией. К тому же в этом контексте нельзя не заострить внимания на высокий уровень качества решения данных задач.
Ведь в тот исторический период перед педагогами ставились глобальные цели, а именно воспитать человека новой формации, нового мировоззрения. Н.К. Крупская, которая стояла у истоков советской педагогики, в своей статье «Воспитание подрастающего поколения в коммунистическом духе – важнейшая задача», отмечала, что «советская школа должна организовать воспитание всего подрастающего поколения в духе коммунизма. Молодежь должна обладать прочными знаниями, научиться ставить эти знания на службу социалистическому строительству, связывать теорию с практикой».
Советское понимание педагогики основывается на том, что это не просто наука о воспитании и обучении подрастающего поколения, но один из важнейших участков в классовой борьбе, инструмент, с помощью которого можно воспитать человека нового типа. Сейчас, в XXI можно сказать, что частично социалистической эпохи удалось воспитать нового человека. Новизна такого человека определяется целым рядом параметров, которые целенаправленно культивировались в подрастающем поколении. Такой человек в идеале: трудолюбив, интернационалист, активно борется за построение коммунистического общества, в нем нет индивидуализма.
С моей точки зрения данная задача могла быть достигнута, если бы не было двойных стандартов, когда обуржуазившиеся правящая советская элита не превратилась в махровых формалистов и бюрократов, отгородившихся от народа высокими заборами. В прямом смысле, когда места проживания номенклатурных партийных и советских работников были огорожены высокими заборами, где обслуживание было по спецталонам и пайкам.
С учётом того, что всё познается в сравнении, опираясь на свой жизненный опыт, могу с уверенностью констатировать то, что учебно-воспитательный процесс советской общеобразовательной школы доказал свою эффективность. Во всяком случае, у нас были определённые знания, навыки и умения, которые пригодились нам в жизни. Здесь сразу оговорюсь, что недостатки, как так в учебе, так и в воспитании имели место быть, опять-таки из-за оторванности правящей элиты от социальной реальности.
Сегодня всем здравомыслящим гражданам вполне очевидно, советские буржуа просто заплыли жиром от имевшихся привилегий и скудоумия, что не заметили, как потеряли страну. При этом отмечу, что в период развала было большинство жителей СССР, которые равнодушно отнеслись к деструктивным общественным процессам, способствовавшим развалу государства.
Ваш покорный слуга, являясь свидетелем этой трагедии, когда вечером было одно государство, а утром уже не было гимна СССР, как говорят, «в одночасье», не мог поверить, что великая страна стёрта с мировой карты. Вот так просто началась совсем другая данность, получившая название «ельцинской эпохи». Эта эпоха преснопамятна разрухой, бедностью, вообщем коллапсом. Так у меня до сих пор словно стоят перед глазами учителя и другие бюджетники, совершающие марши протестов месяцами, а порой и годами из-за невыплаты заработной платы. Ну, первый демократический Президент Б.Н. Ельцин обещал лечь на рельсы и раздавал федеральным субъектам безграничный суверенитет. Это всё называется лихими девяностыми годами.
Одним из основополагающих кошмаров данного периода, была реформа образования. Собственно преобразования государственной системы управления, я имею в виду просвещения, сводилось к тому, чтобы уничтожить основы советской школы, и двигаться семимильными шагами «демократического западного образования, где учащиеся получали умения и навыки, а формирование мышления не обязательно. Для этого не безвестный мистер Дж. Сорос усиленно обеспечивал наши школы учебниками, где курс истории отечества был посвящен демократии США, а Великой Отечественной войне отводилось полстраницы. При этом в этих девяностых, немало было заслуженных учителей, которые подметали улицы из-за нехватки пенсии.
Вполне очевидно, что состояние школьного образования в настоящий момент выглядит не самым лучшим образом. Так сейчас учитель, как главная и дозирующая фигура всё время находится между молотом и наковальней. Вот с одной стороны ученики, знающие свои права, обязанности, в связи с парадигмой образовательных методик, явление, так сказать, вредное. Да, и, вообще учащихся нельзя обижать, не дай бог косо посмотришь. Сразу родители побегут к директору и выскажут кучу всевозможных претензий и жалоб. Сегодня все разбираются в делах педагогических.
Нынче образование следует рассматривать, как услугу, чтобы детишкам было интересно и весело, то есть обучай развлекаясь. Второй, не менее главной задачей считается успешная сдача ЕГЭ, где в основном нужно угадать правильный ответ, там, конечно, сейчас стали добавлять задания, над которыми нужно думать, тем не менее, имеют место быть случаи, когда задания становят известными ещё до начала экзаменов.
Конечно, данная проблема имеет широкий дискурс обсуждений, и выделят 10 главных недостатков современной общеобразовательной школы.
Проблема 1. Отсутствие профильного обучения
Первая проблема современного образования — большинство образовательных программ предполагает равное изучение гуманитарных, точных и естественных наук. Интересы и склонности конкретного ребёнка не учитываются. Каждый предметник считает свою дисциплину главной и старается загрузить учеников по максимуму.
Возможность выбрать какой-либо профиль обычно есть только у старшеклассников, и то не во всех школах. Дети тратят время на ненавистные и ненужные предметы — это существенный недостаток современного школьного образования.
Проблема 2. Гонка за показателями
У каждой школы свой рейтинг. Чем он выше, тем у образовательной организации больше преференций. Рейтинг складывается из многих показателей, в частности «среднего балла» учащихся и результатов ЕГЭ. Из этого вытекает следующая проблема общеобразовательных школ.
Проблема 3. Бюрократия
Формализм пронизывает все сферы школьной жизни — от ведения электронных журналов до пресловутых «четыре клетки вниз две вправо». Ребёнка с первого класса приучают к правилу «Без бумажки ты букашка» и заставляют соблюдать десятки никому не нужных правил, порождая все новые проблемы в области образования.
Проблема 4. Разный уровень подготовки учеников
Одни родители сами готовят детей к школе, другие полагают, что это зона ответственности педагогов. Одни дети в три года читают и считают, другие в семь едва складывают слоги и цифры. А потом 30–40 абсолютно разных ребят собираются в одном классе.
Неудивительно, что появляются лидеры и отстающие, и это тоже своего рода проблема современной школы. Классическая школьная система, в отличие от домашней школы, не учитывает интересы ни тех ни других. Быстро схватывающие материал ребята скучают на уроках, а те, кому нужен особый подход, находятся в постоянном стрессе.
Проблема 5. Низкая эффективность занятий
Классический школьный урок длится 45 минут. Из них 10–15 уходит на организационные вопросы (все ли на месте, кто дежурный и так далее), ещё 10–15 на проверку и разъяснение домашнего задания. На подачу нового материала остаётся 15–20 минут, при условии, что класс спокойный и никто из учеников не саботирует. Такой режим негативно сказывается на качестве школьного образования.
Проблема 6. Большие домашние задания
Всё, что не успели пройти на уроке, переходит в работу на дом.
По СанПину на выполнение домашних заданий в младшей школе должно уходить 1,5-2 часа, в 6 классе — 2,5, в 9-м — 3,5 часа. Реальные цифры гораздо больше. Домашняя работа зачастую настолько объёмна, что за уроками приходится засиживаться допоздна. Особенно если ребёнок несамостоятелен и ждёт, когда мама с папой придут с работы и помогут с заданиями. Эта актуальная проблема современного образования беспокоит многих родителей.
Проблема 7. Плохая подготовка молодых учителей
Слабая заинтересованность в результатах обучения проявляется как у молодых, так и у опытных педагогов. Это общая проблема современной системы школьного образования в России.
Первым чтобы получать достойную зарплату, приходится брать больше часов, классное руководство и репетиторство. Качество обучения при этом оставляет желать лучшего. Учителям некогда готовиться к урокам, большая нагрузка неизбежно приводит к физическому и эмоциональному выгоранию.
Проблема 8. Устаревшие методы работы
Педагоги в возрасте зачастую не могут приспособиться к электронному документообороту, а главное — они не понимают ценностей поколения Z. Поэтому ходят на работу, лишь бы «доработать до пенсии», и порой открыто демонстрируют свою неудовлетворённость жизнью. А ведь таких учителей большинство, и их подход, безусловно, является недостатком современного образования.
Проблема 9. Отсутствие подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Подготовка к основному и единому государственным экзаменам идёт вразрез с повседневной учебной деятельностью школ. ОГЭ и ЕГЭ — форматные экзамены. Недостаточно разбираться в предмете, от учеников требуются довольно специфические умения: правильно интерпретировать задания, писать ответы в строгом соответствии с критериями оценивания, грамотно заполнять бланки. Основная проблема обучения в школе состоит в том, что на уроках этому не учат — приходится нанимать репетиторов или посещать подготовительные курсы.
Проблема 10. Внеурочная нагрузка
Современная общеобразовательная школа не выполняет воспитательной функции — только образовательную, но в обязательном порядке должна организовывать внеурочную деятельность обучающихся.
Добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, классных часов, чаепитий и концертов не нравится большинству детей и родителей. Особенно когда у ребёнка есть свои кружки и секции по интересам. И для многих учеников эта проблема в образовании является актуальной.
Конечно, государство принимает вполне определённые шаги по совершенствованию как-то: подготовка молодых специалистов по специальным программам, что позволяет получить финансовую поддержку молодым учителям, направляемым в сельскую местность, получить возможность построить и дом и потом почить его в собственность, если отработать лет пять или больше, везде по-разному.
Однако этого недостаточно, молодёжи не хватает культурных учреждений. Аналогичная обстановка в городах, но там другая причина – большая загруженность, поскольку некомплект достаточно серьёзный. Так даже городах миллионниках учителя, которым за 60 лет, составляют около семидесяти процентов. Так, если в школу перед учебным годом приходят три или четыре педагога, то в лучшем случае, остается один.
Вместе с тем государство активно занимается строительством новых современных и типовых школ. При этом много средств выделяется на текущие и капитальные ремонты старых. Так это подробно регламентировано в приказе Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
На мой взгляд, этого мало здесь нужен системный комплексный подход, охватывающий социальные, культурные, финансовые, воспитательный, военные, патриотические аспекты. Ведь не зря Министр обороны нашей страны С.К. Шойгу сказал, что разложение общества является основной внутренней опасностью для любой страны, заявил министр обороны России Сергей Шойгу на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов».
В качестве примеров Шойгу назвал Югославию, Ливию, Ирак, Сирию и Египет.
Россия знает, как бороться с внешними угрозами, но более серьезной проблемой является внутренняя угроза разложения общества. Вот, где бы ещё найти таких министров, которые думают не о себе, а о стране.