Воспроизводя советский перерод своей жизни, вспоминаю, что ещё в школе учителя нам говорили, что нам очень повезло, потому, что родились в великой и справедливой стране. Правдивость этого в том, что у нас нет ни бедных, ни богатых. Это потому, что у нас социалистический строй. Потом, обучаясь в высшем учебном заведении, немного повзрослев, я стал понимать, что не всё так однозначно и стал задавать вопросы преподавателям марксизма-ленинизма и политэкономии о том, что у нас как-то граждане в материальном плане живут неодинаково. Сейчас мне трудно дословно вспомнить какие были ответы. Но смысл был таков, что одинаковое материальное состояние быть не может в принципе, поскольку вид трудовой деятельности разный. Например, рабочий не может получать такую же зарплату, как член-корреспондент академии наук СССР. Тем не менее, при социализме нет общесоциальных причин, способствующих бедности, поскольку это гарантировано самой природой данной экономической формации.
Конечно, пережив развал СССР и вместе с ним мировую социалистическую систему, я стал понимать, что бедность и неравенство всегда были понятиями, тесно связанными друг с другом. Неравенство, как правило, характеризуется неравномерным распределением общественных ресурсов, находящихся в дефиците: власти, престижа, образования и денег между различными слоями населения. Как раз в этом и заключается социальное неравенство. Главным измерителем неравенства является количество ликвидных ценностей. Данную функцию в большинстве случаев выполняют деньги.
В то же время их количество устанавливает позицию человека или семьи в системе социальной стратификации. Наиболее популярным и простым в расчетах способом измерения неравенства является сопоставление величин самого низкого и самого высокого доходов в определенной стране. Иной способ — это исследование процента семейного дохода, затрачиваемого на питание. То есть, чем богаче человек, тем меньше денег он затрачивает на питание, и наоборот. Если неравенство перенести на шкалу, то на одном ее полюсе окажутся те, у кого доля владения окажется наибольшей (богатые), а на другом — наименьшей (бедные) количеством благ: это и есть экономическое неравенство. Оценивая неравенство, можно получить картину всего общества в целом. Однако бедность относится только к некоторому количеству населения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что бедность — это социокультурное и экономическое состояние людей, которые имеют наименьшее количество ликвидных ценностей и недостаточный доступ к социальным благам.
Перечень минимальных потребностей и, соответственно, понятие бедности в большинстве случаев являются относительными и зависящими от степени развития экономики и обеспеченности общества. Чем богаче государство, тем более разнообразен диапазон минимальных потребностей и выше степень их удовлетворения. Именно поэтому, потребности и уровень их удовлетворения, признающиеся обществом минимально приемлемыми, в развивающихся странах совсем иные, нежели в развитых. Пределы бедности изменяться, чтобы определить, кто беден, а кто нет. Сейчас сложно уровень бедности, как с теоретической, так и с эмпирической точки зрения. С практической точки зрения, четкое определение границ бедности очень важно, потому что от него зависит размер социальной помощи правительства. В том случае, если количество бедных достаточно велико, то государственные расходы увеличиваются. Это наверняка мгновенно скажется на благополучии других слоев населения. В бытовом смысле под бедностью понимается нехватка необходимых ресурсов, состояние крайних экономических трудностей. Это то состояние, в котором находящиеся в распоряжении ресурсы настолько малы, что, пользуясь ими, невозможно удовлетворить первичные потребности для выживания, а также принимать участие в повседневной общественной жизни.
С точки зрения социологии понятие бедности как состояния, при котором основные потребности человека возвышаются над его возможностями для их удовлетворения, довольно общий характер. Так можно сказать, потому что оно не уточняет, что означает понятие насущных потребностей. Неудовлетворение каких-либо потребностей может привести или к нарушению нормальной жизнедеятельности человека, или к его гибели.
Существуют следующие уровни (степени) бедности.
-
1) Уровень низких доходов. Ситуация, при которой люди не способны удовлетворить одну или две насущные потребности.
-
2) Уровень бедности. Ситуация, при которой невозможно удовлетворить 3-4 базовые потребности.
-
3) Уровень депривации (оценка бедности с помощью испытываемых лишений). Ситуация, при которой человек не может удовлетворить 5 или более потребностей.
-
4) Уровень глубокой безысходности бедности, то есть, когда ситуация, при которой люди не способны позволить себе большую часть из необходимых благ.
По отношению к потребностям, которые человек способен удовлетворить, можно выделить три вида бедности: абсолютная, относительная, субъективная.
Абсолютная бедность — это состояние, при котором индивид, опираясь на свой доход, не может удовлетворять даже основные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо может удовлетворить только минимальные потребности, которые обеспечивают выживание. В качестве численного критерия выступает порог бедности, называющийся прожиточным минимумом.
Относительная бедность — это неспособность поддерживать нормальный уровень жизни или некий стандарт жизни, который принят в этом обществе. Относительная бедность должна показывать то, насколько человек беден по сравнению с другими людьми.
Субъективная бедность — это состояние, базирующееся на оценках своего положения самим человеком. Люди, которые чувствуют, что у них не достаточно ресурсов для того, чтобы жить, сами определяют уровень бедности.
Проблема реформирования систем доходов населения и социальной защиты — одна из наиболее важных насущных проблем в социальной политике большинства стран, в том числе и России. Важность изменений связана не только с всемирными тенденциями в сфере труда и ухудшающимся демографическим положением, но и с последствиями реформ, связанных с изменением общественного устройства страны.
Не вызывает сомнения, что бедность является неоднозначным явлением, и кроме ее оценки также необходимо представление о причинах, которые ее вызывают.
Соответственно, как у всякого социального явления имеют место быть причинены. При этом не вызывает сомнения, что бедность является неоднозначным явлением, и кроме ее оценки также необходимо представление о причинах, которые ее вызывают. Так бедность вызвана действием некоторых факторов:
-
1) К демографическим факторам относятся возраст, состав и размер семьи, пол.
-
2) К экономическим условиям — безработица, структура рынка труда, общий уровень производства и производительность, неравенство трудоспособного населения на рынке труда, доля доходов и потребления.
-
3) К медицинским обстоятельствам можно отнести инвалидность, слабое здоровье, длительную болезнь.
-
4) Психологические моменты.
Конечно, не вызывает никаких сомнений, что социальное неравенство в любом обществе было, есть и будет, правда, за исключением социалистической общественной модели. Об этом я говорю с сознанием дела, поскольку значительную часть прожил в советской стране. Да тогда не было ни бедных не богатых, в современном понимании бедности и богатства. Тогда все жили более ли менее ровно. Разумеется, властьпредежащие жили более роскошно в сравнении с простыми обывателями. Естественно были нищие и бедные, но данные группы представляли лица с негативным социально-отклоняющимся поведением – тунеядцы, бродяги, попрошайки.
Мне данная проблема близка, поскольку, работая в уголовном розыске вначале 80х годов, занимался предотвращением и раскрытием преступлений, лицами, ведущими паразитический образ жизни. Тогда, к лицам, не желающим заниматься общественно-полезным трудом, применялась уголовная ответственность. Так статья 209 УК. Занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни
Занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни —
наказывается лишением свободы на срок от одного года до двух лет или исправительными работами на тот же срок.
Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым по части первой настоящей статьи, —
наказываются лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
Конечно, на ту пору видеть людей не желающих работать, для советских людей, было делом не очень понимаемым. Все относились к ним, мягко выражаясь, с некоторым пренебрежением. Особенно, партийно-советское начальство раздражалось, когда на улицах видела «бичей». Это расшифровывалось, как бывший интеллигентный человек, на центральных городских проспектах, просящих милостыню, чтобы купить бутылку водки или вина. Как правило, данная категория граждан ночевала на вокзалах, подвалах жилых домов и в канализационных люках – это БОМЖы (лица без определённого места жительства и работы).
Во-вторых, были тунеядцы, которые имели жилье, но не работали, находясь на иждивении родственников или кого-либо ещё. У них было жилье, они целыми днями толпились у гастрономов, обращаясь к гражданам с просьбой добавить немножко копеек, чтобы купить вина или пива.
К большому сожалению, в раннее постсоветское время, называемое лихими девяностыми, количество бродяг увеличилось в разы, если не сказать больше, когда по различным причинам многие люди были выброшены из своих квартир на улицы и вынуждены были обследовать помойки. Об этом много написано, показано и сказано. Ну ладно, эти времена, слава богу, мы пережили.
Сейчас понятие бедности и нищеты ни коем образом не соизмеримо с тем, что было. Так статистика причисляет к бедным только тех, кто имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума. А это по данным Росстата 20,3 млн человек. При этом пенсионеры практически не попадают в категорию, поскольку согласно постановлению правительства тем пенсионерам, у которых пенсия ниже прожиточного минимума, выплачиваются доплаты, чтобы довести их пенсии до прожиточного минимума, но в структуре бедных на долю пенсионеров приходится 16,7%. Пенсионеров, которые получают доплаты — 5,3 млн. человек из 43,8 млн. Учитывая, что средний размер пенсии составляет 11,9 тыс. рублей, то все эти 43,8 млн. смело можно причислять к бедным — их доходы превышают прожиточный минимум менее чем на 2,5 тысячи рублей. Хотя законодатели убеждены, что эта разница существенна, и она отделяет человека бедного от человека со средним достатком, и что ее вполне достаточно для жизни одного бюджетного студента, ведь почти столько (немного меньше, это уровень аспирантской стипендии) составляют стипендии в ВУЗах.
Между тем нет никаких сомнений в том, что по официальным данным Росстата в России уже 20 миллионов бедных, то есть 14% только по официальной статистике. Тем не менее, как в действительности обстоят дела с бедностью, сказать сложно. По той причине, что портрет статистического бедного по стране определить сложно из-за огромной разницы в социально-экономическом развитии регионов. Понятно Москва, Санкт-Петербург, Казань – это один уровень бедности и совсем другой на Кавказе, в Сибири на Дальнем Востоке. Полагаю, что с этим никто спорить не будет.
Сегодня мы живём в такое время, когда серьёзно нужно защищаться от мощного информационного потока, сваливающегося вала информации. Сложившиеся реалии позволяют безнаказанно выбрасывать в средства массовой информации бред сивой кобылы. При этом осознавая, что тебе ничего не будет, мало того, можно получить приличные денежные вознаграждения от заказчика. Так никак невозможно разобраться кто у нас сегодня и бедный и почему.
Ведь в информационном пространстве идёт критика правительства, но само Правительство не представляет внятного анализа эффективных шагов по ликвидации бедности. Похоже, экономический блок сам не знает как вести борьбу с бедностью. Мало того почему-то оно (Правительство) в последнее время всё больше интересуется правительство решило взяться за доходами пенсионеров, и других граждан. Мало того, заявляет, что доходы граждан значительно стали ниже, и ещё то, что 1/3 граждан находятся за чертой бедности, и это реально очень страшная ситуация.
Кроме того растут не только налоги, ЖКХ, ну, и цены на продукты, да и вообще абсолютно на всё. А с мизерными зарплатами, и уж тем более пенсиями, кое-как приходится выживать. При этом зарплаты вообще никак не растут, а вот пенсии, хоть и на чуточку, но увеличиваются с каждой индексацией, и большинство граждан, которые трудятся, им увеличивают зарплату, но взамен правительство отбирает остальные доплаты, и за выслугу лет тоже, и граждан отберут, и даже надбавку за то, что гражданин делал переработки. Вместе с тем, все прекрасно понимают, что реально располагаемые доходы граждан не увеличиваются, хотя вроде как зарплата растёт. Короче не поймешь, что почём и как.
В этой связи я хочу сказать, что живя при социализме, получал высшее образование по советской, глубоко идеологизированной образовательной программе. Я к тому, что сейчас, обучаясь в Вузах изучают науку экономику, предметом изучения которой, является — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. (Курсив мой). Вот этими категориями, по моему глубокому убеждению, мыслит экономический блок нашего Правительства. При этом нельзя не заметить, что кроме военной промышленности, в остальных отраслях доминирует логика торговцев. И естественно эти подходы не могут дать хоть какую-то пользу стране желающей не только торговать, но и что-то создавать. В том числе создавать и для торговли, но опять же исходя из того, что надо сначала создать, а потом уже торговать.
Вот в советские времена, здесь оговорюсь, что не собираюсь идеализировать социализм, если бы не социально- экономические перекосы, то СССР не развалился. Однако там были и положительные моменты, как было отмечено выше, тогда не изучали экономику, как науку, а учили политэкономию. Так политэкономия — одна из общественных наук, предметом исследования которой являются отношения между рынком и государством, индивидом и обществом. Нас тогда учили тому, что при социальной природе социализма рыка быть не может, вместо него плановая экономика. Тогда была серьёзная организация именуемая «Госплан СССР», доводимые им плановые показатели должны были органами исполнительной власти. Другое дело, что некоторые показатели невозможно было исполнить в срок чисто физически. Поэтому был широко развито такое явление, как приписки. Ведь в случае неисполнения производственных заданий руководителей ждало, в лучшем случае исключения из рядов КПСС и лишения с должности, а в худшем случае могли подобрать подходящую статью из уголовного кодекса.
Однако был положительный аспект в том, что нам, простым обывателям, было понятно по критериям пятилетнего плана: сколько заводов и фабрик будет построено в стране, союзной республике, крае, области, районе, городе. Как много будет построено жилых домов, учреждений культуры стадионов и т.д. и т.п. Вот как хочется, чтобы сейчас на федеральном уровне не просто выдавались финансовые средства на развитие производственной и социальной сферы, а там хоть трава не расти. Нужно, чтобы был контроль и спрос за их использование. В свою очередь региональная власть, как говориться, должна чинить спрос с муниципальных властей. Это все должно проходить в условиях абсолютной прозрачности, чтобы общественность была широко информирована.