После успешного развала СССР не без помощи США, жизнь бывших граждан великой страны стало кошмаром, всё перевернулось с ног на голову. Все ужасы капиталистического строя, которые мы видели только в кино и читали в книгах, одноментно пришли в наш быт, со всей, так сказать, привлекательностью. Заводы, фабрики, газеты, пароходы перестали быть народными и стали частными.
Экономические проблемы союза начались из-за неспособности Правительства в полной мере обеспечить выплаты по долговым обязательствам, падение курса рубля, азиатский финансовый кризис, начавшийся в 1997 году, привели к падению ВВП России и уровня жизни населения. Отсутствие необходимых условий для развития бизнеса, вызывало повсеместный отток капитала из страны.
Немного улучшилась экономическая ситуация в результате незначительного роста экономики наблюдался только в 1999 году. Курс рубля постепенно укреплялся, что стимулировало внутреннюю торговлю и экспорт. Высокие цены на нефть, а также реформы, проведенные Правительством России, создали основу для поступлений иностранных инвестиций в различные отрасли экономики.
Тем не менее, несмотря на большое количество конкурентов, в 2009 году Россия стала первой по объёмам экспорта природного газа, второй по экспортируемой нефти и третьей по экспорту газа и алюминия. Рост экономики постепенно стабилизировался, доходы населения росли, что способствовало повышению уровня жизни и развитию бизнеса. Однако, преобладание экспорта сырья, поставило в зависимость различные отрасли от мирового уровня цен на сырьевые товары и экономических кризисов.
Потом начался Мировой кризис 2008 года, который затронул практически все сферы экономики России. Падение уровня цен на нефть, снижение объемов инвестиций, понижение уровня ликвидности в банковском секторе повлекло за собой девальвацию рубля. Снижение объемов производства сельского хозяйства отразилось на экспорте и сокращении рабочей силы. Для поддержки курса и экономики Правительство РФ потратило 800 миллиардов долларов.
Стабилизация ситуации началась только в 2010 году. Высокие цены на нефть и трата трети золотовалютных резервов, уменьшили бюджетный дефицит, однако, инфляция, безработица, высокий уровень коррупции все еще преобладали в экономике. Конечно,жизнь простых обывателей мало-помалу стала двигаться в сторону улучшения. Только, это было на бумаге и в отчётах властьпредержащих. Реальность показывала, что все ежегодные пособия, индексация зарплат бюджетникам, просто растворялась инфляцией, которая росла в разы больше финансовой помощи со стороны государства.
Возможно, к 2015 году платёжеспособность населения, в том числе и слабозащищённых групп как-то: пенсионеров, инвалидов, неполных семей и др., имела бы более ощутима. Но, произошло присоединение Крыма, и коллективный Запад наложил на нашу страну экономические санкции, с целью изменения внешнеполитического курса. При этом, как у нас всегда водится, высокопоставленные чиновники, стали на все лады успокаивать народ в том, что санкции ни коем образом не повлияют на спрос населения в овощах и фруктах. Тогда телевизор их устами глаголен, что фруктами, включая экзотические, нас будут снабжать страны Африки и Латинской Америки. Об этом нет необходимости беспокоиться, поскольку соответствующее договора подготовлены, согласованы и в ближайшее время будут подписаны. Ну, а, что касается импортных сыров из Франции и Италии, то здесь вопрос решён при помощи импортозамещения.
Однако, как говориться, всё гладко на бумаге, да забыли про овраги. Так, корабли с экзотическими фруктами из заморских стран, что-то не очень спешили на наши прилавки. Изготовление вкусных зарубежных сыров на наших локализованных предприятиях, по оригинальным технологическим требованиям производителей, не очень, мягко выражаясь, были похожи на те, что были. Здесь отмечу, что очень данному фактору возмущались «сильные мира сего», типа Собчак К.А. Они даже специально летали, чтобы сделать запасы, без этих продуктов, у них жизнь, просто останавливалась. Тогда от этих «львиц» и «тигриц», визгу было вагон и маленькая тележка.
Ну а, что касается простых смертных, то мы обходились, поскольку такие дорогие продукты нам не по карману. Вполне себе нас устраивали алтайская и белорусская продукция.
В то же время на прилавках не очень много было фруктов и овощей из-за конфликта с Турцией, но ничего потихоньку всё выровнялось. Появилась продукция из наших бывших среднеазиатских республик. Конечно немного не того вкуса и качества, да ничего, мы люди простые и непритязательные.
Тем не менее, необходимо отметить, что, начиная с крымского кризиса, да, наверно, по настоящее время, пока нет статических данных. Тем более, сейчас, когда служба статистики передана в подчинение министерству, которая ведает экономикой, вообще стало всего мало понятного, особенно с ВВП. Но, как бы там ни было, покупательская способность людей значительно снизилась. Это фиксируется на самом высоком уровне, я имею в виду Заместителей Председателя Правительства. Так сегодня более 25 миллионов граждан имеет низкую покупательную способность, балансируя между нищетой и бедностью.
Рассуждая о проблемах нашей экономики, с точки зрения простого обывателя, я никак не могу понять, вообще на каком уровне она сейчас находится. Я конечно не имею специального образования и соответствующего уровня, чтобы рассуждать о каких-то фундаментально-глубинных эконмических процессах. Но, тем не менее, мне, как любому другому адекватному человеку, важно понять: как у нас развивается промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т.д. Да, собственно, в конце концов, мне все эти показатели не столь важны. Но дело в том, что сейчас трудно понять, что происходит с ростом внутреннего валового продукта на душу населения (ВВП). Я помню ещё со школы, что уровень благосостояния народа, определяется уровнем экономической величины, демонстрирующей итоговую стоимость произведённых товаров и услуг.
Собственно проблема началась с переводом службы госстатистики в подчинение Минэкономразвития. То ли, изменились методики подсчётов, то ли работников поменяли, но суть в том, что ведомство, фигурально выражаясь, стало путаться в показаниях. Конечно, определённая логика в этом шаге имеет место быть. Здесь надо отметить, что данное ведомство передается от одного вида подчинённости к другому уже не первый раз. Так Росстат в 2004 году перевели в подчинение от правительства к министерству экономического развития и торговли, но через несколько месяцев вернули под управление кабмина. В 2008 году статистическое ведомство опять переподчинили Минэкономразвития, в 2012-м — снова правительству. Последнее переподчинение связано с тем, по мнению аналитиков, что к Росстату за последнее время накопилось много вопросов. Из-за непрозрачности российской экономики, значительных секретных госрасходов, новых подходов в расчете ключевых показателей, внедрения IT-систем и прочих факторов Росстат стал давать зачастую крайне неоднозначную и искаженную статистику, претерпевающую слишком сильные изменения при последующих пересмотрах. При этом, отметим, что в научном и экспертном сообществе копья ломают по вопросам экономического развития, образно выражаясь, от Родезии до Гондураса. Так одни считают, что отечественная экономика двигается в неправильном направлении и скоро рухнет. Другие уверены, что наше государство, имеет наиболее правильный экономический курс.
Впрочем, мне, как рядовому обывателю, глубоко по литаврам и барабану данный вопрос. Я вот только никак не могу взять в толк, какова роль Орешкина Максима Станиславовича, Министра Экономического развития нашей страны, как главного стратега реализации указов Президента по достижению амбиционных задач по повышения качества жизни народа. Вот, наблюдая за ним, я услышал от него одну малопонятную мысль на одном из форумов, после его назначения «Смешарики – это важная экономическая составляющая». Вполне возможно, что так оно и есть. Но всё равно хотелось бы услышать его мысли по поводу высказанной В.В. Путиным мысли о том, что необходимо сделать всё, чтобы человек реально ощущал улучшения, которые позволили ощутить реальные позитивные изменения.
Вот с моей точки зрения, министр должен довести до сведения общественности векторы развития промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Кроме того определить конфетные показатели достижения результатов по данным векторам. Так в промышленности должны быть обозначено строительство, заводов, самолётов фабрик и пароходов, с указанием сроков и их местонахождения. По образу и подобию всё должно быть и в сельском хозяйстве, учитывая климатические условия. Ну, что касается сферы услуг, то здесь главное не мешать, а конструктивно помогать. Там, где появятся промышленность и сельское хозяйство, там появятся и предложения кому, как и какие услуги выполнять.
Здесь, на мой взгляд, уместно вспомнить советский опыт, когда планировалось, а потом был спрос по всей строгости партийно-государственной ответственности. Только без волюнтаризма и идиотизма. Тогда мы поймём, когда и как наша жизнь улучшится. Без болтологии.