История человеческого общества насчитывает не одно тысячелетие, но природа Мира, цивилизации, общественно-экономической формации, социума и, в конце, концов, конкретного социума, построена динамикой поиска социальной справедливости. Так, не вдаваясь в подробности данного многоаспектного понятия отмечу, что согласно справочной литературе. Это требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. Иначе говоря, как работал, так и заработал.
Между тем сегодня у всех здравомыслящих людей нет никаких сомнений в том, что такого благоденствия можно достичь только гипотетически или теоретически. Ведь, очевидно, что в реальности этого добиться нельзя. При этом надо отметить, что уже мыслители Древнего мира о справедливости. Что же такое справедливость? Какую роль она играет в жизни человека? В чем она проявляется как добродетель? Прежде всего необходимо отметить, что уже древнегреческие философы подчеркивали особую значимость справедливости в жизни человека. Так в сочинении Платона «Государство» встречается мысль о том, что справедливость дороже всякого золота и что «несправедливость — это величайшее зло, какое только может в себе содержать душа, а справедливость это — величайшее благо. «Только те любезны богам, которым ненавистна несправедливость» Так утверждал Демокрит.
Сама же справедливость, по мнению Демокрита (и не только его), есть следование природе и исполнение своего долга. Справедливость есть благо другого, — утверждает Сократ, главный персонаж платоновского «Государства». Добрый человек, у которого имеется хорошее расположение духа, не будет творить несправедливости. Более того, считал Сократ (а ранее пифагорейцы), лучше пострадать от несправедливости, чем самому поступать несправедливо. Тем самым он отметает рассуждения тех своих собеседников, которые считали, будто рассуждения о справедливости и несправедливости — это удел слабых, а не сильных и богатых. Уже в античности отмечалось, что справедливым может быть как отдельный человек, так и государство (и соответственно, несправедливым). Много внимания уделял анализу справедливости и выдающийся мыслитель античности Аристотель.
Несколько иначе социальная справедливость в средние века рассматривалась исследователями философами с точки зрения утопии, то есть изображение идеального общественного строя в прошлом или воображаемом будущем (ухрония), либо в якобы уже существовавшей или существующей где-то стране (гетеротопия), либо как социальных преобразований. Не вдаваясь в подробности многочисленных точек зрения, касающихся данного течения, отмечу, что все они рассматривались, как научная фантастика. Конечно, не было ни каких сомнений, что в реальности достичь этого, просто, невозможно. Здесь сразу оговорюсь, что кроме этих теоретических вымыслов, касающихся социальной справедливости были и теологические, то есть включались силы высшие.
Трудно сказать, сколько бы это продолжалось, если бы в конце 19 столетия К. Маркс не написал феноменальный труд под названием «Капитал». Отмечу, что произведение имеет много названий, об этом написано немерено научной литературы. Но основное содержание, определяется в том, что существовавшее тогда капиталистическое общество рассматривается как масса товаров, имеющих свою потребительскую стоимость, т.е. стоимость установленную собственником товара и меновую стоимость, присвоенную рынком на котором обращается товар. Меновая стоимость включает в себя затраты на рабочую силу, используемую при производстве этого товара.
У каждого товара имеется собственник, который должен быть признан другими собственниками как владелец товара. Товар, доказывает, что он товар в процессе обмена. Каждому товару присваивается денежный эквивалент. Таким образом, основной формулой обмена является Т-Д-Т (товар-деньги-товар). Фактически это означает, что стоимость продаваемого товара равна стоимости получаемого товара, а обмен должен быть равнозначным. Равнозначность не означает равновесия между куплей и продажей, равнозначность означает, что цена, присвоенная одному из товаров, соотносится по меновой стоимости с другим товаром. Деньги в данной ситуации выступают посредником в обороте товара.
Общеизвестно, что сейчас имеют место быть, два вида экономической модели – это плановой или рыночной. Так нашему поколению, рождённому в середине прошлого столетия, удалось быть свидетелями обеих экономических парадигм. Так в советскую эпоху превалировала плановая экономика. Тогда нам вдалбливали в наше сознание, что социалистический – это самый справедливый строй, в котором отсутствует частная собственность, позволяя сохранять имущественное равенство. Всё было правильно, тогда все трудящиеся и интеллигенция, в имущественном плане, жили ровно. Здесь я опираюсь на свои детские воспоминания, тогда в продуктовых магазинах лежало мясо говядины и свинины, колбаса докторская, хлебобулочные изделия были в скудном ассортименте, во всяком случае, был белый хлеб, булочки с повидлом и яблоками, молоко и кефир. Относительно обуви и одежды ничего сказать не могу.
Однако уже с начала семидесятых годов, в обществе прочно укоренилось понятие «дефицит», что означает недостаточность в чём-либо. Тогда, как снег весной, стали исчезать мясо, колбаса, сыры, а в продуктовых магазинах оставались рыбные консервы в томатном соусе. Полки магазинов были совершенно пустыми, если, где что-то продавалось, то только из-под полки, то есть по блату. Стало быть, простые обыватели на собственной шкуре стали ощущать « прелести планового экономического развития». Здесь необходимо отметить, что правящая элита ничего подобного на себе не ощущала. На пору, правящая партсовноменклатура была прочно отделена от народа высокими и крепкими заборами, как в прямом, так и в переносном смысле. Для руководителей, начиная от райгоруровня и кончая центральным аппаратом, были выделены отдельные, так называемые спец. посёлки, где они проживали своими семьями, чтобы им никто не мешал жить, а их деткам развлекаться, их охраняла милиция. Ну, относительно поесть попить и одеться, там для них было всё по специальному заказу и ценам. Даже для высочайших особ были кремлёвские пайки.
Вспоминая советскую эпоху, нам прожившим значительную часть жизни во времена правления Л.И. Брежнева в период социализма, который в начале восьмидесятых годов стали называть фазой развитого социализма, невозможно не отметить, что была стабильность. Так можно было планировать крупные покупки, поездки в отпуска и т.д. и т.п. Только, мы все на кухнях критиковали нашу советскую власть за власть за то, что она только говорит и ничего реально не делает для народа. Мы жаловались на плохие товары в магазинах, имея в виду одежду. Всего было много, а выбрать было нечего. Тогда уже было другое время, когда нужно на себя, извините, напялить, чего-нибудь, а хотелось удобненького и модненького. Тем более, люди, имевшие возможность побывать за границей, в том числе в странах, дружественного нам социалистического лагеря, оттуда привозили совершенно другого фасона и качества одежду и обувь. Как мы тогда надеялись, что у нас всё поменяется.
Тогда ни у кого, даже в страшном сне, не могло присниться, что всё советское накроется медным тазом, под видом перестройки, и резко трансформируется в перестрелку. Это страшное время люди, его пережившие не могут вспоминать без содрогания. Особенно бандитскую приватизацию, всего, что было создано и выстрадано народом за всё время советской власти.
Тогда было страшное время: одноментно несколько десятков человек, оказавшись в нужное время в необходимом месте, стали владельцами заводов, газет и пароходов. Вспоминая социологию того времени, отмечу, что соотношение бедных и нищих к богатым, было один к десяти. Я помню, как мы боялись голода и старались получить в собственность земельный участок. Битва была нешуточная, многие хотели получить один участок, в то время, как другие старались хапнуть по два, по три. При этом рассказывая, что у них, якобы много заслуженных родственников.
Трудно забыть, как месяцами задерживали зарплату, когда после гайдаровской реформы, получку получали рублёвыми купюрами наволочками от подушек. При этом некоторые предприятия выдавали зарплаты не деньгами, а собственной продукцией. Так на пивзаводе рабочим давали пиво, а на хлебозаводе расчищали хлебобулочными изделиями. Получалось возвращение к натуральному хозяйству. Очень трудно было семьям, у которых были маленькие дети. Спасало то, что селяне были вынуждены увеличивать свое подворье, чтобы иметь возможность продавать в городах на стихийных рынках мясо, молоко и другие продукты.
Потом появились импортные продукты. Так вспоминаются «ножки буша», тогда на центральных телеканалах крутили рекламу, кода летели огромного размера индейки, мимо деревни, и от них отрывались огромные окорочка, которые падали прямо на вилы деду. Сейчас нам рассказывают, что это были генетически модифицированные продукты, представляющие большую опасность для людей. Здесь, ради справедливости необходимо отметить, о наличии противоположной точки зрения. Кроме того, пресно памятным событием является огромное количество спирта «Рояль» из Германии. Надо сказать, что с нашей точки зрения, продукт был вполне приличным, мы его неплохо употребляли, поскольку ничего другого более приемлемого, для нас, простых обывателей не было, мы его за милую душу, употребляли. Правда, он скоро исчез, как оказалось, по вполне себе, банальной причине. В Германии не чем было мыть унитазы.
Вполне очевидно, что при такой жизни уровень социального общественного протеста достигал наивысшего уровня. Тогда учителя, врачи, устраивали многокилометровые марши протеста из-за невыплаты зарплаты, которая длилась месяцами, а кое-где и годами. Шахтёры штурмовали Правительство и стучали касками по асфальту. Ну, первый Президент нашего государства обещал сделать жизнь лучше, а в случае их невыполнения, лечь под поезд на рельсы. Однако и это обещание было не выполнено.
Общеизвестно, что всё познается в сравнении, как было отмечено выше, мы были недовольны советской властью и считали рыночную экономику панацей от не удовлетворявшего нас уровня жизни при развитом социализме. Но, когда мы попали в бандитский капитализм, поняли, что при коммунистах было не так уж и плохо.
Между тем период дикого капитализма, проходивший в в лихие девяностые, слава богу, мы пережили. Первый Президент нашей страны в конце 1999 года, обратившись по центральному телевидению к народу, попросил прощение за свои прегрешения, и передал власть В.В. Путину. К сожалению, начало нового века и нового тысячелетие, было для нашей страны архи трудным. Тогда все республики проводили парад суверенитетов, который рекламировал Б.Н. Ельцин в середине девяностых.
Вспоминая нулевые, а затем десятые годы, века нынешнего, можно сказать, что жизнь простого обывателя продолжала оставаться тяжелой, люди еле-еле сводили концы с концами. Ну, а те, кто просто хапнул государственную, собственность стали миллиардерами, особенно был прибыльный бизнес добычи углеводородов, устраивали конкурсы красоты, а за рубежом покупали виллы, яхты, клубы и прочие необходимые для хорошей жизни ценности. При этом уровень безработицы просто зашкаливал, правда официальная статика показывала не более пяти процентов, но на самом деле было гораздо больше. Это можно было проследить по простому показателю. Вот утром, когда все заводы работали, то зимой, когда рассвет наступает поздно, в жилых домах, не наблюдалось тёмных окон, то есть народ собирался на работу. Ну, а в то время, я имею в виду 2002 -2014 г.г., горящих окон в домах, можно было сосчитать по пальцам.
Однако Правительством предпринимались определённые шаги, направленные на повышение доходов простых граждан. Так была введена монетизация льгот для малоимущих граждан, ежегодно повышались пенсии, появились тенденции к снижению безработицы. Худо-бедно стало развиваться индивидуальное предпринимательство. Практически были сведены к нулю задержки заработной платы на государственных предприятиях, конечно, в частном экономическом секторе, такое безобразие, имело место быть, но правоохранительные и судебные органы на данные факты реагировали. Строго говоря, не очень активно и эффективно.
Данные правительственные меры, способствовали, хоть медленному и малозаметному повышению реальных доходов населения. Так, у многих людей появилось возможность ездить на отдых за границу. При этом надо отметить, что в другие страны, людям летать было гораздо дешевле, чем на отечественные курорты. Кстати, данный факт имеет место быть, до настоящего времени, к большому сожалению. Это вызывает справедливое недовольство обывателей.
Однако, к несчатью, в 2014 году случился Крым с Донбассом, что привело к международным санкциям, хотя не было бы этого, нашлись бы другие поводы – это очевидно. Здесь, мне, как простому обывателю, очень обидно, что наши чиновники, стали ради, так сказать, успокоения общественного мнения, стали налево и направо, раздавать свои обещания. Так министры говорили, что санкции ни коем образом не скажутся на гражданах. В качестве аргументов приводилось, что экзотические продукты нам будут поставляться из Аргентины, Бразилии и Уругвая. Кроме того, по их же заявления обнадёживали нас, простых смертных, о том, что французские и швейцарские сыры и другие молочные продукты быстро заменит импортозамещие.
Однако реальность ни разу не сотвевовала действительности. Так буквально как зимний снег при дружной весне стали исчезать с прилавков фрукты. Вот яблоки были везде польские, испанские, итальянские, все из-за крымских санкций. Более скудным стал выбор сыров, стали превалировать белорусские и отечественные. Меньше стало цитрусовых, если раньше были испанские, те же итальянские, постепенно остались только китайские. Много было белорусских креветок.
В то же самое время стали «сдуваться» продовольственные ларьки индивидуальных предпринимателей, конечно, здесь ещё и другая причина, я имею в виду появление сети гипермаркетов, где появился свой дисконт, который привлекает покупателей, особенно тех, кто имеет приличную зарплату. Таковыми являются государственными и муниципальными служащими, а также правоохранительных и военных структур.
Кроме того с 2014 по 2018 годы количество граждан, ставших бедными и нищими значительно возросло. При этом по разным оценкам их число составляет 31% от общего числа трудоспособных граждан. Об этом было заявлено на официальном уровне только в 2017 году. Это не может радовать общество. Понятно, что этому способствовали причины, которые имели, как объективный, так и субъективный характер, вопрос только в том: насколько властям всех уровней удавалось с ними бороться, чтобы минимизировать образовавшиеся негативные последствия. Вот в чём вопрос.
Между тем, на мой субъективный обывательский взгляд, можно было бы снизить показатель количество бедных и нищих, если бы уровень исполнительской дисциплины властьпредержащих и конкретных исполнителей был выше. Кстати, слава богу, что данный запрос общества, в настоящий момент властью услышан и начал реализовываться. Я имею в виду то, что Президент нашей страны, спрашивает – кто отвечает за сроки реализации выполнения федеральных программ из министров. Хотелось, чтобы такая же конкретика получила распространение на региональные и муниципальные проекты.
В.В. Путин уже высказался на счёт, что сейчас у нас есть возможности и мы должны сделать всё, чтобы к 2024 году сделать рывок, который позволит существенно повысить качество жизни народа. Здесь понятно, что всё с точностью до сантиметра выполнить, в принципе, не представляется возможным, но реальные и осязаемые улучшения простые обыватели должны почувствовать. Иначе говоря, чтобы люди могли сменить конфигурацию жизни и получить возможность более свободно распоряжаться своими деньгами, а для этого, необходим поиск гуманизации как справедливого социального правления. При этом нет никаких сомнений, что недовольные останутся, но их будет существенно меньше.