На протяжении свей человеческой историографии, насчитывающей уже ни одну тысячу лет, одним из составляющих фактов жизни каждого отдельно взятого человека, как личности, было и есть отношение к власти. Так одни были люди, были объектами власти, а другие её субъектами. При этом с точки зрения гуманитарных отраслей знаний как-то: история, литература, юриспруденция, психология и др. сформировалось огромное количество воззрений, рассматривающих роль и значение понятий власти.
Вполне очевидно, что власть определяется конкретным периодом исторического развития общества, связанного цивилизационными, экономическими, социальными и культурными условиями, развивающимися неравномерно. В этом смысле сильно отстал африканский континент, где ещё имеют место быть места с первобытнообщинной социально-экономической формацией.
Вот, если рассматривать власть, как таковую, с позиции простого человека, то ваш покорный слуга, уже давно сформировал свое мнение о том, что честному человеку трудно жить при любой власти. Несомненно, с этим мало кто будет спорить потому, что любая власть не может устраивать всех членов общества практически. Абсолютно справедливую властную модель можно выстроить только теоретически.
Наше поколение, родившееся в 50х годах прошлого столетия, имело возможность жить при Хрущеве Н.С., Брежневе Л.И., Андропове Ю.В., Черненко К.У., Горбачеве М.С., тогда ещё в СССР1. Ну, а после его развала было всего три высших правителя: Ельцин Б.Н., Путин В.В. и Медведев Д.А. Нам есть что сравнивать, ведь, все в жизни познается в сравнении.
Сегодня, общеизвестным фактом является то, что первый Президент нашей страны Б.Н. Ельцин, благодаря своей мощной интуиции, назначил правильного приемника – Владимира Владимировича Путина. С учетом того, ему пришлось занимать высший государственный пост два срока или, как говорят в Израиле каденции, я поделюсь своим мнением о каждом сроке отдельно. Так, рассуждая о первом периоде правления, нужно отметить, что наследство от предшественника, в большей степени составляла глобальные проблемы. В качестве первоочередных мер было необходимо выплатить оплату, учителям, врачам и другим категориям бюджетников. Кроме этого следовало привести законодательство Субъектов в соответствие с Конституцией страны. Срочно нужно было совершенствовать систему государственного управления и решать проблемы на Кавказе, который оставался «горячей точкой» и уносил человеческие жизни.
Решение данных первоочередных задач было невозможно без перестройки экономики. В первую очередь необходимо было создание условий для инвестиционной привлекательности.
Давая оценку проводимой президентской власти экономической политики периода, так называемых, нулевых годов, с позиции рядового обывателя, отмечу неоднозначное отношение к созданию стабилизационного фонда и досрочному погашению внешнего долга страны. Думается, что не было необходимости создания стабилизационного фонда, а средства необходимо было бы направить на повышение зарплаты военнослужащим и другим категориям работников.
Вызывало недоумение стремление власти досрочного погашения долга по международным обязательствам. Переставлялось, что необходимо направить эти средства на развитие промышленности и сельского хозяйства страны2.
Однако наличие данных мер по заявлению В.В. Путина способствовали успешному преодолению кризисных явлений. Конечно, на уровне простого обывателя достаточно трудно судить о принятии решений руководством страны, в связи с большим количеством информации, которая не всегда является объективной и порой носит популистский характер. В этом контексте необходимо сделать ремарку о том, власть ругать стало модным, но кроме ругани, со стороны оппозиционных сил и, просто несогласных, нет конструктивных предложений. Иногда просто забавляет, высказывания лиц, наделённых властными полномочиями о том, что качество жизни граждан продолжает ухудшаться. При этом они всегда констатируют, что они не могут что-нибудь сделать, потому, что нет финансовых возможностей. Между тем, в этот момент, Правительство информирует, что значительная сумма денег направлена в регионы для решения вопросов социально-бытового значения.
Рассуждая о периоде президентства В.В. Путина, можно сказать, что произошли существенные изменения в социальной, политической, и даже психологической структуре общества. Появилось определённое доверие рядовых обывателей к власти, в связи с определенным улучшением качества жизни, особенно слабо защищённой части населения (инвалиды, пенсионеры). Значительно преобразился Северокавказский регион, но, к сожалению, террористические факты имеют место быть, но, тем не менее, жизнь граждан, там поживающих, значительно улучшилась, но некоторые социальные проблемы продолжают оставаться не решенными.
Однако, на мой взгляд, не смотря на значительные кардинальные улучшения качества жизни, в период президентского правления В.В. Путина, имеются ряд значительных аспектов негативного характера. Думается, что, не смотря на объективные факторы, которые невозможно преодолеть, есть такие аспекты, когда, как мне представляется, достаточно политической воли. Так, не очень понятно, почему терялись финансы, направленные на Дальний восток для ликвидации последствий землетрясения. Понятно, что от Москвы до Сахалина расстояние значительное, но на каком отрезке пути средства потерялись до сих пор остается тайной.
Вызывало некоторое удивление обещания, связанные со сдерживанием цен на продукты, а вместо того, чтобы снизится, они наоборот повышаются. В качестве примера можно привести случай с гречневой крупой. Такая же обстановка с бензином и другими видами топлива. Конечно, в данных моментах могут быть и, наверно, присутствуют объективные причины, не позволяющие выполнить сделанные обещания.
На ту пору я не мог найти объяснений тому, что после трагедий, связанных с элементарным нежеланием выполнять должностные обязанности надлежащим образом. В качестве примера можно привести трагедию на Саяно-Шушенской ГЭС, когда на уровне первых лиц, было заявлено о обязательном наказании лиц, виновных в произошедшем3. Понятно, что причинами могли быть технические неполадки. Однако, почему осталось без внимания всевозможных комиссий, тот факт, что все руководство ГЭС в первые же минуты трагедии, благополучно уселось в джипы и уехала в безопасные места, а простые инженеры и рабочие, ценой собственных жизней, предотвращали стихию. Есть пример и с ночным пожаром в Перми, где в ночном клубе «Хромая лошадь» погибли сотни молодых людей. Уголовное дело так же возбудили, но почти нет информации о том, как ведётся расследование4. Вообще начинают появляться сомнения о возможности завершения расследования данных уголовных дел. Но, слава богу, по данным делам предварительные расследования завершились и виновные понесли наказания.
Существенным недостатком в деятельности В.В. Путина, на мой взгляд, была низкая исполнительская дисциплину чиновников всех уровней. По его собственному признанию, которое было им сделано в одном из телевизионных интервью в 2005 году, процент исполнения его поручений, даже по самым грубым подсчетам, не превышает и 30%. В связи с этим вопрос: почему проблема не находит решения? На уровне простого обывателя возникает, как минимум, два предположения:
1. Недостаток политической воли, для решения данной проблемы.
2. Отсутствие необходимого ресурса для реализации мер, связанных с механизмом решения рассматриваемой проблемы.
Наличие объективных или субъективных причин, связанных с решением указанных проблем, не только существенно снижало авторитет к президентской власти, но и подрывает доверие проводимому политическому курсу в целом.
Мне представлялось, что не решение вышеуказанных проблем, прежде всего самим Владимиром Владимировичем, во-первых, даст новый импульс проводимому политическому курсу, а также реформам в области социальной политики внутри государства, во-вторых, значительно повысит доверие к власти, со стороны широких слоев населения.
Здесь, пожалуй, можно и закончить анализ деятельности В.В. Путина в период первого срока, и. соблюдая историческую хронологию перейти к обсуждению функционирования на президентском посту страны Дмитрия Анатольевича Медведева. Так, рассуждая о приемнике В.В. Путина, однозначно следует сказать, что он продолжил выбранный политический курс, что достаточно чётко прослеживается в ежегодных президентских посланиях Федеральному Собранию5. Здесь необходимо отметь, что некоторые сенаторы, депутаты и министры, на которых возлагается исполнение задач, заложенных в послании, сладенько спали. Наверно, они сильно утомились на работе. Такую картину можно наблюдать ежегодно, очень жаль, что нет статистики, касающееся кто из сенаторов, депутатов и министров, проспавшихся на ежегодных президентских посланиях. Мне думается, что определённо значительной части чиновников вышеперечисленных категорий, глубоко безразличны, происходящие в стране процессы. Они озабочены вопросами личного обогащения и вопросами своей популяризации, для того, чтобы дольше удержаться у власти, дав возможность безбедного существования себе, детям и внукам.
В этом смысле, вполне понятно стремление Председателя правящей партии обеспечить свежий приток молодых сил к очередным выборам. В этом контексте считаю необходимым высказаться о том, что, по мнению некоторых политических деятелей, создание общественного движения «Народный фронт», есть ни, что иное, как, средство обеспечения популярности В.В. Путина, в связи с предстоящими выборами в Государственную думу. Полагаю, что, если это и так, то тут нет ничего предрассудительного. Тем более что уже есть прецеденты, на пример не так давно создано «Народное ополчение», можно ещё чего-нибудь придумать, главное проявить инициативу.
Между тем точки зрения обывателя, представляется вполне оправданным внесение Президентом предложений по изменению в Конституции страны. Данные изменения продиктованы современными социально- политическими реалиями, поэтому сомнений не вызывают. Вполне оправдано подписание ряда указов, связанных с внесением поправок в уголовное уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство в части ужесточения наказаний за отдельные виды преступлений и порядок их исполнения. Существенные позитивные изменения коснулись законодательства гражданско-правого блока, что способствует более простому и удобному механизму реализации гражданско-правовых отношений.
Вызывало неоднозначную оценку реформирование армии и милиции. Так проводимая реформа вооруженных сил, определяется необходимостью, связанной изменившимся миропорядком. Сегодня каждый здравомыслящий человек понимает, что воевать будет высокотехнологичная техника, а не люди. Однако в нашей стране, о людях в период реформ, в лучшем случае, стараются проявить заботу исключительно формально. Так, резкий отказ в приеме и последующий одномоментный отказ от выпускников военных институтов привёл к значительному приросту безработных. К большому сожалению, официальные статистические данные отсутствуют. Но, даже по самым грубым подсчетам не смогли трудоустроиться, около 45% молодых людей6.
Немало было переломано судеб молодых лейтенантов, которые, получив назначения в воинские части, корабли оказались не нужны, вследствие отсутствия офицерских должностей и вынуждены принять предложения назначаться на должности прапорщиков и мичманов. При этом многие не были обеспечены нормальным жильем и другими необходимыми социально-бытовыми условиями.
Продолжавшиеся тогда реформирование вооруженных сил при масштабной работе по обеспечению всех без исключения военнослужащих жильем и другими необходимыми условиями социального и бытового назначения, что, конечно, сильно радовало. Только, чтобы за общими и масштабными цифрами, до сих пор остались конкретные люди с исковерканными судьбами.
С точки зрения простого обывателя, реформа милиции, вне всякого сомнения, назрела. Однако исторически так сложилось, что в нашей стране, не смотря на понимание значимости поэтапного и планомерного реформирования в любом виде общественной деятельности, все происходит рывками и показухой. Не исключением стала и реформа милиции. Так президентский указ о реформировании милиции предполагал сокращения штатов только тех подразделений, которые непосредственно не связаны с борьбой с преступностью. Однако, на деле все пошло с точностью до наоборот. На практике были сокращены все подразделения. О чем красноречиво свидетельствует пример, когда Президент проверял систему безопасности на одном из московских вокзалов и не нашел ни одного милиционера.
Неоднозначную оценку вызвал процесс аттестации сотрудников всех уровней. Механизм был заложен достаточно эффективный, позволяющий составить вполне объективное представление о сотруднике. Но, это только на бумаге, а жизни было все по-другому и, к сожалению, опять за деньги. Просто местные начальники решили все в свою пользу. Иначе говоря, получилось все по известному отечественному классику «Хотели как лучше, а получилась как всегда». Применительно к реформе милиции в полицию можно сказать, что ушла основная часть профессионалов, а осталась значительная часть профессиональных приспособленцев.
Тогда было вполне очевидно, что реформирование государственных структур — это не единовременный акт, результаты которого завершаются по взмаху волшебной палочки. Тогда было немало сомнений, что реформирование армии и милиции создаст условия, способствующие повышению качества жизни граждан нашей страны.
Второй президентский срок В.В. Путина был принят обществом неоднозначно, как минимум, по двум причинам. Во-первых, возникла объективная причина проводить реформы, связанные с избирательной системой. К тому времени общество уже достаточно созрело, и появилась у людей потребность выбирать глав субъектов федерации. Кроме того подошла необходимость внесения изменений в законодательные акты местного самоуправления. Во-вторых, недостаточно эффективная борьба с коррупционными проявлениями. Иначе говоря, чиновники потеряли страх, что позволило, так называем, оппозиционным силам вывести людей на улицы. Здесь необходимо отметить, что вся смута родилась и выпестовалась в первопрестольной. При этом не без помощи все тех же Соединённых Штатов Америки. Об этом красноречиво свидельствует деятельность Майкла Макфола, который будучи послом, занимался совершенно другим делом. Он усиленно принимал у себя в кабинете оппозиционеров всех мастей. Но в отношении Путина В.В., он допускал такого рода высказывания. Так, в одном из своих высказываний он отмечает, что Путин В.В. представляет собой «параноидального лидера, которому нужны внешние враги в качестве средства создания внутренней легитимности 7». Есть ещё достаточно «интересные» его высказывания, на пример: «В области международных отношений Путин проводит политику, которая, по его мнению, служит национальным интересам России, мало уделяя внимания интересам США8». Странно, не правда ли?
Здесь вполне очевидны возражения в том, что Макфол по профессии политолог, профессор политических наук по вопросам демократии, развития и верховенства закона. Меня такое радует, но он назначен на должность чрезвычайного полномоченного посла, который должен создавать дипломатические отношения с двумя суверенными странами на взаимовыгодной основе, а не заниматься выстраиванием демократических процессов, направленных на «удиление внимания интересам США» Российским Президентом. Впрочем, для Государственного департамента данной страны, такое в порядке вещей.
Между тем необходимо отметить, что благодаря преемственности политической линии, особенно в части внутренней политике государства, удалось добиться ощутимых успехов в части повышения благосостояния граждан. Так ежегодно повышались пенсии и зарплаты, что позволило гражданам ежегодно выезжать в отпуск на заграничные курорты, а некоторым, из числа с высоким уровнем достатка и по нескольку раз в год. Динамично развивался строительный рынок, позволивший многим гражданам иметь по нескольку квартир.
На порядок улучшилась обороноспособность страны, при этом решение проблемы решалась с учётом комплексного подхода: в вооруженные силы стали поступать новые виды высокотехнологичного оружия. Кроме того успешно решается проблема обеспечения военнослужащих жильем. Поднялся престиж военнослужащего, позволивший сократить призыв граждан на срочную службу.
Существенно повысилась учебно-боевая подготовка воинских частей, учения стали проводиться не от случая к случаю, а на постоянной основе с использованием фактора внезапности. Что было очень кстати, в связи с присоединением Крыма.
Предпринятые шаги по возвращению Крыма на Родину, а также вовремя начатая операция по борьбе с терроризмом в Сирии, значительно повысила рейтинг Президента страны, чтобы там ни говорили западные средства массовой информации, относительности полного зомбирования сознания народных масс, факт остается фактом, и этого не изменить. Это говорит только о том, что народ доверяет власти в целом и её лидеру в частности. Такое доверие имеет место быть тогда, есть реальные шаги, повышающие качество жизни населения.
Так, несмотря на агрессивную экономическую политику со стороны США, Канады, Австралии и ЕС в отношении нашей страны, Правительство ни на йоту не сокращает объем финансирования социальных программ, все запланированные мероприятия, связанные с социальной поддержкой населения выполняются. Тем не менее, остается много социальных проблем, нуждающихся, как мне представляется, в немедленном решении. К таковым следует отнести: из ряда вон низкие зарплаты сотрудников дошкольных учреждений: нянечек, воспитателей, музыкальных работников. Требует более углубленного анализа механизм реализации поставленных целей во всех сферах деятельности. Проще говоря, необходимости избавится от бардака, начиная с федерального министерства и, кончая администрацией поселкового совета. Я имею в виду то, что, если гражданин обратился в органы представительной, либо исполнительной власти, он должен получить услугу в установленное законом время, а не выслушивать причины невозможности решить вопрос, который установлен нормативным актом. Здесь многое зависит от качества управления конкретного руководителя.
Вне всякого сомнения, недостатков во власти можно найти и больше, но главное не в этом, суть в том, чтобы все эти недочёты своевременно выслушивались эффективно и своевременно исполнялись. Мне думается, что в 2017 году экономические показатели улучшатся, и мы будет жить получше, а после 2020 года кардинально качественнее.