Одним из первых новейших праздников нашей отечественной истории стал 1 октября «День пожилого человека», который был провозглашён на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция № A/RES/45/106 от 14 декабря 1990 года). Целью проведения целью проведения данного праздника, является привлечение внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, к проблеме демографического старения общества в целом, а также для улучшения качества жизни людей преклонного возраста.
Вспоминая свое советское прошлое, могу сказать, что пенсионеры в СССР жили гораздо лучше, чем сейчас в РФ. Вот, на ту пору простой советский человек, мог без особых проблем заработать пенсию в сто двадцать рублей. Ну, а, если ещё чуть-чуть постараться, то пенсия увеличивалась до ста тридцати двух рублей. Тогда на такие деньги можно было более-менее прилично жить. Цены на продуты питания, и товары первой необходимости не росли в сумасшедшем темпе, как ошалелые. Правда, тогда были граждане, из числа заслуженных людей, которые имели пенсии гораздо больше, к таковым относились: министры, депутаты, академики, члены-коррспонденты Академии наук, лица, занимавшие высшие должности в КПСС. Данная категория получала пенсии раза в два или больше от числа пенсий простых смертных. Здесь отмечу, что некоторым счастливчикам из простых советских людей везло. Так, простая советская доярка или токарь-фрезеровщик, могли быть выбраны в Депутаты Верховного Совета СССР или союзных республик, тогда у них пенсия была двести рублей, она сопоставима с пенсией полковника вооруженных сил.
Но, вскоре Советский Союз распался и вместе с этим накрылись медным тазом хорошие пенсии у всех трудящихся, впрочем, как и всё остальное. Страна погрузилась в коллапс, все народное богатство (фабрики, заводы и пароходы), в результате бандитской приватизации оказались в руках небольшой кучки людей. Являясь свидетелем всего этого, я не могу забыть, как пенсионеры, будучи ветеранами труда, в одночасье стали обследовать помойки. У меня до сих пор перед глазами стоит картинка, как учитель, прошедший путь от рядового педагога, до заведующего городским отдела народного образования, подметал улицы. Многие спивались, становились жертвами преступников и уходили, что называется, в мир иной. При этом необходимо отметить, что всё — это безобразие длилось не один и не два, а, практически, целое десятилетие, если не больше.
Конечно, со стороны государства пенсионерам оказывалась финансовая помощь, к большому сожалению, ежегодные денежные прибавки к пенсиям были не сопоставимы с ростом цен на товары первой необходимости, а также на тарифы жилищно-коммунальных услуг. Говоря другими словами, забота о престарелых людях со стороны Правительства проявлялась. Только эта помощь, образно говоря, напоминала картинку утопающего, который выбивается из последних сил, и ему бросают спасательный круг, который из-за небольшой дырки, сдувается.
Одной из причин такой малой эффективности, связанной с ежегодной индексацией пенсий, на мой взгляд, является оценочный критерий. Дело в том, что пенсия определяется средним показателем, так называемым, «средней температурой по больнице». Сомнений нет, возможно, такой показатель вполне полезен, но только не для индексирования пенсионных выплат. Вот поэтому, сейчас образована огромная пропасть в размерах пенсий в нашей стране. Так сейчас подсчетам официальной статистики средний размер пенсии в стране составляет около десяти процентов. Полагаю, что с такой цифрой вряд ли можно согласиться. Ну, посудите сами, как можно определять какие пенсии у наших граждан по среднеарифметическому критерию, когда самая минимальная пенсия пожжет быть около пяти тысяч, а самая высокая может насчитывать несколько более восьмидесяти тысяч, так и средний показатель будет достаточно высоким, как сейчас принято говорить: на уровне средней пенсии по региону. Вообщем, средний показатель температуры по больнице составляет 36,6%, вот и получается, что картинка вполне приемлема. В тоже время активистами ОНФ недавно были выявлены факты назначения некоторыми главами местных самоуправление назначение себе любым пенсии в триста тысяч рублей, правда, не хило. Здесь у меня просто вырываются экспрессивные выражения: напрочь края потеряли — это беспредел! Получается, что одни еле-еле сводят концы с концами, а другие просто «жируют». Говоря другими словами – одни нищие, а другие господа, купающиеся в роскоши, что является глубочайшей социальной несправедливостью.
Вместе с тем, мне представляется, что причин такой несправедливости, как минимум три: низкий уровень морально-нравственного сознания властьпридержащих, которое обусловлено высокой мотивацией к личному обогащению; отсутствие механизмов эффективного общественного контроля; и. как было отмечено выше, неэффективность критерия суммарной оценки начисляемых пенсий, без учета социального стандарта.
Между тем вполне очевидно, что данные причины, как социальное явление, появились не на пустом месте, прежде всего из-за геополитических изменений (распада СССР). Такого рода изменения влекут за собой смену социально-экономических и морально нравственных ценностей. Если в период, так называемого, развитого социализма в обществе, декларировались такие качества как: совесть, честность, добропорядочность, забота о народе и т.д. Но, строго говоря, всё носило чисто формальный характер, тем не менее, были хоть какие-то нормы поведения.
Сегодня в нашем государстве в наших правящих общественных элитах имеет место быть резкое падение нравов. К сожалению, это падение еще более продолжается из-за отказа от нравственных запретов, что ведёт к утрате культурных традиций. Кроме того чрезмерная пропаганда свободы, как составной части западной культуры, создали общественную мотивацию к росту потребительства, вседозволенности, распущенности. Вот начало общество погружается в омут моральной деградации. Сегодня никого не удивляет практически еженедельное возбуждение уголовных дел в отношении губернаторов и глав местных самоуправлений за совершаемые злоупотребления, мошенничества и хищения.
Рассуждая об отсутствие механизмов эффективного общественного контроля, необходимо отметь, что, несмотря на призывы сверху, у нас в недостаточной степени развиты институты гражданского общества. Я имею в виду общественные институты, начиная от профсоюзов и, кончая органами общественной самодеятельности. Как-то, ещё люди пассивны и надеются на разрешение социальных проблем на государственные структуры, проще говоря, на дядю.
Вне всякого сомнения, развитие институтов гражданского общества, процесс сложный и многогранный, требующий достаточно большого временного периода. Для этого нужны условия, которые мотивировали граждан к социальной активности. Да, собственно, на мой взгляд, много и не надо – нужно просто одно – не заниматься отписками от насущных проблем, с которыми обращаются рядовые обыватели, а заниматься реальным их решением. При этом даже, если проблема сложная, то необходимо всё равно определять пути их решения и называть конкретные сроки и ответственных за исполнения чиновников. Кроме того нужно слегка поменять информационную политику. Я к тому, что сейчас центральные средства массовой информации, например, телевидение, слишком много уделяют времени политизации общества. Вот, будучи на пенсии, я часто смотрю программы центрального телевидения. Там, практически ежедневно на первом канале Петр Толстой, ведущий программы «Время покажет», и Инна Карпушина ведущая программы «Открытая студия». Чуть ли не ежедневно обсасывают со всех сторон международные отношения, России и Украины и России и Сирии. В этом, собственного говоря, ничего плохого нет. Но, неужели внешнеполитические проблемы, для нас, простых обывателей, более важны, чем внутренние, я имею в виду пенсионные. Почему на телевидении режиме ток-шоу не рассмотреть факты, каким образом чиновникам удается назначить себе пенсии немыслимых размеров, о чем упоминалось выше! Вопрос, вопросов, который многие бы хотели получить не только ответ, но и меры как от этого безобразия избавиться. Может быть, тогда было бы больше возможностей увеличивать пенсии. Тогда бы и граждане повысили свою социальную активность и стали участвовать в работе общественных организаций.
Размышляя о неэффективности критерия суммарной оценки начисляемых пенсий, без учета социального стандарта, я, наверно уже лет пять предлагаю учитывать не «среднестатистический, больничный показатель температурного режима», о чём говорилось выше, а более конкретный и, как более объективный критерий социальной стабильности пенсионеров.
Мне думается, введение такого нормативного документа, регулирующего категории пенсионеров, даст возможность более адресно и объективно, во-первых, более широко и конкретно формировать пенсионную политику, во-вторых, целенаправленно оказывать материальную помощь социальноущемлённым пенсионерам. Так в данном документе должны быть определены категории и группы пенсионеров, с учётом размера получаемых пенсий. Так к первой категории, следует господ с немыслимо большой пенсий – это бывшие директора государственных фондов, некоторые главы регионов и местных самоуправлений, пенсия которых исчисляется сотнями тысяч.
Ко второй категории нужно отнести господ министров, депутатов, судей, военных высшего звена: генералов, адмиралов, конечно в этот ряд нужно добавить и государственных советников правоохранительных и фискальных служб, а также других служащих, которые не смогли противоправным путем увеличь себе пенсию до огромных размеров. Пенсия данной категории составляет в районе от семидесяти до ста тысяч рублей.
К третьей категории, нужно отнести пенсионеров, у которых пенсия от тридцати до семидесяти тысяч – это государственные служащие: начальники структурных подразделений (управлений, отделов, секторов, специалисты). Сюда относятся бюджетники (врачи, учителя, социальные работники). В эту категорию входят военнослужащие, работники силовых и правоохранительных структур, имеющие классные чины от младших до старших советников, а также воинские и специальные звания от майоров до полковников.
И, наконец, четвёртая категория, граждан, которая имеет пенсию от шести до тридцати тысяч. С учётом того данная категория пенсионеров относится к наиболее социально-незащищённой части граждан-пенсионеров и нуждается в более пристальном внимании со стороны государства и общества, я бы разделил их на две группы. Так к первой группе следует отнёсти людей, у которых пенсия от шести до пятнадцати тысяч. Ну, а ко второй, соответственно, у кого пенсия от пятнадцати до тридцати тысяч.
Если говорить о первой группе, то можно смело сказать, что эти пенсионеры находятся за чертой бедности, их объективно можно назвать нищими. Растущие цены и тарифы на весь спектр товаров, прежде всего первой необходимости, приводит их к необходимости экономить на всём и вся. Конечно, данная категория граждан находится в поле зрения государства. Так они получают субсидии на оплату коммунальных услуг и по инвалидности, если являются таковыми. Но данная помощь, в моем представлении, является спасательным кругом, который имеет дырки, нуждающиеся в постоянном заделывании. Говоря иначе, это нищие люди, которые находятся за чертой бедности.
Говоря о социальном положении второй группы, надо сказать, что, граждане с таким уровнем пенсии, балансируют между нищетой и бедностью. Нищета предполагает бюджет семьи, которого хватает на приобретение продуктов первой необходимости, я имею в виду питание и одежду, исключая такие предметы как-то: шубы или дорогие пальто, а также оплата тарифов жилищно-коммунального хозяйства. Иначе говоря, с большим трудом сводят концы с концами.
Предлагая данный критерий стандарта определения пенсий, полагаю, что он будет способствовать определения более реальной картины социальной обеспеченности пенсионеров и позволит более точно решать вопросы оказания финансовой помощи наиболее социально незащищённым пенсионерам. Соответственно, данный подход, вне всякого сомнения, повысит качество жизни категории нищих пенсионеров.
Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.