И снова опять на учёбу

Пройдёт ещё немного времени и начнётся новый учебный год. Прошедший год был позитивен тем, что не было больших скандалов по поводу сдачи ЕГЭ. Вот как-то обошлось без того, что задания заранее выкладывались в Интернете, не было массовых списываний, ну, там были единичные случаи, но без этого не бывает. Увеличилось количество учеников, справившихся с заданиями на «хорошо» и отлично», что свидетельствует  о повышении качества подготовки педагогами. Кроме того в течение учебного года было реализовано новшеств и инноваций в части учебно-методической работы и воспитательной деятельности. Более тесно и продуктивно осуществлялось взаимодействие педагогов с родителями учеников.

Между тем, проблемы общего образования продолжают быть в числе наиболее обсуждаемых в  обществе, что говорит о наличии ещё значительного количества не решённых вопросов. Только плохо, что предлагаемые, с позволения сказать, инновации предлагаются людьми далёкими от образовательной деятельности. Одной из причин этих «конструктивных предложений», как мне представляется, считается то, что каждый мнит себя «большим специалистом», уж, если не в обучении, то в воспитании однозначно. Ведь воспитывал своих детей, стало быть, всё знаем и умеем. Так буквально несколько дней назад два небезисвестных гражданина, В.Ф. Жириновский и И.Е. Левитин взяли и выдвинули инициативу. Вот просто так, взять и перенести начало учебного года с первого на пятнадцатое сентября. Вот так просто перенести, ничего страшного не произойдёт. Но зато количество туристов в Крыму увеличится, как они полагают, чуть ли не в разы.

Вот при подобных комментариях, у меня возникает вопрос: куда делись нормальные люди? Видимо эти господа при солидных должностях, имеющие, как минимум высшее образование, возможно и не одно, тем более с учёными степенями, не понимают, что перенос начала учебного года – это проблема, которая создаст трудности. Во-первых, нужно будет менять рабочие учебные планы каждой школе, вполне очевидно, что придётся в расписании закладывать больше шести уроков в день. Во-вторых, придётся сдвигаться в сроках сдачи ЕГЭ и т.д. и т.п. Это всё для увеличения турпотока.

Социальные реалии нынешнего периода, в части общего образования, как мне представляется, направлены на сокращение детства у ребятишек. Вот на днях в средствах массовой информации, я увидел очередную инициативу от специалистов министерства образования о том, что нужно ввести ЭГЭ в четвёртом классе, то есть по окончании начальной школы. В качестве аргумента данного нововведения является то, чтобы приучить учащихся к экзаменам, как бы сформировать бойцовские качества для сдачи итоговой аттестации. Вот мне представляется, что необходимо ввести итоговую аттестацию после получения дошкольного образования, то есть при выпуске из детсада. Ну, в самом деле, почему бы и нет.

С учётом того, что в моем социальном окружении находится большое количество педагогов, находясь ними в периодическом диалоге,  у меня сложилось впечатление, что проводимые реформы, в большей степени, планомерно убивают лучшие отечественные педагогические традиции. Так классные руководители бесконечно критикуют добровольно-принудительный сбор средств с родителей учеников, для благоустройства кабинета. При этом, для того, чтобы придать законность данному, с позволения сказать, процессу, директора настойчиво рекомендуют проводить собрания и простой, доступной форме разъяснять это недостаточностью средств, которые выделены школе на данный учебный  год.

В качестве сложностей у классных руководителей вызывает установление конструктивного контакта с некоторыми родителями, которые убеждены, что воспитывать их ребёнка должна школа, ссылаясь на  занятость.

Педагоги русского и литературы, а также иностранных языков, отмечают, что около 65% учащихся игнорируют выполнение домашних заданий. При этом из-за постоянной нехватки кадров и не очень большой зарплаты, приходится работать, как минимум, на полторы ставки, поэтому не хватает времени для проверки тетрадей.

Говоря о нехватке учительских кадров, следует отметить, что данная проблема, несмотря на принимаемые меры, результат остаётся не очень положительным, как мне представляется. Так среднестатистическим показателям только от тридцати до сорока процентов выпускников педагогических вузов после окончания идут трудоустраиваться в школы. Причина – много работы и мало денег. Вот поэтому идут менеджеры по продажам, а выпускники факультетов иностранных языков в переводчики или поступают на службу в правоохранительные органы.

В качестве существенного условия, мешающего полноценно заниматься педагогическим делом, учителя отмечают заполнение ненужных бумаг, начиная всевозможными отчётами и, кончая заполнением документов по методической работе и успеваемости. Хотя, руководители всех уровней  понимают, что эти бумаги мешают, но сократить отчётность никак не удается. Как-то одно убирают, но тут, же появляется другое.

Существенным недостатком в части развития образования учителями отмечается не соответствие реальности обеспечение жильем педагогов, пожелавших работать в сельской местности. Так при практической реализации получения жилья переехавшим семьям, не всегда всё так хорошо. Вот просят подождать, получения финансирования. Встречаются случаи, когда есть день, но возникли проблемы с подрядчиком. Кроме того, далеко не в каждом селе есть детский садик.

Вот ждут год, два переехавшие семьи и уезжают, ведь жить хочется как-то лучше. Кроме того здесь следует учитывать фактор того, что пока идет период ожидания, жить приходиться в домах, где, как говориться, все удобства во дворе,  ванна и туалет отдельно, что для городских жителей, мягко выражаясь, не совсем удобно. Потом в сельской местности особого досуга не предполагается, ну и все люди на виду, сильно не «забалуешь». В городе ушел со школы и тебя никто не знает, конечно, всё относительно, но, тем не менее, можно вести себя более раскованно.

В тоже время, по моему глубокому убеждению, главным и доминирующим аспектом общего образования, который практически не имеет дискурса, является фактор индивидуализации обучения.

Между тем, строго говоря, проблеме индивидуализации обучения повещено определённое количество статей, рассматривающих определённые аспекты. Так ряд исследователей рассматривают обособление обучения в контексте адаптации учебного процесса под индивидуальные особенности обучаемого. Ведь после изучения любой темы всегда остаётся часть учащихся, которые что-нибудь из данной темы не поняли.

В тоже время реальной школьной практике укоренилось устойчивое мнение, что индивидуальный подход – это:  принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели. При выборе модели учитель дожжен:

  1. Учесть личностные особенности каждого ученика.
  2. Скорректировать ориентацию обучаемого на обучение и усвоение учебного материала.
  3. Проводить учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.
  4. Создать психолого-педагогические условия не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
  5. Организовать и выбор способов, приемов, темпа обучения.

С таким определением я полностью и целиком согласен, на все сто процентов. Но, тем не  менее, это все, так сказать, прилагательное. В моём понимании, главным фактором, определяющим индивидуализацию учебного процесса, является численность класса. К большому сожалению, если опираться на среднестатистические  показатели, списочный состав классов составляет около тридцати учащихся. При этом в некоторых школах в классах сидят и до сорока человек. Понятно, что продиктовано объективными причинами, таким как: недостаточное количество школ, отсутствие специалистов.

Исходя из мнений педагогов-практиков, полагаю, что списочный состав в классе не должен превышать пятнадцать учеников. Только тогда можно  реализовать процесс индивидуального обучения в общеобразовательной школе, и добиться обеспечения  общественных целей и личных достижений, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения.


Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *