Одной из острейших проблем любого государства, вообще, и России в частности, является социальная защита инвалидов, как наиболее незащённой социальной группы населения. В то же самое время, несмотря на увеличения финансовых ресурсов, направляемых на оказание помощи данной категории лиц, их количество меньше не становится, скорее прогрессирует. Прежде чем разобраться в причинах настоящего явления, давайте разберёмся в понятийном аппарате этого феномена. Так согласно словарям понятие инвалидность предполагает: «состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями». Ну, а инвалид: « человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений».
В нашем государстве установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определённые особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности.
Исходя из этого, нашим законодателем разработана нормативно-правовая база, определяющая категории инвалидов, порядок назначения инвалидности гражданам. Так нормативная база предполагает обширную базу документов, начиная с Федеральных Законов: «О государственной социальной помощи» (РФ) от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (с изменениями от 8 декабря 2010 г.), «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 8 декабря 2010 г. № 345-ФЗ.
Кроме того инвалидность регулируется Постановлениями Правительства РФ: «О порядке и условиях признания лица инвалидом», от 20 февраля 2006 г. № 95; «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом») от 30 декабря 2009 г. № 1121
Нормативная база дополняется ведомственными инструкциями: Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 года № 317). РФ Этот перечень можно продолжать до бесконечности, поскольку, дополнения и изменения происходят ежегодно.
Между тем, несмотря на достаточно подробную правовую регламентацию института инвалидности, как показывает правоприменительная практика, существует ряд «узких» мест, касающихся эффективности его применения. Я не ставлю перед собой цели детального анализа практики применения инвалидности, полагаю, что этим должны заниматься учёные специалисты в области правоведения. Для меня, рядового обывателя важной является проблема показать, как работает законодательство на практике, исходя из своего жизненного социального опыта.
Начнем с того, что кому-нибудь необходимо решить вопрос, связанный с получением инвалидности. Так, предположим, человеку неожиданно стало плохо, его скорая помощь доставила в одну из местных поликлиник. Лечащий врач начал диагностику: сдача анализов, прохождение необходимых процедур, на пример рентгена, флюорографии, гастроскопии и др. Попутно назначает медикаментозное лечение по определённым технологиям.
Однако не всё так просто, во-первых, может возникнуть, вполне штатная ситуация: выписанных таблеток на данный момент нет. Заказ сделан, но просто произошел небольшой сбой, но ничего страшного, данный вопрос решиться в ближайшие несколько дней. Но, к большому сожалению, эти несколько дней плавно перетекают в неделю или более. При этом, можно купить таблетки за свой счет, но этого делать, потому что не разрешено. Администрация не желает попадать в нежелательную ситуацию: если больной покупает за свой счёт лекарства, для поликлиники, это большой минус. Сразу контролирующими органами ставится вопрос – почему не обеспечили, а там объясняй. Конечно, пояснить ситуацию можно, даже и вины лечебного учреждения может и не быть. Но, для лица осуществляющего проверку, так скажем, «проблемы индейцев не интересуют», ему главное зафиксировать факт, а для анализа причин существуют другие люди.
Согласно правовым документам стационарное лечение должно быть не более четырнадцати дней, При этом значения не имеет, вылечился пациент или нет, как говориться, кому повезёт. Здесь отмечу, что при выписке необходимо быть очень внимательным, потому что больничный лист лечащим врачом может быть заполнен не совсем правильно: не так графа заполнена, ни в том месте поставлена печать. При несоблюдении данных требований, придется возвращаться.
При возвращении домой, соответственно, лечение следует продолжать. Для этого не необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства. Здесь ничего сложно, если рассуждать чисто гипотетически, ну на практике несколько по-другому. Так дозвониться до регистратуры, как правило, с первого раза не всегда получается. Но, если поднапрячься, то обязательно получится. Дозвонившись в регистратуру, нужно определиться, к какому терапевту записаться. Ведь, их не хватает. Кроме того нужно получить талон или можно в порядке «живой очереди», что очень нежелательно, потому что придется «биться», поскольку «живая очередь» предполагает много граждан, которые через одного проходят по другой очереди: инвалиды и участники ВОВ[1], лица, находящееся на «на больничном», и те кто работает. Здесь, чтобы всё это преодолеть, нужна закалка и опыт.
Попав на прием к терапевту, встречаешь недоумение по поводу того, что почему, находясь в поликлинике тебя, не вылечили. Здесь реакция однозначная. Дальше терапевт, после некоторых размышлений, определяет дальнейшую тактику лечения и выписывает рецепты. Здесь отмечу, что выписка рецептов и получение лекарств, предполагает многоходовую процедуру: а) выписка рецептов врачом, б) регистрация рецептов в базе данных поликлиники, в) регистрация и подпись врача, заверенная личной печатью, г) получение лекарств в аптеке, которая закреплена за поликлиникой. При этом не факт, что в аптеке данное лекарство имеет место быть, там лучшем случае запишут и позвонят, а в худшем посоветуют узнавать самому.
Как правило, больничный лист (литок временной нетрудоспособности) необходимо продлевать через четыре дня. Механизм приёма к терапевту тот же, что и при первоначальном посещении, единственное отличие, как было отмечено выше, что в живой очереди, можно проходить по льготному списку.
Хорошо, если попадаешь к тому же доктору, ведь, всякое бывает, на пример врач может уйти в отпуск, уволится, уехать на курсы повышения квалификации и т.д. Если врач другой, тогда придется отвечать на вопросы: какие лекарства принимал, как состояние, почему не вылечили в стационаре, потом, если есть время, спрашивают, как сам ощущаешь, помогают ли тебе таблетки, какова переносимость процедур, на пример капельниц. Потом следующий приём, а на третьем или на четвертом приёме доктор сообщит, что все предусмотренные лечебные процедуры выполнены, она будет представлять материалы на рассмотрение врачебно-квалификационной комиссии (ВКК), для решения вопроса об установлении инвалидности.
Однако не всё так просто. Для рассмотрения вопроса по установлению инвалидности, необходимо пройти врачей узкой направленности: хирурга, эндокринолога, пульмонолога, окулиста, кардиолога, у каждого индивидуально. Поэтому опять приходиться обращаться в регистратуру и записываться на приём к каждому врачу и потом стоять или сидеть в очередях. Как правило, на эти мероприятия уходит две недели. После этого выдается пакет документов для прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Будет большой удачей, если МСЭ находится недалеко, в пределах шаговой доступности, а то придется выезжать в другой город, такое бывает, если вы проживаете в пригороде мегаполиса. При этом нужно вложиться в срок, а то больничный закончится, и потом доказывай, что ты не прогульщик.
Прохождение медико-социальной экспертизы, процесс недолгий, там как на конвейере быстро без разговоров просматривают при этом врачи- специалисты между делом обсуждают: кто кому, сколько и когда, потом сообщают, дату получения документа об установлении инвалидности.
Вот, собственно, можно сказать, что основной этап пройден. Однако, ещё впереди немало проболеем. Так после получения справки об инвалидности, необходимо обратиться в управлении социальной защиты по месту жительства, для получения необходимой помощи (социальные выплаты). Кроме того необходимо прибыть в пенсионный фонд, там нужно прояснить ситуацию в отношении пенсии. Здесь тоже необходим определённый набор документов. На все эти походы, разумеется, при удачном «раскладе» необходимо, как минимум, две недели.
К довершению всего, если в этом есть необходимость, нужно встать на учет в центре занятости населения по месту жительства, поскольку все социальные выплаты имеют мизерный характер, а жить-то надо, стало быть, нужно трудоустраиваться. Находясь в статусе безработного, можно получать пособие в размере среднего заработка.
Между тем жизнь инвалида, вне зависимости от категории, представляет собой не жизнь, а борьбу за выживание. Так, согласно действующему законодательству, инвалидность классифицируется по категориям. В зависимости от степени потери или ограничения трудоспособности устанавливается соответствующая группа инвалидности — первая, вторая, третья.
Основанием для установления первой группы инвалидности является такое нарушение функций организма, при котором не только полностью утрачена трудоспособность, но и возникает необходимость в постоянной посторонней помощи, уходе или надзоре.
Вторая группа инвалидности устанавливается при значительно выраженных функциональных нарушениях, которые не вызывают необходимости постоянной посторонней помощи, ухода или надзора, но приводят к полной длительной или постоянной нетрудоспособности или к такому состоянию, когда для больного могут быть доступны отдельные виды труда только в специально созданных условиях.
Третья группа инвалидности устанавливается лицам, которые по состоянию здоровья не могут продолжать труд в своей основной профессии и в профессии, равноценной по квалификации, а также лицам, которые не допускаются к выполнению своей работы по эпидемиологическим показаниям (например, туберкулез легких). При этом перевод на другую работу, сокращение объема трудовой деятельности или изменение характера и условий труда ведут к снижению квалификации. Третья группа инвалидности устанавливается также ограниченно трудоспособным учащимся и лицам до 40 лет, нуждающимся в приобретении специальности, а также ограниченно трудоспособным лицам с низкой квалификацией или не имеющим профессии (на период обучения или переобучения). При этом, целях динамического наблюдения за течением патологического процесса и за состоянием трудоспособности проводится систематическое переосвидетельствование инвалидов в порядке, установленном Положением о ВТЭК. В ряде случаев (наличие выраженных анатомических дефектов, тяжелых хронических заболеваний с необратимыми изменениями) группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования.
Однако получить инвалидность с таким трудом не является, так сказать, конечным пунктом проблем впереди ещё встает проблема её ежегодного продления, правда, не для всех. Примерно 33%, перенеся эти мучения, просто не продляют и стараются проживать дальше без её (инвалидности). Это связано с тем, что появилась более-менее приличнооплачиваемая работа, и поправить здоровье удалось методами традиционной народной медицины.
Ну, а граждане, у которых здоровье не улучшилось, вынуждены в течение года лежать в стационаре, как можно чаще посещать поликлиники, иначе не поверят, что ты нуждаешься в продлении, ну и по той же схеме продлять срок инвалидности.
Я понимаю, что показатели инвалидности дают представление о таких моментах, как заболеваемость, травматизм, а также другие нарушения состояния здоровья отражаются на трудоспособности населения. Наибольшее значение имеют следующие: показатели а) интенсивный показатель первичной инвалидности; б) степень тяжести инвалидности; в) распределение впервые признанных инвалидами по возрастным группам; г) удельный вес впервые признанных инвалидами по отдельным нозологическим формам; д) критерии восстановления трудоспособности.
Кроме того признаки отражают качество организации здравоохранения, эффективность лечения и профилактики; состояние охраны труда на промышленных предприятиях, в совхозах, колхозах и другие факторы социально-экономического характера.
Мне понятна логика назначения и продления инвалидности, предполагающая принятие решения исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ (п. 2).
Но только я никак не могу себе представить, даже гипотетически, чтобы у человека, даже при безукоризненно выполненных реабилитационных мероприятиях, выросла нога или рука. Тогда его профессионально-трудовые и психологические данные существенным образом улучшились.
Логика понятна, ведь «Правила признания лица инвалидом утверждены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95» Предполагают сроки её установления: «Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности (п. 9). Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет (п.10)».
Возможно, есть и другие неизвестные мне критерии установления сроков инвалидности, только мой жизненный опыт показывает, что граждане, продлявшие себе инвалидность, во время очередного продления, уходили из жизни из-за нервотрепок. Они прожили гораздо дольше, если бы им установили инвалидность бессрочно.
В связи с этим, по моему глубокому убеждению, необходимо глубокая переработка законодательной базы установления и продления инвалидности. Нет сомнения в том, что это повлияет на улучшения жизни не только отдельно взятым инвалидам, но принесет пользу имиджу государства ведь, тогда и увеличится средний показатель продолжительности жизни в стране.
[1] Эта категория граждан проходит без всякой очереди. Дверь врача должна открываться немедленно, как только будет показано удостоверение. Кроме того такие же привилегии распространяются и на участников боевых действий в мирное время.
Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.