Сначала жизни человека учат, а потом
человек, глядя на других, учится сам.
Совсем недавно отмечали День знаний, праздник, который редкого кого оставит равнодушным. Ведь каждый человек, когда наступает Первое сентября, вспоминает свою школу, одноклассников, учителей. Потом провожает в школу своих детей, затем внуков. Каждый раз, вспоминая и сопереживая о том, что уже случилось и как дальше сложится жизнь детей и внуков.
Таковы объективные законы общественного развития, еще в глубокой древности великий восточный мыслитель Омар Хаям глубоко и точно сказал:
«То, что бог нам однажды отмерил, друзья,
Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
Постараемся с толком истратить наличность;
На чужое не зарясь, взаймы не прося».
Пожалуй, нет лучшего определения нашего жизненного бытия, которое так ёмкого и значимо охарактеризовало бы наше жизненное предназначение. Конечно, жизнь каждого человека сугубо индивидуальна и зависит от множества как, объективных так, и субъективных факторов.
Однако, вместе с тем, несмотря на существенные различия в судьбах людей, одно продолжает оставаться общим и неизменным – это обучение в общеобразовательной школе. Потому, что школа, как социальный институт, формирует не только знания, но, и закладывает каждому мировоззренческий компонент, с последующим определением профессии и формированием взгляда на жизнь.
Я сейчас не помню, то когда-то один из советских писателей сказал, что самые преданные друзья, которыми мне хочется общаться были в школе. Да, конечно, в период СССР школа рассматривалась в качестве идеологического социального института. Учитывая, что ваш покорный слуга тому свидетель, давайте обсудим.
Советская общеобразовательная школа.
Сейчас много рассуждений на тему о том, что раньше, при советской власти школа была гораздо лучше, чем сегодня. В качестве главного аргумента в пользу сказанного был более высокий уровень знаний на выходе. Кроме того школа была не просто инструментом, который занимается механическим пополнением знаний учащихся по учебным дисциплинам, но и источником формирования личности советского человека.
В этой связи значительная часть родителей полагала, что основная часть деятельности по воспитанию их детей должна осуществлять школа. Для себя, в части воспитания своих отпрысков, они возлагали, в большей степени функцию контроля, которая заключалась лишь в том, чтобы изредка приходить на родительские собрания, а потом принять участие в подготовке и проведении выпускного вечера. Не случайно сейчас среди старшего поколения можно услышать расхожую фразу: «Я своими детьми не занимался, этим занималась школа. Я помню, что раз или два в год приходил на родительские собрания».
Конечно, с этим нельзя не согласиться, по той причине, что мы жили в другом государстве, где, собственно делать сильно-то ничего не позволялось, все советским государством закладывалось в решениях съездов КПСС на каждые пять лет. Вот и жили мы от одной пятилетки до другой, можно сказать легко и непринуждённо.
В школах в советское время обучалось много детей, поэтому в каждой общеобразовательной школе дети учились в две смены, среднесписочное количество учеников составляло тридцать пять человек, в некоторых классах было и по сорок. Конечно, при такой численности говорить о возможности учителя работать индивидуально с каждым учеником можно лишь чисто условно. Но, надо отметить, что советский социалистический строй не предполагал модели индивидуального обучения, все было «заточено» на здоровое коллективное обучение и воспитания. На ту пору пользовался популярностью лозунг «Не умеешь, научим, не можешь, заставим».
Уже с первого класса учеников принимали в октябрята, потом учеников разделяли по звездочкам. Ведь каждый октябрёнок носил звёздочку, на которой был изображён маленький и кудрявый Володя Ульянов, который был примерным мальчиком. Он хорошо учился, слушал родителей и ходил вместе со старшей сестрой по музеям. Короче говоря, объект для подражания.
Звёздочки состояли из пяти октябрят, возглавлял такую общественную ячейку командир, который назначался учителем, естественно, командир назначался из наиболее старательных учеников, чтобы был примером для остальных. Ну, а, уже между этими звёздочками проводились соревнования в учёбе и поведении, там ёще были какие-то критерии. Но, суть не в этом, в соревновании, как главном воспитательном аспекте.
Конечно, тогда большинство родителей, особенно в начальной школе, практически еженедельно интересовались состоянием учебы своих детей, помогая адаптироваться своим чадам к трудной школьной жизни. Практически каждая мама или бабушка старались оказать помощь ребёнку в выполнении домашнего задания, что вызывало неудодовольствие у учителей. Они аргументировали это тем, что родители вместе с бабушками и дедушками оказывают «медвежью услугу», лишая ребёнка самостоятельно выполнять заданную работу, что приведет к устранению чувства ответственности.
Надо отметить, что начальная школа, а в мою бытность она была четырёхлеткой, закладывалась основа умений и навыков, связанных с дальнейшим освоением учебных дисциплин в среднем звене школы (5-8) классы, а затем в старшем звене (8-10 классы).
Но основной учебный материал закладывался на первый и второй класс, в третьем классе учебная программа предполагала закрепление пройденного материала, в основном нужно было правильно писать, а писали тогда чернилами, что лично для меня было достаточно проблематично, думаю, наверно и для других мальчиков, то же. Дело сложное: надо было писать перьевой ручкой, а для этого нужно было окунуть её «сердешную» в чернильницу, но так, чтобы не сделать кляксу в тетради, как в известной сказке про Буратину.
В четвертом классе всех без исключения принимали в пионеры, по учебной программе стало больше дисциплин, кажется, добавилась история и еще что-то, не могу припомнить, вспоминаю, что потихоньку стали интересоваться, какая профессия тебе нравится больше всех, то есть начиналась профориентация. Ну и поскольку класс превратился в пионерский отряд, который разбили на отделения, пошла разъяснительная работа по поводу того, кто такие пионеры. Поясняли просто и доходчиво, я однозначно понял, что пионер – это первый во всем: в учёбе, спорте и т.д. Только тогда, я не мог понять, как этого добиться, поскольку у меня просто не получалось, правда мне старшие товарищи родственники говорили, что я просто ленив, а порыве гнева говорили, как они выражались, «лень родилась вперёд тебя», видимо, так и было, потому что возражать было опасно.
Пятый класс, уже считался средним звеном общеобразовательной школы, здесь уже были несколько другие условия, прежде всего по каждому предмету свой педагог-предметник. Кроме того, для нас он был примечателен тем, что средняя школа перешла на кабинетную систему. Это была очередная реформа, направленная на улучшения образования. Для нас данная система представляла определённый интерес в том, что на каждый урок надо было переходить в другой кабинет, где нас ждал другой учитель. Кроме того, мы быстро поняли возможность «потеряться» на перемене, что избавляло от получения двойки, если не выполнил домашнюю работу.
В этот период, выполняя поручения наших старших товарищей, таковыми были партия и комсомол, нас ориентировали нас сбор макулатуры, чтобы при изготовлении новых учебников и тетрадей не использовать лес, который может скоро исчезнуть, если его не беречь. Нам учителя много говорили о бережном отношении к природе. Макулатуру мы усиленно собирали в пятом и шестом классах.
Ну а, начиная с седьмого класса, мы были переориентированы на сбор металлолома, данное задание считалось более серьёзным, потому что металл был стратегическим продуктом, необходимым для оборонной промышленности. Нам объясняли просто и доступно: социалистический лагерь, флагманом которого по праву считается СССР, постоянно находится в опасности, которая исходит от империалистов во главе США. Ну а далее шла демонстрация убедительных доказательств сказанному – это расположение военных баз в непосредственной близости от наших государственных границ, беспрецедентный военный бюджет, ведение боевых действий в различных точках мира. Здесь нечего сказать, так и было. Поэтому собирали мы металлолом везде, слава Богу, что этого добра тогда было достаточно. Главная трудность заключалась в машинах, поскольку бюджет школы был ограничен, поэтому на бензин талонов не хватало. Все зависело от директора. Директору необходимо было завлечь в этот процесс как можно больше классов, поэтому у него была своя политика. Он старался выделять машинам классам, которые отстают, чтобы немного выровнять позиции, тем самым создать интригу в соревновательном процессе.
После окончания 7 класса, в новом учебном году начиналась подготовка к сдаче выпускных экзаменов. В советской школе в мою бытность, после окончания 8 класса выдавались свидетельства о начальном среднем образовании. Дальше можно было поступать технику или профессионально техническое училище. Техникум выдавал диплом о среднем профессиональном образовании, а профтехучилище о начальном профобразовании.
В начале 70Х годов прошлого века считалось хорошим тоном, что ребёнок после окончания школы должен поступить в институт, особенно среди представителей интеллигенции, было негласным правилом, если у родителей высшее образование, стало быть, дети однозначно должны учиться в институтах.
В связи с этим ребятишек, неважно закончивших восьмилетку, ориентировали для дальнейшего обучения в техникумах, а уж совсем недисциплинированных, в принудительном порядке «толкали» в ПТУ. Просто исключить из школы было невозможно, в связи с тем, что тогда в СССР было всеобщие средние образование.
Что касается техникумов, то там были более или менее послушные учащиеся, а в профтехучилища направляли всех, кто пропускал уроки, курил и не хотел учиться. Они учились мало, в основном упор делался на практические занятия на фабриках и заводах. В общем, формировали резерв рабочего класса и крестьянства, потому, что были и сельскохозяйственные профессионально-технические училища, где готовили механизаторов, комбайнеров, водителей автомобилей и специалистов машинного доения.
Учащиеся 9-10 классов уже начинали думать о том, в какой институт поступать. Правда, к началу 70х годов учеников с математическими наклонностями было не очень много, больше становилось гуманитариев, которых называли инженерами человеческих душ, поэтому в технический ВУЗ поступить было проще, там специальностей было больше, студентов не очень много. Во всяком случае, огромного конкурса как на гуманитарные специальности не было.
Уже с начала учебного года в 9 классе учителя, особенно классные руководители, начинали ориентировать на какие учебные дисциплины нужно, что называется «надавить». Те, учащиеся у кого были только хорошие и отличные оценки, учителя начинали вести разъяснительную работу, относительно перспектив получения медалей после окончания, прежде всего это давало льготу при поступлении в ВУЗ. Кроме того родители, как правило из элиты советского общества, нанимали репетиров для своих отпрысков, ну уже ближе к окончанию 10 класса вентилировали вопрос в университетах и институтах о поступлении своих детей, особенно мальков, чтобы они не попали в армию.
Вспоминая советскую общеобразовательную школу нельзя обойти вниманием, качество знаний, которые там давались. Я к тому, что сейчас много идет дискуссий о том, что в советской школе давали более глубокие знания и на выходе результаты были лучше, чем сейчас. Конечно, на ту пору может быть, и были лучше, но все в этом мире относительно. Но с другой стороны, как мне представляется, проводить сравнительный анализ не имеет смысла, по той причине, что была другая социально-экономическая формация. Следовательно, экономические, культурологические, социальные взгляды были абсолютно другими. Кроме того, как было отмечено выше, школа была не только социальным, но и идеологическим институтом.
Вот давайте рассмотрим учебные дисциплины общеобразовательной школы советского периода. Конечно математика, физика, геометрия и другие точные науки как-то обходились без идеологического компонента, но, тем не менее, при каждом удобном случае педагоги говорили, что в космос мы полетели только благодаря нашему справедливому социалистическому строю. Также и другие мировые открытия нашим учёным удавалось делать только благодаря тому, что мы все живём в справедливом и свободном обществе.
Ну а, что касается гуманитарных учебных дисциплин, то здесь сплошная идеология, которая привела к искривлению общественного сознания. Давайте возьмём историю, там только одно: все было плохо, кругом одна эксплуатация человека человеком. Одни жируют, другие от зари до заката на них работают. Только благодаря победе социализма в СССР удалось привести мировую цивилизацию к всеобщей социальной справедливости. Но эксплуататоры в лице американского империализма, еще сильны и не хотят сдавать своих позиций.
Вполне понятно, что с позиции сегодняшнего дня подобные рассуждения кроме смеха ничего не вызывают, но тогда значительным большинством людей такое воспринималось всерьез. Но, все равно, тогдашние жизненные реалии этого не подтверждали и вызывали не только иронию, но, т справедливое возмущение.
Ну, а что касается школы, здесь, конечно, было качество обучения, поскольку работала хорошо отлаженная система. Во-первых, социальный статус учителя был достаточно высоким. Профессия была очень уважаемая, педагога считали носителем позитивных нравственных ценностей с точки зрения морали и нравственности, культуры поведения в обществе, познаний в искусстве. Во-вторых, была уже устоявшаяся система подготовки: были пединституты для подготовки педагогов с высшим профессиональным образованием и педучилища для подготовки педагогов и других специалистов со средним профобразованием. Кроме этого были структуры, занимавшиеся переподготовкой учителей и повышением их квалификации.
Однако, ради справедливости надо отметить, что качество преподавания в общеобразовательных школах постоянно снижалось, вследствие снижения престижности учительской профессии. Так социальная защищённость имела место быть только на бумаге, а дети стали более подвергнуты процессу акселерации, а зарплата и обеспечение учителей жильем не становилась привлекательной, выпускники педвузов организовано убегали из школ.
Современная общеобразовательная школа.
В данный момент, наверно, трудно найти человека, который был бы равнодушен к проблемам образования вообще и к деятельности средней образовательной школе в частности. Для людей, которым сейчас за сорок, в памяти имеют «груз воспоминаний» своего, теперь уже, можно сказать далёкого советского прошлого. То, что было правильным и вечным, согласно постулатам официальной пропаганды, всего за несколько лет развалилось.
Но жизнь продолжалась, как сейчас принято говорить, был период лихих 90х годов прошлого столетия, а затем стабилизационных нулевых и последующих развивающих годов второго десятилетия нынешнего века. Правда, есть и другие мнения историков, политологов и экономистов, а также специалистов других областей знаний, касающейся характеристик данных исторических периодов.
В состоянии всеобщего социального развала, который царил в упомянутые выше, лихие девяностые годы, соответственно, и образовательная система находилась в состоянии кризиса и полной разрухи. Тогда учителя совершали многокилометровые марши протестов, по поводу невыплаты зарплаты за несколько месяцев, а в некоторых регионах зарплата не выплачивалась годами. В школах не проводился ремонт учебных и подсобных помещений. Кроме того, не просто учебников, потому что учебники, подготовленные в период СССР, который скоропалительно ушел в историю, не могли использоваться, а новых не было.
Вполне закономерно, что притока молодых специалистов в школу практически не стало. Школа держалась на учителях, прямо скажем, не только пенсионного, но и запенсионного возраста. Тогда в школу приходили работать просто от безвыходности. Короче говоря, старые не могли, потому что на пенсию прожить было невозможно, а молодые не хотели, потому что зарплата была ничтожно маленькая.
К этому необходимо добавить, что не было вообще методической литературы, касающееся преподавания учебных дисциплин. Кроме того учебников стало появляться так много, которые подавали материал так, что не только ребёнок, но, и не каждый взрослый смог бы разберётся. Еще надо сказать, что учебники, поскольку составлены наспех, не только пропускали ряд важных тем, объясняя новой методикой подачи материала, но трактовали ряд устоявшихся и бесспорных положений со своей точки зрения, которые не укладывалась в рамки здравого смысла.
Конечно, подготовка учительских кадров в тот период, мягко выражаясь, оставляла желать лучшего. В этой связи я могу привести опыт из своей жизни, когда выпускников филологического факультета педагогического университета, обучали грамотности на курсах повышения квалификации. Это касалось не только филологов, но выпускников других факультетов педвузов.
Таким образом, можно сказать, что образовательная система, как и все общество. Оказалось в определённом тупике, старые методики не подходили, в связи с тем, что потеряли свою актуальность в новых социально-экономических условиях, которые не предполагали каких либо правил дальнейшего общественного развития, кроме культа «золотого тельца», предполагающего криминальные формы «зарабатывания» денег.
Тогда много было споров о том, что обществу необходима национальная идея, которая могла бы сплотить все общество, чтобы сделать Россию сильным правовым государством, позволяющим людям с чувством высокого достоинства испытывать гордость, несения высокого звания гражданина Российской Федерации, как великой и свободной страны.
Уж, очень сильно тогда в обществе превалировали западные и американские ценности свободы, что сильно ударило по образовательной системе. Молодые и свежие реформаторы, внезапно оказавшиеся у власти, сильно хотели иметь свободу, которая определяла бы общественную жизнь по образу и подобию западноевропейской и американской, в том числе и в образовательной деятельности.
Такой подход очень отрицательно сказался не только на общеобразовательной школе, но и, вообще практически убил всю систему образования. Так, практически напрочь были вычеркнуты позитивные методики советской школы, которые не имели никакого отношения к идеологическим постулатам. Значительная часть этих методик была десятилетиями пробирована практикой и давала позитивные результаты.
Выплеснувшаяся свобода привела к настоящему абсурду в образовательной деятельности. Так некоторые новоявленные педагоги были уверены, что ребёнка надо освободить от страха и дать возможность свободно развиваться. Тогда, проводя уроки, эти новоделы культивировали детям свободу мыслей и взглядов, которая заключалась в том, что нужно делать не то, что тебе навязывают, а то, что тебе нравиться, главное быть человеком, а не механическим исполнителем общественных правил поведения.
В этой связи мне вспоминается случай, которому я был свидетелем. Так меня пригласил к себе на урок истории мой одношкольник, он защитил кандидатскую диссертацию по специальности психология, там речь шла о детской психологии, что-то связанное с раскованным поведением детей, как средством преодоления страха.
Побывав на этом уроке, я однозначно понял, что страха у учеников я не увидел, а скорее наоборот: было много непринуждённости и меха. Притом, что темой урока была «Победа под Москвой в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» Урок проводился в выпускном классе, меня очень сразила на повал такая неформальная обстановка его общения с учениками, что я сначала просто растерялся. Во-первых, зайдя в класс, он сказал, не здравствуйте, а приветик. Во-вторых, он небрежно кинул классный журнал на стол. В-третьих, он сам сел на стол, и стал болтать ногами. Для меня, как человека, придерживающегося определённых правил поведения, пусть даже и устаревших, как он потом выразился, было все равно дико.
Методика проведения урочного занятия была для меня, человека, который имел общие представления об образовании, была, как бы мягче сказать, не очень этичной, потому что официоз был отброшен напрочь. Так к ученикам педагог обращался в исключительно уменьшительно-ласкающим слух именам: «Валенька», «Светик», «Людочка», «Васёк», «Петруша» и т.д.
Он просто беседовали о том, что под Москвой в декабре 1941 года шли бои, немцы хотели войти в город, но у них не получалось из-за того, что СССР хорошо подготовился: солдатам выдали теплую одежду, добавили больше танков, пушек и самолетов. Потом солдаты защищали не только Москву, но и свою Советскую Родину.
После занятий, я попытался высказать свое мнение, но он мне ответил, что я еще не созрел для не только того, чтобы осознавать, но, и просто понять все свершившихся в нашей стране эпохальные изменения.
Конечно, как теперь принято говорить, в лихие 90егоды, жизнь не была скучной. Поэтому государство стало принимать необходимые меры, чтобы хоть как-то сохранить систему образования. Для этого законодатель и исполнительная власть прилагали усилия по созданию законов и положений, касающихся деятельности образовательных учреждений, а также меры по укреплению учебно-материальной базы и оплаты труда педагогических работников.
Однозначно, что недостатков сегодня в общеобразовательной школе и сегодня хватает, но иначе и быть не может, потому что любая реформа не свободна от критики. Главное, чтобы критика была своевременная и конструктивная. Кроме того власти необходимо создать эффективный механизм, позволяющий своевременно выявлять сбои системы и своевременно их устранять.
Вполне очевидно, что определённые шаги, направленные на улучшение деятельности общеобразовательных школ как, федеральными так, региональными и муниципальными властями сделаны. Так, судя по информации радио, телевидения, Интернета и бумажных средств массовой информации, выделяются материальные средства на строительство новых, а также на косметический и капитальный ремонты помещений действующих школ. Кроме того есть определённые подвижки в кадровой политике, во всяком случае ряде регионов в деревнях и поселках молодым учителям предоставляют жилье и другие социальные льготы, пытаясь сделать профессию учителя более привлекательной.
В настоящее время подготовлен новый проект закона об образовании, правда, много к данному проекту дополнений и замечаний, высказанных при всенародном обсуждении. Конечно, идеальных законов, вообще, не бывает, но оптимальный вариант находить просто необходимо, будем надеться, что так и будет.
С позиции рядового обывателя, не очень равнодушного к нынешним социальным реалиям, представляется необходимым создание такое модели общеобразовательной школы, которая с одой стороны давала учащимся необходимый объем знаний в прямой соразмерности с возрастными психологическими и социальным параметрами, предполагающими индивидуальный подход. Ну, а с другой стороны, школа должна сформировать личность с высоким уровнем нравственности.
Вполне очевидно, что такое дело нельзя реализовать в рамках какого-то единовременного акта, пусть даже и многоаспектного, но все равно решение данной проблемы должна быть в разряде первоочередных у властьпридержащих.
Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.