Из России «сбежал цвет нации» более 200000 тысяч человек в знак протеста против спецоперации на Украине. Так, если посмотреть в соцсетях, то там бежавшие граждане жалуются на свою судьбу, прячась под никами как-то: журналист С., блогер П., в плане того, что им не повезло. Просто они родились не в то время (в начале 90х годов прошлого века). Понятно, что все эти «руки, «фэйсы», «монеточки» сюда можно присоединить и «ксюшеку», правда, ей повезло с родителями. Они жили просто в шоколаде и власть ни коем образом, ни доставляла каких-либо неудобств. Сейчас они стыдятся своей страны, совершив побеги, говорят гадости про страну и на коленях просят прощения, что они русские. Здесь, сразу оговорюсь, пока ещё не все упали в ноги западным демократиям, а дальше посмотрим.
Между тем, глядя на нашу историю, во все времена, недовольные властью были всегда, были и будут. Это зависит от уровня внутреннего сознания общества. Здесь имеют место быть причины внутреннего и внешнего характера. Так, если исходить марксистко-ленинской философии, поскольку я получал высшее советское образование, то объективные причины — это наследство исторического пути развития российского государства и населения, которые не зависят от личности человека, диктуются внешними обстоятельствами. Данные факторы не зависят от усилий или желаний кого бы то ни было в любом их качестве и количестве. И, тем самым, эти обстоятельства, не зависят от участников конфликта (например, нехватка ресурсов). При этом объективные причины – это реально существующие в действительности обстоятельства, которые имеют обоснованный и укоренённый исторический процесс.
В тоже время субъективные причины предполагают зависимость свойств человека, как личности, определяющего его деятельность, исходя из его психологических качеств. Так психология определят следующие виды характеров:
-
Холерик. Для него характерны резкая смена настроения, эмоциональные вспышки, порывистость, страстность, неуравновешенность. Нервная система холериков отличается нестабильной работой. Когда холерик чем-то сильно увлекается, то он очень быстро расходует собственную энергию и истощается.
-
Сангвиник. Это самый общительный и живой из всех типов темперамента. Он нуждается в новых впечатлениях, быстро реагирует на события, происходящие вокруг, легко относится к собственным неудачам и прочим неприятностям. Когда сангвиник заинтересован в работе, то трудится очень продуктивно и с большим энтузиазмом. В обратной ситуации ему становится откровенно скучно и абсолютно безразличен результат.
-
Флегматик. Он отличается невозмутимостью и медлительностью. Флегматик крайне скупо проявляет чувства. Он постоянен в своих предпочтениях и привычках и не переносит никаких перемен. Флегматик предпочитает монотонную работу, которую выполняет прилежно и никуда не торопясь.
-
Меланхолик. Это самый чувствительный и ранимый тип темперамента. Меланхолик остро реагирует на различные события, склонен к сильным эмоциональным переживаниям. При благоприятном воспитании из меланхоликов получаются выдающиеся деятели искусств и науки.
Исходя из параметров данной классификации, можно констатировать, что личность – это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества. Слало быть, человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером. Эти свойства формируются при жизни человека и конкретных социальных условиях. При этом наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации, природе человека заложены возможности его будущего психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности. Благодаря освоению социального опыта, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
С учётом вышесказанного, основываясь на личном жизненном опыте, ваш покорный слуга поделится своими чувствами и ощущениями формирования личностных качеств. Так установление личности обобществление человека — это усвоение и активном воспроизведении социального опыта, а также принятых в обществе норм и ценностей, овладении личностью эталонными образцами и нормами поведения данной социальной среды. В широком смысле слова – это овладение личностью культурой общества, формирование у нее социально-адаптированного поведения, способности быть субъектом социальных отношений и социального действия. Иными словами, социализация – это умение жить среди людей и выполнять определенные роли. При этом для развития собственно человеческих качеств и черт недостаточно только родиться условия формирования человеческой личности – воспитание, обучение, труд и другие формы взаимоотношений и взаимодействий с внешним миром. К специальным институтам, одной из функций которых является социализация личности, относятся семья, детский сад, школа, профессиональные учебный заведения, молодежные организации. представителем человеческого рода. Таким образом, в процессе социализации человек вооружается знаниями основ наук, соответствующими умениями и навыками, получает умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Однако социализация не исчерпывается обучением и воспитанием. Она базируется на психической активности самой личности, включении ее в практическую социальную деятельность. Социализация заключается в усвоении общественных ролей, и чем шире «ролевой репертуар» личности, тем больше улучшаются способности человека к адаптации, формируется умение по-разному вести себя в различных социальных ситуациях. Например, отдавать распоряжения в роли начальника и исполнять их в роли подчиненного, просить о помощи и оказывать ее. При узком «ролевом репертуаре» адаптационные возможности личности невысоки. Усвоив ограниченное количество социальных ролей, человек испытывает трудности в каждой новой ситуации.
Так, вышло, что нашему поколению пришлось большую часть жизни существовать в период социализма. Но, к середине восьмидесятых годов плавно перерос в развитой, потому что руководящая и направляющая сила советского общества (КПСС), пришла к выводу о появлении в СССР новой исторической общности – советский народ. Кстати, здесь необходимо отметить, что роль компартии, как руководящей и направляющей силой советского общества была закреплена в статье 6 Конституции СССР. Поэтому система межличностных отношений была направлена на формирование чувства коллективизма, человека к трудовому коллективу в частности и обществу в целом.
Между тем, рассуждая о жизни в советские времена, необходимо отметить, что тогда было всё глубоко политизировано, говоря другими словами, всё общество находилось в условиях прямого идеологического воздействия «Морального кодекса строителя коммунизма». Текст, включал в себя следующие положения:
- Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
- Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
- Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
- Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
- Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
- Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
- Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
- Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
- Непримиримость к несправедливости, тунеядству, дурости, нечестности, карьеризму, стяжательству.
- Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
- Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
- Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Конечно, данные положения родились на пустом месте, а кое, что было заимствовано из заповедей Христа, чтобы положить на общественное сознание. Ну, что тут можно сказать, конечно, идея сама по себе хорошая. При этом никто не будет спорить, что на протяжении ни одного десятилетия, она успешно реализовывалась в социальном формировании личности как-то: отношение личности к обществу, направленность, коллективизм, чувство собственного достоинства, гордость, критичность, отношение к самому себе.
Здесь важно отметить на наличие условий для формирования данных качеств не только коммунистам, но и всему обществу с раннего детства. Я имею в виду свой личный жизненный опыт. Так, начиная с детского сада, детям прививалась любовь к «дедушке Ленину, который был добрым и отзывчивым и всегда помогал бедным. Затем в период получения общего среднего образования, в ту пору оно было всеобщим, вне зависимости от способностей и желаний учащихся. Ну, если было совсем безнадёжно, то отправляли в профтехучилища, где готовили столяров, маляров, плотников-бетонщиков и др. При этом, через пень-колоду всё-таки выдавали аттестат зрелости. Возвращаясь к нашим баранам, обозначим, что в первом классе происходил тотальный приём всех в октябрята и вручали звездочки с совсем юным Володей Ульяновым (Лениным). Потом в третьем классе таким же порядком принимали всех в пионеры, затем в 8 классе в обязательном порядке происходил приём в ленинский комсомол (ВЛКСМ). Только, чтобы стать комсомольцем, полагалось пройти входной контроль на знание истории значения данной общественной организации. Здесь, строго говоря, в седьмом классе, если исполнилось четырнадцать лет, ученика призывали повысить успеваемость, то есть получать хорошие и отличные оценки. Ну, а затем в старших классах принимали всех, а кто не желал, тому угрожали плохой характеристикой при окончании школы, но особо непонимающие в него (комсомол) так не вступали. Характеристика им была не нужна для дальнейшей учёбы, а трудоустроиться учеником токаря-фрезеровщика, плотника-бетонщика, сантехника, маляра или разнорабочим характеристика не требовалась.
В данном контексте следует обратить внимание на фактор, касающейся дефицита рабочих специальностей, по причине низкой заработной платы и огромных физических нагрузок, хотя официальная пропаганда продвигала тезис: «не место красит человека, а человек место». В то время, мне вспоминаются слова родителей: «Мы всю жизнь горбатились рабочими на государство, потеряли здоровье, но ничего не заработали, квартиру получили, потому что просто повезло». В ту эпоху парни старались поступить в институты, спасаясь от призыва в армию. Только не всем такое удавалось, поскольку были нужны врачи, учителя, инженеры. На данные факультеты поступить было не очень сложно, но учиться трудно. Огромные конкурсы были на медицинский, юридический факультеты. Конечно, резон был в том, что зарплата в этих отраслях не уж высокой, но была возможность подработать. Это называлось «подкалымить» или более просто «халтура». Что для каменщиков было невозможно, здесь бы, как говориться, хватило сил ноги до дома донести.
-
Рассуждая о жизни в СССР с точки зрения обывателя, нельзя не отметить положительные аспекты. При социализме у каждого было право на труд, который ранее провозглашался исключительно трудовой повинностью всего взрослого населения страны; право на отдых, согласно которому устанавливались ежегодные отпуска рабочим и служащим с сохранением заработной платы; право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование, в соответствии с которым обязательным считалось начальное образование, причем образование могло быть только бесплатным (в том числе среднее специальное и высшее); равные права мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни; равноправие граждан СССР; свобода совести — с этой целью церковь была отделена от государства; также провозглашалась свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды; свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций — в реальности распространялась исключительно на деятельность коммунистической партии; право объединения в общественные организации; всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании; право убежища иностранным гражданам. Данные права имели высшую юридическую силу, то есть они были закреплены во всех Конституциях ССС.
-
Однако, к большому сожалению, как мы знаем, несмотря на это союз приказал долго жить, причин для этого было вагон и маленькая тележка, данная проблема рассмотрена с разных отраслей знаний, поэтому не вижу смысла углубляться. Полагаю, будет достаточным выказать свою, чисто обывательскую, точку зрения. Советский Союз развалился потому, что государство заботилась о народе в целом, а не о людях в частности. Так, вспоминая то время, больше всего вспоминаются итоги пятилеток, где представители партии и правительства отмечали положительные итоги работы с области промышленности и сельского хозяйства. При этом отмечалось, что количество чугуна и стали на душу населения выше, чем в США. Аналогичные показатели демонстрировались в молоке, мясе, сборе зерновых и бобовых культур. Не оставались без внимания показатели в строительстве жилья и промышленных объектов. Даже одно время стояла конкретная задача: обеспечить каждую семью квартирой 2000 году.
-
Только реальность была совершенно противоположной. В частности зарплаты не позволяли иметь гражданам необходимый достаток, даже для приобретения товаров первой необходимости, я имею в виду обувь, одежду, к тому же качество оставляло желать лучшего. Здесь не могу не вспомнить разговор, с одноклассницей, которая сказала, что главное выполнить план, а качество – это не так важно. Ведь деньги все равно платят. Поэтому люди гонялись за импортными вещами, что развивало спекуляцию. При этом следует отметить, что, несмотря на это цены на ботинки, туфли, сорочки, пиджаки и др. пальто, имели ежегодный ценовой прирост. Парадоксально, но факт.
-
Продуты в цене не увеличивались, правда, разнообразия. Как сейчас хлеба-булочной, мясной, колбасной, а также рыбной не наблюдалось. Недостаток начался в начале семидесятых годов, потом дошли до тотального дефицита. Властьпредежащие вынуждены вводить талонную систему. В продуктовых магазинах выстраивались, чуть ли не километровые очереди. Наше поколение, пережившие этот ужас, до сих пор не может эти времена вспоминать без содрогания.
-
Вполне очевидно, что такая дырявая экономика, не могла долго существовать без кардинальных мер по её обновлению. Но для этого была необходима политическая воля властьпредержащих. Но правящая элита уже вначале восьмидесятых годов представляла дом престарелых. Многие с трудом могли самостоятельно передвигаться. Только в 1985 году череда старых и немощных генсеков прервалась, на этот пост был избран М.С. Горбачёв, который в силу слабости характера и отсутствия необходимых познаний и жизненного опыта, поклонялся западной демократии, которой не существовало в принципе, развалил целое государство, находившееся в категории сверхдержав.
-
Между тем устойчивость любого государства определяется, в первую очередь, экономическими отношениями, которые являются базисными, ну а всё остальное как-то: мораль, нравственность, эстетика, религия и др. – это прилагательные. Это заложено в марсистко-ленинской философии, изучавшийся во всех вузах СССР. В учебниках написано, что исторический материализм исходит из того, что люди, прежде чем заниматься наукой, религией, философией, искусством, политикой, должны пить, есть, одеваться, иметь жилище, а для этого они должны заниматься производством. Производство материальных благ, необходимых для жизни, и орудий производства есть изначальный исторический акт, лежащий в основе превращения стада наших человекоподобных предков в человеческое общество, в основе всей общественной, исторической жизни людей. Производство материальных благ всегда носило и носит общественный характер. Занимаясь производством материальных благ, люди становятся в определённые отношения не только к природе, но и друг к другу. Эти отношения людей в процессе производства — экономические или производственные отношения — складываются независимо от воли людей. Их характер всегда обусловливается состоянием материальных производительных сил. Увы, к несчастью получилось так, что наши правящие элиты не смогли или не захотели понять философского вопроса, касающегося характерных особенностей экономического базиса заключаются в том, что он, во-первых, носит исторически изменяющийся характер. Здесь отмечу, что, на мой взгляд, Китай данный тезис смог уяснить данную особенность и перестроил экономику. При этом сохраняя надстроечные отношения
Ведь компартия не стала отказываться от своих политических принципов. При этом, сохраняя историю своей цивилизации.
Однако экономическая политика была развернута на сто восемьдесят градусов. Так Дэн Сяопин, ставший, председателем Центрального военного совета ЦК КПК за несколько лет превратил Китай из бедной страны, не понаслышке знающей о голоде, в одного из мировых экономических лидеров. По своей исторической значимости он, возможно, немного уступает своему предшественнику Мао Цзэдуну, тем не менее, его уверенно можно назвать одним из главных политиков в истории ХХ века. При этом, понимая постулат первичный вид экономической структуры, он провёл замену административно-командной социалистической экономики на рыночные экономические отношения. Ведь данный способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование социалистических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии экономической свободы.
Кроме того, как было отмечено выше, Дэн Сяопин, не стал проводить политику отказа от политики своих предшественников. Кстати, у нас, начиная с 1917 года было по-другому: «мы всё до основания разрушим и новый Мир построим – кто был ничем, тот станет всем». Ну, а в 1991 году, отказавшись от всего советского, кинулись встраиваться в западную как-бы демократию.
Кроме того в стране сохранились культурные и моральные общественные постулаты, накопленные опытом тысячелетней цивилизации. В стране открылась открытая экономика, основанная на рыночных, как тогда говорили, капиталистических отношениях, что вызывало негодующую отповедь советского руководства. Правда, в горбачёвскую эпоху отношения немного изменилось в лучшую сторону. Правда, М.С. Горбачёв вместе со своей супругой бывал в поднебесной, но, большому сожалению, никаких выводов не сделал.
В этом случае надо отметить, что я не призываю слепо копировать опыт КНР по причине разной ментальности. Но было бы полезным кое, что взять из социалистического прошлого, например, коренным образом перестроить систему экономики. Ведь В.И. Ленин новую экономическую в 1921 году в качестве временного средства, которая будет включать «свободный рынок будет подконтрольным государству», в то время как обобществленные государственные предприятия будут работать на основе прибыли.
Прискорбно, что наша правящая элита включилась в подковёрную борьбу, борясь за лидерства, чтобы захватить власть. Я имею в виду М.С. Горбачёва и Б.Н. Ельцина. Об этом иного сказано и написано. Я хочу обратить внимание, как мне представляется, на то, что эта внутренняя междоусобная борьба выплеснула очень важную надстроечную составляющую из Морального кодекса строителя коммунизма. Это добросовестный труд на благо общества, кто не работает, тот не ест. Ибо труд, являясь целесообразной сознательной деятельностью человека, направлен на удовлетворение, как своих личных потребностей, так и запросы общества.
Увы, исторически так исторически сложилось, что наши заклятые заокеанские друзья, вместе с правящей европейской элитой сделали всё возможное, чтобы уничтожить до самого основания нашу страну. При этом у них появилась уверенность её полного развала. Так «друзья» были советниками нашего Правительства, уничтожая промышленность, сельское хозяйство, социальные и нравственные устои. Вспоминается, как бывшие ярые коммунисты и комсомольцы быстро-быстро выкинули билеты и стали в одночасье олигархами, оказавшись в нужное время в необходимом месте, я имею в виду бандитскую приватизацию. Одновременно переформатировав общественное сознание.
Всё это подавалось, как рудименты социалистического сознания, а вместо этого широко пропагандировались, вроде как, демократия, где главными ценностными категориями, деньги и свобода. Наряду с этим насаждалась упрощённая философия – не надо ни о чём думать, главное раскрепощенность и личная свобода, которая позволит добиться в жизни всего, чего захочешь. Наряду с этим эти криминальные приватизаторы, ставшие политиками, чиновниками, идеологами. Сделали всё, чтобы напрочь уничтожить смысла труда, как социальной человеческой деятельности. Предлагалось, вполне себе, простое решение, «Зачем напрягаться, когда надо пошевелить мозгами, где поднять или достать бобло».
У многих людей заставших те лихие девяностые годы мелькают в памяти телевизионные картинки так называемых конкурсов красоты со стройными длинноногими блондинками, со счастливыми финалами, где в качестве призов были шикарные машины, шубы из дорогих и роскошных мехов. Вдобавок трудоустройство в первоклассное рекламное агентство с выплатой баснословного оклада. При этом реальная действительность демонстрировала увеличение лиц, обследующих помойки. Так, даже по самым грубым подсчётам средний уровень бедности в эти годы был около 35%. Но бедные, которые по различным причинам, стали маргиналами, в эту статистику не входили.
Рассуждая о трагедии развала союза нельзя не отметить того, что переформатирование общественного сознания, как было отмечено выше, сформировало у значительной части наших граждан утиральное отношение к труду, трансформирующиеся в иждивенчество. Здесь я подразумеваю современную специальность блогера, при помощи одного клика, лежа на диване, одноментно можно стать миллионером. Таких денег реально сможет заработать ни шахтёр, ни сталевар, а труд там архи тяжелый. Вполне очевидно, что такое «зарабатывание» денег уничтожает духовное развитие человека. Как ни говори духовный человек, не всегда имеет хорошее образование, но оно, несомненно, дает больше возможностей, чтобы проявить свои таланты и лучшие качества. Если человек провел весь свой век в одной деревне, не жаловался на трудности, не гонялся за лучшей жизнью, а добросовестно работал на благо своих детей, своей деревни и своей страны, то и это может быть прекрасным примером духовности.
В конечном итоге любое государство во все времена заботилось о своей безопасности, принимая меры защиты от внешних и внутренних врагов, таковые имеют место быть везде и всегда, главное на это эффективно реагировать. Особенно сейчас, когда наступает новый миропорядок и обстроится противоречия. Разумеется, наше Правительство принимает необходимые меры по предотвращению внешних и внутренних угроз. Так, по моему глубокому убеждению, в настоящий момент необходимо создание организационных коммуникаций обеспечения эффективного общения с обществом, с целью повышения доверия к чиновникам всех структур. Сейчас таким уровнем доверия есть у Президента и у пары-тройки министров – вот тогда желающих трудится с большей эффективностью, значительно увеличится.