Каждый человек, по мере своего взросления, начинает задавать, а затем осознавать вопросы: что, как и почему. Понятно ответы будут разными с учетом индивидуальных особенностей людей. Ведь понятно, одинаковых людей не может быть, в принципе, даже близнецы чем-то отличаются друг от друга. При этом нет никаких сомнений, что за все время человеческой многие мыслители задавали и глубоко изучали проблему, связанную с тем, зачем и для чего каждый человек живёт, пытаясь понять сущность данного явления, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности. Определяя место феномена в некоторой целостности, смысл превращает его осуществление в необходимость, соответствующую онтологическому порядку вещей. Бессмысленный набор знаков может случайно возникнуть, но он не остается как факт культуры. Существование такого набора эфемерно. Ведь осмысленный текст хранится и воспроизводится в культуре и стимулирует порождение новых текстов, комментирующих, развивающих и даже опровергающих исходный.
Вполне очевидно, что проблема смыслового понятия такого понятия, как «смысл жизни» носит многоаспектный характер и рассматривать её с позиции с какой-нибудь одной отрасли знаний невозможно. Но и, кроме того не каждый человек посвящает свою жизнь научно-исследовательской деятельности. В тоже время многие задумываются: зачем и для чего нужна человеческая жизнь. Здесь ещё проблема состоит в том, что нужно не только обозначить проблему, но, и объяснить её простым и понятным языком.
Вот с моей точки зрения с этим блестяще справился выдающийся немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, Фридрих Ницше. Он задавал простые и внятные вопросы и давал на них ответы как-то: как узнать, что такое здоровье, не испытав болезнь? Нет, если живешь и чувствуешь себя здоровым – ты это знаешь? Но, как правило, не ценишь. Просто так есть – и хорошо. Но лишь заболев и выздоровев, ты начнешь по-настоящему ценить состояние здоровья. Чем серьезнее была болезнь – тем больше станешь ценить.
Общеизвестно, что жизнь человека делится на четыре периода – это детство, отрочество, юношество, зрелость и, наконец, старость. Конечно, данное разделение носит условный характер. Только нет ни каких сомнений, касающегося рассмотрения данного аспекта, в отношении того, что в жизни любого человека, что сравнение – это один из доминирующих факторов развития и совершенствования личности. Так, дайте для начала определимся, что означает данный термин. Согласно справочным источникам данный термин заимствован от латинского «comparatio», обозначающий сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку, название «Tertium» comparationis», то есть. третьему элементу сравнения.
Следовательно, исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что способность человека к сравнению, определяется уровнем её развития. Так процесс сравнения совершенствуется параллельно с развитием личности. В частности в первом основном периоде: от рождения до года у ребёнка формируется доверие к людям, нормальная привязанность к родителям, удовлетворение потребностей малыша, в том числе в общении.
Затем от одного года до трех лет начинается следующий важный период. В этот период у ребенка формируется самостоятельность, уверенность в себе. Родители должны помочь малышу почувствовать себя самостоятельным, то есть научить самостоятельно выполнять простые поручения. При этом важным фактором развития малыша является правленое развитие, чтобы у ребёнка не развивались аномальные моменты развития. То есть пассивность и безразличие к людям, вялость, отсутствие инициативы, инфантильности. К зависимости от родителей, от других детей, от взрослых. Развитие зависти. Отсутствие признаков полоролевого поведения.
С фактором сравнения ребёнок сталкивается впервые в дошкольном образовательном учреждении, раньше называли просто – детский садик. Там, встречаясь со своими сверстниками, ребёнок, с помощью родителей начинает сравнивать себя с другими детьми ка-то: у кого одежда красивее, игрушка интереснее и т.д. Отмечу, что с советское время на данные мелочи никто не обращал внимания, а сейчас совершенно другие ценности. Ничего не поделаешь, всё течёт и всё меняется, в природе и обществе, согласно диалектическому материализму, которому учили всех студентов в университетах, институтах СССР, вне зависимости от профиля.
Ну, а, когда ребенок начинает обучаться в школе, фактор аналогий, что называется, начинает работать в полную силу. Сопоставляются все, что окружает ученика как-то: уровень знаний, как одеваются одноклассники, кто из родителей, как сейчас принято говорить, «круче». Сравниваются модели сотовых телефонов и марки автомобилей, на которых родители привозят своих чад. Еще сопоставляются среди учащихся места летнего отдыха: кто был за границей, сколько было звёзд в отеле. Здесь отметим, что наше поколение этим не могла годиться в принципе, тогда у нас были другие социальные ценности, и имущественного неравенства не было. Но, чем дольше человек живет, тем сложнее и многограннее становится фактор сравнения.
Сегодня нет потребности получения в знаниях. Информатизация облегчила возможность их получения. Отсутствует правильная установка достаточно надавить кнопку. У человека цель одна – золотой телец, что является следствием развала СССР и отказа от традиционных российских ценностей как-то: справедливость, свобода, солидарность, самоограничение, патриотизм, семейные ценности, также других религиозных конфессий, которые находились на территории Российской империи, при этом мирно сосуществовали веками.
Ведь не случайно стрежнем коммунистической идеологии были: любовь к социалистической Родине, добросовестный труд, честность, справедливость, взаимное уважительное отношения в семье, дружба и братство между народами, забота и воспитание детей, непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству. То есть тогда было понятно, куда надо стремиться и с чем сравнивать. Тогда объектом сравнения был мировой капитализм, находившейся в последней стадии империализма, согласно марксистко-ленинскому учению. При этом, официальная пропаганда уверенно несла в широкие народные массы мысль, о том, что данное учение вечно, потому что оно верно.
Будучи свидетелем того времени, ваш покорный слуга ясно и чётко понимал, что социализм будет вечным, а потом наступит коммунизм, при котором наступит рай для всех. Вот проблема в том, что советский народ, находящийся, мягко выражаясь, в не очень хороших жизненных реалиях, стал понимать, а затем осознавать, что жизнь при социализме, которых в начале семидесятых годов стали называть развитым, не создавал социальных условий для лучшей жизни. При этом, кто уезжал за границу в качестве туристов или в командировки, рассказывали, что несмотря на эксплуатацию человека человеком, жизнь там гораздо лучше. При этом советский народ, победивший мировой фашизм, живёт гораздо лучше побеждённых, то есть сравнение не в нашу пользу. Здесь я хочу сделать ремарку в том плане, что сегодня в мировом и отечественном информационном пространстве немерено мнений, касающихся причин развала союза. У меня нет сомнений, что много высказанных точек зрения достаточно глубоко проанализированы и имеют право на существование. Но, по моему глубокому убеждению развал сверхдержавы произошёл из-за социально-имущественного неравенства между правящей элиты и простых обывателей. Просто народ стал сравнивать, как живет партийно-советская номенклатура и простой народ. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что различие было значительным. Наше поколение помнит льготы данной категории советских граждан: служебные дачи, спецобслуживание продуктами питания и другими товарами первой необходимости и т.д. и т.п. Иначе говоря, элита не соответствовало всему предназначению.
Ну, а после одномоментного разрушения Советского союза началась разруха, а также изменение социально-экономического жизненного уклада, что привело к переформатированию общественного сознания. При этом психодинамика развернулась на сто восемьдесят градусов. Так совершенно другими стали общественные взгляды, вместо духовности появился золотой телец, то есть стремление к обогащению любой ценой, то есть путем обмана, не гнушаясь лишения человека жизни. Тогда убивали ради получения денег, имущества, получения возможностей занять должности в структуре законодательной или исполнительной власти. Немаловажным фактом данной деструкции способствовала бандитская приватизация. Благодарить всё это «хорошее» следует Бориса Николаевича Ельцина.
Ваш покорный слуга, будучи свидетелем «лихих девяностых» помнит, когда зарплата выплачивалась, как при натуральном хозяйстве на предприятиях, выпускаемой продукцией: хлебозавод хлебобулочными изделиями, а пивзавод бутылочном или разливным пивом. Что касается врачей, учителей и других бюджетников, то зарплаты были миллионами и носили мы их, в буквальном смысле в наволочках от подушек. При этом повсюду разносились слухи о предстоящем голоде, поэтому народ кинулся получать земельные участки под дачи. Тогда с этим вопросом были огромные трудности, поскольку советское законодательство «приказало долго жить», а новое не было выработано.
Разумеется, фактор сравнения находился в другом контексте, мы вернулись в наихудшие годы дезорганизации и голода, которые продлились почти полтора десятилетия. В ту пору соотношение между богатыми и бедными было десять бедных на одного богатого.
Однако, начиная с 2011 года, по моему мнению, благодаря лидерству В.В. Путина, народ стал ощущать небольшое улучшение качества жизни благодаря ежегодной социальной поддержке наиболее незащищённых слоев населения, которая стала возможным из-за роста экономики. Прежде всего, в военно-промышленном комплексе, а затем и в сельском хозяйстве. Конечно, реально доходы граждан, были практически не ощутимы, но худо-бедно, образно выражаясь, граждане могли оставаться на плаву. При этом отмечу, что определённая часть бюджета отчислялась в фонд «Национального благосостояния» среди оппозиционных сил. Так партия коммунистов полагала, что нет необходимости копить деньги будущем поколениям, когда сейчас каждый четвёртый человек живёт в бедности.
Однако, начавшийся крымский кризис в 2014 году, существенно снизил повышения благосостояния народа, несмотря на заверения властьпредержащих. Их заверения относительно быстрой замены поставщиков заграничных партнёров экзотическими фруктами, одеждой, мебелью, одеждой и т.д. произойдёт безболезненно. Получилось, что «было гладко на бумаге, да забыли про овраги».
Рассуждая о феномене сравнения, нельзя не учитывать того, общество развиваются по законам, как объективного, так и субъективного развития. Так каждый исторический период имеет свои признаки как-то: саморегуляция, открытость, информационность, детерминированность, иерархичность, центрированность целостность, множественность структурность. Так нашему поколению значительная часть жизни пришлась на период социализма, при котором было отлично. Тогда главным параметром сравнения был капитализм, где было всё плохо и несправедливо.
Кроме того делая любое сравнение необходимо соблюдать единство оснований. Нельзя же сравнивать несопоставимые вещи. Вот, к примеру, сличая людей по социальному положению, можно сказать, что люди делятся, на толстых, рыжих, негров, больных, богатых и женщин. Здесь не могу восхититься тому, тому, как проще было вести сравнение или сопоставление, чего-либо во времена своей юности. А сейчас, следуя, так называем западным ценностям, есть родитель номер один и номер два и много, много чего дикого, но соответствующим этим «западенским» общественным ценностям.
К большому сожалению, нынешние социальные реалии показывают, что, несмотря на имеющиеся социально-экономические проблемы, уровень качества жизни людей у нас в стране улучшается – это факт, с которым вряд ли будет кто-то оспаривать, патологические случаи в расчет не берём. Ведь сегодня не такая уж маленькая социальная группа людей, живущих вполне себе сытых условиях, особенно в мегаполисах. Немало молодых людей, не знавших тягот и невзгод, которые приходилось переживать среднему и старшему поколению.
Ведь не случайно среди западных политологов и государственных деятелей, прежде всего США, высказываются «озабоченности по поводу «угрозы их национальным интересам», правда, фактов на этот счёт у них нет, но, это не обязательно. Достаточно выкинуть в информационное пространство всевозможных вымыслов на уровне бреда. При этом надо отметить, что многие принимают данную, с позволения сказать информацию, за истину последней инстанции, в том числе и нашей стране. Я имею в виду поедателей информационного мусора.
Кроме того в нынешней социальной реальности необходимо учитывать то, что США тратят около 20 млн. долларов в год на продвижение демократии в России. При этом хорошо информированные люди утверждают, что что 20 млн. долларов лишь официальные цифры, они стали известны в марте незадолго до президентских выборов в России. Эксперт раскрыл и механизм передачи средств:
«Дальше схема очень простая, их получают так называемые «фабрики мыслей» и дальше они переправляют их российским либеральным оппозиционерам, которые устраивают некоторые акции. Механизм этот отработан за многие годы. Получатели грантов тоже известны, это от правозащитных организаций до представителей российской внесистемной оппозиции. Основной заказ идет на критику существующего государственного строя, на поддержку Украины, на поддержку Польши и Прибалтики и системных изменений в стране.
Что касается самих сумм, 20 млн. долларов, то это весьма приблизительные и сильно заниженные данные:
«20 миллионов были выделены только перед президентской компанией, а на самом деле цифра намного больше. И вот эти деньги это только то, что выделил Госдепартамент США, а выделяют и другие американские структур ровно на тоже самое. И когда нам рассказывают про американскую демократию неплохо бы уточнить, сколько она стоит. И вот это финансирование – это безостановочный механизм, в России сотни НКО работают над этим каждый день. На постсоветском пространстве таких организаций десятки тысяч. К примеру, в Киргизии на семь взрослых человек приходится одно американские НКО, вы представляете уровень средств? Это десятки, может быть, даже сотни миллионов долларов ежегодно»1.
Исходя из этого, как мне представляется властьпридержащим необходимо срочно вырабатывать национальную концепцию защиты от информационной пропаганды от наших заклятых друзей, которая никогда не кончится, там (за океаном) всегда будут чувствовать себя плохо, когда России хорошо, то есть процесс будет длиться до морковкиного заговенья.
Мне представляется, что при помощи культуры, образования, и воспитания нужно сформировать стойкий иммунитет к этой грязи граждан нашей страны. Прежде всего, молодёжи, которая появилась в постсоветский период, особой нужды не знала, нормального школьного и вузовского образования не получила. Появившись на свет в эпоху цифровых технологий, ещё не научившись толком разговаривать, успешно двигает своими ещё не окрепшими пальчиками по смартфонам и другим гаджетам.
Поэтому с раннего детства у ребёнка нужно формировать главное – это трудолюбие. При этом подрастающий человек должен чётко и ясно понимать, что нужно не получают деньги, а их зарабатывают. Тогда, будучи личностью с формировавшимися жизненными взглядами, он будет и не только понимать, но и осознавать – что и с чем сравнивать.
1 Об этом подробно говорил журналист и политолог Армен Гаспарян в беседе с Nation News 20.12. 2016 г.