Сколько существует человечество, никому точно не известно, если только Всевышнему. Но, как мне представляется, вопрос о богатстве и его отсутствии был во все времена. Вот, если рассматривать данный феномен с точки зрения философии, как отрасли знаний, изучающей наиболее общие законы развития природы и общества, данное понятие. Это — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. При этом философы и философские школы, в своих учениях, развивали различные мысли и направления. Они в чем-то подобны, в чем-то разнятся, порой кардинально. Но, все философские учения принимают за точку отсчета стремление человека к познанию истины, то есть, его активность. К сожалению, в современном обществе, стала развиваться особая философия. Она не имеет ничего общего с классическими и новыми философскими течениями. Так в качестве примера можно привести квазифилософию лентяев. Людей, которые остановились в развитии на каком-то этапе и стали довольствоваться своим состоянием. Чаще всего, положение таких «философов» регрессирует. Но при этом, на кухнях, или за партией домино, произносятся такие философские речи в оправдание своей лени, что непосвященный может принять такие сентенции за чистую монету. И многие люди принимают такие оправдания.
Не вдаваясь в глубокие подробности, отметим, что в некоторые «постулатах» такой философии, отметим что адепты новой философии предпочитают грошовую оплату своего труда, но стабильную. такое отношение к жизни обусловлено неуверенностью философов бедности в своих силах и талантах. Они формируют теорию о том, что нужно получить престижное образование, то есть документ. Затем найти работу в государственной структуре (государство всегда относительно стабильно) и держаться за такую работу имеющимися конечностями. Таким философам не важно, что они занимаются нелюбимым делом, зачастую нудным. Им важно как называется должность для того, чтобы щеголять высокопарными словесами и поддерживать иллюзию благополучия. То есть — «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Присвоение пословицы дает возможность адептам философии бедности оправдывать боязнь перемен в жизни. Чем чаще повторяется мантра, тем дальше улетает журавль. Такие люди тратят много сил на убеждение себя в том, что риски окружающего мира их не касаются. Чем старше становится человек, тем чаще он прибегает к самообману. Он никогда не оставит «нажитое непосильным трудом», и не поедет в соседний город на новую интересную работу. Такой человек не откроет новое предприятие, он не будет интересоваться новыми направлениями науки, не захочет учиться в институте, чтобы обрести второе образование.
Кроме того, философы бедности имеют низкую самооценку потому, что им так удобней в своем футляре. Их перестают интересовать яркие впечатления от путешествий и полноценной жизни со всеми ее взлетами и падениями. Им чужда мысль о том, что широкие перспективы открываются только деятельным личностям, но не лентяям.
Вместе с тем философы бедности быстро теряют активность из-за того, что достигли минимума, который их почему-то устраивает. Даже если их благополучие подвергается опасности. Они ищут виноватого вместо того, чтобы искать ответы внутри себя.
Вдобавок философу бедности все и всё должны. Ему платят мало на работе. Его не ценят как личность или работника. Он претендует на высокую оплату всегда, даже после повышения. Он постоянно недоволен своим начальником. Однако, мысль о том, что он сам согласился на такое положение, ему полностью претит.
Более того те люди, которые живут по вышеперечисленным правилам, сосредотачивают свои силы и внимание не на том, как преумножить свое благосостояние, но на том, как сохранить те крохи, которые им перепадают. Такой человек будет идти в супермаркет с записной книжкой, и выписывать цены для сравнения. Он будет простаивать долгую очередь для того, чтобы получить субсидию или социальное пособие. Но не допустит мысли, что это время и силы он может использовать для того, чтобы работать над собой. В этом философу бедности поможет лень.
Конечно, рассуждая о данной проблеме, можно согласиться, что фактор бедности определяется исключительно субъективными условиями. В определённой степени в жизненной практике таких примеров немерено, Об этом я могу судить, исходя из своего жизненного опыта, о котором будет сказано выше. Но, как бы там ни было, бедность определяется ещё и объективной детерминантой. Одной из таковых является роль государства.
С учётом того, что ваш покорный слуга по своим убеждениям относится к постмарксистам, исходя из своего личного жизненного опыта, я изложу свою обывательскую точку зрения на рассматриваемую проблему. Так, если рассматривать философию с учётом общественно общественно-экономических формаций, то при первобытнообщинном строе общество не имело богатых и бедных, пока не появилась возможность иметь излишки продукта.
Ну а, что касается рабовладельческого строя, то здесь, как мы понимаем, о проблеме бедности, вообще, нечего обсуждать в принципе, поскольку рабы не были субъектом каких либо социальных прав и были просто рабочим скотом. Как бы цинично это не звучало, но данная социальная реальность в Мире существовала веками.
Однако нас учили в советские времена тому, что наша страна данную общественно-экономическую формацию миновала. Чему я всегда возражал, поскольку у нас, имело место быть, крепостное право. При этом отмечу, что крепостное право в России — существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином. В Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне подразделялись на категории: смердов, закупов и холопов. В царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку, официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года, и отменено 19 февраля 1861 года, императором Александром II Манифестом об отмене крепостного права и Положением о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. (Курсив мой, Ким И.А.).
Данный феномен можно объяснить тем, что Россия в 17 веке была страной, в которой продолжали господствовать средневековые черты в экономической и культурной жизни страны, и только благодаря гению Петра она смогла подтянуться до уровня развитых стран Европы. Но, строго говоря, наша страна, несмотря на как бы отсталость в культурно-экономическом плане, научила европейце мыться, а то всё духами заливались зловонные запахи.
Разумеется, вышеперечисленные подневольные сословия людей не имели никаких социальных свобод и занимались личным услужением в доме помещика – дворовых. Помещик мог отбирать себе в дворовые любых крестьян, кого хотел, так же, как и мог выводить из дома, сажая на землю, превращая в крестьян, любого дворового. Но обычно у помещиков служили уже целые поколения дворовых, потомственно выполняя свои обязанности. Их могли покупать и продавать. Об этом наше поколение знает из школьного учебника истории.
Между тем Россия, будучи великой страной в прямом и переносном смысле, как сказал Отто фон Бисмарк, Первый канцлер Германской империи: «Русские долго запрягают, но быстро едут». Наше государство, несмотря на отставание. Так значительная составляющая всех изменений во временной промежуток со второй половины XIX – начало XX века происходила именно в промышленном секторе, который составлял своеобразный «локомотив» всей экономики страны. Закрепление основных прав крупных собственников и происходящие изменения отразились на количестве промышленных предприятий в определённых отраслях: За 50 лет преобразований появилась и значительных успехов достигла нефтедобыча. По производству нефтяных продуктов Россия вышла в мировые лидеры со значительным опережением ближайшего конкурента США. Угольная и металлообрабатывающая промышленность в совокупности увеличили своё производство более чем 16 раз в сравнении с началом преобразований. Строительство железнодорожных узлов и развязок, а также организация централизованного дорожного обеспечения позволили надёжно связать разные уголки самой большой страны в мире. Самым значимым проектом царского правительства в этой сфере стало строительство Транссибирской магистрали, которая и поныне является самым протяжённым единым железнодорожным участком в мире; Зарождение химической промышленности, а также развитие станкостроения позволяли добиваться высоких темпов промышленного производства.
Исходя из этого, мне представляется, что Российская империя могла бы и дальше спокойно и успешно развиваться, если бы не вязалась в первую мировую войну. Но, история не терпит сослагательных наклонений – если бы, да как бы, с этим ничего не поделаешь, как есть, так есть. При этом следует отметить, что России было меньше всего выгодно вступать в эту мясорубку.
Война длилась четыре года, что способствовало глубочайшему социальному кризису и образованию нового экономического уклада, а также социальной и финансовой депрессии. С учетом моего советского воспитания, я по курсу истории отечества в общеобразовательной школе чётко знал, что тогда, как писал В.И. Ленин, наступил передел уже поделённого мира, и началась борьба за новое мировое пространство.
Для нас, советских людей, образ вождя мирового пролетариата был «светочем нашей жизни» есть такая песня. Тогда в каждой школе был музей Ленина В.И., где подробно изучалось его биография и на полках лежали его книги. Ваш покорный слуга был директором музея и наизусть знал биографию Ленской семьи. Помню столетие его рождения. Правда, будучи пятнадцатилетним юношей, я так ничего не понял и, вообще, я никак не мог осознать, как понимали написанное его современники, я имею в виду пролетариат. Тогда учителя по истории нам говорили, что рабочие и крестьяне были безграмотными1.
Рассуждая о социалистической модели государства с точки зрения простого обывателя, с точки зрения бедности, могу сказать, что все жили ровно, какого-то мощного расслоения на богатых и бедных не наблюдалось. При этом, строго говоря, богатых и обуржуазившихся становилось всё больше и больше их числа властьпредержащих. Я, конечно, не могу достоверно утверждать, как обстояло с данным вопросом сначала (1917-1941 г.г.) Но судя по книгам и кинофильмам к директору завода и секретарю райкома можно было попасть без проблем. Но уже, с пятидесятых годов прошлого столетия попасть на встречу становилось труднее, что означало процесс обюрокрачивания, то есть, чинуши и слуги народа становились всё дальше от народа. Они имели свое персональное обслуживание, которое предполагало прислугу и качественные продукты, заграничную одежду. При этом в своих речах всегда выступали от имени простых людей и говорили, что делают всё, чтобы народ жил лучше. Провозглашая цель – строительство коммунизма, где люди будут жить долго и счастливо.
Однако реалии показывали с точностью, всё наоборот. Так уже в начале 70х готов начался дефицит товаров первой необходимости как-то: продуктов питания, одежды, обуви, затем мебели и т.д. В 80Х началась тотальная нехватка всего и вся, граждане растаскивали с работы всё по винтикам и шпунтикам. Потом начались лихие девяностые, распался СССР и началась социальная катастрофа.
В середине восьмидесятых годов к власти пришёл М.И. Горбачёв, ныне здравствующий и приступил к развалу сверхдержавы. Он начал перестройку, которая превратилась в перестрелку. При этом всё время проводил политику западу во главе США сдачу государственных интересов, сыскав у этого запада глубокое уважение. Будучи человеком слабохарактерным, мягко выражаясь, он в своём окружении получил оппонента с более решительным характером, Б.Н. Ельцина, который благополучно его не только его выдавил из политического пространства, но и уничтожил союз. Так сотни миллионов граждан легли спать в одной стране, а проснулись в другой.
Проснувшись в новой реальности, общество оказалось напрочь брошенным государством. Каждый был предоставлен самому себе, началась всеобщая социальная деградация.
Будучи свидетелем этого кошмара, я помню, как все перевернулось с ног на голову. Так, практически все врачи, учителя стали челночниками, что означало возить баулы «шмоток» из Турции и продавать их на блошиных рынках. Очнувшись с этой дикой реальностью, люди сокращенные с заводов фабрик и пароходов, от безвыходности также бросились в торговлю. На ту пору повсеместно была картина, когда прямо на улицах много было желающих продать бутерброды прямо на асфальте, они были такими тонкими, что сквозь них была видна земля.
Тогда немыслимыми темпами сокращалось количество рабочих на заводах и фабриках и десятки тысяч людей были выброшены в никуда, а трудоустроиться, куда-либо вообще было некуда, разве, что в охранники. Остальные были продавцами или таксистами на своих личных автомобилях. Кстати, сегодня немало мест, где такая картина имеет место быть. Я имею в виду города, где население менее ста тысяч жителей. Ради справедливости отмечу, что данная проблема в моногородах решается.
Кроме того на ту пору были астрономические задержки зарплаты, это не преувеличение, мы помним времена, когда учителям и врачам положенные выплаты задерживались, сначала месяцами а потом годами. Памятны времена, когда учителя с врачами проводили митинги с требованием положенных выплат, а порой выходили многокилометровые марши в региональные столицы, чтобы провести митинги перед зданиями региональных властей.
Более радикальные формы протеста проводили шахтеры. Так они организованно выезжали в Москву собирались у здания министерства угольной промышленности и проводили многодневные митинги. При этом у них получалось, выражаясь современным сленгом, более креативно. Они сопровождали свой протест ударами касок об асфальт, что стразу привлекало внимание отечественных и зарубежных средств массовой информации.
Между тем, осуждая то время, нельзя не отметить, что называется вишенку на торте – это бандитскую приватизацию, при помощи ваучеризации. Такая форма преобразования собственности государственной собственности в частные руки, привела к обнищанию всего общества. Вот посудите сами всё, что создавалось всем народом, одномоментно было передано кучки людей, оказавшихся в определённое время в нужном месте. При этом качестве обмана, Правительством раздали ваучеры, которые, якобы являлись документом, удостоверяющим право на владение собственностью2.
Рассуждая о том периоде своей жизни «в лихих девяностых годах», я с большой долей уверенности могу сказать, что общественное напряжение тогда было на самом высоком уровне. Тогда соотношение между бедными и богатыми равнялось – один к десяти, то есть на одного богатого, приходилось десять бедных. Таковыми были официальные статистические данные. Хотя и без них было видно. Для этого можно было посмотреть на помойки, где было немало желающих их обследовать. Конечно, таковые есть и сейчас, но их значительно меньше.
Между тем, уровень бедности к началу 2000х годов несколько сократился не без помощи государства, прежде всего наиболее незащищённым слоям населения как-то: пенсионерам, инвалидам, неполным семьям. Только данная помощь носила, мягко выражаясь и грубо говоря, чисто символический характер. Все эти надбавки «съедались» инфляцией и люди продолжали сводить концы с концами. При этом безработица продолжала оставаться высокой. На ту пору на рынке труда были востребованы продавцы, охранники и рабочие строительных специальностей с мизерной оплатой, поэтому туда набирали гастарбайтеров. Было ещё трудоустройство вахтовым методом с приличными заработками, правда, было немало случаев обмана.
Однако отметим, что, несмотря на сложную жизнь, люди, которые были челноками, смогли встать на ноги, став индивидуальными предпринимателями, смогли подкопить немного денег, кто продал родительские квартиры, оставшиеся от советской власти. Вообщем стали жить немного лучше. Только те, которые смогли встроиться в рыночную экономику, продолжали испытывать трудности. Только одна ремарка, исходя из личных наблюдений. Вот граждане всегда жаловались на мизерные пенсии. Только мне было непонятно, когда бабушки и дедушки, имея такую пенсию, кормили птиц не крупами, а ломают огромные куски хлеба. Исходя из этого, получается, что понятие бедность приобрело иной смысл. Несмотря на не повышавшуюся покупательную способность.
Вполне возможно, что постепенно мелкими шагами люди тратили бы больше денег, поскольку меры социальной поддержки со стороны государства ежегодно индексировались, если бы не крымский кризис 2014 года. Мы помним, как наши заклятые атлантические и западноевропейские заклятые друзья на это среагировали. Реакция не заставила себя ждать. Так в отношении нашей страны были приняты экономические санкции, с целью разорвать нашу экономику в клочья. Вот только получился обратный эффект. Наоборот, благодаря нашим природным и людским ресурсам. Конечно, благодаря правильному политическому курсу, удалось сформировать эффективную экономику, способную создать мощные вооружённые силы, если не первыми по боеспособности и рентабельности, не первыми, но не вторыми точно.
На нынешнем историческом этапе, по словам В.В. Путина, у нас есть финансовые средства, способные обеспечить реализацию обеспечения социальных выплат гражданам, согласно принятым программам. При этом нет сомнений, что наша жизнь будет лучше, с точки зрения комфорта. Понятно, что властьпредежащие народу давали такие обещания неоднократно, я имею в виду наше поколение, когда нам обещали сначала построить коммунизм, потом развитой социализм, затем управляемый капитализм. Вообщем, обещаний было немерено, а жизнь практически прошла.
Между тем, как мне представляется, в сегодняшней далеко непростой короновирусный период политическим руководством страны принят реально-конкретный курс, направленный на улучшение жизни людей, а не социальных подгрупп. В пользу данного фактора, во-первых, у нас новое правительство, во-вторых наш Президент, имея огромный политический опыт, доведёт всё до логического конца. Понимаю, что все будут жить, как при коммунизме, где каждому по потребностям или полное благолепие. Я говорю не про глобальный, а бытовой уровень. Но всё равно жизнь наладиться, то есть будет лучше чем сейчас.
1 Я сознательно упускаю роль В.И. Ленина не только для нашей страны, но и для всего Мира. Об этом написано немерено, просто вагон и маленькая тележка. Сейчас отечественные историки, экономисты, социологи и политологи и просто диванные либерасты и иже с ними пишут много всего с разных позиций, отраслеслей знаний. Очень обидно, что сегодня нет отвественности за написанное и сказанное. Я к тому, что сегодня о Ленине написано много бредятины и всякого идиотизма. Как бы там ни было ему удалось в в периода коллапса, разрухи создать и начать строить модель государства, в котором решающая роль будет отводиться человеку труда, создающего материальные ценности.
Нет сомнений в том, что было много жертв и горя, но государство было построено. Только в силу сложившихся объективных причин. Я имею в виду невозможность выстраивания правящей элиты, способной развивать и совершенствовать идеологические и социальные изменения с учетом изменяющегося исторического момента реальности. При этом во многих государственных моделях стали появляться формы социальной защиты граждан, нуждающихся в социальной государственной защите.
2 Подробности упускаю сознательно, поскольку об этом сказано немерено.