Глядя на сегодняшнюю социальную реальность, с позиции бывшего советского человека, не перестаёшь разочаровываться в том, что вместо прогресса, сейчас идёт какой-то регресс. Давайте обратимся к реалиям нашей повседневной жизни. Начнём с тривиальных вещей. Вот в советские времена была плановая экономика, то есть от всех требовалось выполнение плана. Ради этой пресловутой цели, совершались приписки, бракованную продукцию выдавали за доброкачественную, одни и те же изделия пропускали по нескольку раз, организовывали пересортицу и др.
Потом наступили лихие девяностые, когда из-за границы к нам повалили в большом количестве сомнительные и недоброкачественные товары, но дешёвые. Тогда этим занимались, так называемые челноки. Это бывшие учителя, врачи, то есть бюджетники, тогда зарплаты у них были безобразно низкими, кроме того деньги задерживались целыми месяцами, а, то и годами.
Тогда шла сплошная разруха всего и вся, но все упивались свободой, помню, что торговля стала свободной, заводы и фабрики закрывались с молниеносной скоростью и весь освобождённый народ, кинулся торговать, кто, чем мог. Например, в больших городах можно было увидеть на улицах, прямо на асфальте, лежала газета, а на ней тонкий, просвечивающиеся кусок хлеба, а на нём, такой же тонкий кусок колбасы не очень аппетитного вида. Ещё по телевизору была реклама, где по воздуху летели «ножки Буша», их ловил дедушка вилами. Тогда народ ждал голода и вёл бои за получение куска земли. При этом, те, у которых была дача в собственности, правдами и неправдами, пытались выбить себе ещё один участок, чтобы не умереть с голоду.
На ту пору отогревало души рядовых обывателей появившиеся японские автомобили. Прямо все сгорали от любопытства. Особенно мужская половина населения, походили кучками и просили владельца открыть капот. Там было, что называется на грани фантастики, разноцветные провода, отсутствие запахов масла или бензина, автоматическая коробка передач, кондиционер, мягкие и регулируемые сидения. Тогда, такое удовольствие было по карману лишь избранным. Потом их стали называть олигархами.
Потом, благодаря этим японским автомобилям, я уж не знаю, сколько людей, получили возможность работать, а потом создать свой собственный бизнес. Так сначала многие мужчины стали перегонять машины из Владивостока и потом продавать, на стихийно организовавшихся автомобильных рынках. Они росли, как грибы после дождя. Автомобили были не новые, но для рядового обывателя, они вполне ещё эксплуатироваться достаточно долго. Ведь в сравнении с отечественными волгами и жигулями, они не шли ни в какое сравнение.
Затем помаленьку стали продаваться продавать авто без пробега по Содружеству Независимых государств (СНГ). Ну, а потом бизнес, по перегону машин начал растворяться, а потом исчез вовсе. Бизнесмены накопили средства и стали открывать автосалоны, и организовано привозить и продавать новые, не только японские, но и корейские, но и европейские автомобили.
Вспоминая мнение автолюбителей, я имею в виду свое социальное окружение, могу сказать, что японские машины были просто каким-то космическим кораблём. Там было столько всевозможных удобств, что советскому человеку было невозможно себе представить, даже во сне. Впечатляла приборная доска, очень красочно оформлена. Там показатели мигают разными цветами лампочек, рулевое колесо можно регулировать, чтобы выбрать более удобное положение. Передние сидения можно двигать, спинки так же подвижны, можно их привести в такое положение, чтобы передохнуть, если дорога длинная.
Своих товаров у нас не было по причине либеральной политики властьпридержащих, в том смысле, что зачем на свои товары, когда за границей уже есть. Да и делать мы ничего делать не умеем, за что не возьмись, всё топорно, некрасиво и отвратительно. Лучше пользоваться всем заграничным, чем опять тратить деньги, чтобы изобретать велосипед. Вот и покупали японские, корейские, германские, американские автомобили. Покупали магнитофоны, телевизоры, стиральные машины, да, вообще всё, что было необходимо в быту. При этом отмечу, что качество было вполне себе приличным и служило, эдак, лет десять, я исхожу из своего личного жизненного опыта.
Но, к большому сожалению, как-то незаметно и постепенно всё стало дороже, качество всё ниже. Понятно, что причин этому, весьма печальному явлению немало. Но, я назову две, с моей точки зрения, основные. Так, первое – перенос в нашу страну совместных производств, выпускающих иностранную продукцию. Например, совместных предприятий по сборке немецких, японских автомобилей. Нет сомнений, что данный шаг вполне полезный и оправданный потому, что появляются рабочие места. При этом зарплата вполне себе приличная. Появились предприятия и по сборке стиральных машин, ну и много чего другого. Однако качество выпускаемой продукции на нашей территории существенно понизилось. Вот, если раньше импортные машины работали как часы, что называется, то теперь приходится менять часто, то фильтры, то ещё чего-нибудь.
Второе, понижению качества предметов импортной техники послужило переориентация политики мирового производства в целом. Сейчас не ставится цели долгосрочного использования выпускаемой продукции на её использования целыми десятилетиями. Наоборот, чем быстрее выйдет из строя, тем лучше. Здесь, выгода в том, что появляется работа для, повсеместно созданных сервисных центров, осуществляющих сопровождение и ремонт. Кроме того, ведётся мощная повсеместная пропаганда о моральном старении автомобилей и предметов бытовой техники.
Вполне очевидно, если наше поколение, воспитанное в рамках плановой экономике советской идеологии помнит, когда, семьи, купившие первые Жигули, их называли копейка, эксплуатировали их десятилетия, то сейчас наоборот, покатался годик или два, покупай новую, более современную и удобную с новыми опциями и гаджитами. При этом такой, с позволения сказать, тренд распространяется ну, буквально всё. Правда, здесь оговорюсь, есть вещи, так сказать, долгоиграющие, скажем телевизоры. Более-менее долго служат холодильники.
Ну, всё остальное, необходимое в быту как вскорости выходит из строя, я имею в виду электроплиты, стиральные машинки, утюги, пылесосы, даже такая мелочь, как крышки на унитаз. Вообщем все приходится менять, а за новое больше платить. Только беда в том, что доходы с более высокой скоростью падают. Унас сейчас стало печальной реальностью, что бедными становятся люди, которые получают зарплату ниже прожиточного минимума – это парадокс, не правда ли.
Получается, что, несмотря на бесконечные обещания повышения качества жизни народа властьпридержащих, жизнь не становится лучше, для большой части нашего народа. При этом, существенно подрывается вера общества на её улучшения из-за отсутствия понятной и внятной стратегии постановки цели экономического развития на определённый срок, с конкретными задачами, которые должны быть инструментами по достижению данной цели.