Нынешнее скоротечное и во многом весёлое время, наблюдается столько противоречивых моментов, которые простому человеку просто невозможно ни понять, ни осмыслить. Так сейчас с телевизоров, радиоустройств, в газетах говорят и пишут, что качество жизни людей у нас в стране улучшается. В качестве аргументов выкладываются статистические данные, такие как: повышение зарплат, пенсий, пособий наиболее незащищённым слоям населения. Рассказывают о повышении покупательной способности значительной части населения.
Нередко показывают в телевизорах отчёты депутатов перед Президентом страны, где всё в ёлочку, извините за нелитературность выражения. Отчитывающиеся губернаторы докладывают, что увеличивается зарплата бюджетников, согласно майским президентским указам, больше строится жилья, практически заканчивается работа по ликвидации ветхого и аварийного жилья, увеличивается число граждан желающих взять потребительские и ипотечные кредиты. В регионах больше стало представителей малого и среднего бизнеса. И, наконец, в регионах, которыми руководят главы субъектов, вполне себе приемлемые цены. При этом в качестве критерия в качестве сравнения сравниваются статистические данные нынешнего и прошлогоднего периода. Данный показатель широко использовался во времена СССР. Тогда всё руководители заводов, фабрик, школ и больниц всегда рапортовали на партхозактивах, что показатели выше аналогичного периода прошлого года. Но самое главное, как сейчас, так и тогда подсчёт предполагал среднестатистические цифры. Образно выражаясь, средняя температура по больнице, составляет 36,6%, что соответствует государственному медицинскому стандарту.
Отсюда можно сделать вывод, что всё, в общем и целом вполне себе соответствует. Здесь следует отметить, что наше поколение, жившие в СССР длительное время, привыкла таким аморфным категориями. Тогда официальная пропаганда вещала о том, как великий советский народ живёт хорошо весело и счастливо. Относительно веселья могу согласиться, особенно в эпоху Л.И. Брежнева, когда все пели, пили и плясали и жили ровно. Ну, а после стало не до плясок и песен: появился дефицит, который впоследствии стал тотальным. Говоря иначе, на всего и вся.
Рассуждая о реальном и частном, я хочу обратить внимание на то, что, пожалуй, впервые за всю новейшую историю на таком высоком Правительственном уровне было отмечено. Так Заместитель Главы правительства по социальной политике О.Ю. Голодец заявила об уникальном явлении — в социальной сфере — работающие бедные. То есть о работающих людях, получающих зарплату 7,5 тысячи рублей. По словам вице-премьера, власти должны решать эту проблему вместе с бизнесом. Она призвала обратить внимание на те предприятия, сотрудники которых получают зарплату ниже прожиточного минимума.
Вот, лично мне очень нравиться, что властьпредержащими, наконец, признано, что в нашей стране есть такая социальноуязвимая группа населения. Но, с другой стороны, очень обидно, что сейчас у нас стало модным трендом заниматься обозначением «узких» негативных социальных проблем. Так общественное объединение Общероссийский Народный фронт (ОНФ) при встречах с Президентом рассказывает о выявлении нарушений в зонах опережающего развития, коррупционных схемах в строительстве дорог федерального уровня. Сетуют на бездействие региональных и муниципальных структур в реализации майских Указов Президента 2012 года.
Меня, как рядового обывателя, возмущает то, что они, члены ОНФ, являются депутатами Государственной Думы, то есть специальными субъектами, обладающими рычагами воздействия на исполнительную власть по устранению имеющихся недостатков. С моей точки зрения, с учётом этого, они должны докладывать высшему должностному лицу государства не только о выявлении, но и о мерах по их устранению и не допущении подобного в будущем.
Я веду к тому, что госпожа Голодец О.Ю., должна не только обозначить проблему, чтобы о ней сказать и, что надо искать пути решения совместно с бизнес сообществом, было бы желательно, чтобы она высказала конструктивные предложения, направленные на решения данной проблемы.
Рассуждая о проблеме реального и частного, в контексте социальной защиты социальноуязвимых групп населения, необходимо сделать акцент на улучшение жизни конкретно взятого человека. Кстати, В.В. Путин обращал на это внимание в одном из своих недавних выступлений. Здесь отметим, что число этих граждан у нас имеет тенденцию к росту. Дело в том, что вследствие кризиса, связанного с внешними факторами, немало найдётся людей, которые потеряли работу и трудоустроиться просто не могут.
Здесь позволю сделать лирическое отступление по данному вопросу. Я слушал и смотрел радиостанцию «Вести ФМ», где Соловьёв В.Р. эмоционально обсуждал проблему трудоустройства. Он эмоционально отвечал на СМС слушателя, где делал акцент на то, что сам гражданин должен предпринимать какие-то шаги, чтобы трудоустроиться и содержать семью. Для этого нужно встать на учёт в центр занятости, переучиться на другую специальность. Всё правильно, только в этих центрах занятости вакансии, для людей с высшим образованием просто отсутствуют. Нужны каменщики, отделочники водители электротранспорта. Я, конечно, могу судить в рамках своего региона. При этом зарплаты там, на уровне или выше раза в два, прожиточного минимума, то есть не выше 15 тысяч. Для меня показательно, что Соловьёв В.Р. потом отметил, что когда он был без работы, как многодетный отец, то ему помогал трудоустроиться Сам В.Ф. Жириновский, видимо, ему не пришлось переучиваться.
Между тем, в нынешнее время реально трудоустроиться можно продавцом, охранником, курьером, расклейщиком объявлений и таксистом. Только зарплаты там, на уровне прожиточного минимума или чуть-чуть больше. Правда, выставляют привлекательную зарплату водителям такси от тридцати тысяч и более, «Яндекс-такси» аж сто тысяч. Но, ссылаясь на свой опрос своего социального окружения, я могу с большой долей вероятности констатировать, что 100 тысяч реально не заработаешь, самый высокий заработок за месяц 55 тысяч рублей, но для этого нужно сутками крутить баранку. Короче говоря, ситуация непростая.
Тем временем нынешняя социальная реальность значительно усугубляет жизнь не только данной категории граждан, но многодетным семьям, одиноким матерям, инвалидам, пенсионерам, у которых размер пенсии не превышает десяти тысяч, семьи, потерявшие кормильца. Я к тому, что социальных государственных выплат данным группам катастрофически не хватает. Ну, посудите сами, выплаты устанавливаются раз в год в несколько сотен рублей, а цены на продукты, мебель, электроприборы, практически ежеквартально. Так придёшь в магазин, то хлеб на руль дороже, молоко на полтора рубля, овощи и фрукты повысились в среднем на два с половиной рубля. Кроме того, несмотря на строгую регламентацию, появляются платные образовательные услуги. Ну, а платных спортивных или каких-нибудь других секциях говорить не приходится. Например, хоккей или хореография, там ещё на инвентарь нужно потратиться и.т.д. Добавим сюда раз в год повышение коммунальных услуг. Ёще, если сюда приплюсовать кредиты потребительские и потребительские, то финансовое обременение в таких семьях просто не подъёмно.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что количество граждан в нашей стране, живущих на уровне и за чертой бедности устойчиво увеличивается. При этом её решение требует комплексного и системного подхода. Вполне очевидно, что однозначного ответа на вопрос: как её решить нет и быть не может. Хотя бы потому, что официальная статистика и обывательский взгляд находятся в разных плоскостях.
В связи с этим Правительство, как можно скорее должно найти оптимальный вариант её решения. С моей точки зрения, власти и бизнесу изучить свои возможности помощи социальноуязвимым слоям населения, как сейчас модно говорит в рамках социально-государственного партнёрства. Так Правительство должно проанализировать действующие программы оказания помощи малоимущим гражданам. При этом нужно добиться, чтобы эта помощь доходила до получателя. Для этого необходимо на муниципальном уровне точно определить количество граждан, нуждающихся в финансовой или другой поддержке и какие виды услуг необходимы. Затем определится с уровнем льгот (федеральные, региональные или муниципальные, если таковые есть). Затем эти данные передать региональным властям, а те в свою очередь, должны проверить и передать их на федеральный уровень.
Полагаю, в качестве первоочередного шага можно запустить пилотный проект в нескольких субъектах федерации. Конечно, если сильно захотеть, то решение можно найти. Ведь сколько сейчас в государственных копаниях чиновники живут, как выразился Президент: «нескромно». Сколько ежегодно Счётной Палатой выявляются случаев нецелевого или вовсе не освоения, выделенных финансовых средств. Да много чего другого можно найти, где государственные финансы расходуются для личного обогащения чиновников, а миллионы граждан еле-еле сводят концы с концами.