КАК УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ?

Сегодняшняя мировая социальная реальность, обусловила в нашей стране острую необходимость обеспечения и формирования учебно-воспитательного процесса детей, как главенствующего фактора формирования будущего. Иначе социально-культурный фонд будет просто потерян. Понятно, что реализация и достижение поставленной цели – это не единовременный акт, а процесс, предполагающий много времени. При этом простых решений тут нет. Кроме того актуальность данной проблемы сегодня, вызвана увеличением случаев девиантного агрессивного поведения, среди детей подросткового возраста, связанного с неприязнью к родителям, одношкольникам и животным.

В этой связи, мне хотелось бы поделиться мыслями, решения данной проблемы, с точки зрения рядового обывателя. Так, размышляя, о совершенствовании учебного и воспитательного процессов. Я хочу отметить, что государственная политика имеет тенденцию к совершенствованию. Но, тем не менее, мне думается, данный процесс нуждается в некотором совершенствовании с точки зрения законодательного регулирования. Так ныне действующий закон. Так Законодатем внесены существенные дополнения как-то: лицеи и гимназии сравняли со школами! Закон об образовании содержание своих статей направляет на то, что деления на типы образовательных учреждений теперь не будет, все учебные заведения среднего образования будут считаться школами. Если до вступления в силу закона обычные школы в отличие от лицеев и гимназий не имели права на реализацию специальных программ, то теперь им доступен требуемый населением полный набор образовательных услуг. Так что, слова «гимназия» и «лицей» останутся лишь в названии учреждения, а по сути это будет та же самая школа.

Кроме того, закон об образовании российской федерации определил понятие индивидуального графика учебы. Это значит, что есть возможность составления индивидуального графика посещения учебных занятий тем ученикам, кто не имеет возможности регулярно ходить в школу. Сие актуально, для учеников, серьезно занимающиеся спортом и отсутствующие в школе на момент проведения соревнований; учащиеся музыкальных школ, отбывающие на гастроли; дети, переводящиеся из одной школы в другую и уже прошедшие материал, который только предстоит изучать в новом классе; учащиеся, не способные по состоянию здоровья регулярно посещать уроки в школе.

Имеет большое значение то, что в законе устанавливаются уровни общего образования. Это дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

Не менее значимым фактором является закрепление в законе понятию типов образовательных организаций, соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Существенное значение имеет закрепление в законе такого понятия, как типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы. Так законодатель определяет следующие типы образовательных учреждений:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Перечень преимуществ в данном законе можно продолжать и дальше. Только, как мне представляется, что недостатком этого нормативного документа, является отсутствие классификации субъектов, обеспечивающих дошкольное и среднее образование. (Высшее образование затрагивать не будем – это отдельная тема). Так ч. 4, п. 2, 3. 4. ст. 10 закона определяет, уровни образования.

  1. Начальным является дошкольное образование. В законе определены цели образовательных организаций, это осуществление деятельности по образовательным программам дошкольного образования, и присмотр и уход за детьми. С такой формулировкой трудно не согласиться.

Однако, по моему мнению, здесь необходимо добавить, что дошкольное образование осуществляют детские образовательные учреждения (детские садики). Осуществлением дошкольного образования с детьми нестабильной психикой и иными заболеваниями, не позволяющими находится в детских дошкольных учреждениях, возлагается на специальные медико-социальные учреждения.

Вызывает определённое несогласие правовое регулирование среднего образования. Так согласно закону пунктов 3, 4 ст. 10: основное общее образование, среднее общее образование возлагается на общеобразовательные учреждения, то есть школы. Всё правильно, но мне представляется, что здесь законодатель должен чётко определить виды субъектов.

Я веду к тому, что сейчас на практике уже выявилась определённая классификация образовательных учреждений, обучающих детей с учётом их интеллектуальных особенностей и социального положения их родителей. Так сейчас появились кадетские корпуса, мариинские гимназии, суворовские училища.

Вполне очевидно, что данные учебные заведения нацелены на обучения и воспитания детей, которые составят будущую элиту нации нашего государства. Они углублённо изучают гуманитарные и точные предметы. В качестве дополнительного образования, они изучают музыку и хореографию. Стало быть, сюда должны поступать одарённые дети. При этом не обязательно богатых родителей. Здесь учащимся необходимо прививать желание служить Родине. Кроме того для способных ребят должны быть гимназии, желательно при каком-нибудь университете, чтобы ВУЗ имел возможность качественного пополнения своих абитуриентов.

Ну, а для обыкновенных детей, вместо существующих общеобразовательных школ, должны быть образовательные центры, учитывающие интеллектуальные, медицинские и социальные показатели учащихся. Эти образовательные центры должны быть трёх категорий:

  1. Образовательные центры с общим уклоном.

  2. Образовательные центры с профессиональным уклоном.

  3. Образовательные центры коррекционной педагогики.

Так первую категорию должны входить: кадетские корпуса, суворовские училища, мариинские гимназии, гимназии, где с углублённым изучением гуманитарных или точных дисциплин и, наконец, образовательные центры общего типа. Иначе говоря, просто школы.

Вторая категория – это центры, при которых должны быть учебно-производственные комбинаты, где детям, которые на получение профессии, имели возможность после получения общего образования, могли получить специальность. К большому сожалению, законодатель исключил такое понятие, как «начальное профессиональное образование», что, по моему глубокому убеждению, сделано преждевременно. Ведь, сегодня на рынке труда очень востребованы рабочие специальности, особенно в строительстве, являющемся одним из драйверов экономики: отделочники, каменщики и др. Не менее дефицитны рабочие специальность и сельском хозяйстве: механизаторы, операторы машинного доения. Кроме того в городах не заполняются вакансии водителей электротранспорта и автобусов.

А было бы совсем неплохо, если бы учащиеся после получения общего образования получили специальность, могли трудоустроиться, немного поработав, стали повышать уровень своего образования в техникумах, а затем в институтах, академиях, университетах.

На мой взгляд, необязательно каждого ребёнка мотивировать на получение высшего образования. У нас сейчас косой десяток примеров, когда студенты в ВУЗАХ получают не образование, а диплом, потом работают продавцами, типа менеджеров.

Третью категорию должны составлять образовательные центры для учащихся, отстающих в интеллектуальном, психологическом и физическом развитии. В эту же категорию должны быть включены центры для детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, воспитывающихся в неполных и недостаточно обеспеченных семьях. При этом надо отметить, что в настоящее время имеют место быть коррекционные школы для детей, у которых есть задержка в развитии. Но, вместе с тем, опять-таки, к большому сожалению, во всяком случае, в нашем регионе, были ликвидированы школы-интернаты, и воспитанники стали учиться в общеобразовательных школах. Такое решение, в большей степени, принято из-за недостатка финансовых средств. Вместо этого создали детские дома. Я не проводил специальных социологических исследований, но исходя из анализа информации на уровне личного социального окружения, могу сделать вывод, что от этого лучше не стало. Разумеется, есть и другие мнения.

Сейчас приходится наблюдать, как вся деятельность детдомов сводится к созданию материального благополучия воспитанников. Иногда приходится присутствовать или по телевизору смотреть репортажи, где показывают, как многочисленные спонсоры отчитываются о количестве сделанных подарков. Вне всякого сомнения – это замечательно.

Но, тем не менее, как мне представляется, глядя со стороны, такое спонсорство приводит к однобокому воспитанию, формирующему иждивенчество. Иначе говоря, дети ставятся полноценными членами общества потребления.

Для коррективизации данного процесса, как было отмечено выше, необходимо создание специальных центров. Эти центры должны быть направлены решения двуединой задачи – обучение и воспитание. Понятно, что реализация создания таких моделей центров, не единовременный акт, кропотливая системная работа.

Полагаю, что база для этого есть, я имею в виду материальную базу бывших школ-интернатов. Конечно, прошло немало времени, но учебные и спальные корпуса возможно остались. Во всяком случае, есть с чего начать. Но, по большому счёту, необходимо создание стандартов, для такого рода центров, где обязательно должны быть такие помещения как: столовая, актовый и спортивные залы, плавательный бассейн, учебные и производственные мастерские.

Образовательная деятельность в данных центрах должна начинаться с дошкольной подготовки, куда должны быть переведены дети из домов ребёнка. Для этого нужен отдельный и изолированный блок.

 Наблюдая за процессом образования, у меня сложилось устойчивое убеждение в том, что в ныне действующих детдомах, отсутствие родительского тепла компенсируется комфортом и это все правильно. Но без чувства коллективизма, сопричастности общему делу, невозможно создать атмосферу теплого детского коллектива.  

На мой взгляд, это создает здоровую атмосферу детства как условия формирования не очень нормального со здоровой психикой человека. Там царит дух, как сегодня принято говорить аутсорсинга. Иначе говоря, излишне опекают, что в свою очередь, формирует иждивенчество. Здоровые чувства самосохранения держат в дремлющем состоянии. Если тебя все детство и отрочество опекали, то никакой кабинет или квартира самостоятельной жизни, как нам объяснили, не поможет. Дети выйдут в самостоятельную жизнь безоружными неумехами.  К великому прискорбию, сегодня таких примеров косой десяток.

Размышляя над проблемой образовательной деятельности, я понимаю, что для этого нужны финансовые, кадровые и организационные ресурсы. При этом надо чётко понимать, что образование – это не услуга, а важный социальный процесс, направленный на формирование будущего общества.

Вполне очевидно, что в рамках одной статьи невозможно осветить все грани такой широкой остросоциальной темы. Да, и такая цель не преследовалась. Вот, только для меня, как бывшего криминолога и правоведа, волнует вопрос о детях, совершивших правонарушения, не достигших возраста для привлечения к юридической ответственности. Здесь тоже нужен не только специальный субъект, но и правовая база, об этом надо хорошо подумать, прежде всего, нашим законотворцам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *