Время неумолимо идёт вперёд, и вот опять скоро будем избирать органы представительной власти, начиная с муниципальных и, кончая самыми главными – федеральными. Здесь всегда стоит самый главный вопрос – идти или не ходить, всё равно выберут без меня, чего время зря тратить. Дилемма весьма не однозначная и всегда вызывает много дискуссий везде: у обывателей, учёных, представителей правящих элит и др.
В большей степени, как мне представляется, верят в выборы люди старшего поколения, то есть те которым сейчас 55 и выше. Это связано с тем, что совкого менталитета верят власти и надеются на улучшения их собственного благосостояния. Собственно, не смотря на имеющиеся у власти сложности, такое имеет место быть.
Вспоминая свои первые выборы, когда мне исполнилось 18лет, мне вручили подарок, правда, уже не помню, что там было, но при вручении говорили о моем конституционном долге выбрать власть. Разумеется, на ту пору выборы носили чисто ритуальный характер. Собственно в избирательном бюллетене была одна безальтернативная фамилия, заранее согласованного кандидата, означающая нерушимый блок коммунистов и беспартийных. Необходимое количество голосов на каждом участке, должно быть не менее 98%, которое неукоснительно собиралось. Способ был тривиально-простым: члены избиркомов, после закрытия участков, сами расписывались в ведомостях и сбрасывали в урны необходимое количество бюллютений.
Другое дело постсоветское время: всё перевернулось с ног на голову. Свалившаяся, как гром среди ясного неба, демократия, а по сути, вседозволенность, вывела на широкую дорогу выборности всех. В лихие девяностые годы в депутаты всех уровней рвались все, кому не лень: новоявленные русские-олигархи, бандиты, представители мыслимых и немыслимых партий, многие из которых были просто однодневками. Говоря иначе, выборы были цирком на конной тяге. Ну а, что вытворяли Законотворцы на заседаниях, которые транслировались в прямых эфирах – ни в сказке сказать, ни пером описать.
Однако, тем не менее, всё устаканилась и, что называется, встало на круги своя. Так в результате совершенствования избирательных правовых норм появились парламентские партии, в полнее себе вменяемые, парламентарии стали более культурными и перестали устраивать потасовки. К счастью отпала необходимость создавать парламентскую полицию, но клоуны есть и по сей день.
Но неизменным во все постсоветские времена, одно остается неизменным – это приходить на выборы и выполнить свой конституционный долг. При этом делается убедительное добавление, что твой голос очень важен, от этого зависит будущие страны. Если не проголосовать, тогда и нечего жаловаться на жизнь.
Я, как гражданин с активной жизненной позицией, за всю свою жизнь не пропустил ни одних выборов. Наряду с этим, как мне представляется, я выбирал себе достойного депутата, губернатора и, в конце концов, Президента. Тем временем моя супруга считает, что целесообразно ходить только на выборы Президента страны, остальные выборы, просто пустая трата времени. Получается, что конституционный долг исполняется не в полном объеме. С этим трудно поспорить. В то же самое время, качество нашей жизни, было и остаётся одинаковым. Получается, что всё зависит от первого лица государства. Ведь не случайно некоторые медиа называют его по-разному: кто царём, кто диктатором, кто авторитористом. Даже термин появился, что в России «Путинизм», правда, значение данного понятия не выработано, видимо, не кому или некогда.
Теперь давайте порассуждаем о выборах депутатов, как о субъектах не только законодательной, но и представительной власти, с точки зрения обывателя. Вот давайте начнём с выборов в органы местного самоуправления, которые самые близкие к народу. Как сказал В.В. Путин эти органы, находятся на настоянии вытянутой руки от народа. С этим, конечно, не поспоришь. Дотянуться можно, только результат минимальный. Посудите сами: депутаты городских, районных и поселковых советов, в подавляющем большинстве, работают на общественных началах, то есть бесплатно. Стало быть, особого желания исполнять свои желания, мягко выражаясь, не испытывают.
По моим ощущениям, полагаю, что и на самом деле имеет место быть, они избираются, чтобы помочь себе любимым. Например, защитить свой бизнес от навязчивых проверок контролирующих органов или рейдерства. Поэтом у них запала хватает, от силы, на год. Да и инструментов должного воздействия, по реализации наказов избирателей, у них просто нет. Они могут сделать депутатский запрос руководителям властных исполнительных структур, на который они могут, в лучшем случае, получить формальный ответ. Например: Уважаемый, Семён Аркадьевич! Нами рассмотрен ваш запрос. Изложенная в проблема актуальна. К большому сожалению, из-за отсутствия финансовых средств, приступить к её решению не представляется возможным. После поступления финансовых средств, данный вопрос будет рассмотрен. С уважением… Вот, как-то так. Но могут и не ответить.
Несколько иная ситуация в законодательных органах регионального уровня. Здесь больше депутатов, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, то есть за деньги, что позволяет более углублённо проводить работу по совершенствованию нормативно-законодательной базы региона. Мне, как активному потребителю новостей, всегда приятно смотреть, как наши краевые законодатели разрабатывают нормативную базу, рассматривают актуальные вопросы правоприменительной практики на заседаниях комитетов и комиссий, выезжают в деревни и села, для того, чтобы провести выездные совещания. Ну, просто глаз не нарадуется, как всё замечательно: на животноводческих комплексах сверхтехнологическое, современное оборудование, все ходят в стерильных белых хатах, просто картинка.
Однако при общении с селянами воспроизводится совсем другая картина. Так фермеры говорят, что им больше обещают, а делают просто ничтожно мало. Там, где были депутаты, это показательное хозяйство, таких в крае, от силы один, может быть полтора на район. Народные избранники, в основном руководители хозяйств или крупные фермеры, которые больше всего помогают себе, а всем остальным потом, по остаточному принципу. Депутатское сообщество в основном в кабинетах или на сессиях, поэму живое общение с гражданами, их избравшими, сведено к минимуму. В основном походя или на ходу, то есть встречи на ногах. В основном рекомендуют письменные обращения. При этом принципиально вопросы не решаются, основная причина отказа, как правило, отсутствие либо нехватка финансовых средств.
Совсем другое дело быть депутатом Государственной Думы, здесь зарплата побольше будет, да и горизонты более широкие. Потом известность более широкая, правда, желающих много, соответственно, конкуренция выше.
Вне всякого сомнения, Государственная Дума, как законодатель страны принимает немало законов, необходимых для регулирования общественных отношений в стране. В настоящее время укрепилась связь депутатов с правительственными структурами, что способствует повышению качества правоприменительной практики в целом. Только, на мой взгляд, было бы правильным для практики их реализации, если есть в этом необходимость, сразу подготавливать аппарату правительства подзаконные документы. А, то плохо, когда закон выйдет, а инструкция по его применению не готова.
Не может не радовать феномен, того что от созыва к созыву в законодательных наших законодательных органах повышается культура депутатов, что, на мой взгляд, повышает интеллигентность народных избранников. Правда, если не считать предвыборный период, где подавляющая часть кандидатов старается показать себя как можно глупее. Просто непонятно зачем и для чего это. Видимо, в этом есть какой-то глубокий смысл, который нам, обывателям, просто не понять.
Ну ладно бы в период избрания, такое ещё терпимо. Но мне никак не понять, зачем депутатам высокого уровня по центральным телевизионным каналам, нести откровенную чушь. Как хочется заткнуть рот этим широко известным людям. Хотя, с точки зрения логики, это можно объяснить ещё не созревшим культурно-гинетическим кодом нашего общества. Несмотря на то, что уже на протяжении последнего пяти лет мы возвращаемся к национальному культурному контексту, чтобы как можно скорее избавиться от, как называемой западной демократии, то есть от вседозволенности, которая ведет к абсурдному поведению людей первобытнообщинного строя.
В связи с этим, как мне представляется, что лица, которым доверено стать законодателями, должны своим личным поведением формировать у нас, обывателей, культуру поведения своим личным примером путем безукоризненного отношения к своим должностным обязанностям, а также соблюдением морально-этических норм.
Лично мне, как обывателю, от депутатов всех уровней представительных органов нужно только одно – исполнение моих наказов, которые помогут лично мне и другим лучше жить. Ну, а для этого, по моему глубокому убеждению, должна быть реализована моя идея, которую я предлагаю с 2007 года, чтобы не быть голословным, я скопирую статью газеты г. Красноярска «Городские новости» от 16.10.2007 | №1663 «…сейчас наступает новый этап работы представителей депутатского корпуса всех уровней, и в первую очередь муниципального парламента. Ведь городской Совет наиболее близко стоит к избирателям и решает не глобальные, а самые насущные повседневные проблемы. В вашем отчете есть ссылка на то, что вопросы, касающиеся улучшения качества жизни жителей района, нужно решать в комплексе со своими коллегами, “а не тянуть одеяло на себя”. На мой взгляд, целесообразно приступить к изучению вопроса о деятельности всех депутатов — от городского Совета до Государственной думы — в рамках системного подхода, на основе программ социального и экономического развития региона”. Далее Иван Арионович предлагает депутатам всех уровней отчитаться о своих конкретных делах. К примеру, каким образом представитель края в Государственной думе решает проблемы строительства метро в Красноярске? Или как депутат Законодательного собрания разобрался с вопросом создания молодежного центра в новом микрорайоне? А народный избранник из городского Совета даст информацию о своем участии в благоустройстве детской площадки и двора в Черемушках…
По мнению председателя Красноярского городского Совета Владимира Чащина, такие предложения представляют большую ценность.
— Мы обязательно направим это письмо своим коллегам в Законодательное собрание и Государственную думу, — отметил Владимир Федорович. — Надеюсь, депутаты всех уровней заинтересованы в совершенствовании своей работы». Но это обращение приняло вялотекущий процесс, растянувшейся на долгие годы.
Но я оптимист и надеюсь, что мои пожелания когда-нибудь сбудутся, если уж не в этой жизни, то точно в следующей.